Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 21:41, автореферат
Актуальность темы исследования. Демократизация общества диктует новые требования к формированию личности, осуществление которых принципиально невозможно без совместной деятельности субъектов образования. Одним из них в условиях становления гуманитарной парадигмы образования является требование субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Проблема субъект-субъектного педагогического взаимодействия является одной из ключевых в психолого-педагогической теории и практике и требует перестройки процессов обучения и воспитания субъектов образования с учетом диалогического фактора, который обеспечивает переход от авторитарной парадигмы образования к парадигме гуманитарной, реальное становление учащегося как субъекта обучения
Анализ имеющихся психолого-педагогических источников продемонстрировал достаточно большой «вес» работ, посвященных субъект-субъектному взаимодействию и диалогу. Однако, эти психологические явления характеризуются у разных авторов большим разбросом мнений. Субъект-субъектное взаимодействие чаще определяется как сотрудничающий процесс, в котором субъект занимают равноправные психологические позиции. Основной формой его реализации признан диалог, который также большинством исследователей интерпретируется как равноправный процесс. Однако, есть мнения о том, что активность субъектов делает диалог отнюдь не равновесным, а скорее - асимметричным, в нем позиции субъектов общения несоразмерны. Эти суждения привели к тому, что в субъект-субъектном педагогическом взваимодействии (которое, кстати, не выделяется в исследованиях как отдельное психологическое явление) имеются неразрешенные проблемы, требующие «выхода» на особый подход, опирающийся на такую концепцию (видение) субъект-субъектного педагогического взаимодействия, в которой определяющим (системообразующим) компонентом была бы психологическая готовность к диалогу и субъект-субъектному педагогическому взаимодействию. Эта готовность должна определять через понятия гибкости во взаимодецствиях, психологической готовности к трудностям в контактах и социальной компетентности субъектов образования.
Явление субъект-субъектного педагогического взаимодействия также требовало создания его структуры, определяющей его исходя из реальных, а не искусственно созданных о нем представлений и умозрительных схем, в который это явление представляет как равновесный професс. Мы же считаем, что субъект-субъектное педагогичекое взаимодействие - процесс неравновесный, в нем имеет место асимметрия психологических позиций в диалоге. Кроме этого, в концепцию необходимо было заложить представление о том, как поэтапно складываются отношения в диалоге, что происходит на каждой его ступени, и каким образом, в конце концов, ему можно обучиться, соблюдая инвариантные этапы, имеющие место в любом диалоге.
Обобщение результатов проведенного исследования подтверждает выдвинутую гипотезу и позволяет сформулировать следующие выводы:
1. В результате
анализа теоретико-
2. Определены теоретические
основания для разработки
3. Разработана практико-
4. Создана модель
реализации диалогического
I I обеспечивают реализацию психологической готовности педагогов и учащихся к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию и прогнозируемый результата. Сущностными характеристиками диалогического подхода являются двойственность и процессуальность. В двойственности выражено взаимодействие субъекта с внешней средой, которое обусловлено его внутренним миром, базирующимся на духовно-нравственных основаниях, мотивах и установках. В процессуальности диалогического подхода проявляется этапность, которая состоит из когнитивной оценки диалога, регуляцию взаимодействий и формирование качеств, способствующих диалогу.
5. Разработана программа
развития психологической
6. Проведена опытно-экспериментал
7. Проверена эффективность
программы развития
ТЕЗАУРУС
АСИММЕТРИЯ ДИАЛОГА (от греч. asymmetria несоразмерность) несоразмерность психологических позиций в диалоге, обусловленная воздействием участников диалога друг на друга. Центр тяжести в таком диалоге переходит то к одной, то к другой стороне (в зависимости от того, у кого есть аргументы).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Структура всякой системы представляет собой процесс взаимодействия. Эволюция систем заключается в образовании более гибкого и тонкого взаимодействия между элементами. Процесс взаимодействия в каждый момент времени изменяется, и это изменение носит структурный характер.
ВОЗДЕЙСТВИЕ — целенаправленный перенос движения информации от одного участника взаимодействия к другому.
ГИБКОСТЬ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ — регуляторно-личностное свойство, определяющее уровень сформированности регуляторной гибкости и способность перестраивать систему саморегуляции; гибкость во взаимодействии мы связываем с пластичностью психики, когнитивными стилями, стилями общения, стилевой саморегуляцией, эмоциональной гибкостью, обеспечивающими педагогическую . компетентность и компетентность в общении, согласованность личности и избегание внутриличностных конфликтов.
ДИАЛОГ (от греч. diálogos) — 1)попеременный обмен репликами двух и более людей. 2) Диалог мы определили через средство воздействия и форму общения.
Сущность диалога:
- как формы общения — в способе самовыражения субъектов образования, порождающем эффекты взаимопринятия, со-участия, сочувствия, со-действия, благодаря которым происходит «вызревание»
380 диалога, осмысливаемого
педагогом и учащимися как
сотрудничество с целью
- как средства - в конструктивном взаимодействии субъектов образования, нацеленном на результат, в котором отражены логика мысли другого человека, открытость собственного опыта для другого и открытость опыта другого для себя.
ДИАЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД — это подход, в котором в полной мере реализуется психологическая готовность личности к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию и диалогу на основе личностных смыслов диалога, знания о его неравновесности и асимметричности, а также - в процессе выработки качеств, способствующих диалогу. В русле данного подхода проблема диалога как средства и формы субъект-субъектного педагогического взаимодействия решается в синтезе личности с диалогом. Социально компетентная личность обладает качествами, позволяющими быть готовыми к трудностям в контактах и гибкости во взаимодействиях, что делает ее способной к саморегуляции и ориентированной на самореализацию и духовно-нравственные ценности.
ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП — это базовое основание диалогического подхода и руководство к его реализации в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии, в соответствии с которым личность проявляет готовность к диалогу и преодолению трудностей в нем, гибкость и социальную компетентность в процессе взаимодействия с учетом неравновесности и асимметричности психологических позиций субъектов образования в диалоге. Ориентирует преподавателя на раскрытие личностного потенциала будущих учителей и понимание целей и задач общения, на преодоление им трудностей в диалоге через выравнивание психологических позиций, проявление гибкости, обеспечивающей социальную компетентность будущего учителя, являющуюся результатом становления качеств, проявляемых в субъект-субъектных отношениях,
Диалогический принцип, следовательно, опирается на учет готовности к трудностям в контактах, гибкости во взаимодействиях и социальной компетентности субъектов, участвующих в диалоге.
ИДЕАЛЬНОЕ (от греч. idea — идея, образ) — особый способ бытия объекта, его представленности в психическом мире субъекта. Содержание идеального интерпретируется как оппозиция материальному и реальному. Порождает многообразные формы отражения действительности, мыслится как самодостаточная реальность, которая существует вне пространства и времени, а значит и вне реального процесса общения. Идеальная схема диалога сравнима с абсолютной истиной, которая существует для самой себя.
Будучи производным от материального, Идеальное приобретает относительную самостоятельность, становясь активным началом жизнедеятельности. Благодаря наличию идеального человек способен не только отображать действительность, но и преобразовывать ее как в своем сознании, так и на практике. Процесс преобразования может при известных условиях вести к неадекватным реальности, иллюзорным продуктам идеального.
КОНЦЕПЦИЯ — (понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип.
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ — индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Смысл, в отличие от значения (закрепленного в общественном сознании), субъективен и фиксируется в индивидуальном сознании.
НЕРАВНОВЕСНЫЕ СОСТОЯНИЯ — группа состояний, проявления которых зависит от уровня психической активности субъекта (высокой или низкой составляющих состояний), а сами состояния актуализируются вследствие значимости ситуаций, определенного содержания последних и высокой информационной насыщенности.
ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ — совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат. О. с. отличается от сознания, основу которого составляют научные знания, полученные при применении объективных методов исследования и обеспечивающие проникновение в сущностные связи, характеризующие природу и общество.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — непосредственная организация совместных действий, под которым подразумеваются взаимообусловленные, педагогически целесообразные, конструктивные и согласованные действия педагогов и студентов в процессе достижения общей цели, которая заключается в развитии личности будущего специалиста путем передачи ему социального опыта и подготовки его к созданию новых элементов этого опыта. Сущностью педагогического взаимодействия является обменный процесс, в ходе которого проявляется возможность согласовывать свои усилия и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере учащихся.