Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 07:43, дипломная работа
Целью исследования работы являются: теоретико-методологическое и экспериментально-психологическое обоснование общей теории девиантности писать деятельность психолога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Обосновать необходимость и возможность выделения общей теории девиантности как нового научного направления, ориентированного на преодоление разобщенности и ограниченности традиционных подходов к изучению девиантного поведения. Сформулировать предмет и методологические принципы общей теории девиантности;.
2. Обосновать структурно-динамический подход как концептуальную основу общей теории девиантности: разработать теоретико-методологические положения структурно-динамического подхода; определить понятия «социальная девиация», «девиантность» и «девиантное поведение».
3. Произвести сравнительный анализ существующих теорий девиантного поведения. феноменологию девиантности как одной из негативных форм социализации личности.
4.Па основе сравнительной психолого-педагогической характеристики отдельных видов девиантного поведения выявить как общие свойства девиантности, образующие основу для объединения различных поведенческих отклонений в единую феноменологическую группу, так и частные особенности, выражающие специфику отдельных видов девиаций.
Введение………………………………………………………………...……………….4
1. Девиантное поведение подростков как психологическая проблема………………7
1.1.Основные нарушения поведения у подростков……………………………7
1.2. Исследование с целью выявления мнения подростков к проблеме подростковой преступности…………………………………………………………..14
1.3.Проведенный анализ результатов анкетирования позволяет сделать следующие выводы……………………………………………………………............17
2. Формы проявления девиантного поведения подростка…………………………………………………………………………….....21
2.1.Факторы влияющие на патологические влечения. ………………………....21
2.2.. Методы и формы работы педагога-психолога по профилактике девиантного поведения…………………………………………………...…………...27
2.3.Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах……………………………………………………………………………………..34
2.4.Предпосылки девиантного поведения подростков……………………...38
3. Характер как индивидуальная характеристика…………………………………42
3.1. Теоретическое исследование проблемы агрессивности личности как общественного существа………………………………………………………………45
3.2.Агрессия, как инстинктивное поведение………………………………….49
3.3 Особенности усвоения агрессивного поведения………………........................54
Заключение……………………………………………………………………………..57
Глоссарий………………………………………………………………………………59
Список использованных источников.…………………………………………………64
Приложение А ………………………………………………………………………...67
Приложение Б……………..…………………………………………………………..68
Приложение В…………..….………………………………………………………….69
Приложение Г ………………………………………………………….……………..76
Приложение Д…………………………………………………………………………77.
Информация по проблеме подростковой преступности безусловно интересует 39%, скорее интересует 40% опрошенных. Следовательно, можно сделать вывод, что большинство респондентов интересует проблема подростковой преступности, лишь 14% опрошенных отметили данную проблему как не интересуемую.
Источником информации о видах подростковой преступности для 54% опрошенных являются средства массовой информации, для 42% опрошенных – друзья, лишь 4% – родители. Т. е. можно сказать, что родители избегают разговоров на данную тему.
На вопрос «Как часто Ваши сверстники могут столкнуться с преступной деятельностью?» – 25% респондентов ответили «очень часто», 33% – «часто», 22% – «редко», 2% – «никогда».
42% респондентов отметили,
что их сверстники
30% опрошенных считают, что проблема преступности может коснуться их и их близких, 34% – опрошенных предполагают такую вероятность, 17% – опрошенных считают, что эта проблема их не коснется. 55% – респондентов считают, что наиболее рискованный возраст, для того чтобы стать жертвой преступного поведения является возраст 14 – 16 лет, 20% 17 – 18 лет, 2% считают, что этот возраст должен составлять 25 – 35 лет, 8% – это возраст 12 – 13 лет, 5% 9 – 12 лет. Следовательно, можно сделать следующий вывод: подростки отмечают свой возраст, считая его наиболее опасным для того, чтобы стать жертвой преступного поведения. Однако, повзрослев, обладая уже определенными знаниями и опытом, приходят к мнению, что от возраста вероятность стать жертвой преступного поведения не зависит.
При этом потенциальной жертвой, как считают 47% опрошенных, становится человек, который посещает опасные места. 23% респондентов отметили, что жертвой становится тот, кто не может постоять за себя, 20% опрошенных уверены, что это человек, не имеющий определенного занятия в жизни, а 6% – жертва имеет внешне привлекательный вид.
