Девиантное поведение в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – отразить психологический портрет личности в период пубертата и проблемы ее социализации. В практической части объединить выводы первых двух глав на примере исследования типичного портрета подростка-самоубийцы.
Объектом исследования является подросток.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Психологический портрет подростка в современных условиях…….. 5
1.1.Проблемы социализации 7
1.2. Влияние семейного воспитания на формирование характера подростка 9
1.3 Образ тела 14
Глава 2. Основные проявления девиантного поведения подростка 17
2.1. Протестное поведение 20
2.2. Имитационное поведение 21
2.3. Компенсационное и гиперкомпенсационное поведение 21
2.4. Эмансипационное поведение 22
2.5. Группирование 23
2.6. Делинквентность 25
2.7. Бродяжничество 26
2.8. Суицидное поведение 27
2.9. Ранняя половая жизнь 29
Заключение………………………………………………………………………. 30
Список использованной литературы…………………………………………... 32
Приложение……………………………………………………………………… 33
Обработка результатов………………………………………………………… 47

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 620.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Художественно-графический факультет

Кафедра дизайна

 

 

 

Чернявская Анна Александровна

Курсовая работа

по дисциплине : «Психология» на тему:

 

«Девиантное поведение в подростковом возрасте»

 

Специальность: 050600.62 Художественное образование (ДПИ)

 

Очное отделение

 

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

В. М. Булгаков

 

 

 

 

 

Орел - 2013

Содержание

Введение

С большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относится всегда, но особенная четкость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы, именно в это время мы из одной крайности бросаемся в другую: требуем как со взрослого, а прав не даем. Вот тут-то и нужно искать основы постоянных конфликтов.

Переходный период это сложный  процесс, который у каждого подростка  еще имеет и личностный оттенок. К взрослению каждый идет своим путем, это зависит от уровня развития, испытания отдельного человека, семейной обстановки и окружения, психологический климат в классе, во дворе и т. д.

Взрослых больше всего настораживают активность и энергичность подростков. Напуганные и встревоженные родители окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное. Подросткам надо показать разумные пути для претворения в жизнь их энергии. При этом им нужны любовь и понимание.

Подростковая фаза первичной социализации - все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского.

Таким образом, актуальность выбранной  темы не вызывает сомнений.

Цель данной работы – отразить психологический портрет личности в период пубертата и проблемы ее социализации. В практической части  объединить выводы первых двух глав на примере исследования типичного портрета подростка-самоубийцы.

Объектом исследования является подросток.

Предметом являются проблемы психологического развития, поведения.

Метод исследования – анализ научной  литературы, обзор СМИ, публикаций в научной периодике.

Данная тема достаточно изучена  в отечественной и зарубежной науке.

В разработку данного вопроса внесли вклад многие ученые изучающие возрастную психологию такие например как : М.И  Буянова «Беседы о детской  психиатрии»; Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток; Кон И.С. Психология ранней юности; Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков; Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста. Однако психологически этот возраст очень противоречив, и для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое «чувство взрослости» главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых.

 

Глава 1. Психологический портрет подростка в современных условиях

Издавна считалось, что подростковый период чреват сложными конфликтами. Монография М.И Буянова «Беседы о детской психиатрии» приведены следующие высказывания мыслителей прошлого. Сократ: «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она надсмехается над начальством и несколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие». Неизвестный житель Вавилова: «Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

Осуждение некомфортного поведения молодежи считается настолько общепринятым, что американский психолог Э. Берн подвергает его специальному анализу. Разговоры о плохом поведении молодого поколения он описывает как своеобразную «игру» под характерным названием «Разве это не ужасно?». Э.Берн дает этой «игре» крайне отрицательную оценку: «Это фарисейское, карательное или даже порочное родительское развлечение».

Вместе с тем вышеприведенные  высказывания отражают не только особенности  отношения взрослых к подросткам, но и специфику подросткового периода. Основным содержанием этого периода является обретение собственного «я».

Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский центральной проблемой  подросткового периода считал становление  самосознания, интериоризацию социальных функций. Он рассматривал подростковый возраст как переходный период развития личности, сопоставляемый по своему значению с периодом раннего детства. Л.С. Выготский отмечал, что особенности поведения в подростковый период забываются, по крайней мере частично, когда человек взрослеет: «Пережив переходный возраст, мы забываем его, и это служит доказательством нашего перехода к другой структуре личности, к другой системе связей между отдельными функциями. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней переход, все течет».

Психолог Э. Эриксон дал следующую концепцию подросткового периода: цель развития – обрести самого себя либо утратить свое лицо, «растворившись в толпе»; область социальных отношений охватывает группу сверстников; доминирующие переживания – от чувства идентичности до полного отчуждения, непризнания. Главными результатами развития в подростковый период Э. Эриксон считает приобретение таких качеств, как преданность и верность.

Гэвигаст и Коле приводят более  детализированную схему целей развития в подростковый период:

Общее эмоциональное созревание –  от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности – к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной и объективной интерпретации  ситуации; от избежания конфликтов к их решению.

Кристаллизация интересов к  другому полу – от интереса к  одинаковому полу к интересу к  противоположному полу, от мучительного ощущения сексуальности к признанию  факта половой зрелости.

Социальное созревание – от чувства  неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе, от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к толерантности.

Освобождение от опеки родителей  – от поиска поддержки у родителей  к опоре на собственные силы.

Интеллектуальное созревание – от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.

Выбор профессии – от интереса к престижными профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.

Проведение свободного времени  – от интереса к индивидуальным играм, где можно показать свою силу, выносливость, к интересу к коллективным играм; от активного участия в  играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.

Жизненная философия – от равнодушия к общественным делам к активному  участию в них; от стремления к  удовольствиям и избежания боли к поведению, основанному на чувстве  долга.

1.1.Проблемы социализации

В подростковом возрасте мы можем понять образ жизни личности лучше, чем в предшествующие до этого возраста годы. Причиной является то, что отрочество к жизни, как к таковой, находится ближе, чем детство. И теперь взрослому легче будет увидеть его отношение к наукам. Можно понять, легко ли подросток завязывает дружбу с людьми и может ли он быть человеком, социально заинтересованным в других.

«Иногда этот постоянно присутствующий интерес принимает чрезмерный характер, мы можем встретить подростков, потерявших чувство меры желающих только жертвовать своей жизнью ради других. Они слишком социализированы, и это также может явиться препятствием в их развитии. Мы знаем, что если человек действительно хочет быть полезным для других и работать на общее благо, он прежде всего должен позаботиться о себе. Он должен иметь нечто. Чем он может поделиться с другими, если это нечто чего то стоит».

С другой стороны, встречается много  молодых людей в возрасте от 14 до 20 лет, которые в социальном плане  чувствуют себя полностью потерянными. В 14 лет они ушли из школы, потеряв тем самым связь со своими старыми товарищами. На то, чтобы завести новые знакомства, у них уйдет много времени. А они между тем чувствуют себя полностью изолированными.

Затем встает вопрос о профессии. Здесь  вновь подростковый возраст много раскрывает. Он выявляет отношения, сформированные в образе жизни. Можно встретить некоторых молодых людей, становящихся очень независимыми и изумительно работоспособными. Они тем самым показывают, что находятся на правильном пути развития. Другие, однако, в это же время, приостановятся в своем развитии. Они не найдут для себя подходящего занятия; они всегда будут что-то менять: либо профессии, либо школы и т. д. Либо они выберут праздность и не захотят работать вообще.

Ни один из этих признаков не был приобретен в отрочестве, просто в этот период они наиболее отчетливо проявились, будучи сформированы еще в прошлом. И зная, например, очень хорошо какого-то конкретного ребенка, можно предсказать его будущее поведение в отрочестве, когда у него будет возможность для самовыражения, более свободное, чем в тот период, когда за ним наблюдали, опекали, ограничивали.

