Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 09:36, курсовая работа
Цель данной работы – отразить психологический портрет личности в период пубертата и проблемы ее социализации. В практической части объединить выводы первых двух глав на примере исследования типичного портрета подростка-самоубийцы.
Объектом исследования является подросток.
Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Психологический портрет подростка в современных условиях…….. 5
1.1.Проблемы социализации 7
1.2. Влияние семейного воспитания на формирование характера подростка 9
1.3 Образ тела 14
Глава 2. Основные проявления девиантного поведения подростка 17
2.1. Протестное поведение 20
2.2. Имитационное поведение 21
2.3. Компенсационное и гиперкомпенсационное поведение 21
2.4. Эмансипационное поведение 22
2.5. Группирование 23
2.6. Делинквентность 25
2.7. Бродяжничество 26
2.8. Суицидное поведение 27
2.9. Ранняя половая жизнь 29
Заключение………………………………………………………………………. 30
Список использованной литературы…………………………………………... 32
Приложение……………………………………………………………………… 33
Обработка результатов………………………………………………………… 47
К формам поведения (реакциям) свойственным, главным образом, детям, относятся реакции отказа, протеста, имитации, компенсации, гиперкомпенсации. К типично подростковым – реакции эмансипации, группирования, увлечения, а также деликвентность, бродяжничество, суицидное поведение, транзиторные сексуальные девиации.
Разновидностью протестного
Протестное поведение, вызванное психологически трудной для подростка ситуацией (обида, неудовлетворение капризов, ущемление самолюбия), проявляется в непослушании, грубости, агрессии, наговоров, порче вещей, уходов из дома, суицидном поведении и употреблении алкоголя и наркотиков и пр. В ряде случаев оно носит демонстративный характер и служит сигналом для взрослых при чрезмерных с их стороны требованиях, непосильной нагрузке, уменьшении внимании к подростку, связанным с приходом в семью мачехи или отчима, рождением второго ребенка и т.п.
Тип протестного поведения
во многом зависит от
Имитационное поведение
Нередко подражание приводит к асоциальному и даже криминальному поведению (сквернословие, хулиганство, кража, изнасилование, разбой, грабежи) и к выработке вредных привычек (употребление табака, алкоголя, наркотиков).
Подражание свойственно
Отрицательные имитации - по существу – негатив с модели, навязываемой в качестве предмета для подражания. В определенной мере движение «хиппи» – протест и вызов респектабельному истеблишменту – пример отрицательной имитации.
Компенсационное и гиперкомпенсационное поведение маскирует слабость подростков в той или иной области. Компенсационное поведение, будучи формой психологической защиты личности с комплексом неполноценности, связанным с психологическим или физиологическим недостатком, проявляется стремлением восполнить несостоятельность, например, в учебе ролью заводилы в классе или физическую слабость компенсировать энциклопедическими знаниями.
При гиперкомпенсаторном поведении имеет место стремление в достижении успехов именно в той сфере деятельности, в которой подросток слаб. Так, боящийся высоты, начинает заниматься парашютным спортом, а подвергающийся побоям, добиваться успехов в секции бокса.
При гиперкомпенсации защитные формы поведения приобретают иногда гипертрофированный характер, и могут дезадаптировать подростка в коллективе. К примеру, обучившийся кулачному бою бывший всеми третируемый пария и изгой составляет список давних обидчиков и по очереди «восстанавливает справедливость», что влечет за собой соответствующие репрессии со стороны школы, родительского комитета и пр.
Характеризуется повышенным стремлением подростков к самостоятельности в независимости от взрослых, потребностью освободиться от контроля и опеки, проявляется желанием делать все по своему, наперекор, несогласием с установленными страшим поколением порядками, нетерпимостью и возражениям к критике в свой адрес.
Эмансипационное поведение,
являющееся вместе с протестом
и подражанием слагаемыми
Возникновение эмансипационного поведения способствует чрезмерная опека, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности, отношение к подростку как к ребенку. В крайних случаях, эмансипированность, подростки уходят из дома, стремясь жить отдельно от семьи, бродяжничают, реже самостоятельно устраиваются на работу, живут в общежитии. Выраженное эмансипационное поведение более свойственно подросткам с возбудимыми чертами характера.
Группирование со сверстниками более характерно для подростков мужского пола и проявляется стремлением примкнуть к группе ровесников с определенной иерархией и распределением ролей.
Группа объединяется территорией, жаргоном, однотипными духовными запросами и диктуют своим членам стиль поведения и ценностные установки. В неформальной группе подросток находит возможность нерегламентированного общения, самоутверждается, испытывает чувство причастности к своей возрастной когорте.
Неумение найти свою группу может привести к комплексу неполноценности, ненужности. Кроме того, чтобы быть в группе, компании, «команде» престижно, членство в ней создает чувство защищенности и анонимности при совершении правонарушений. Группа сверстников является источником информации, которую подросток не может получить от взрослых.
Подростки с семейно-бытовой запущенностью находят в группе суррогат семьи.
Интересы антисоциальной группы определяются лидером и имеют социольно-негативную даже криминальную направленность. Будучи социально-незрелыми, несамостоятельными, под влияние лидера (обычно эпилептоидного или гипертимного подростка) попадают, прежде всего, подростки с чертами неустойчивости.
