Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат
Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста
1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве
1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте
2.1.Диагностика агрессивности
Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста
3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми
3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы
Заключение
Литература
1.2.1. Основные подходы к изучению агрессивности в зарубежной психологии
При всем многообразии определений термина "агрессия" в зарубежной психологии можно выделить следующие:
1) основанные на оценке поведения: "агрессия - это любой вид поведения, наносящий вред другому";
2) основанное на понятии намерения: "агрессия - это любое действие, имеющее целью причинение вреда другому" (60).
Л.М. Семенюк (1991) приводит следующие трактовки понятия "агрессия".
1. "Агрессия как сильная активность, стремление к самоутверждению"; "агрессия как тенденция приближения к объекту или удаление от него" (Л. Бендер), "агрессия как внутренняя сила, дающая возможность противостоять внешним силам" (Ф. Аллан) (83, С. 11).
По нашему мнению, подобные определения довольно нечетки, что не позволяет их использовать в исследовательской работе.
2. "Агрессия как стремление к подчинению себе других людей или обладанию другими объектами", "нападение по собственной инициативе с целью захвата" (там же, С. 12).
3. "Под агрессией
понимают акты враждебности, атаки,
разрушения, то есть действия, которые
вредят другому лицу или
В данной работе под агрессией мы понимаем "индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба" объектам нападения (69). Агрессивное действие при этом может быть направленным на уничтожение материальных объектов или принесение ущерба самому субъекту агрессии (аутоагрессия).
Необходимо отметить, что многие авторы разводят понятие агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как свойства личности. Агрессивность мы понимаем как относительно устойчивую черту проявляющуюся в готовности к агрессивному нападению (69). Агрессивность как устойчивая личностная черта способна предопределять общую стратегию поведения человека, более того - жизненный путь личности и поэтому заслуживает особого исследовательского внимания.
В настоящем исследовании мы не говорим об агрессивности как устойчивой личностной черте дошкольника. Агрессивные действия дошкольника, несомненно, могут оказаться проявлением формирующейся агрессивности. В данной работе мы говорим о проявлениях агрессивности в поведении ребенка дошкольного возраста.
Существуют следующие основные теоретические подходы к изучению агрессивности:
1) этологический,
2) психоаналитический,
3) фрустрационный,
4) бихевиористский.
Представители первых двух подходов понимают агрессию как инстинкт. Основатели этологического (К. Лоренц) и психоаналитического (3. Фрейд) подходов следуют так называемой гидравлической модели агрессивности, согласно которой "агрессия имеет внутренний источник, а для того, чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась" (82, С. 6).
3 Фрейд связывает
агрессивность с влечением к
смерти. "Агрессивность ... представляет
собой некий постоянно
Традиционный психоанализ, постулируя наличие влечения к смерти (танатоса) наряду с влечением к жизни (эросом), утверждает, что между двумя инстинктами существует постоянное напряжение. По мнению Фрейда, агрессивное поведение не только врожденное, идущее из инстинкта смерти, но и неизбежное, так как, "если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума" (7, С.33).
Объяснение истоков и природы агрессии у людей с помощью биологических инстинктов встретило критику ряда исследователей. Так изучение поведения животных "убедительно доказывают, что все их так называемые жестокие или разрушительные действия являются лишь средством для удовлетворения жизненно важных потребностей и выработанными в труднейших условиях существования способами самозащиты; они отнюдь не являются самоцелью, как это предполагается в теории инстинкта саморазрушения" (А.И. Анцыферова, М.Г. Ярошевский, 1974, С. 252), В. Холличер в книге "Человек и агрессия" приводит исследование Дж. X. Крук, показывающее, что "у высокоразвитых животных и у человека ... в поведении присутствует значительный компонент агрессии, который проявляется, в тенденции отвечать нападением или враждебностью на определенные виды раздражителей. Однако не существует достоверных доказательств в пользу генетически (наследственно) обусловленной потребности в агрессивном поведении" (94, С. 90).
Проблему детской агрессивности в рамках ортодоксального психоанализа наиболее последовательно развила Анна Фрейд. Она считала, что уже в раннем возрасте у ребенка наряду с самосексуальными существуют и самоагрессивные А. Фрейд выделяет фазы развития агрессивности, которые проявляются в таких видах поведения как кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма); властолюбие, хвастовство, зазнайство (фаллическая стадия); диссоциальные начала (в предпубертатности и пубертантности) (88). Как и в концепции З.Фрейда А.Фрейд отмечает, что нормальное поведение как ребенка, так и взрослого обусловлено тем, что энергия танатоса сдерживается энергия эроса (либидо). Нормальное проявление агрессивности у ребенка с объектом любви (грудь матери для младенца, например). Патологическая агрессивность обусловлена аномальными условиями развития (потеря родителей, жизнь в интернате и т.д.). Патологическая агрессивность в этих случаях объясняется А. Фрейд отсутствием или частой сменой объектов любви. А. Фрейд отмечает, что там, "где любовные стремления ребенка не находят в анально-садистической фазе подходящего объекта, или где объект ненадежен, там появляются нарушения в процессе смещения либидо и агрессивности или даже в их слиянии, что ведет к агрессивно-деструктивным последствиям, которые остаются неподдающимися никакому воспитательному воздействию" (88, С. 259). Автор отмечает, что именно после достижения третьей ступени (анально-садистической) "разлучение ребенка и его объекта любви ... переносятся легче, чем прежде" (там же).
