Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат
Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста
1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве
1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте
2.1.Диагностика агрессивности
Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста
3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми
3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы
Заключение
Литература
Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновения стремления ребенка быть как взрослый, занять новое, более «взрослое» положение в жизни, выполнять нужную для других людей деятельность. Для дошкольника характерно постоянное стремление к удовлетворению потребности в признании (58). Он служит образцом поведения для ребенка, «посредником», связывающим дошкольника с обществом. Кроме деловых контактов, дошкольник выступает со взрослым во внеситуативное общение, которое может быть познавательным и личностным. Именно эти эормы общения со взрослым характерны для ребенка дошкольного возраста (54).
Таким образом, взрослый продолжает играть важную роль в психическом развитии ребенка и в период дошкольного возраста. Отчуждение взрослого может стать причиной возникновения у ребенка таких отрицательных качеств, как замкнутость, агрессия, ложь, лесть, угодничество и покорность (58). Однако все большее значение для ребенка-дошкольника приобретает формирование его взаимоотношений со сверстниками. Социальная ситуация развития дошкольника, таким образом, характеризуется также включением ребенка в группу сверстников в детском саду, управляемую воспитательницей. Наряду с семейным окружением для дошкольника именно детский коллектив и воспитательница становятся наиболее референтными лицами. Именно с периодом дошкольного детства в отечественной психологии связывают образование «детского общества». Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять усвоенные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях. Совместная деятельность в детском коллективе требует умения согласовывать свои действия с действиями и намерениями окружающих, умения порой отказаться от личных желаний ради достижения общей цели.
Дети, начиная с четырех-, пятилетнего возраста становятся особенно чувствительными к оценкам со стороны группы. В дошкольном детстве А.В. Петровский выделяет три фазы развития личности:
1) адаптация - усвоение
норм и способов одобряемого
родителями и воспитателями
2) индивидуализация
- стремление ребенка найти в
себе нечто, выделяющее его среди
других детей, либо позитивно
в различных видах им о
3) интеграция - гармонизации
неосознаваемого дошкольником
Анализ поведения ребенка на любом этапе важен для ранней диагностики, коррекции и профилактики агрессивных тенденций. Так в первой фазе наиболее уместна профилактика педагогом различных отклонений в поведении и общении ребенка, в том числе и проявления агрессивности в поведении.
Трудности во взаимоотношении со сверстниками, неудовлетворенность потребности в признании, проявляющиеся во второй фазе, могут стать причинами агрессивного поведения в этот период.
Анализируя процесс развития личности, ряд отечественных психологов отмечают, что личность развивается в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза, ... и, таким образом, развитие личности определяется процессом развития группы, в которой она интегрирована" (15, С. 424), в ходе развития происходит становление разных форм человеческих общностей, образуются "многообразные способности человека, позволяющие ему входить в различные общности (приобщаться к существующим формам культуры) и выходить из них (индивидуализироваться и самому творить новые формы, то есть быть самобытным)" (В.И. Слободчиков, 1991, С.42; 58).
В отечественной психологии принимается "понимание жизни ребенка как принципиально неадаптивной: не приспособление к обстоятельствам, а, прежде всего - преодоление собственных стереотипов, сложившихся форм отношений, то есть изменения своего места в обществе. Именно такой способ жизни приводит к формированию личности" (66). «Группа детского сада, особенно в старшем дошкольном возрасте, при умелом руководстве воспитателя способна регулировать поведение детей… Социальные ожидания детской группы заставляют ребенка вести себя в соответствии с ними…» (76). Именно поэтому целесообразно, на наш взгляд, проводить коррекцию негативных форм поведения ребенка в группе сверстников.
Большинство маленьких детей стремится к дружеским контактам со сверстниками. Для них средством присоединения к группе является подражание нормам поведения, присущим членам этой группы.
Популярность ребенка в группе зависит от его личных качеств: уровня -интеллектуального развития, приятного внешнего вида, живости в общении, а также его умения делать то, что наиболее значимо для данной группы. Также для детей важны навыки межличностного общения: необходимо, чтобы ребята могли принять детей в свою компанию, понимать их потребности, чувства.
Коммуникативные навыки, умение общаться чрезвычайно важны для становления контакта с группой сверстников. Такие качества, как умение -понять другого человека, сопоставить его стремление со своими планами и -целями, способность представить чужие потребности, чувства и переживания -требуют достаточного большого опыта общения. Если ребенок не владеет этими навыками общения, его поведение часто оказывается неадекватным ожиданиям группы, в связи, с чем он рискует оказаться "выброшенным" из детского коллектива.
Как отмечают отечественные исследователи, именно неудовлетворенность в признании среди сверстников может стать одной из причин проявления агрессивности в дошкольном возрасте (В.С. Мухина, Л.С. Славина и др.).
Дети, которые отвергнуты сверстниками, чаще обнаруживают психические поведенческие расстройства. Согласно социометрическим исследованиям, дети значительно реже выбирают для совместной деятельности сверстников, неблагополучных в психическом отношении, что в свою очередь ведет к усугублению психических нарушений (73).
Основными формами коррекции здесь являются "совместные формы сюжетно-ролевой и продуктивной деятельности, восприятие художественной литературы" В коллективной игре взрослым устанавливаются особые отношения, где повышается значимость действий "изолированных" детей и понижается у "звезд" (там же). В дошкольном возрасте агрессивное поведение может рассматриваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми (особенно со сверстниками) (18, С. 60).
Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе, (Я.Л. Коломинский и др., 1988, С. 102). Если же этого не происходит, возникшее состояние напряженности приводит либо к возникновению чувства неполноценности либо к агрессивности.
«Непопулярные» дошкольники характеризуются, как правило, замкнутостью, неуверенностью в себе или, напротив, - назойливостью, агрессивностью. Они нередко обижают других детей, дерутся, толкаются, обзывая неудовольствие сверстников.
Важная роль в привитии детям чувства сплоченности, трудолюбия и других социально ценных качеств отводится воспитателю. Воспитатель стремится сформировать у детей чувство сплоченности, трудолюбие и другие социально ценные качества. При этом в качестве опосредующего фактора он использует различные формы и виды деятельности (игровую, учебную, трудовую, спортивную и т.д.) (15, С. 425).
Дошкольный возраст характеризуется внеситуативно - познавательной формой общения (его первая половина) и внеситуативно - личностной формой (вторая половина дошкольного возраста) (1954).
Внеситуативно-познавательная форма общения ребенка вплетена в совместную со взрослым познавательную деятельность. У ребенка ведущим становится познавательный мотив. Он интересуется законами природы, устройством мира. Все эти знания он получает в результате общения со взрослым, который для ребенка - "почемучки" выступает как эрудит, способный ответить на все вопросы, разрешить всякие сомнения. Но в этом возрасте проявляется одна из характерных черт ребенка младшего и среднего дошкольного возраста - это повышенная обидчивость. Дети очень болезненно проживают оценки взрослых. Сотрудничество со старшим представляется ребенку возможным, если к нему относятся с пониманием, без насмешек. А единственной формой признания для него является похвала.
Основными средствами общения у детей с внеситуативно-познавательной и формой общения являются речевые операции. К тому же, дошкольники "не только используют слово, но и превращают его особый объект изучения" (С. 91). У детей появляется тяга к игре словами, словотворчеству. При личностном общении предметом обсуждения является человек с его утренним миром. В основе этого вида общения лежит потребность ребенка во взаимопонимании и сопереживании. При внеситуативно-личностном общении ребенок получает представление о взрослом как об учителе и постепенно овладевает ролью ученика, что очень важно для подготовки дошкольника к учебе. Общаясь со взрослым, превосходящим его по опыту и знаниям, ребенок получает возможность реализации своих потенциальных возможностей, Внеситуативно-личностное общение, таким образом, в наибольшей степени подготавливает ребенка к позиции школьника.
В дошкольном возрасте увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Отметим, что в свете современных исследований детского развития (Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков) анализ деятельности ребенка ведется из следующих соображений. Статус "ведущей" в развитии ребенка «та или иная деятельность приобретает не из-за частоты встречаемости или святости научной традиции, а прежде всего в соответствии с совершенно определенными задачами развития (В.И. Слободчиков, 1991, С. 42), "Определяющим для развития является не ведущая деятельность, а тип взаимоотношений личности, которые складываются у нее с референтной группой и лицами" (16, С. 65).
