Жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении проблемы сиротства и описание жизненного пути выпускников детских домов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику проблемы сиротства и его причин.
Определить основные формы устройства детей-сирот.
Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
Обобщить особенности жизненного пути детей-сирот.
Изучить технологии постинтернатной адаптации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Общая характеристика проблемы сиротства……………………….. 7
1.1. Сиротство как социальное явление и его причины……………………... 7
1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот…………………………………..... 12
1.3. Характерные особенности воспитанников детских домов……………... 17
Глава 2. Особенности жизненного пути детей-сирот………………………... 22
2.1. Понятие «жизненный путь личности»………………………………….... 22
2.2. Трудности социализации детей-сирот в постинтернатный период…… 26
2.3. Социальные проблемы выпускников детских домов………………….... 31
2.4. Общественное мнение о некоторых аспектах проблемы сиротства…... 39
Глава 3. Социально-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений как особая технология адаптации к самостоятельной жизни……………………………………………………….. 46
3.1. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения……………………….. 46
3.2. Модели постинтернатного сопровождения выпускников………………. 49
Заключение……………………………………………………………………… 56
Библиографический список………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 119.68 Кб (Скачать файл)

Подводя итог, нужно сказать, о том, что форма жизнеустройства влияет на становление характера ребенка-сироты, на воспитанность, культуру и другие особенности, характеризующие его как личность. Таким образом, от того, как сложится дальнейшая судьба такого ребенка, зависит от особенностей личности, а также в целом от системы работы в данной сфере.

 

1.3. Характерные особенности воспитанников детских домов

 

Среда, в которой находится человек, несомненно, откладывает отпечаток  на личность. И поэтому дети, выросшие в детских домах, имеют некие  особенности, не характерные детям, воспитанным в семейных условиях. Также, так как они долго пребывали в условиях, довольно сильно отличающихся от реальной жизни,  многие из них не знают, что такое настоящая семья, и это может повлиять на формирование отклоняющегося поведения таких детей. Соответственно, это повлияет на то, как будет складываться жизнь у выпускников детских домов.

Статистика показывает, что на 1 января 2011 г. в системе образования России функционирует 1387 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в них воспитывается более 78 тысяч детей-сирот [28].

Формируя некий общий портрет ребенка, воспитывающегося в детском доме, можно выделить основные положения, раскрывающие наиболее важные личностные характеристики.

Социальный статус воспитанника интернатного учреждения определяется тем, что он «ничей» ребенок. Для детей первым и наиболее устойчивым образцом поведения является поведение родителей. Лишенные этого стержневого стандарта поведения, дети-сироты вынуждены ориентироваться на официально принятые нормативы, которые нередко носят условно-атрибутивный характер, категоричны или односторонни. Родители оказывают физическую, психологическую и эмоциональную поддержку и помощь детям. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, такой поддержки лишены, что не может не сказываться отрицательно на их общем развитии.

Большинство детей данной категории  имеют отклонения в состоянии  здоровья и психологическом развитии. Причинами этого, как правило, являются отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические факторы. Наиболее часто встречающиеся отклонения – это задержка психического развития, нарушение интеллекта, психосоматическая и психоневрологическая патологии, задержка психоречевого развития, патологическое развитие личности. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, у некоторых – признаки выраженного невроза.

Возможность перекрестного инфицирования  обусловливает более высокий уровень заболеваемости воспитанников детских домов по сравнению с аналогичными показателями в семьях [12].

Для большинства воспитанников  интернатных учреждений также характерны задержка физического развития, общее  недоразвитие личности, неуравновешенное поведение, снижение памяти, невысокая социальная активность.

Отставание в физическом и интеллектуальном плане детей, оставшихся без попечения  родителей, часто осложняется нарушениями  в эмоционально-волевой сфере  и поведении. Этому способствует несовершенство системы воспитания детей в интернатных учреждениях — в частности многократные переводы из одного учреждения в другое, сопряженные с разлукой с педагогами и детским коллективом.