Рассматривая проблему защитных механизмов, А. Фрейд приводит пример механизма "идентификации с агрессором", который сменяется активным нападением на внешний мир. Автор приводит пример с маленьким пациентом, который накануне встречи с психоаналитиком был у зубного врача, причинившего ему боль. Поведение мальчика сопровождалось агрессивными действиями и фантазиями (89, С. 91).
Последователи 3. Фрейда отказались от идеи врожденной обусловленности агрессивного поведения человека.
Интересной, на наш взгляд, является проблема взаимоотношений агрессивности и тревоги. Этот вопрос детально рассматривает один из реформаторов психоаналитического направления К. Хорни в своей работе "Невротическая личность нашего времени" (96). В отличие от З. Фрейда, она видит основу тревожности не в сексуальных влечениях как таковых, а во враждебных импульсах, связанных с ними" (96, С. 50). Тревога является следствием вытеснения враждебности. Но процесс на этом не останавливается, т.к. существует потребность избавиться от опасного эффекта (враждебности). Для этого вступает механизм проекции (96, С. 55). То, что вытеснение враждебности с неумолимой логикой ведет к порождению тревожности, не означает, что всякий раз, когда этот процесс имеет место, тревожность должна становиться явной. Тревожность может немедленно устраниться посредством одного из защитных механизмов" (96, С. 57). Но процесс происходит и в обратном направлении: "Тревожность в свою очередь, когда она базируется на чувстве угрозы, в ответ легко провоцирует защитную враждебность" (96, С. 59).
Эту идею поддерживает Э. Фромм. Рассматривая проблему разрушительности, он говорит, что она есть "средство избавления от невыносимого чувства бессилия..." (Э. Фромм, 1989, С. 155). Бессилие порождает два других источника разрушительности: тревогу и скованность: "Любая угроза жизненным интересам ... возбуждает тревогу, а самая обычная реакция на нее разрушительные тенденции" (Э. Фромм, 1989).
Причину агрессивности К. Хорни видит в современном ей обществе, которое вызывает конкуренцию между людьми, а, следовательно, и враждебность. Автор рассматривает следующие условия воспитания, характерные для современного общества, которые порождают агрессию как защитную реакцию ребенка: холодное, оскорбляющее достоинство ребенка отношение к нему, несправедливые, жестокие наказания. К. Хорни отмечает, что родители опираются на авторитаризм в воспитании своих детей, вследствие чего агрессия ребенка подавляется страхом перед родителями и проявляется косвенно - в жестоком обращении с животными, в стремлении причинить боль слабому существу и т. д.
Агрессивность у взрослого человека также рассматривается как защитная реакция человека, который чувствует угрозу своему достоинству, реализации своих ценностей. Рассматривая "базальную тревожность" как основу для развития невроза, К. Хорни выделяет три типа отношений человека с окружающими его людьми (обществом) (95, С. 15):
1) движение к людям;
2) движение против людей;
3) движение от людей.
В каждом из этих трех видов отношений чрезмерно усилен один из элементов базальной тревожности: беспомощность (I), враждебность (II), изоляция (III). Рассматривая онтогенетическое развитие личности, К. Хорни описывает тип отношений "движение против людей" следующим образом: "Ребенок признает и принимает как должное враждебность окружающих и сознательно или бессознательно решается на борьбу. Он полностью отказывается доверять чувствам и намерениям других людей по отношению к нему. Он бунтует, используя для этого все открытые для него пути. Он хочет быть сильнее их и одержать верх частично ради собственной защиты, частично ради мести" (95).
Враждебность постоянно поддерживается многими источниками. Враждебность, ее выражение обычно угрожает потребности человека нравиться другим и самому относиться к ним с симпатией.
К. Хорни выделяет следующие черты невротической личности, обусловленные общественными отношениями: сильную, хотя и скрытую враждебность, склонность скорее ненавидеть, чем любить, аффективную изоляцию от окружающих, тенденцию к эгоцентризму, дух собственничества, усиленное внимание к вопросам престижа.
