Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении проблемы сиротства и описание жизненного пути выпускников детских домов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику проблемы сиротства и его причин.
Определить основные формы устройства детей-сирот.
Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
Обобщить особенности жизненного пути детей-сирот.
Изучить технологии постинтернатной адаптации.
Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Общая характеристика проблемы сиротства……………………….. 7
1.1. Сиротство как социальное явление и его причины……………………... 7
1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот…………………………………..... 12
1.3. Характерные особенности воспитанников детских домов……………... 17
Глава 2. Особенности жизненного пути детей-сирот………………………... 22
2.1. Понятие «жизненный путь личности»………………………………….... 22
2.2. Трудности социализации детей-сирот в постинтернатный период…… 26
2.3. Социальные проблемы выпускников детских домов………………….... 31
2.4. Общественное мнение о некоторых аспектах проблемы сиротства…... 39
Глава 3. Социально-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений как особая технология адаптации к самостоятельной жизни……………………………………………………….. 46
3.1. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения……………………….. 46
3.2. Модели постинтернатного сопровождения выпускников………………. 49
Заключение……………………………………………………………………… 56
Библиографический список………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, говорит об актуальности проблемы сиротства в современном обществе. Явление «социального сиротства», в существующих масштабах, является аномальным и опасным для государства и общества. Также, следует отметить, дифференциацию причин, по которым дети становятся сиротами, что, несомненно, в большой степени влияет на становлении жизненного пути детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Можно констатировать, что среди видов семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее эффективными оказываются те, которые предусматривают помещение ребенка в условия, наиболее близкие к нормальным условиям обычной семьи. Определить, какой из данных видов семейного устройства предпочтительнее, довольно сложно, поскольку главную роль играют субъективные факторы: характер и потребности людей, которые принимают ответственность за жизнь и воспитание детей-сирот, их устремления и желание оказать помощь, условия, которые они могут создать для проживания и воспитания приемных или усыновленных детей.
Нужно сказать, о том, что форма жизнеустройства влияет на становление характера ребенка-сироты, на воспитанность, культуру и другие особенности, характеризующие его как личность. Таким образом, от того, как сложится дальнейшая судьба такого ребенка, зависит от особенностей личности, а также в целом от системы работы в данной сфере.
Становится очевидным, что у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, зачастую наблюдаются глубокие личностные отклонения. Для них характерны не только задержка физического и психического развития, но и изоляция в социальной среде, сниженная коммуникабельность, низкая самооценка, часто компенсирующаяся разнообразными формами отклоняющегося поведения; строгая регламентация образа жизни способствует формированию низкого уровня развития произвольности поведения, ориентации на внешний контроль; ситуативность поведения, неспособность к конструктивному решению проблем, планированию действий; недостатки полоролевого развития и усвоения гендерной роли; низкий уровень развития мыслительных процессов, внимания, памяти.
Впоследствии социальная ситуация развития молодого человека, выпускника интернатного учреждения, ставит его перед необходимостью быть взрослым, самостоятельным, ответственным при отсутствии психической и личностной готовности к этому. Длительное пребывание в условиях институционализации нередко приводит к формированию у воспитанников учреждений для детей-сирот особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.
Жизненный путь – это жизнь человека как личности, история индивидуального развития. Жизненный путь является содержанием индивидуальной истории, ее мировоззренческой сутью. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности. Для каждого человека характерна своя стратегия, которая строится на основе представления о целостности, поэтапности, перспективности своего жизненного пути.
Представления о будущей жизни
у большинства выпускников
Длительное проживание в детских домах ограничивает усвоение социального опыта детьми, снижает количество и качество вариантов и типов одобряемого социального поведения, что впоследствии формирует целый комплекс проблем выпускников: социально-бытовых, жилищных, коммуникативных, семейных, проблем в трудоустройстве. Это говорит о том, что на жизненном пути детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут появляться трудности, с которыми, такой ребенок, не в силах сам справиться, по сравнению с ребенком, выросшим в семье. Также отрицательным фактором, влияющим, на то, как сложится судьба ребенка-сироты, является отсутствие родителей и соответственно их поддержки на протяжении всей жизни.
По результатам исследования общественного мнения, о некоторых аспектах проблемы сиротства, проведенного в рамках курсовой работы, сложилось впечатление, что люди знают о явлении сиротства, но им нет дела, о детях-сиротах, их жизни в детском доме и будущем таких детей. Также, можно отметить работу СМИ об информировании проблемы сиротства, одобрение со стороны общества по вопросу предоставления различных льгот детям-сиротам, но ещё недостаточно эффективная работа законов, так как не решены проблемы большинства из выпускников детских домов.
Такая технология как социально-педагогическое сопровождение позволяет отследить жизнь воспитанника после выпуска из детского дома, сохранить взаимоотношения между ним и детским домом, оказывать различную помощь в решении текущих проблем, оказывать помощь в дальнейшем становлении личности.
Сегодня и специалисты, и общество в целом начинают осознавать актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. Без поддержки государства (законодательных, финансовых, информационных ресурсов и пр.) существенных позитивных изменений добиться в этой сфере сложно.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Законодательные материалы
Книги. Однотомные издания
Статьи из сериального издания
Электронные ресурсы
Приложение 1
Анкета
Здравствуйте! Заполните, пожалуйста, анкету, направленную на изучение общественного мнения о некоторых аспектах проблемы сиротства.
1. Укажите Ваш пол:
|
2. Укажите Ваш возраст:
|
3. По Вашему мнению, «социальные сироты» – это … (возможно несколько вариантов):
4. Есть ли среди Ваших знакомых дети-сироты (здесь и далее: в том числе социальные сироты)?
5. Как Вы считаете, сколько в России детей-сирот?
6. Какой источник
информации о детях-сиротах
7. Где, на Ваш
взгляд, должен жить ребенок из
неблагополучной семьи,
8. Как Вы считаете,
должно ли государство