Вследствие депривации потребности  в родительской любви у воспитанников  интернатных учреждений слабо развита способность сопереживать близким, окружающим его людям. Для этих детей характерна обостренная потребность во внимании и доброжелательности со стороны старших, в положительных эмоциональных контактах. Однако эта потребность зачастую остается неудовлетворенной, что лишает детей важного для их психологического благополучия ощущения своей нужности и ценности для других и одновременно ощущения ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.

У воспитанников интернатных учреждений плохо сформированы навыки общения, умение контактировать с людьми, как в формальных, так и в неформальных ситуациях. Если дети младшего возраста еще стремятся «вырваться» из детского дома, общаться с взрослыми и сверстниками вне учреждения, то, становясь старше, они замыкаются в своем кругу, не стремятся к расширению контактов с внешним миром и даже боятся его [14].

Воспитанники интернатных учреждений, как правило, не знают и не воспринимают себя как личность; у них формируются  неадекватные социальные ожидания, чаще всего из-за ориентации на признание в своей среде при помощи физической силы, агрессии, асоциальных форм поведения

(ложь, кражи, насилие); они лишены  возможности идентифицироваться  по полу по причине преобладания  женщин среди персонала, в силу полной погруженности в среду интернатного учреждения, из-за группового «Мы»; дети-сироты живут как особая общность, по групповому нравственному нормативу, ориентируются на групповую совесть, поруку. Их личные права и обязанности не дифференцированы; они испытывают чувство ненужности, ощущая в то же время свою социальную исключительность (положение сироты). Сочетание этих факторов создает тенденцию к обвинению ими окружающей среды в своей неполноценности, неудачах.

Свое представление о будущем  воспитанники детских домов чаще, чем подростки, воспитывающиеся  в семьях, связывают с формальными  характеристиками – с достижением совершеннолетия, получением паспорта, т.е. с достижением ими определенного возраста. Символами «взрослой» жизни являются также приобретение профессии или устройство на постоянную работу, создание семьи (или рождение ребенка) [13].

Становится очевидным, что у  детей, воспитывающихся в интернатных  учреждениях, зачастую наблюдаются  глубокие личностные отклонения. Для них характерны не только задержка физического и психического развития, но и изоляция в социальной среде, сниженная коммуникабельность, низкая самооценка, часто компенсирующаяся разнообразными формами отклоняющегося поведения; строгая регламентация образа жизни способствует формированию низкого уровня развития произвольности поведения, ориентации на внешний контроль; ситуативность поведения, неспособность к конструктивному решению проблем, планированию действий; недостатки полоролевого развития и усвоения гендерной роли; низкий уровень развития мыслительных процессов, внимания, памяти.

 Таким образом, можно отметить, что социальная ситуация развития молодого человека, выпускника интернатного учреждения, ставит его перед необходимостью быть взрослым, самостоятельным, ответственным при отсутствии психической и личностной готовности к этому. Длительное пребывание в условиях институционализации нередко приводит к формированию у воспитанников учреждений для детей-сирот особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ            ДЕТЕЙ-СИРОТ

 

2.1. Понятие «жизненный путь личности»

 

С момента рождения и до последнего дня жизни человек проходит сложный  жизненный путь, состоящий из нескольких этапов, во время которых происходит развитие личности, взросление человека. И насколько гармонично будет  происходить становление личности в ранней юности, зависит от множества  факторов: ценностей общества, общественных взглядов на подрастающее поколение, взаимоотношений, которые сложились в семье, личностных качества самого взрослеющего человека.

Жизненный путь – индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности.

В настоящее время показателем сформированности социального  становления личности ребёнка, особенно  ребёнка-сироты, жизненной успешности можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. 

Рассматривая  проблемы становления  личности,  мы основывались на методологическом положении Б. Г. Ананьева, согласно которому,  развитие личности - «есть  возрастающая по масштабам и уровням интеграция …».  А.В. Петровский,  занимаясь проблемой становления личности, обосновал аспекты (измерения)  личности:

•  личность  как индивидуальность – неповторимое сочетание психологических черт и особенностей, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей;

•  личность рассматривается в пространстве межиндивидных связей и межличностного общения;

•  личность прослеживается в ее развертывании за пределами совместной  деятельности и общения;

•  личность выступает как идеальная представленность и продолжение себя в других людях.

