Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении проблемы сиротства и описание жизненного пути выпускников детских домов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику проблемы сиротства и его причин.
Определить основные формы устройства детей-сирот.
Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
Обобщить особенности жизненного пути детей-сирот.
Изучить технологии постинтернатной адаптации.
Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Общая характеристика проблемы сиротства……………………….. 7
1.1. Сиротство как социальное явление и его причины……………………... 7
1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот…………………………………..... 12
1.3. Характерные особенности воспитанников детских домов……………... 17
Глава 2. Особенности жизненного пути детей-сирот………………………... 22
2.1. Понятие «жизненный путь личности»………………………………….... 22
2.2. Трудности социализации детей-сирот в постинтернатный период…… 26
2.3. Социальные проблемы выпускников детских домов………………….... 31
2.4. Общественное мнение о некоторых аспектах проблемы сиротства…... 39
Глава 3. Социально-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений как особая технология адаптации к самостоятельной жизни……………………………………………………….. 46
3.1. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения……………………….. 46
3.2. Модели постинтернатного сопровождения выпускников………………. 49
Заключение……………………………………………………………………… 56
Библиографический список………
Самым актуальным вопросом
для выпускника является получение
жилья или переезд на жилплощадь,
оставшуюся ему от родителей. Практика
предыдущих десятилетий была неутешительной:
выросшим детям-сиротам приходилось
стоять в очереди десятилетиями,
многие ютились по друзьям, родственникам,
часть получали комнаты в неблагоустроенных
или социально-неблагоприятных
Численность лиц из числа детей-сирот не обеспеченных жилыми помещениями составила на 2009 году 75 932 (86%), по сравнению с 2010 годом 83 893 (86%). Соответственно, численность лиц из лица детей-сирот обеспеченных жилыми помещениями в 2009 г. 12 522(14%), в 2010 году 13 905 (14%). Также следует отметить, что 20% выпускников детских домов возвращаются в закрепленное жилье, непригодное для проживания. Можно сделать вывод, что пока государство не создало соответствующих условий для защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [25].
Многие регионы просто
не в состоянии обеспечить всех нуждающихся
отдельными квартирами. В связи с
этим необходимо объединение ресурсов
и усилий федерального уровня и
регионального уровней для
Еще более трагичной ситуация
становится в том случае, если ребенку
приходится возвращаться к родственникам,
ведущим асоциальный образ
Ситуацию с жильем во многом осложняет само отношение выпускников к собственности: с одной стороны, они боятся потерять её и остерегаются мошенников, с другой относятся к собственному жилью легкомысленно. Они считают, что квартира дана им безвозмездно, навсегда, что от них не требуется никаких дополнительных вложений и исполнения определенных обязанностей. У большинства наблюдаются громадные долги по коммунальным платежам, нередки случаи отключения электроэнергии и газа за неуплату. В больших городах существует практика сдачи внаем личного жилья, а сами живут группами в чьей-нибудь квартире. Такое поведение продолжает формировать иждивенчество, безответственность, стремление к получению легких денег, трудовая мотивации утрачивается. Да и сама санитарно-гигиеническая обстановка в квартирах, где проживают выпускники интернатных учреждений и детских домов, оставляет желать лучшего: многие долгое время не моют посуду, не убирают, не стирают, не делают ремонт, не стремятся к созданию уюта и пр.
Существование проблем в социально-бытовой
адаптации выпускников
Кроме указанных страхов наблюдается отсутствие элементарных умений и навыков бытового самообслуживания: определить свое меню, приготовить еду (как правильно посолить блюдо, порезать салат и его перемешать, какие сорта макарон существуют, как пожарить курицу, сварить сосиски и пр.), определить режим питания (т.е. частоту приема пищи в день), сколько денег потратить на еду и какие продукты купить.
Потребность в еде – базовая, и без ее удовлетворения невозможно продвижение по лестнице самоактуализации, как считал А. Маслоу. Поэтому у выпускников должна сформироваться четкая концепция отношения к еде (спокойное, уверенное) и к потреблению пищи. Кроме того, выпускники должны понимать, что теперь они сами определяют удовлетворение своих потребностей и от них в полной мере зависит то, как, когда, в какой мере они будут уделять внимание данному вопросу. Должно появиться чувство свободы, независимости.
Умения готовить пищу – одно из
главных условий
Серьезным препятствием для самостоятельной жизни становится отсутствие умения грамотно распоряжаться деньгами в соответствии с необходимыми и запланированными тратами. Даже в тех случаях, когда молодой человек или девушка находятся под социальным патронатом, получают помощь и консультации различных специалистов социальных служб, нередки случаи неадекватного и безалаберного финансового поведения. Из рассказа специалиста Центра постинтернатной адаптации: «Мы с ним составили план трат: куда потратить деньги, которые получит на бирже – что на продукты, что на вещи, что на уплату долга по коммуналке, ну и так далее. Получит практически двадцать пять тысяч рублей, а это не мало. Приходит с биржи – денег четыре тысячи. «Где остальные?» - спрашиваем. Мобильный телефон купил за пятнадцать тысяч, ерунды всякой. На продукты и на жизнь практически ничего не осталось». Это типичная ситуация, знакомая практически всем специалистам, работающим с выпускниками детских домов и интернатных учреждений.
