Жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении проблемы сиротства и описание жизненного пути выпускников детских домов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику проблемы сиротства и его причин.
Определить основные формы устройства детей-сирот.
Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
Обобщить особенности жизненного пути детей-сирот.
Изучить технологии постинтернатной адаптации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Общая характеристика проблемы сиротства……………………….. 7
1.1. Сиротство как социальное явление и его причины……………………... 7
1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот…………………………………..... 12
1.3. Характерные особенности воспитанников детских домов……………... 17
Глава 2. Особенности жизненного пути детей-сирот………………………... 22
2.1. Понятие «жизненный путь личности»………………………………….... 22
2.2. Трудности социализации детей-сирот в постинтернатный период…… 26
2.3. Социальные проблемы выпускников детских домов………………….... 31
2.4. Общественное мнение о некоторых аспектах проблемы сиротства…... 39
Глава 3. Социально-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений как особая технология адаптации к самостоятельной жизни……………………………………………………….. 46
3.1. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения……………………….. 46
3.2. Модели постинтернатного сопровождения выпускников………………. 49
Заключение……………………………………………………………………… 56
Библиографический список………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 119.68 Кб (Скачать файл)

В последние годы сильно обострились социально-экономические  причины, обусловливающие рост сиротства, в том числе социального сиротства. В городах, где остановилось основное производство, наблюдаются массовая безработица, голод, пьянство, снижение рождаемости, увеличение числа неполных семей; резко увеличилось количество семей, лишенных элементарных условий жизни по причине вынужденной миграции, безработицы, невыплат зарплат, пособий, пенсий; выросло число семей, находящихся в предкризисном состоянии, а также количество детей, пострадавших от жестокого обращения, различных форм насилия со стороны родителей. В среднем в каждом регионе ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты [13].

Большинство воспитанников  детских домов, в настоящее время, являются «жертвами» социального сиротства. Их родители вполне здоровы психически и физически, но являются социально депривированными личностями, т.е. людьми, в силу определенных неблагоприятных социально-психологических и социально-экономических факторов находящимися в состоянии апатии, безразличия к себе, к окружающему миру, утратившими чувство собственного достоинства, ответственности, озлобившимися на весь внешний мир.

Именно в России в последние  годы все больше заявляет о себе еще одна разновидность сиротства – скрытое социальное сиротство. Падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей привело к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост безнадзорности.

Социальное положение  большинства детей очень тяжелое, они не имели возможности полноценно освоить социальную роль члена семьи. Значительная часть детей, находящихся в стационарных центрах, — социальные сироты. Примерно у каждого второго ребенка родители лишены родительских прав; по данным различных центров, в них находится только 6–8% детей, у которых родители умерли. Если проранжировать причины поступления детей в центры, то складывается следующая картина: 1-е место – лишение родительских прав; 2-е место – уклонение родителей от воспитания; 3-е место – пребывание родителей в местах заключения; 4-е место – неспособность опекуна справиться со своими обязанностями; 5-е место – смерть родителей.

Основной причиной роста  количества детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является разрушение государственной  инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений [14].

Существенно сократилось  число и снизилась доступность детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования.

Другой существенной причиной роста количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является кризис семьи: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей. В результате роста смертности людей в молодом возрасте, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. Ослаб воспитательный потенциал семьи, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, и число родителей, лишенных родительских прав [13].

Неблагоприятное влияние  на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду насилия, преступности, наркомании. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.

Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества. Дети и подростки могут свободно приобрести алкоголь и наркотики на дискотеках, в учебных заведениях, в том числе в школах [14].

 Таким образом, можно сделать вывод, что рост числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, говорит об актуальности проблемы сиротства в современном обществе. Явление «социального сиротства», в существующих масштабах, является аномальным и опасным для государства и общества.  Также, следует отметить, дифференциацию причин, по которым дети становятся сиротами, что, несомненно, в большой степени влияет на становлении жизненного пути детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот

 

Ситуация, в которой оказывается  ребенок, оставшийся сиротой, требует  непременно вмешательства государства,  которое выполняет функцию защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, а также функцию устройства детей данной категории. Важным фактором для становления полноценной личности детей-сирот, способной сформировать реальный образ  своего жизненного пути, является форма устройства такого ребенка, в связи со сложившимися обстоятельствами, требующими осбого контроля. Российское законодательство, в соответствии с Семейным кодексом, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», предполагает следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые можно разделить на три категории:

1) несемейные – передача ребенка в государственное учреждение;

2)семейные – передача ребенка в «замещающую» семью: на усыновление, под опеку и попечительство, в приемную семью

3) смешанная форма – патронат.

При устройстве ребенка должны учитываться  его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения  преемственности в воспитании и  образовании [20].

На семейные формы устройства в 2010 году в семьи российских граждан  было передано 75,8 тыс. детей, из них 11,1 тыс. – на усыновление, 64,7 тыс. – под опеку (попечительство), в том числе 13,6 тыс. – в приемные семьи, 0,5 тыс. – на патронатное воспитание [28].

Если говорить конкретно о нашем  регионе, то по итогам минувшего 2011 года Пермский край в лидерах по усыновлению детей-сирот. В прошлом 2011 году в крае было усыновлено 608 детей. В детских домах находятся 1099 человек, остальные дети живут в семьях. Под опекой родственников находятся 9393 ребенка. В приемных семьях — 4702 человека. Семьи, которые усыновили ребенка, получают единовременное пособие из краевого бюджета в размере 100 тысяч рублей. В патронатных семьях и семейно-воспитательных группах живут 756 человек [30].