Правилам и законам группы вместе с большинством членов подчиняются конформные подростки. Жестко и иерархически, стабильные по составу, и, как правило, однополые группы называются автократическими. Анархические группы с неустойчивым составом, не имеющие постоянного лидера и обычно разнополые, гораздо более демократичны. Примером могут служить так называемые молодежные тусовки.
По-видимому, имеется следующая закономерность: чем подросток умнее, духовно богаче, душевно сложнее, тем меньше он испытывает потребность примкнуть к какой либо группе и вполне удовлетворяется обществом 1 – 2 духовно близких друзей – ровесников или своим собственным.
Своеобразную группу поведенческих проявлений у подростка составляет увлечения. Они могут быть основаны на жажде информации, на чувстве азарта, на страсти к накопительству, стремлении к лидерству, телесному или духовному совершенствованию и т. д.
Подросток, находящийся в психотравмирующей ситуации находит в увлечениях психологическую пищу. Нередко увлечения становятся крайне интенсивным, ради него подросток забрасывает учебу, работу. Одержимость увлечением может стать причиной нарушения поведения, когда заводятся сомнительные знакомства, заключаются спекулятивные сделки по продаже, обмену и прочее. Постоянная сосредоточенность на увлечении позволяет рассматривать их в некоторых случаях как сверхценные образования.
Половое влечение подростков характеризуется высокой интенсивностью и в то же время недостаточной дефференцированностью. Отсюда юношеская гиперсексуальность и различные в основном, временные отклонения: онанизм, петтинг, ранняя половая жизнь, гомосексуальные контакты и пр. Определенную роль в появлении сексуальных девиаций играет стремление подростков к группированию и подражанию.
- мелкие правонарушения и
Делинквентность проявляется в мелком хулиганстве и мошенничестве, «фарцовке» и домашних «кражах», угонах транспортных средств, вызывающим поведением в общественных местах и т. д. Большинство правонарушений совершается из-за озорства и любопытства, стремления показать свою смелость, поразить сверстников, иногда, чтобы испытать острые ощущения.
Преобладающим
мотивом делинквентного поведения
является потребность в самоутверждении,
нередко реализуемое через
Делинквентность подростков носит обычно групповой характер и, также как и алкоголизация, служит средством принадлежности к группе. Наибольшее влияние асоциальная группа оказывает на подростков неустойчивого типа.
Отмечается определенная зависимость между типом личности и мотивом правонарушения. Так, для неустойчивых, эпилептоидных и гипертимных подростков характерны мелкие кражи, хулиганство, драки с ровесниками. Причем кража для неустойчивого – способ добычи средств для развлечений, для гипертимного – утвердить себя в глазах товарища, для эпилептоидного – средство обогащения. Для сенситивных и психастенических подростков делинквентное поведение мало характерно.
Бродяжничество более
Они обычно совершаются из-за страха наказания или в качестве протеста, а по мере повторения становятся стереотипными. Для подростков характерны так называемые эмансипационные побеги с потребностью вырваться из под опеки и надоевшего будничного уклада с его нотациями и строго регламентированным поведением. Главная цель таких побегов пожить без заботы и контроля, и свойственны они легко возбудимым и неустойчивым подросткам.
При демонстративных побегах подростков пытается обратить внимание окружающих на свое «бедственное положение», вернуть утраченное внимание, избавиться от предстоящих неприятностей, получить те или иные блага. Арсенал таких побегов невелик, сбежавший стремиться быть скорее найденным и возвращенным домой. Демонстративные побеги характерны для истероидных подростков.
Причиной импунитивных побегов является жестокое обращение в семье или коллективе. Начавшись как проявление острой аффективной реакции, побеги в дальнейшем нередко становятся стереотипом поведения. В отличии от ситуативно – обусловленных, эти побеги связаны с первичными внезапными изменениями настроения. Такие побеги совершаются без предварительной подготовки, в одиночку и являются симптомом психического заболевания (резидуально-органического мозга, эпилепсия).
Бродяжничество как
Суицидное поведение может иметь место у подростков и вне острых аффективных реакций.
Свойственные переходному
Суицидная попытка становиться более вероятной и в связи с недостаточной способностью подростка предвидеть возможные последствия своих действий. Л.К. Личко усматривает определенную связь между типом суицидного поведения и типом акцентуации характера. По его мнению, демонстративные суицидные действия более свойственны истероидным, а истинное суицидное поведение – сенситивным личностям.
Ситуационно-личностные конфликты, могущие привести подростка к суицидальным мыслям, намерениям и даже покушениям на самоубийство, достаточно многообразно.
Постоянные незаслуженные упреки или унижения со стороны сверстников или школьных учителей при отсутствии теплого и доброго отношения и понимания в семье или обратная ситуация могут выработать у подростка пессимистическое отношение к миру, чувстве безысходности и как единственную в его представлении возможность в разрешении ситуации – самоубийство.
Инвалидизация или косметический
дефект, оставляющий подростка вне
круга романтических отношений,
формирует чувство
Из других опасных в отношении
самоубийства конфликтов у подростков
можно назвать несостоятельност
Информация о работе Девиантное поведение в подростковом возрасте