Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 07:43, дипломная работа
Целью исследования работы являются: теоретико-методологическое и экспериментально-психологическое обоснование общей теории девиантности писать деятельность психолога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Обосновать необходимость и возможность выделения общей теории девиантности как нового научного направления, ориентированного на преодоление разобщенности и ограниченности традиционных подходов к изучению девиантного поведения. Сформулировать предмет и методологические принципы общей теории девиантности;.
2. Обосновать структурно-динамический подход как концептуальную основу общей теории девиантности: разработать теоретико-методологические положения структурно-динамического подхода; определить понятия «социальная девиация», «девиантность» и «девиантное поведение».
3. Произвести сравнительный анализ существующих теорий девиантного поведения. феноменологию девиантности как одной из негативных форм социализации личности.
4.Па основе сравнительной психолого-педагогической характеристики отдельных видов девиантного поведения выявить как общие свойства девиантности, образующие основу для объединения различных поведенческих отклонений в единую феноменологическую группу, так и частные особенности, выражающие специфику отдельных видов девиаций.
Введение………………………………………………………………...……………….4
1. Девиантное поведение подростков как психологическая проблема………………7
1.1.Основные нарушения поведения у подростков……………………………7
1.2. Исследование с целью выявления мнения подростков к проблеме подростковой преступности…………………………………………………………..14
1.3.Проведенный анализ результатов анкетирования позволяет сделать следующие выводы……………………………………………………………............17
2. Формы проявления девиантного поведения подростка…………………………………………………………………………….....21
2.1.Факторы влияющие на патологические влечения. ………………………....21
2.2.. Методы и формы работы педагога-психолога по профилактике девиантного поведения…………………………………………………...…………...27
2.3.Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах……………………………………………………………………………………..34
2.4.Предпосылки девиантного поведения подростков……………………...38
3. Характер как индивидуальная характеристика…………………………………42
3.1. Теоретическое исследование проблемы агрессивности личности как общественного существа………………………………………………………………45
3.2.Агрессия, как инстинктивное поведение………………………………….49
3.3 Особенности усвоения агрессивного поведения………………........................54
Заключение……………………………………………………………………………..57
Глоссарий………………………………………………………………………………59
Список использованных источников.…………………………………………………64
Приложение А ………………………………………………………………………...67
Приложение Б……………..…………………………………………………………..68
Приложение В…………..….………………………………………………………….69
Приложение Г ………………………………………………………….……………..76
Приложение Д…………………………………………………………………………77.
Таким образом, «агрессия - это социальное поведение, включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения (Бандура, 1983г.)». А так как эти знания и навыки не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно. Также роль биологических факторов не отрицается: совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов: «... люди наделены нейропсихологическими механизмами, обеспечивающими возможность агрессивного поведения, но активация этих механизмов зависит от соответствующей стимуляции и контролируется сознанием. Поэтому формы агрессивного поведения различны, частота их проявлений и ситуаций, в которых они разворачиваются. А также конкретные объекты, выбранные для нападения, во многом определяются факторами социального научения».
Один из важных способов усвоения человеком широкого диапазона агрессивных реакций - непосредственный опыт - прямое поощрение такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. К числу положительных результатов, приводящих к заметному усилению тенденции агрессивного поведения как у взрослых так у детей можно отнести следующее: получение различных материальных поощрений (деньги, вещи и т.д.); социальное одобрение или более высокий статус; приемлемое отношение со стороны других людей. Бандура обращает внимание на то, что не безопасно опираться на метод проб и ошибок, так как такой способ усвоения агрессивного поведения не является адаптивным процессом, поскольку влечет за собой опасные последствия. Более безопасно наблюдать за агрессивными действиями других, при этом формируется «представление о том, как выстраивается поведение, а в дальнейшем его символическое выражение может служить руководством к действию». В исследованиях такого рода и дети, и взрослые легко перенимают новые для них агрессивные реакции, к которым ранее не были предрасположены, просто в процессе наблюдения за поведением других людей. Наблюдение поощрения агрессии у других усиливает, а наблюдение наказания ослабляет тенденцию вести себя подобным образом. Такой опыт может помочь наблюдателю составить представление о возможных последствиях определенного поведения, а также построить на ожидание аналогичных наград или наказаний.
3.3. Особенности усвоения агрессивного поведения
Негативное восприятие подростков складывается из трех взаимосвязанных видов опыта:
Существует четыре способа усвоения агрессивного поведения
подростками:
Таким образом, существуют разные способы усвоения агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Заключение
В работе было рассмотрено понятие девиантного поведения, обсуждены факторы, определяющие склонность подростков к девиантному и делинквентному поведению, проанализирован ролевой блок личности трудных подростков, дана типология агрессивного поведения современных подростков, изучены факторы риска, способствующие употреблению подростками наркотиков, токсических веществ и алкоголя.
Применение разноплановых методик для исследования личности девиантных подростков показало, что многостороннее исследование личности «трудных» и «нетрудных» школьников и их учителей позволило выявить психологические причины их девиантного поведения, неуспеваемости.
В работе было показано, что личностные черты подростков существенно отличают их от взрослого человека. Это повышенная чувствительность и возбудимость, неуравновешенность, раздражительность, сочетание стеснительности, стыдливости с заносчивостью и развязанностью, стремление к независимости, освобождение от влияния авторитетов, переход к самостоятельности, индивидуализация психики и вместе с тем недостаточность ее индивидуального характера, влияние ближайшего окружения. Эти особенности отражаются на многих формах поведения, общения, переживаний, которые обычно объединяют выражением «трудности подросткового периода».
Нарушения формирования личности подростка обладают тенденцией к переходу в более или менее стойкие патологические изменения характера и личности и возникают в ответ на воздействие различных психотравмирующих факторов. Проблемы в общении у девиантных подростков в равной мере проявляется в отношении с родителями, учителями и сверстниками. Особенности поведения девиантных подростков часто проявляются в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, а также в виде преступных уголовно-наказуемых действий. Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).
Подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим; подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской; «героем» подростка является активный, целеустремленный, успешный человек; подросток склонен к мечтанию и фантазированию. Диспропорция физического и социального созревания с явным преобладанием темпа физического развития создает дополнительные психологические трудности и во многом определяет особенности психики и поведения подростков, может привести к нарушениям поведения.
Глоссарий
1 |
Авторитарный (властный, директивный) |
характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчеркивающая склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т.п. |
2 |
Авторитетность |
способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважение |
3. |
Агрессивность (враждебность) |
поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. |
4. |
Адаптация |
приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. |
5. |
Активность |
понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей |
6. |
Акцентуация |
выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие |
7. |
Аффект |
кратковременное, бурно
протекающее состояние |
8. |
Бессознательное |
характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. |
9. |
Внушение |
неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении |
10. |
Возбудимость |
свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени. |
11. |
Воля |
свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. |
12. |
Группа |
совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков. |
13. |
Девиантное отклоняющееся поведение |
Система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. |
14. |
Защитные механизмы |
психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм. |
15. |
Иллюзии |
феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту |
16. |
Импульсивность |
характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам |
17. |
Коллектив |
высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. К. обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта. |
18. |
Комплекс неполноценности |
сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу |
19. |
Конфликт межличностный |
трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. |
20. |
Кризис |
состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. К. возрастной нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую. |
21. |
Личность |
понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность |
22. |
Напряженность |
состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки. |
23. |
Настроение |
эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени. |
24. |
Негативизм |
демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов. |
25. |
Нормы социальные |
принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей. |
25. |
Отчуждение |
процесс или результат утраты для человека значения или личностного смысла того, что раньше привлекало его внимание, было для него интересным и важным |
26. |
Переживания — |
ощущение, сопровождаемое эмоциями |
27. |
Фрустация |
|
28. |
Ценности |
то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. |
29. |
Эмоции |
эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. |
Список использованных источников
1.Алексеева И.А. Дети риска. – С.-Пб., 2002. ISBN 978-5-49807-643-0.
2. Алемаскин М.А. Психологическая
характеристика личности
3. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением : Учебно-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова .- М. : Владос, 2003. ISBN 5-86865-065-4.
4. Загвязинский В.И., Зайцев
М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А.,
Строков Ю.П. Основы социальной
педагогики: Учебное пособие для
студентов педагогических
5. Закатова И. Н. Система
работы с «трудными»
6. Змановская Е.В. Девиантология:
(Психология отклоняющегося
7. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2. ISBN 5-7567-0154-0.
8. Иванцова А.А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. – 2000 .-№8. ISBN 5-7567-0154-0.
9. Кудрявцев В.Н., Нересянц В.С., Кудрявцев Ю.В. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. - М.: Наука, 1998. ISBN 978-5-94387-350-8.
10. Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов Д.Д. ISBN: 978-5-459-01640-6.Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками. – С.-Пб, 2002.
11. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. . ISBN 5-87654-012-5
12. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. ISBN 5-17-010764-1.
13. Мудрик А.В. Социальная педагогика: - М., 1999. ISBN 978-5-91657-974-1.
14. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005. ISBN 978-5-9901258-2-7
15. Подросток: проблемы социальной адаптации. Документы и материалы. / Под ред. А.Е.Личко - М.: Просвещение, 1995. ISBN: 978-5-272-00106-1
16.Павелко И.И.
Сублимация агрессии в
17.Первова И.Л.
Диагностика и лечение детской
и подростковой депрессии//
18. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика,1987. ISBN 978-5-496-00442-8...
19. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. ISBN: 978-5-9916-1510-5
20.. Ретуш, Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Л.А. Ретуш – С-Пб., 2001 ISBN: 978-5-9916-1510-5
21.Рогов Е.И. Психология человека, - М.: Владос, 1999.-318с.
22Романин А.Н.
Психология отклоняющегося
23.Росс Л., Нисбетт Р.Э. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии/ Пер. с англ. В.В. Румынского - Н.: Аспект Пресс, 1999.- 429с. 88.5 Р76 А* 1164704 43