Анализируя положение 3. Фрейда о врожденном характере стремления к агрессии, К. Хорни подчеркивает, что такой взгляд на природу агрессивности человека парализует все усилия, направленные на изменение условий, вызывающих деструктивное поведение. Уверенность в том, что общество вполне может созидательно участвовать в процессе развития личности, говорит об оптимизме автора, по сравнению с 3. Фрейдом по вопросу о природе агрессии. Она утверждает, что, черты дружелюбия и взаимопомощи формируются у ребенка в том случае, если родители будут проявлять уважение к нему, доверительное отношение, искренний интерес..." (Анцыферова Л. И. и др., 1974, С. 256).
Однако стремление автора подчас механически вывести свойства личности из особенностей общества, на наш взгляд, несколько упрощает взгляд на проблему происхождения и развития агрессивности.
Пересмотр идей 3. Фрейда, в том числе и на природу агрессивности, проделан А. Адлером. Согласно А. Адлеру, каждому человеку присуще чувство неполноценности, порождающее стремление индивида к компенсации дефекта. С комплексом неполноценности связано стремление к власти. Однако А. Адлер отходит от позиции З. Фрейда о первоначальном антагонизме индивида и общества. Он утверждает, что у человека существует врожденное побуждение - стремление к привязанности (социальное чувство), которое регулирует поведение индивида. А. Адлер приходит к выводу, что асоциальное поведение является следствием недоразвития социального чувства. Таким образом, полемизируя с З. Фрейдом, А. Адлер отрицает понимание агрессивности как неизбежной стороны личности, а говорит о том, что "...чувство сопринадлежности, социальное чувство коренится в психике ребенка и покидает индивида только в случае жесточайших патологических изменений его умственной жизни" (Л.И. Анцыферова и др., 1974, С. 254).
Анализируя подходы психоанализа и неопсихоанализа к исследованию агрессивности, уместно привести замечание Л.И. Божович о том, что неопсихоаналитики, пытаясь преодолеть биологизм З. Фрейда в противопоставлении индивида и общества, трактуют социальность не как результат антропо- и социогенеза, а как абстрактное антропологическое качество человека, в результате чего существенных сдвигов в позициях исследователей не наблюдается (8).
Сходны позиции исследователей и в решении вопроса о профилактике агрессивного поведения у детей, привлекая идею катарсиса. Предполагалось, что снижение агрессивного поведения возможно, если агрессивную энергию постоянно направлять в социально приемлемое русло (наблюдение сцен насилия, участие в спортивных состязаниях и т.д.). (Demachy P., Lorin С., 1985 и др.). Так Л. Аткин для снятия агрессивности у детей предлагает давать им молоток и гвозди или боксерскую грушу. Такая деятельность, по его мнению, дает возможность проявить агрессивные чувства творчески (Atkin E.L., 1965).
Этой же точки зрения, на наш взгляд, придерживаются и французские практические психологи P. Demachy, С. Lorin, рассматривающие проявление агрессивности у детей дошкольного возраста. Так, например, среди прочих вопросов разбирая проблему, часто волнующую родителей, а именно -повышенный интерес к военным играм и игрушкам, авторы отмечают, что "военные игрушки не воспитывают убийцу". Ребенок, подражая силе, хитрости, ловкости любимых героев из фильмов, своей активностью в ходе игр "в войну", ковбоев и т.д., "выплескивает свою" нормальную экспрессию человеческой активности". Важную роль, по мнению авторов, играют детско-родительские отношения, вопросы воспитания: "Агрессивность возникает после выговора, обиды, досады, разлучения. Это не каприз. Лучше избегать применения принципа возмездия, то есть отвечать агрессией на агрессию ("око за око"). Искать причину агрессивного поведения - это предпочтительнее для ее устранения" (Demachy et al., 1985, p. 87).
В настоящее время подобный взгляд на методы контроля за агрессивным поведением подвергаются пересмотру. В связи с широким распространением видеопродукции, демонстрирующей сцены насилия, военных игрушек и т.п. многие исследователи отмечают отрицательное влияние выше перечисленных факторов (7). Отмечено, что "снижение уровня агрессивности необязательно происходит вслед за участием в так называемых катарсических действиях, что это имеет место только в строго специфических обстоятельствах, когда разгневанный индивиды причиняют боль именно тем субъектам, который непосредственно спровоцировали их на такое поведение" (80, С. 36).
Ограниченность катарсических методов снятия агрессии отмечается и К. Бютнером в книге "Жить с агрессивными детьми", где он говорит о том, что поклонники идеи катарсиса предлагают агрессивные игры детям "потому, что игра может привести к определенному временному ... снятию напряжения до тех пор, пока вновь возникшее напряжение не приведет к повторным проявлениям в игре и фантазии" (13, С. 42 - 43).
Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста