Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат

Краткое описание

Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста
1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве
1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте
2.1.Диагностика агрессивности
Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста
3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми
3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста.docx

— 341.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста

1.1. Психологические  новообразования в дошкольном  детстве

1.2. Исследование  проблемы детской агрессивности  в отечественной и зарубежной  психологии

Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте

2.1.Диагностика агрессивности

Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста

3.1. Опыт создания  программы и проведение коррекционно-профилактической  работы с агрессивными детьми

3.2. анализ эффективности  проведения коррекцинно-профилактической работы

Заключение

Литература

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Работа посвящена изучению проблемы диагностики, коррекции и профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста.

Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации. Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции, а главное - профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки. Актуальность обозначенной тематики объясняется и запросами психодиагностики, так как наблюдается недостаток методов диагностики агрессивности в дошкольном возрасте.

В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивности возрос. В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсуждается очень широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования (как это покачали, например, Р. Бэррон и Д.Ричардсон, 1997).

Все многообразие западных концепций можно условно разделить на две группы. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (3. Фрейд, К. Лоренц, Мак Дауголл и др.). Вторую составляют концепции, рассматривающие

 

агрессивность как приобретаемую характеристику поведения (Доллард, Басс, Берковиц и др.).

Однако отечественные исследования в этой области, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и представляют в основном обзор зарубежных исследований (С.Л. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др.).

Настоящее исследование основано на идущем от работ Л.С. Выготского представлении о личности как результате социального развития, общения ребенка со средой и близким окружением. Изучение "социальной ситуации развития", деятельности ребенка способствует лучшему пониманию трудностей в поведении, в частности - агрессивных проявлений у ребенка (22).

В связи с вышесказанным, диагностика и коррекция агрессивности в поведении у дошкольников проводилась с учетом ее опосредованности социальной ситуацией развития - взаимоотношениями ребенка со сверстниками в процессе типичных для дошкольного возраста видов деятельности.

Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве (29). Возникновение конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом часто приводит к тому, что ребенок, неадекватно реагирующий в такой ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препятствует полноценному развитию его личности. Неконтролируемое поведение в более раннем детском возрасте может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом возрасте. Своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи.

Переход ребенка из детского сада в школу влечет за собой смену социальной ситуации развития. Умение налаживать контакты со сверстниками, совместно с ними разрешать конфликты, справляться с трудностями в учебе - показатель развития личности ребенка. В этом плане представляется важным создание для детей с трудностями в поведении, в частности - для детей с проявлениями агрессивности, благоприятных условий перехода на новую социальную позицию - позицию школьника, путем формирования у них позитивных установок в общении.

Проблема заключается в необходимости анализа адекватных задаче методов диагностики, коррекции и профилактики детской агрессивности, пригодных для применения психологами и педагогами в детских садах или других дошкольных учреждениях. Проблемной также является и задача разработки коррекционно-профилактических программ и методов воспитания, которые дали бы возможность оптимизировать общение в детском коллективе, а также - преодолеть и предупредить асоциальные тенденции в поведении детей.

Целью данного исследования стало изучение возможностей диагностики и работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.

Объект исследования: поведение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: проявления агрессивности в поведении дошкольников.

Задачи исследования.

1. Провести теоретический  анализ проблемы агрессивности  в поведении детей.

2. Разработать схему  комплексного изучения агрессивности  у детей дошкольного возраста.

3. Выявить и проанализировать  основные формы проявления агрессивности  в поведении у детей старшего  дошкольного возраста.

4. Разработать программу  коррекции и профилактики агрессивности  у детей дошкольного возраста.

5. Исследовать эффективность  коррекционно-профилактической работы.

Гипотезы исследования.

1. Причины проявления  агрессивности в поведении у  детей дошкольного возраста множественны  и имеют разный уровень значимости, но наиболее - существенными являются  специфические проявления индивидуальности  психологического и биологического  характера, а также процессы жизнедеятельности  в семье и в других социальных  образованиях.

2. Эффективность  диагностики агрессивности у  дошкольников может быть повышена  путем ее проведения в процессе  значимой для детского возраста  деятельности, в частности, соревновательной  игры.

3. Оптимизация социальной  ситуации развития, в частности, формирование положительных установок  в общении со сверстниками  должна способствовать снижению  агрессивных проявлений в поведении  дошкольников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И.Слободчиков, Б.Д. Эльконин), результаты современных отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, В.С.Мухина, Э. Эриксон и др.), принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова).

В работе принимается понимание агрессии как индивидуального или коллективного поведения, действия, направленного на нанесение физического психологического вреда, ущерба объектам нападения (69). Агрессивность мы понимаем как относительно устойчивую черту личности, проявляющуюся в готовности к агрессивному нападению (там же).

Методы исследования:

- теоретический  анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы  по теме исследования;

- эмпирическое исследование  возможностей диагностики и коррекции  поведения у дошкольников с  использованием наблюдения, беседы, анкетирования, опросов, проективных  методик;

- содержательная  интерпретация и количественный  анализ результатов.

База исследования. Исследование проводилось на базе детского сада «Василек» СПК колхоза «Заря» ст. Советской, Новокубанского района. В исследовании приняло участие 35 человек: 18 детей (8 мальчиков и 10 девочек), 2 воспитателя и 15 родителей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование научно-методического обеспечения деятельности психологических служб детских учреждений системы образования, для чего разработаны и апробированы:

- программа диагностики  агрессивности у детей дошкольного  возраста, которая может быть  рекомендована для применения  в детских дошкольных учреждениях;

- программа коррекции  и профилактики агрессивности  у дошкольников, направленная на  оптимизацию межличностных отношений  в группе детского сада и  предназначенная для оказания  психологической помощи агрессивным  детям, а также для использования  в профилактических целях.

Научно-теоретические и эмпирические материалы исследования, созданный диагностический и коррекционный инструментарий позволяют психологам и педагогам, работающим в детских дошкольных учреждениях, приобрести знания о причинах возникновения трудностей в поведении детей, основных нормах агрессивных проявлений в поведении дошкольников и др.

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы содержит 102 наименования. Основное содержание диссертации изложено на 124 страницах машинописного текста, иллюстрировано 9 таблицами.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ

1.1. Психологические новообразования  в дошкольном детстве

Дошкольный возраст охватывает период от трех до шести лет жизни ребенка.

Проявления некоторых особенностей поведения уже в этом возрасте может послужить сигналом будущего неблагополучия в развитии ребенка. Если вовремя обратить на них внимание, проанализировать причины их появления и принять меры, то многих сложностей можно избежать.

В силу возрастных особенностей та или иная сторона личности дошкольника может качественным образом повлиять на его поведение, взаимоотношения с окружающими. Анализ особенностей дошкольного возраста, на наш взгляд, необходим для лучшего понимания специфики проявления агрессивности у дошкольников, а также - ее причин.

Приступая к анализу основных психологических новообразований детства, следует отметить, что за единицу анализа, принимаемую отечественными исследователями (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин и др.), мы берем такую категорию, как психологический возраст.

Согласно Л.С. Выготскому и его последователям, каждый психологический возраст характеризуется по следующим категориям:

1. Социальная ситуация  развития.

2. Деятельность.

3. Основные новообразования  развития.

4. Кризис.

Положение ребенка в обществе в системе общественных отношений определяет систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на каждом возрастном этапе. Стремление соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что ребенок впервые выходит за рамки своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых и сверстников. Идеальной формой в дошкольном возрасте является образ взрослости. Взрослый выступает в обобщенной форме. Для объяснения связи реального уровня развития с идеальной формой Д.Б. Эльконин вводит такие понятия как категория событийности (одна из форм общности) и понятие посредника - того, кто - слагает и олицетворяет границу между идеальной и реальной формой и строит переход между ними. Именно взрослый является тем посредником, который "Омогает ребенку войти в мир общественных отношений.

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста