Девиантное поведение в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – отразить психологический портрет личности в период пубертата и проблемы ее социализации. В практической части объединить выводы первых двух глав на примере исследования типичного портрета подростка-самоубийцы.
Объектом исследования является подросток.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Психологический портрет подростка в современных условиях…….. 5
1.1.Проблемы социализации 7
1.2. Влияние семейного воспитания на формирование характера подростка 9
1.3 Образ тела 14
Глава 2. Основные проявления девиантного поведения подростка 17
2.1. Протестное поведение 20
2.2. Имитационное поведение 21
2.3. Компенсационное и гиперкомпенсационное поведение 21
2.4. Эмансипационное поведение 22
2.5. Группирование 23
2.6. Делинквентность 25
2.7. Бродяжничество 26
2.8. Суицидное поведение 27
2.9. Ранняя половая жизнь 29
Заключение………………………………………………………………………. 30
Список использованной литературы…………………………………………... 32
Приложение……………………………………………………………………… 33
Обработка результатов………………………………………………………… 47

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 620.50 Кб (Скачать файл)

Значение внутриличностных и внешних  социальных факторов в возникновении  побуждений к суициду, по видимому, носит характер обратно пропорциональной зависимости, то есть, чем труднее  и невыносимее ситуация, тем меньше предуготованность (акцентуация – психопатия) личности требуется для суицидного поступка и, наоборот, чем выраженнее личностное своеобразие подростка, тем более нейтральная, с точки зрения постороннего, ситуация, и тем большее число таких ситуаций могут оказаться суицидоопасными.

Независимо от конкретных мотивов  суицида, подростки, готовящиеся к  нему, во многих случаях прямо или  косвенно дают окружающим знать о  своих намерениях. Это может быть стремление к уединению, написание  последних писем за закрытой дверью, какие-то особенные интонации, с которыми начинают произноситься слова: «До свидания», «Прости». Чаще всего это не поза, а последний призыв о помощи, который в условиях дефицита чуткости редко бывает услышан.

 

2.9. Ранняя половая жизнь

Ранняя половая жизнь может  рассматриваться в качестве патологической сексуальной девиации, если начинается до наступления половой зрелости. Вследствие акселерации половая жизнь заметно «помолодела». Это явление, не будучи патологическим, вызывает тревогу, поскольку, не достигнув социальной зрелости, подростки не учитывают возможных последствий половой жизни. У романтичных подростков столкновение с «грубой прозой секса» может вызвать чувство глубокого разочарования, даже депрессивные реакции. Ранняя половая жизнь наиболее характерна для подростков с гипертимными чертами личности, что связано как с рано пробуждающимся интенсивным половым влечением, так и со свойственным им легкостью в общении.

Заключение

Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. И взрослые, и подростки должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. Полезный опыт появляется тогда, когда человек, полагаясь на свою мудрость, справляется с конфликтами и депрессией, берет на себя ответственность за все происходящее и готов к встрече с новыми жизненными проблемами. Шрамы появляются тогда, когда дух терпит крах. Незаживающая рана свидетельствует о том, что исцеление не наступило, и она не затянулась даже тонкой кожицей. Причиной тому являются тяжелые психологические и социальные условия. Опыт практической работы психологов убеждает, что взрослые стремятся сделать все, чтобы кризис подросткового возраста прошел, не оставив у их ребенка незаживающих следов. Они часто с тревогой ожидают приближения подросткового возраста у своих детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, сексуальных извращениях и злостном хулиганстве. Если взрослого во всем ограничивать, то он, как и подросток, будет сильно страдать. (Попытки сексуального контакта подростков вызваны жаждой нежности, тепла и близости, а повышенная агрессивность - результат отчаянного желания не выглядеть слабым и зависимым). Разрешение и серьезных и пустяковых проблем зависит от того, известны ли взрослым подходящие алгоритмы их решений. Если они знают выход из ситуации - половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, взрослым стоит понаблюдать за подростком, узнать, какие замечательные дела совершаются руками их детей. Следует обращать внимание на перестройку характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком.

Список использованной литературы

Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 г

Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др. М., 1984

Возрастная психология. Учебник. М., 1999 г

Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4 .