Таким образом, при анализе деятельности дошкольника следует рассматривать деятельности и роль каждой из них в развитии ребенка, а также, - те взаимоотношения, которые складываются между детьми в процессе той или иной деятельности. Об этом убедительно говорит А.В. Петровский: "В качестве лично-образующей ведущей деятельности на каждом возрастном этапе необходимо сформировать комплексную многоплановую систему деятельностей, каждая из которых решает свою специальную задачу, отвечающую социальным ожиданиям" (16, С. 20). Таким образом, "динамической системой деятельностей" в дошкольном возрасте являются: сюжетно-ролевая игра, изобразительная и конструктивная деятельности, восприятие сказки, элементарный труд, учение (63).
Потребность быть как взрослый удовлетворяется ребенком в сюжетно -ролевой игре, которая развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Это и есть та деятельность, в которой ребенок осваивает систему человеческих отношений. Основная характеристика игры - наличие воображаемой ситуации. С помощью игры ребенок в интересной и увлекательной для себя форме знакомится с кругом окружающих его явлений. В игре дети воспроизводят то, что видят вокруг себя и в деятельности взрослых. ''Отображая в играх жизнь окружающих людей, их поступки и трудовую деятельность, дети получают возможность более глубоко понять и прочувствовать окружающее" (35, С. 13). В игре возникают детское сотрудничество и взаимопомощь. Распределяя роли, обсуждая замыслы игры, помогая, друг другу, группа детей становится коллективом. Роль игры в психическом развитии ребенка показана многими отечественными исследователями.
Наличие правил в игре и требования им подчиняться способствует развитию воли дошкольника. Положительное воспитательное значение оказывают здесь не только ролевые игры, но и другие виды игр, генетически с ними связанные: дидактические, драматизация, подвижные игры.
Игра обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Однако не всегда достигнутые в игре успехи переносятся ребенком в повседневное поведение. Проявляя заботу в игре, ребенок может тут же обидеть товарища по ее окончании. В организации таких игровых взаимодействий между детьми, которые способствовали благоприятному развитию их личности роль отводится педагогу. Именно он должен также способствовать «переносу» положительного игрового опыта в повседневные контакты детей друг с другом.
В игре формируются или перестраиваются психические процессы. Так, исследование Т.В. Ендовицкой показало, что в процессе игровой деятельности улучшается острота зрения. В игре ребенок способен удержать в памяти большее количество слов, чем в ситуации эксперимента (З.М. Истомина). Игра способствует развитию мышления ребенка: переход от наглядно-действительного к наглядно-образному и к элементам словесно-логического мышления.
Но игра является не единственной деятельностью дошкольников. Само содержание игры обогащается опытом, полученным ребенком в быту и в процессе элементарных учебных занятий.
В процессе обучения у детей складываются познавательные процессы, формируются навыки в счете, изобразительной деятельности. Вместе с тем занятия формируют волевые качества ребенка. Элементы учебной деятельности появляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого, выполнять его инструкцию, действовать по образцу и по правилам (14, С. 15). Все эти умения являются предпосылками учебной деятельности - одной из характеристик психологической готовности к школьному обучению. Обучение в разных возрастах вплетено во все деятельности ребенка. Но постепенно у ребенка возникает потребность чему-то учиться: формируются познавательные мотивы - любознательность, желание узнать что-то новое. К концу дошкольного возраста ребенок переходит от спонтанного типа обучения к реактивному - по программе, предложенной взрослым. В старшем дошкольном возрасти появляется стремление к более серьезной, общественно значимой деятельности. Создается психологическая готовность к переходу от игры к учебе. Эта готовность заключается во владении ребенком навыками самообслуживания, культурного поведения. Также он должен быть подготовлен к обучению счету, письму, уметь рисовать, петь и т.д.
У ребенка должна быть развита речь: он должен правильно излагать свои мысли, а также выделять в предметах и явлениях определенные признаки, сравнивать предметы и устанавливать между ними простейшие связи.
Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста