Диагностика и коррекция
агрессивности у детей дошкольного возраста
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретический
анализ агрессивности у детей дошкольного
возраста
1.1. Психологические
новообразования в дошкольном
детстве
1.2. Исследование
проблемы детской агрессивности
в отечественной и зарубежной
психологии
Глава 2. Диагностика
агрессивности в дошкольном возрасте
2.1.Диагностика агрессивности
Глава 3. Психологическое
сопровождение профилактики агрессивности
у детей дошкольного возраста
3.1. Опыт создания
программы и проведение коррекционно-профилактической
работы с агрессивными детьми
3.2. анализ эффективности
проведения коррекцинно-профилактической
работы
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Работа посвящена изучению
проблемы диагностики, коррекции и профилактики
агрессивности у детей дошкольного возраста.
Актуальность настоящего исследования определена
экономическими и социальными изменениями,
происходящими в последние годы в нашем
обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности
человека. Оценка результатов этих социальных
реконструкций неоднозначна, поскольку
они привели не только к демократизации
общества и повышению степени свободы
личности в сфере ее социальной активности,
но и усилили негативные проявления острых
проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности
и напряженности между людьми в современном
обществе. Наибольшую тревогу вызывают
проявления агрессивности в поведении
детей, тех сегодняшних детей, которые
в любом государстве определяют его будущий
статус и направление движения - в сторону
развития или деградации. Именно поэтому
исследование особенностей агрессивности
детей, разработка способов ее коррекции,
а главное - профилактики является одной
из самых актуальных задач современной
психологической науки. Актуальность
обозначенной тематики объясняется и
запросами психодиагностики, так как наблюдается
недостаток методов диагностики агрессивности
в дошкольном возрасте.
В последние годы научный
интерес к проблеме детской агрессивности
возрос. В зарубежной литературе тема
агрессии и агрессивности обсуждается
очень широко. Создано большое число теоретических
концепций, проводятся многочисленные
экспериментальные исследования (как
это покачали, например, Р. Бэррон и Д.Ричардсон,
1997).
Все многообразие западных
концепций можно условно разделить на
две группы. Первая включает теории, в
которых агрессивность трактуется как
врожденное, инстинктивное свойство индивида
(3. Фрейд, К. Лоренц, Мак Дауголл и др.). Вторую
составляют концепции, рассматривающие
агрессивность как
приобретаемую характеристику поведения
(Доллард, Басс, Берковиц и др.).
Однако отечественные
исследования в этой области, несмотря
на ее высокую научную и практическую
значимость, немногочисленны и представляют
в основном обзор зарубежных исследований
(С.Л. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк,
И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др.).
Настоящее исследование
основано на идущем от работ Л.С. Выготского
представлении о личности как результате
социального развития, общения ребенка
со средой и близким окружением. Изучение
"социальной ситуации развития",
деятельности ребенка способствует лучшему
пониманию трудностей в поведении, в частности
- агрессивных проявлений у ребенка (22).
В связи с вышесказанным,
диагностика и коррекция агрессивности
в поведении у дошкольников проводилась
с учетом ее опосредованности социальной
ситуацией развития - взаимоотношениями
ребенка со сверстниками в процессе типичных
для дошкольного возраста видов деятельности.
Известно, что в трудной
ситуации человек действует типичным
для него способом, который закладывается
в детстве (29). Возникновение конфликтных
ситуаций в процессе общения детей друг
с другом часто приводит к тому, что ребенок,
неадекватно реагирующий в такой ситуации,
часто оказывается в изоляции от коллектива,
что препятствует полноценному развитию
его личности. Неконтролируемое поведение
в более раннем детском возрасте может
перерасти в поведение с асоциальными
тенденциями в подростковом возрасте.
Своевременное выявление детей, обнаруживающих
признаки агрессивности в поведении, необходимо
в целях предупреждения неблагоприятного
варианта развития и для организации необходимой
психологической помощи.
Переход ребенка из
детского сада в школу влечет за собой
смену социальной ситуации развития. Умение
налаживать контакты со сверстниками,
совместно с ними разрешать конфликты,
справляться с трудностями в учебе - показатель
развития личности ребенка. В этом плане
представляется важным создание для детей
с трудностями в поведении, в частности
- для детей с проявлениями агрессивности,
благоприятных условий перехода на новую
социальную позицию - позицию школьника,
путем формирования у них позитивных установок
в общении.
Проблема заключается в необходимости
анализа адекватных задаче методов диагностики,
коррекции и профилактики детской агрессивности,
пригодных для применения психологами
и педагогами в детских садах или других
дошкольных учреждениях. Проблемной также
является и задача разработки коррекционно-профилактических
программ и методов воспитания, которые
дали бы возможность оптимизировать общение
в детском коллективе, а также - преодолеть
и предупредить асоциальные тенденции
в поведении детей.
Целью данного исследования стало
изучение возможностей диагностики и
работы по коррекции и профилактике агрессивного
поведения среди детей дошкольного возраста.
Объект исследования: поведение детей дошкольного
возраста.
Предмет исследования: проявления агрессивности
в поведении дошкольников.
Задачи исследования.
1. Провести теоретический
анализ проблемы агрессивности
в поведении детей.
2. Разработать схему
комплексного изучения агрессивности
у детей дошкольного возраста.
3. Выявить и проанализировать
основные формы проявления агрессивности
в поведении у детей старшего
дошкольного возраста.
4. Разработать программу
коррекции и профилактики агрессивности
у детей дошкольного возраста.
5. Исследовать эффективность
коррекционно-профилактической работы.
Гипотезы
исследования.
1. Причины проявления
агрессивности в поведении у
детей дошкольного возраста множественны
и имеют разный уровень значимости,
но наиболее - существенными являются
специфические проявления индивидуальности
психологического и биологического
характера, а также процессы жизнедеятельности
в семье и в других социальных
образованиях.
2. Эффективность
диагностики агрессивности у
дошкольников может быть повышена
путем ее проведения в процессе
значимой для детского возраста
деятельности, в частности, соревновательной
игры.
3. Оптимизация социальной
ситуации развития, в частности,
формирование положительных установок
в общении со сверстниками
должна способствовать снижению
агрессивных проявлений в поведении
дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
фундаментальные положения общей психологии
и психологии личности (А.Г. Асмолов, А.Н.
Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский,
В.А. Петровский), педагогической и возрастной
психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова,
А.В. Петровский, В.И.Слободчиков, Б.Д. Эльконин),
результаты современных отечественных
и зарубежных психологов в области возрастной
периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков,
Д.Б. Эльконин, В.С.Мухина, Э. Эриксон и др.),
принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова).
В работе принимается
понимание агрессии как индивидуального
или коллективного поведения, действия,
направленного на нанесение физического
психологического вреда, ущерба объектам
нападения (69). Агрессивность мы понимаем
как относительно устойчивую черту личности,
проявляющуюся в готовности к агрессивному
нападению (там же).
Методы исследования:
- теоретический
анализ философской, психолого-педагогической,
научно-методической литературы
по теме исследования;
- эмпирическое исследование
возможностей диагностики и коррекции
поведения у дошкольников с
использованием наблюдения, беседы,
анкетирования, опросов, проективных
методик;
- содержательная
интерпретация и количественный
анализ результатов.
База исследования. Исследование проводилось
на базе детского сада «Василек» СПК колхоза
«Заря» ст. Советской, Новокубанского
района. В исследовании приняло участие
35 человек: 18 детей (8 мальчиков и 10 девочек),
2 воспитателя и 15 родителей.
Практическая
значимость исследования состоит в том, что оно
направлено на совершенствование научно-методического
обеспечения деятельности психологических
служб детских учреждений системы образования,
для чего разработаны и апробированы:
- программа диагностики
агрессивности у детей дошкольного
возраста, которая может быть
рекомендована для применения
в детских дошкольных учреждениях;
- программа коррекции
и профилактики агрессивности
у дошкольников, направленная на
оптимизацию межличностных отношений
в группе детского сада и
предназначенная для оказания
психологической помощи агрессивным
детям, а также для использования
в профилактических целях.
Научно-теоретические
и эмпирические материалы исследования,
созданный диагностический и коррекционный
инструментарий позволяют психологам
и педагогам, работающим в детских дошкольных
учреждениях, приобрести знания о причинах
возникновения трудностей в поведении
детей, основных нормах агрессивных проявлений
в поведении дошкольников и др.
Структура
и объем работы. Дипломная работа состоит
из введения, трех глав, заключения, списка
литературы и приложений. Список литературы
содержит 102 наименования. Основное содержание
диссертации изложено на 124 страницах
машинописного текста, иллюстрировано
9 таблицами.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ИССЛЕДОВАНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У ДЕТЕЙ
1.1. Психологические новообразования
в дошкольном детстве
Дошкольный возраст
охватывает период от трех до шести лет
жизни ребенка.
Проявления некоторых
особенностей поведения уже в этом возрасте
может послужить сигналом будущего неблагополучия
в развитии ребенка. Если вовремя обратить
на них внимание, проанализировать причины
их появления и принять меры, то многих
сложностей можно избежать.
В силу возрастных особенностей
та или иная сторона личности дошкольника
может качественным образом повлиять
на его поведение, взаимоотношения с окружающими.
Анализ особенностей дошкольного возраста,
на наш взгляд, необходим для лучшего понимания
специфики проявления агрессивности у
дошкольников, а также - ее причин.
Приступая к анализу
основных психологических новообразований
детства, следует отметить, что за единицу
анализа, принимаемую отечественными
исследователями (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова,
В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин и др.), мы
берем такую категорию, как психологический
возраст.
Согласно Л.С. Выготскому
и его последователям, каждый психологический
возраст характеризуется по следующим
категориям:
1. Социальная ситуация
развития.
2. Деятельность.
3. Основные новообразования
развития.
4. Кризис.
Положение ребенка
в обществе в системе общественных отношений
определяет систему объективных условий,
определяющих характер его жизни и деятельности
на каждом возрастном этапе. Стремление
соответствовать этим условиям для ребенка
жизненно важно.
Социальная ситуация
развития в дошкольном возрасте характеризуется
тем, что ребенок впервые выходит за рамки
своего семейного мира и устанавливает
отношения с миром взрослых и сверстников.
Идеальной формой в дошкольном возрасте
является образ взрослости. Взрослый выступает
в обобщенной форме. Для объяснения связи
реального уровня развития с идеальной
формой Д.Б. Эльконин вводит такие понятия
как категория событийности (одна из форм
общности) и понятие посредника - того,
кто - слагает и олицетворяет границу между
идеальной и реальной формой и строит
переход между ними. Именно взрослый является
тем посредником, который "Омогает ребенку
войти в мир общественных отношений.