В конце 2011 года Федеральным законом N 351-ФЗ в Семейный кодекс были внесены изменения, и теперь будущие приемные родители должны будут проходить обязательную психологическую и юридическую подготовку в органах опеки и попечительства.

Из-за неспособности приемных родителей  найти правильный подход к усыновленным ежегодно 8 тысяч детей возвращаются обратно в детские дома. Потому государство стремится не допустить нанесения еще большей травмы неокрепшей психике ребенка.

Чтобы избежать подобных ситуаций, существуют программы подготовки для тех, кто  собирается усыновить ребенка. В  программах предусмотрены разъяснения  по правовым вопросам и последствиям и получение психолого-педагогических навыков, но пока нет единых требований к их содержанию. Изменениями в законе предусмотрено, что они должны разрабатываться и утверждаться каждым субъектом Федерации самостоятельно, но требования к их содержанию будут едиными. Родителям, прошедшим подготовку, предусмотрена выдача свидетельства единой установленной формы. Оно будет обязательно при усыновлении [6].

Усыновление (удочерение) является одной из приоритетных форм социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это государственный акт, в связи с которым между усыновителем и усыновленным и всеми их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между биологическими родителями и детьми и другими родственниками. В подавляющем большинстве случаев усыновляются дети ранних возрастов; усыновление несовершеннолетних более старшего детского, а тем более подросткового и юношеского возрастов происходит крайне редко, что является актуальной проблемой для осуществления социальной работы в данном направлении.

Усыновление производится судом по заявлению лица или лиц, желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть лица обоего пола, совершеннолетние, дееспособные, их возраст должен превышать возраст усыновляемых не менее чем на 16 лет. Вопросы об усыновлении (удочерении) утверждены постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ» от 15.09.1995 г. с изм. от 29.03.2002 г. Закон гарантирует тайну усыновления, разглашение которой является уголовным преступлением (ст. 155 Уголовного кодекса РФ), и запрещает при усыновлении или удочерении разъединять братьев и сестер, кроме случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.

Опека и попечительство – наиболее распространенная форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их естественных прав и интересов. Чаще всего опекунами и попечителями становятся родственники осиротевших детей. Опекун должен воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, получении им образования. Согласно Гражданскому кодексу РФ, опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство – над детьми с 14 до 18 лет.

В целях своевременной охраны прав несовершеннолетних органы опеки и  попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, родители которых не обеспечивают надлежащих условий для их развития, и передают этих детей на воспитание в семьи (в порядке усыновления или опеки и попечительства) или в специализированные детские учреждения. Органы опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сообщения о ребенке, нуждающегося в социальной защите, обязаны обследовать условия жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. На них также возлагаются обязанности по учету и избранию указанных форм устройства детей и контролю за условиями их содержания, воспитания и образования.

Обязанности по опеке и попечительству совершаются безвозмездно, на содержание ребенка ежемесячно выплачиваются  денежные средства, порядок и размеры  которых устанавливает Правительство  РФ. Государство осуществляет постоянный надзор за условиями жизни подопечного, выполнением опекуном своих обязательств. Закон предусматривает защиту ребенка от злоупотреблений опекунов, ограничивает их полномочия и самостоятельность при распоряжении имуществом подопечного [14].

Помещение ребенка в приемную семью является относительно новой формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для современной России. Ее суть заключается в составлении договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями (приемной семьей) о передаче ребенка (детей) на воспитание на срок, установленный договором. Согласно положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более восьми детей.

Приемные родители выполняют функции  воспитателей и получают оплату за свой труд. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством.

Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей и вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

В последние годы стала получать распространение новая форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – передача в детские дома семейного типа, т.е. особую форму семьи, где подбирается разновозрастный детский коллектив. Сравнительно небольшое число детей проживает с постоянными взрослыми, которые не обслуживают детей, как персонал, и не учат их специальным навыкам и умениям, как штатные преподаватели, а живут с ними общей жизнью и организовывают эту жизнь. Поэтому воспитатели получают специальную психологическую, педагогическую и медицинскую подготовку [13].

Одной из перспективных форм семейного  воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются замещающие семьи, или семьи патронатных воспитателей. Это наиболее гибкая форма устройства, которая позволяет устроить в семью абсолютно любого ребенка. Патронатное воспитание – это воспитание ребенка в семье, с помощью специалистов. Люди, желающие взять ребенка в семью, проходят курс тренинговых занятий, который помогает им лучше понять поведение «брошенных» детей, узнать, что делать в трудных ситуациях.

После прихода ребенка в семью  патронатные воспитатели становятся сотрудниками уполномоченной организации (детского дома), им идет трудовой стаж, выплачивается небольшая зарплата и пособие на ребенка, что немаловажно  для многих семей.

Патронатное воспитание – форма гибкая не только для детей, но и для будущих патронатных семей. Ведь патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли или не решились стать усыновителями или опекунами. Это одинокие женщины, пожилые супружеские пары, люди, не имевшие опыта воспитания детей и нуждающиеся в специальных знаниях. Впервые опытная модель воспитания детей в таких семьях была введена в Детском доме № 19 Центрального округа Москвы [14].

Таким образом, можно констатировать, что среди видов семейного  устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее эффективными оказываются те, которые предусматривают помещение ребенка в условия, наиболее близкие к нормальным условиям обычной семьи. Определить, какой из данных видов семейного устройства предпочтительнее, довольно сложно, поскольку главную роль играют субъективные факторы: характер и потребности людей, которые принимают ответственность за жизнь и воспитание детей-сирот, их устремления и желание оказать помощь, условия, которые они могут создать для проживания и воспитания приемных или усыновленных детей.

Информация о работе Жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период