Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 07:43, дипломная работа
Целью исследования работы являются: теоретико-методологическое и экспериментально-психологическое обоснование общей теории девиантности писать деятельность психолога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Обосновать необходимость и возможность выделения общей теории девиантности как нового научного направления, ориентированного на преодоление разобщенности и ограниченности традиционных подходов к изучению девиантного поведения. Сформулировать предмет и методологические принципы общей теории девиантности;.
2. Обосновать структурно-динамический подход как концептуальную основу общей теории девиантности: разработать теоретико-методологические положения структурно-динамического подхода; определить понятия «социальная девиация», «девиантность» и «девиантное поведение».
3. Произвести сравнительный анализ существующих теорий девиантного поведения. феноменологию девиантности как одной из негативных форм социализации личности.
4.Па основе сравнительной психолого-педагогической характеристики отдельных видов девиантного поведения выявить как общие свойства девиантности, образующие основу для объединения различных поведенческих отклонений в единую феноменологическую группу, так и частные особенности, выражающие специфику отдельных видов девиаций.
Введение………………………………………………………………...……………….4
1. Девиантное поведение подростков как психологическая проблема………………7
1.1.Основные нарушения поведения у подростков……………………………7
1.2. Исследование с целью выявления мнения подростков к проблеме подростковой преступности…………………………………………………………..14
1.3.Проведенный анализ результатов анкетирования позволяет сделать следующие выводы……………………………………………………………............17
2. Формы проявления девиантного поведения подростка…………………………………………………………………………….....21
2.1.Факторы влияющие на патологические влечения. ………………………....21
2.2.. Методы и формы работы педагога-психолога по профилактике девиантного поведения…………………………………………………...…………...27
2.3.Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах……………………………………………………………………………………..34
2.4.Предпосылки девиантного поведения подростков……………………...38
3. Характер как индивидуальная характеристика…………………………………42
3.1. Теоретическое исследование проблемы агрессивности личности как общественного существа………………………………………………………………45
3.2.Агрессия, как инстинктивное поведение………………………………….49
3.3 Особенности усвоения агрессивного поведения………………........................54
Заключение……………………………………………………………………………..57
Глоссарий………………………………………………………………………………59
Список использованных источников.…………………………………………………64
Приложение А ………………………………………………………………………...67
Приложение Б……………..…………………………………………………………..68
Приложение В…………..….………………………………………………………….69
Приложение Г ………………………………………………………….……………..76
Приложение Д…………………………………………………………………………77.
24. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. Ростов-на-Дону. 2005. ISBN 985-438-364-4
25. Селецкий А.И. Тарарухин
С.А. Несовершеннолетние с
26. Словарь-справочник по СР. Под редакцией Е.И. Холостовой. М. 1997. ISBN: 5-237-04850-1
27.Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть/ Пре. с англ. Н. Падалко, - М.: Класс, 1995.-260с. ISBN: 5-89357-098-7
28.Степанов Е.Г. Психология трудных школьников. - М.: Академия, 1999.-340с. ISBN: 978-5-901226-09-4
29.Снтковская О.Д., Ратинов А.Р. Криминально - психологическое исследование, насилие, агрессия, жестокость как объекты. ISBN 978-5-373-0061-2.
30.. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. ISBN: 5-237-00702-3
31.. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005 ISBN 978-5-699-35167-1.
Приложение А
Распределение девиантных и нормативных подростков.
Таблица №1. Распределение девиантных и нормативных подростков в исследуемой группе в %.
Девиантные |
нормативные |
38% (17 чел.) |
62% (28 чел.) |
Диаграмма № 1 Распределение девиантных и нормативных
подростков в исследуемой группе в %.
Приложение Б
Теперь мы рассмотрим виды правонарушений, совершаемых
данными испытуемыми.
Таблица №2. Виды правонарушений в %.
Кражи |
53 (9чел.) |
Нецензурная брань |
100 (17 чел.) |
Драки |
100 (17 чел.) |
Диаграмма № 2. Виды правонарушений в %.
Приложение В
Исследование показателей агрессии методикой А.Баса и А.Дарки.
Составители данного опросника разделили понятия «агрессивность» и «враждебность»:
Результаты исследования агрессивности и враждебности методикой Баса-Дарки представлены в таблице и диаграмме.
Таблица 3. Показатели враждебности и агрессивности.
Уровни показателей |
Показатель враждебности |
Показатель агрессивности | ||
% |
Кол-во людей |
% |
Кол-во людей | |
Высокий |
24 |
7 |
26 |
8 |
Средний |
13 |
4 |
33 |
10 |
Низкий |
63 |
19 |
41 |
12 |
Анализируя результаты диагностики, можно отметить, что у большинства испытуемых класса нормы низкий показатель враждебности 63% (19 человек), а также у большинства низкий показатель агресивности 41% (12 человек). Высокий показатель враждебности показали 24% (7 человек) и 26% высокой агрессивности (8 человек).
Диаграмма № 3. Показатели враждебности и агрессивности.
Таблица 4. Показатель враждебности и агрессивности.
Уровни показателей |
Враждебность |
Агрессивность | ||
% |
Кол-во людей |
% |
Кол-во людей | |
Высокий |
50 |
15 |
56 |
17 |
Средний |
36 |
11 |
33 |
10 |
Низкий |
14 |
4 |
11 |
3 |
Анализируя результаты диагностики, можно отметить, что у большинства испытуемых класса компенсирующего обучения высокий показатель враждебности 50% (15 человек), а также у большинства высокий показатель агрессивности 56% (17 человек). Низкий показатель враждебности показали 14% (4 человека) и 11% низкой агрессивности поведения
«Баса-Дарки» |
«Несуществующее животное» | |||
% |
Кол-во людей |
% |
Кол-во людей | |
Наличие агрессивности поведения |
90 |
27 |
83 |
25 |
Отсутствие агрессивности поведения |
10 |
3 |
17 |
5 |
Сравнивая результаты двух методик: «Баса-Дарки» и «Несуществующее животное» в классе нормы, можно отметить, что наличие агрессивного поведения присущие большей половине испытуемых. «Баса-Дарки» - 60% (18 человек), «Несуществующее животное» - 56% (17 человек).
Сравнивая результаты двух методик: «Баса-Дарки» и «Несуществующее животное» в классе нормы, можно отметить, что наличие агрессивного поведения присущие большей половине испытуемых. «Баса-Дарки» - 60% (18 человек), «Несуществующее животное» - 56% (17 человек).
Таблица сравнений
Сравнивая результаты двух методик:»Баса-Дарки» и «Несуществующее животное» в классе компенсирующего обучения, можно отметить, что наличие агрессивного поведения присуще большей половине испытуемых.
«Баса-Дарка» -90% (27человек),»Несуществующее животное» - 83%(25человек).
В обеих методиках наблюдается высокий процент проявления агрессивности поведения испытуемых.
Проективная методика «Несуществующее животное» позволяет выявить не только наличие агрессивности поведения, но и формы агрессивного поведения.
-Высокий процент враждебности
может быть связан с
Сравнивая уровень агрессивного поведения в классах КО и в классе нормы видно, что процент проявления агрессии у детей класса компенсирующего обучения значительно выше процента детей класса нормы.
Высокий процент агрессивного поведения испытуемых (особенно мальчиков) может быть связан с рядом причин:
-В результате бесед
с испытуемыми было выяснено,
что большинство из них
-Влияние СМИ и усвоения агрессивного поведения через окружение, что характерно для настоящего времени;
-У мальчиков агрессивное
поведение встречается чаще, чем
у девочек (влияние закрепленного
в создании стереотипа
-Высокий процент нападающей
и физической агрессии –
-в обоих случаях- это
быстрый и действенный
-нападающая агрессия
встречается чаще. Это связанно
с тем, что почти все испытуемые
– мальчики (действие закрепленного
в создании стереотипа решать
проблемы через применение
При анализе форм агрессивного поведения выявлено, что у некоторых людей проявляется несколько форм агрессивного поведения.
Таким образом, исследование проявления агрессивности поведения выявило, что в целом у испытуемых класса КО преобладает высокий процент агрессивности поведения. Анализируя результаты двух диагностики, можно отметить, что существенных отличий не наблюдается. Сравнение проявления агрессивности по обеим методикам у конкретных людей показало достоверности данных методик.