Другая фундаментальная жизненная  проблема – любовь и брак. Как  раскрывается личность подростка, его  отношение к этой проблеме? И вновь здесь нет разрыва с предшествующим периодом, только повышенная психическая активность делает это отношение более четким чем раньше. Некоторые подростки совершенно уверенны в том, как они должны вести себя. Они относятся к проблеме любви либо романтично, либо очень смело. В любом случае они находят правильную норму поведения по отношению к противоположному полу.

Из всего сказанного выше следует, что одной из самых лучших мер, предотвращающих проблему подросткового  возраста, является культивирование  дружбы. Детям следует быть хорошими друзьями и товарищами по отношению друг к другу. И это относится в равной мере как к членам семьи, так и к другим людям. Семья должна быть тем союзом, в котором все доверяют друг другу. Ребенок должен оказывать свое доверие родителям и учителям. Действительно, подростковый период только тот тип родителя и учителя может продолжать, находясь в этой роли, управлять ребенком, который до этого был ему товарищем и полным сочувствия человеком. Любой другой тип взрослого в этот период немедленно отторгается ребенком.

 

1.2. Влияние семейного воспитания на формирование характера подростка

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться  потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших  вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

Из факторов социализации, рассматриваемых  по отдельности, самым важным и влиятельным  была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.    Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.

Сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его  взаимоотношений с родителями, который  лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Семейная атмосфера является одним из важнейших факторов становления подростка как личности.

Отрицание, вообще свойственное подростку, может остаться основой дальнейшего поведения. Приобретаются альтернативные ценности, противостоящие традиционным ценностям общества. Употребление наркотических веществ всегда бывают симптомом такого неблагополучия. Практически не сталкиваются со случаями, когда употребление наркотиков было главным и единственным фактором, вызывающим социальную дезадаптацию подростка. Велик соблазн прямо связать наркотизацию с кризисом подросткового возраста: подросток как бы стремится пережить этот болезненный период «под наркозом». Однако такой взгляд на проблему ошибочен. Нельзя связывать наркотизацию с нормальным становлением личности молодого человека.

Семейное неблагополучие «дезадаптация» является одним из важных факторов, способствующих развитию подростковой наркомании. Прежде всего, следует остановиться на таких семейных конфликтах, которые носят хронический характер, что способствует патохарактерологическому развитию подростка. Такие конфликты находятся в тесной связи с различными типами неправильного воспитания.

Для семьи, в которой родители злоупотребляют спиртными напитками, характерно воспитание по типу гипопротекции и воспитание в условиях жестких отношений. Еще  А. Адлер дал характеристику этому типу воспитания. С раннего детства ребенок предоставлен самому себе, пребывание дома тягостно для него; он становится свидетелем или жертвой асоциального, иногда и агрессивного поведения родителей.

Ребенок становится «уличным», он проводит время в компаниях таких же обездоленных детей. Эти компании группируются по территориальному принципу (дворовые, уличные). Обычно лидерство принадлежит делинквентному подростку старшего возраста, отличающемуся эмоциональной возбудимостью и физической силой. Этот подросток и становится для ребенка источником информации о наркотиках, а затем – источником снабжения наркотиками. Ребенок воспитывается в условиях гипопротекции, у него формируется специфическое мировоззрение. Оно может быть выражено следующей триадой (по Я. Бундуслу):

всегда рассчитывай на самого себя;

другие – твои враги;

если хочешь чего-то добиться – ты должен их обмануть.

Пример родителей, ведущих асоциальный  образ жизни, играют огромную роль при  общении ребенка и подростка  к употреблению спиртных напитков, затем и наркотических веществ. Этому способствует типичная детская поведенческая реакция – реакция имитации. Ребенок склонен подражать родителям независимо от социальной направленности их поведения. Реже наблюдается реакция отрицательной имитации. Осознав негативные стороны жизни родителей, ребенок стремиться избегать тех форм поведения, которые хоть отдаленно могут напомнить ему поведение родителей.

Информация о работе Девиантное поведение в подростковом возрасте