По определению А.В.Петровского – «развитие есть основной способ существования личности…». На развитие личности воспитанников влияет социальная среда. Для многих тысяч детей в нашей стране такой социальной средой становится детский дом [31].

По  мнению Б.Г. Ананьева, социализация протекает в двух направлениях: становлении  человека как личности и как субъекта деятельности.

Основные стадии социализации:

  • на стадии  первичной социализации (от рождения до подросткового периода) ребенок некритически усваивает социальный опыт, адаптируется, приспосабливается, подражает;
  • на стадии индивидуализации появляется желание выделиться среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения;
  • стадия интеграции наступает в молодости и проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом.
  • трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости, трудовой деятельности;
  • на послетрудовой стадии социализации  человек рассматривается как личность, которая вносит существенный    вклад в передачу социального опыта новым поколениям.

Таким образом, с одной стороны, выпускник детского дома или интернатного учреждения к 18 годам, т.е. к собственному совершеннолетию и уходу из детского дома/ интерната, должен быть готов  к самостоятельной взрослой жизни  в профессиональной (учебной), общественной и личностной сферах. А с другой стороны, он просто не в состоянии соответствовать этим требованиям в 18 лет, так как они зачастую являются результатами социализации и развития следующего возрастного этапа. У молодого человека отсутствует система ценностных ориентаций, не сформированы практические умения и навыки в указанных профессиональной (учебной), общественной и личностной сферах, обеспечивающие успешность интеграции в социум и занятие в нем определенной позиции, что и отражает сущность готовности к самостоятельной жизни. Отсюда формируется основное противоречие между предъявляемыми обществом требованиями и реальными возможностями молодого человека, порождающее социальную проблему адаптации выпускников детских домов и интернатных   учреждений [17].

В процессе жизненного пути у каждого  человека появляется своя жизненная  стратегия. Жизненная стратегия – это постоянное приведение в соответствие своей личности характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни.

Стратегия жизненного пути:

•  Начинается с концентрации подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникает идея собственного будущего .

•  Через выбор профессии  и конкретные жизненные планы  реализуется жизненная программа, в которую человек воплощает свое призвание, конкретную доминирующую цель и предназначение своей жизни.

•  Активное отношение к себе и к своей жизненной практике  дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет  и направленность жизненного пути в  физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.

•  Реализуя свои потребности и  мотивы, удовлетворяя интересы, человек  в ходе учебы, общения и труда  определяет свой жизненный путь.

Для каждого человека характерна своя стратегия. А особенно отличается стратегия жизненного пути у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 70-х гг. ХХ в. начал формироваться  научный подход к изучению личности, подчеркивающий уникальность жизненного пути каждого человека, а также  необходимость дополнения психологии развития личности исследованием психологии жизненного пути.

На основе изучения сотен биографий  самых разных людей, представителей различных социальных классов и  групп – бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и пр., Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека.

Пять фаз жизненного цикла человека (Ш. Бюлер, 1968):

1) возраст от рождения до 16-20 лет – нет семьи, профессии, нет жизненного пути;

2) с 16-20 лет до 25-30 лет – предварительное самоопределение, выбор супруга;

3) от 25-30 до 45-50 лет – зрелость, собственная семья, нашел призвание, ставит конкретные жизненные цели, самореализация;

4) от 45-50 до 65-70 лет – стареющий человек, трудный возраст душевного кризиса, к концу исчезает самоопределение, постановка жизненных целей;

5) от 65-70 лет до смерти – старый человек, нет социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность [31].

Именно подростковый возраст – последний период пребывания большинства детей в учреждениях интернатного типа. В 16–17 лет они покидают школу-интернат и вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычных опеки и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к встрече с действительностью.

Информация о работе Жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период