Ковалев С.В. Психология современной  семьи. М., 1988 г

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1991

Корниенко Н. А. Типология личности. Новосибирск 1998 г.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации  характера у подростков. М., 1983 г

Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии N 5 1992 г

Психология современного подростка  под ред. Д. И. Фельдштейна М., 1997 г.

Рем Шмидт Х. Подростковый и юношеский  возраст// Мир 1994 г.

Учителям и родителям о психологии подростка. Под ред. Г.Г.Аракелова. М.,1990 г.

Приложение

Список класса 9 Б:

 

Антонова Евгения

Антропова Анна

Васильева Анна

Елисеев Сергей

Кузнецова Анастасия

Кузьмина Ольга

Линьков Станислав

Луговский Дмитрий

Мерцалов Антон

Мкутчан Анжелика

Солодухин Александр

Рязанцев Антон

Трофимова Анастасия

Угланов Артем

Шванина Дарья

 

 

 

Тест: Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы  направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Инструкция

Перед Вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон Вашей жизни, Вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующем утверждению, в квадратике под обозначением "ДА" поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением "НЕТ. Если Вы затрудняетесь с ответом, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует Вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что Вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть "плохих" или "хороших", "правильных" или неправильных" ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна Ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление "улучшить" или "ухудшить" ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.

Женский вариант

 

 

1. Я стремлюсь в одежде следовать  самой современной моде или  даже опережать ее.

2. Бывает, что я откладываю на  завтра то, что должна сделать сегодня.

3. Если бы была такая возможность,  то я бы с удовольствием  пошла служить в армию.

4. Бывает, что иногда я ссорюсь  с родителями.

5. Чтобы добиться своего девушка  иногда может и подраться.

6. Я бы взялась за опасную  для здоровья работу, если бы за нее хорошо платили.

7. Иногда я ощущаю такое сильное  беспокойство, что просто не могу  усидеть на месте.

8. Я иногда люблю немного посплетничать.

9. Мне нравятся профессии, связанные  с риском для жизни.

10. Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего

поколения.

11. Только глупые и трусливые  люди выполняют все правила  и законы.

12. Я предпочла бы работу, связанную  с переменами и путешествиями,  даже если она и 

опасна для жизни.

13. Я всегда говорю только  правду.

14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и

влияющие на психику вещества - это нормально.

15. Даже если я злюсь, то  стараюсь никого не ругать.

16. Я с удовольствием смотрю  боевики.

17. Если меня обидели, то я  обязательно должна отомстить.

18. Человек должен иметь право  выпивать сколько он хочет  и где он хочет.

19. Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю

спокойствие.

20. Мне часто бывает трудно  сделать работу к точно определенному  сроку.

21. Иногда я перехожу улицу  там, где мне удобнее, а не  там, где положено.

22. Некоторые правила и запреты  можно отбросить, если чего-нибудь  сильно захочешь.

23. Бывало, что я не слушалась  родителей.

24. В автомобиле я больше ценю  безопасность, чем скорость.

25. Я думаю, что мне бы понравилось  заниматься каратэ или похожим  видом спорта.

26. Мне бы понравилась работа  официантки в ресторане.

27. Я часто испытываю потребность  в острых ощущениях.

28. Иногда мне так и хочется  сделать себе больно.

29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: "Семь раз отмерь, один раз

отрежь'7.

30. Я всегда плачу за проезд  в общественном транспорте.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические

вещества.

32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.

33. Бывает, что мне так и хочется  мысленно выругаться.

34. Правы люди, которые в жизни  следуют пословице: "Если нельзя, но очень хочется, то 

можно".

35. Бывало, что я случайно попадала в неприятную историю после употребления

спиртных напитков.

36. Я часто не могу заставить себя продолжать какое-либо занятие после обидной

неудачи.

37. Многие запреты в области  секса старомодны и их можно  отбросить.

38. Бывает, что иногда я говорю  неправду.

39. Терпеть боль назло всем  бывает даже приятно.

40. Я лучше соглашусь с человеком,  чем стану спорить.

41. Если бы я родилась в  давние времена, то стал бы  благородной разбойницей.

42. Добиваться победы в споре  нужно любой ценой.

43. Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по

поводу того, что я немного  выпила.

44. Одежда должна с первого  взгляда выделять человека среди  других в толпе.

45. Если в кинофильме нет ни  одной приличной драки - это  плохое кино.

46. Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям - это

нормально.

47. Бывает, что я скучаю на  уроках

48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него

извинений.

49. Если человек раздражает меня, то готова высказать ему все,  что я о нем думаю.

50. Во время путешествий и поездок я люблю отклонятся от обычных маршрутов.

51. Мне бы понравилась профессия  дрессировщицы хищных зверей.

52. Мне нравится ощущать скорость  при быстрой езде на автомобиле  и мотоцикле.

53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от

преследования.

54. Бывает, что я с интересом  слушаю неприличный, но смешной  анекдот.

55. Мне нравится иногда смущать  и ставить в неловкое положение  окружающих.

56. Я часто огорчаюсь из-за  мелочей.

57. Когда мне возражают, я часто  взрываюсь и отвечаю резко.

58. Мне нравится слушать или  читать о кровавых преступлениях  или о катастрофах.

59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила  и запреты.

60. Мне нравится бывать в компаниях,  где в меру выпивают и веселятся.

61. Я считаю вполне нормальным, если девушка курит.

62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании

выпьешь.

63. Бывало, что у меня возникало  желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не время 

и не место.

64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

65. Некоторые люди побаиваются  меня.

66. Я бы хотела присутствовать при казни преступника, справедливо приговоренного к

высшей мере наказания.

67. Удовольствие - это главное, к  чему стоит стремится в жизни.

68. Если бы я могла, то с удовольствием поучаствовала бы в автомобильных гонках.

69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

70. Иногда у меня бывает такое  настроение, что я готова первой  начать драку.

71. Я могу вспомнить случай, когда я настолько разозлилась, что хватала первую

попавшуюся под руки вещь и ломала ее.

72. Я всегда требую, чтобы окружающие  уважали мои права.

73. Мне бы хотелось из любопытства  прыгнуть с парашютом.

74. Вредное воздействие на человека  алкоголя и табака сильно преувеличивают.

75. Счастливы те, кто умирают молодыми.

76. Я получаю удовольствие, когда  немного рискую.

77. Когда человек в пылу спора  прибегает к ругательствам - это  допустимо.

78. Я часто не могу сдержать  свои чувства.

79. Бывало, что я опаздывала на  уроки.

80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

81. Секс должен занимать в  жизни молодежи одно из главных  мест.

82. Часто я не могу удержаться  от спора, если кто-то не  согласен со мной.

83. Иногда случалось, что я  не выполняла школьное домашнее  задание.

84. Я часто совершаю поступки  под влиянием минутного настроения.

85. Бывают случаи, когда я могу  ударить человека.

86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался

безнаказанным.

87. Бывает, что мне приходится  скрывать о взрослых некоторые свои поступки.

88. Наивные простаки сами заслуживают  того, чтобы их обманывали.

89. Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу.

90. Только неожиданные и опасные обстоятельства позволяют мне по--настоящему

проявить себя.

91. Я бы попробовала какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знала,

что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

92. Когда я стою на мосту,  то меня так и тянет прыгнуть  вниз.

93. Всякая грязь меня пугает  или вызывает сильное отвращение.

94. Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать виновника моих неприятностей.

95. Я считаю, что люди должны  отказаться от всякого употребления  спиртных напитков.

96. Я бы с удовольствием покатилась  на горных лыжах с крутого  склона.

97. Иногда, если кто-то причиняет  мне боль, то это бывает даже приятно.

98. Я бы с удовольствием занималась  в бассейне прыжками с вышки. 

99. Мне иногда не хочется жить.

100. Чтобы добиться успеха в  жизни, девушка должна быть  сильной и уметь постоять за 

себя.

101. По-настоящему уважают только тех людей, кто вызывает у окружающих страх.

102. Я люблю смотреть выступления  боксеров.

103. Я могу ударить человека, если  решу, что он серьезно оскорбил  меня.

104. Я считаю, что уступить в  споре - это значит показать  себя со слабой стороны.

105. Мне нравится готовить, заниматься домашним хозяйством.

106. Если бы я могла прожить жизнь заново, то я бы хотела стать мужчиной а не

Информация о работе Девиантное поведение в подростковом возрасте