Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования работы являются: теоретико-методологическое и экспериментально-психологическое обоснование общей теории девиантности писать деятельность психолога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Обосновать необходимость и возможность выделения общей теории девиантности как нового научного направления, ориентированного на преодоление разобщенности и ограниченности традиционных подходов к изучению девиантного поведения. Сформулировать предмет и методологические принципы общей теории девиантности;.
2. Обосновать структурно-динамический подход как концептуальную основу общей теории девиантности: разработать теоретико-методологические положения структурно-динамического подхода; определить понятия «социальная девиация», «девиантность» и «девиантное поведение».
3. Произвести сравнительный анализ существующих теорий девиантного поведения. феноменологию девиантности как одной из негативных форм социализации личности.
4.Па основе сравнительной психолого-педагогической характеристики отдельных видов девиантного поведения выявить как общие свойства девиантности, образующие основу для объединения различных поведенческих отклонений в единую феноменологическую группу, так и частные особенности, выражающие специфику отдельных видов девиаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……………….4
1. Девиантное поведение подростков как психологическая проблема………………7
1.1.Основные нарушения поведения у подростков……………………………7
1.2. Исследование с целью выявления мнения подростков к проблеме подростковой преступности…………………………………………………………..14
1.3.Проведенный анализ результатов анкетирования позволяет сделать следующие выводы……………………………………………………………............17
2. Формы проявления девиантного поведения подростка…………………………………………………………………………….....21
2.1.Факторы влияющие на патологические влечения. ………………………....21
2.2.. Методы и формы работы педагога-психолога по профилактике девиантного поведения…………………………………………………...…………...27
2.3.Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах……………………………………………………………………………………..34
2.4.Предпосылки девиантного поведения подростков……………………...38
3. Характер как индивидуальная характеристика…………………………………42
3.1. Теоретическое исследование проблемы агрессивности личности как общественного существа………………………………………………………………45
3.2.Агрессия, как инстинктивное поведение………………………………….49
3.3 Особенности усвоения агрессивного поведения………………........................54
Заключение……………………………………………………………………………..57
Глоссарий………………………………………………………………………………59
Список использованных источников.…………………………………………………64
Приложение А ………………………………………………………………………...67
Приложение Б……………..…………………………………………………………..68
Приложение В…………..….………………………………………………………….69
Приложение Г ………………………………………………………….……………..76
Приложение Д…………………………………………………………………………77.

Вложенные файлы: 1 файл

3готовая.docx

— 198.79 Кб (Скачать файл)

Формирование социально позитивно ориентированной личности включает в себя широкий круг мероприятий, среди которых с позиции профилактики девиантного поведения наиболее важное значение имеют нравственно-правовое, противоалкогольное (противонаркоманическое) воспитание.

Противоалкогольное, антинаркотическое воспитание, являясь составной частью воспитательной работы, направленной на формирование социально позитивно ориентированной личности, включает в себя прежде всего санитарно-гигиеническое воспитание и формирование трезвеннических установок, установок, противостоящих склонности к зависимому поведению. Основные задачи санитарно-гигиенического воспитания: повышение санитарной грамотности и культуры населения; пропаганда здорового образа жизни; искоренение вредных для здоровья привычек.

Психолого-педагогическая деятельность, направленная на создание условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия среды, может включать следующие направления: выявление распространённости различных типов и форм девиантного поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании; анализ результатов изучения мнений учеников, родителей и разработка на их основе программы по коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учётом выявленной специфики; создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, отчасти может решаться посредством ряда компетентных управленческих решений, развития эффективного взаимодействия с семьёй, ученика, учредителями дополнительного образования и др.

Процесс профилактической работы представляет собой достаточно продолжительный по времени процесс оказания психологической помощи ребенку и создания условий для оптимизации развития личности.

Профилактическая работа психолога с подростками, демонстрирующими отклонения в поведении, ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Психолог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок - в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений.

По мнению М.А. Галагузовой психолог должен знать следующие категории детей, которые подвержены детско-подростковой дезадаптации: дети школьного возраста, не посещающие школу; дети-сироты; социальные сироты; подростки, употребляющие наркотики и токсические средства; подростки сексуально распущенного поведения; подростки, совершившие противоправные действия.

Итак, работа психолога требует учитывать не только предпосылки девиантного поведения в подростковом возрасте, его типы, формы, основные этапы становления, но и положительный педагогический опыт воспитания подрастающего поколения и целенаправленной работы специалистов, который нашел отражение в различных педагогических средствах профилактики девиантного поведения подростков.

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и для самих детей. В основе такой оценке лежит обилие критических биологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития человека.

Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (1 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулирования новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что подросток внешне и по своим притязаниям это взрослый человек, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и для самих детей. В основе такой оценке лежит обилие критических биологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития человека, сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимание, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные. В результате авторитет родителей или учителей может значительно ослабиться или утратиться навсегда.

Варьируют в зависимости от уровня развития общества.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, ~ это возраст «врастания в культуру». Он писал, что психическое развитие - есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый, возраст является периодом "бури и натиска",он описал 3 типа развития отрочества:

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я”.

Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

 

2.3. Главные новообразования  этого возраста 

 

По Э. Шпрангеру, открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом возрасте, Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов,но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие ’’серьезная игра". Примером "серьезной игры" могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовк  а к ней, игры любовного характера (флирт, кокетство).

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса "Кто я" может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

 

2.3.Особенности развития  подростка в этом возрасте  проявляются в следующих симптомах.

  1. Возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, т.к. главным для подростка в этот период является общение со сверстниками.
  2. Создаются детские компании: поиски друга, поиски того, кто может тебя понять, т.е. референтная для подростка группа.
  3. Подросток начинает вести дневник.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Центральное новообразование этого возраста возникновение представления о себе как "не о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся: подражание внешним признакам взрослости, равнение на качество взрослых, стремление овладеть разными "взрослыми умениями" - социальная и интеллектуальная взрослость.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - «социальное сознание, перенесенное внутрь». По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм. Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование - более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов и распад подростковых организаций (пионерских и комсомола) и ничего почти не созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой. Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к,взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

 

2 /


В подростковом возрасте серьезно изменяются условия деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социализации подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения: Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности- с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в Неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения, а повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, может привести к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира, и исходя из направленности подростка, его ценностных ориентаций, это может быть как положительный, так и отрицательный герой (фильма, ' сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения.3Значительно изменяются интересы подростка по сравнения с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания ивозможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.Подросток - это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Информация о работе Девиантное поведение подростков