На вопрос: «Куда следует обратиться подростку, пострадавшему в результате преступной деятельности?» 44% – считают, что необходимо обратиться к родителям, 27% – в милицию, 4% – на телефон доверия и 6% – опрошенных ответили, что следует обратиться к психологу. Можно сделать вывод: в сознании подростков сложилось мнение о том, что родители всегда способны при любых обстоятельствах оказывать реальную помощь. Также считают, что помощь могут оказать, если обратиться в милицию. Доверие же к психологу еще в сознании подростков не сформировалось.
По мнению несовершеннолетних преступные деяния совершаются под влиянием алкоголя и наркотиков – 48%, под влиянием сверстников – 30%, под влиянием родителей – 3%, под влиянием экономического положения – 19%. Причинами подростковой преступности 47% опрошенных отмечают употребление алкоголя и наркотиков, 27% – насилие в нашей стране, 10% – влияние старшего поколения, 5% – влияние родителей и 4% – влияние средств массовой информации
1.3.Проведенный анализ
результатов анкетирования
1.Подростки отмечают свой возраст как наиболее опасный для того, чтобы стать жертвой преступного поведения.
2. По мнению подростков
и молодежи, причиной преступных
деяний несовершеннолетних
3. Осведомленность
При исследовании уровня осведомленности педагогов «одной из Московских школ» в вопросах конструктивного взаимодействия с девиантными подростками им был задан вопрос: «Каковы причины отклоняющегося поведения подростков?». Ответы были распределены следующим образом. Большинство педагогов 45,5% считают, что причинами возникновения девиантного поведения являются внешние факторы: «воспитание родителей»; «недосмотр педагогов и воспитателей»; «плохие друзья»; «улица»; «бытовые условия проживания». К субъективным факторам 28,6% педагоги отнесли следующие параметры: «возрастные особенности»; «интересы, желания и стремления самого подростка»; «наследственность».
Подростковая преступность проявляется, прежде всего, в высоком динамизме подростковых криминальных проявлений, росте удельного веса подростковой преступности в общей преступности и возрастании коэффициента. Снижается нижняя возрастная граница приобщения
подростков к преступному образу жизни (10 – 11 лет). Кривая роста подростковой преступности имеет свои суточные, недельные, сезонные пики и спады. Недельный пик приходится на предвыходные, выходные и праздничные дни.
Преступность несовершеннолетних носит ярко групповой характер. Подростки объединяются в группы на основе общих криминальных интересов, под влиянием криминального лидера. Подростковая преступность характеризуется тесной связью с модой, на которой она и паразитирует.
Большое влияние на подростковую преступность оказывает социальная обстановка и макроклимат в городе. Наблюдается тенденция, когда возрастает доля подростков совершаемых преступление из весьма обеспеченных семей. О чем свидетельствуют данные, полученные в воспитательно – трудовой колонии, где отбывают наказания несовершеннолетние за тяжкие преступления. Причина таких преступлений заключается в том, что родители заняты бизнесом или другой работой, а подросток предоставлен сам себе, и все зависит от случая – к какой компании прибьется подросток.
Важным механизмом криминализации подростковой среды является интенсивное распространение среди них норм и ценностей криминальной субкультуры. Для вовлечения подростков в криминальную деятельность взрослые преступники используют большой набор психологических средств воздействия на личность. Важным источником преступности несовершеннолетних является допреступности девиантное поведение.
1. реступность несовершеннолетних, как социальное явление в обществе, обусловлена как возрастными психологическими особенностями, так и социально-экономическими.
2. Наблюдается динамика детской преступности, рост удельного веса преступлений совершенных несовершеннолетними от общего числа преступлений.
3. Преступность несовершеннолетних на современном этапе отличается снижением границы приобщения к преступному образу жизни, увлечением преступлений совершаемых в группах.
4. Важным источником преступности несовершеннолетних является допреступное ассоциальное поведение (бродяжничество, употребление алкоголя, психоактивных веществ).
5. Наблюдается динамика преступлений совершаемых в состоянии наркотического возбуждния, что обуславливает проведение ранних профилактических мероприятий по предупреждению наркозависимости.
6. Выявлена достаточная осведомленность несовершеннолетних о том, куда следует обращаться пострадавшим от преступных деяний, что вызывает необходимость создания психологической службы помощи подросткам и молодежи, попавшим в сложные жизненные ситуации.
7. На современном этапе возникает необходимость ранней профилактики асоциального поведения, координация работы всех социальных институтов, призванных защищать права детей.
2. Формы проявления девиантного поведения подростка
2.1.Факторы, влияющие на патологические влечения
Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.
На формирование алкоголизма влияют социальные, генетические, физиологические (1 группа) и психологические (2 группа) факторы. Это наследственность, характер, индивидуальные свойства личности, особенности окружающей среды, низкий уровень материального положения и образования. Вторые всегда оказывают совокупное воздействие на первые.
Алкоголизации подростков способствуют следующие факторы: алкогольное окружение и связанные с ним устойчивые алкогольные традиции; характерологические особенности (неустойчивые и эпилептоидные типы акцентуаций и психопатий); свойственная возрасту склонность к подражанию и объединению со сверстниками, когда неформальная группа становится главным регулятором поведения. Встречаются также врожденные алкогольные синдромы, когда младенцы, испытывают физиологическую зависимость от алкоголя в результате употребления матерью спиртных напитков во время беременности.
Причины: любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) - для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского; вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и системное распитие спиртных напитков, употребление наркотиков - в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений, неуверенные в себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались.
Еще одно побуждение к пьянству связано с вхождением некоторых школьников в криминальные группы. Инициаторами его являются молодые люди, для которых алкоголь и наркотики - основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга. Им подражают менее решительные и волевые подростки. Делается это из чувства солидарности. Опьянение таким школьникам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого самостоятельного человека. Этим учащимся важно раскрыть подлинно ценные качества современного человека и вызвать желание следовать им, формируя свой характер и развивая свои способности, самоутверждаясь в своем деле.
Пьянство девушек свидетельствует о значительной деформации личности. В таких случаях следует наладить всесторонний контроль проведения досуга и вести настойчивую и продолжительную работу по восстановлению у них нравственных установок и ценностей.
О подростковом алкоголизме говорят в том случае, когда впервые его признаки появляются до 18 лет. Заболевание в этом возрасте отличается злокачественным течением, что означает быстрое прогрессирование основных симптомов, развитие запойного пьянства, опохмеление большими дозами алкоголя, низкую эффективность лечения, распад социальных и семейных связей, возникновение психозов.
Обществом предусмотрены определенные правовые меры против спаивания подростков. Запрещена продажа им и распитие спиртных напитков. Появление школьников в пьяном виде влечет за собой штраф родителей. Спаивание несовершеннолетних ведет к административной ответственности, а это же влияние при служебной зависимости - к уголовному наказанию.
Наркомания и токсикомания. Токсикомания - это заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чифиря, вдыханием ПАВ (психотропно-активные вещества). В состоянии «опьянения», кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации.
Под наркоманией понимают болезненные влечения, пристрастия к систематическому употреблению наркотиков, которые приводят к тяжелым нарушениям психических и физических функций.
Путь молодых людей к наркомании начинается с безнадзорности со стороны общества и семьи, когда подросток попадает под влияние авторитета неформальной группы. Наркотики - возможность выделиться или, наоборот, раствориться в серой массе себе подобных. Запретный плод сладок: даже опасность заразиться СПИДом воспринимается как геройство, бахвальство большими тратами на приобретение или страшными болезненными последствиями - тоже гордость. Наркомания имеет социальные последствия: ухудшение здоровья, снижение умственных способностей; попадание в “группу риска” заражения СПИДом. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Приобретение наркотиков становится причиной ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, развитию соматических и психических заболеваний. Наркоман, по мере развития болезни, деградирует как личность, т. к. рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.
Проституция. Под проституцией понимается систематическая деятельность по оказанию сексуальных услуг за плату. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. Основной причиной проституции среди девочек и мальчиков подросткового возраста является их желание заработать, совмещенное со стремлением к «красивой жизни», далее следуют причины социального характера, невысокий уровень культуры, в том числе - сексуальной, распущенность и неблагополучие в семье.
Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства. Общество должно воспитывать в женщине чувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защищать женщину от агрессии и насилия.