Не менее значимой социальной проблемой
является трудоустройство выпускников.
Можно выделить целый спектр проблем,
мешающих успешной адаптации выпускников
на рабочем месте. Трудовое воспитание
в детских домах и интернатах
сведено к осуществлению
Одной из серьезных проблем является отсутствие мотивации на труд, а не профессиональных знаний, умений, навыков. Ситуация усложняется нежеланием администрации предприятий «связываться» с детьми-сиротами, поскольку руководители боятся той социальной ответственности, которая будет ложиться на их плечи в виде социальных гарантий, обеспечения специальных условий режима труда и отдыха, предоставления жилья и пр. при отсутствии налоговых льгот [18;30].
Работникам - детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, высвобождаемым из организаций
в связи с их ликвидацией, сокращением
численности или штата, работодатели
(их правопреемники) обязаны обеспечить
за счет собственных средств
В соответствии с Федеральным законом
«Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» работникам
моложе 18 лет предоставляются льготы
при квотировании рабочих мест для
трудоустройства. Однако действующим
законодательством квотирование рабочих
мест установлено только для инвалидов
(ФЗ «О занятости населения в
Одним из главных условий эффективной
социальной адаптации является готовность
к созданию собственной семьи, стремление
справляться с объективными трудностями
супружеской жизни. У большинства
воспитанников детских домов
отсутствует позитивный опыт семейной
жизни, являющийся значимым ресурсом решения
не только внутрисемейных, но и других
социальных проблем. Несмотря на то, что
практически все выпускники положительно
относятся к институту семьи,
реализуют эти желания не многие,
подчас заменяя их множественными
формами сожительства (так называемый
«гражданский брак»). Для многих выпускников
характерны моральная и психологическая
неготовность к созданию собственной
семьи, неумение взаимного приспособления
и решения супружеских
У самостоятельно проживающих выпускников
отсутствует полноценная
В связи со специфическими психологическими качествами, сформированными у выпускников, о которых говорили ранее, даже самые замечательные нравственные ориентиры, которые предлагают воспитатели детских домов своим воспитанникам, в большинстве случаев не выдерживают проверки на прочность, не могут противостоять серьезным жизненным испытаниям, асоциальному окружению. Это выливается в достаточно высокий уровень правонарушений: в течение первых трех лет после выхода из детского дома более 30% сирот вступают в контакт с правоохранительными органами из-за своего асоциального поведения. Высока распространенность вредных привычек, злоупотребления спиртными напитками.
В силу своих психологических свойств
и низких адаптивных способностей,
выпускники детских домов не сразу
могут войти в новый коллектив
(учебный, трудовой), общественную группу,
определить свое место в сообществе,
идентифицировать себя с ним. Причины
такого поведения двойственны: во-первых,
настороженное отношение
Процесс адаптации студентов-сирот
к новым условиям жизни и деятельности
в учреждениях начального, среднего
и высшего профессионального
образования является сложным периодом
социализации. Первокурсники-сироты отличаются
от своих товарищей не только в
социальном плане, но очень часто
в образовательном. В соответствии
с Законом РФ «Об образовании»
их зачисляют на льготных условиях.
Количество баллов, набранных ими
на вступительных экзаменах, значительно
ниже общего проходного балла. По данным
Л.А. Жилиной, до 30% первокурсников-сирот
ежегодно отчисляются из числа студентов,
если им не оказываются должные социально-
Вот что по поводу этого говорит Президент России: «Нам нужны программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Мало обучить и накормить детей – их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе. Здесь велика роль не только педагогов, но и местных властей. Они могли бы, например, оплачивать расходы выпускников детских домов на посещение подготовительных курсов в системе высшего и среднего профессионального образования [10]».
Представления о будущей жизни
у большинства выпускников
Таким образом, длительное проживание в детских домах ограничивает усвоение социального опыта детьми, снижает количество и качество вариантов и типов одобряемого социального поведения, что впоследствии формирует целый комплекс проблем выпускников: социально-бытовых, жилищных, коммуникативных, семейных, проблем в трудоустройстве. Это говорит о том, что на жизненном пути детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут появляться трудности, с которыми, такой ребенок, не в силах сам справиться, по сравнению с ребенком, выросшим в семье. Также отрицательным фактором, влияющим, на то, как сложится судьба ребенка-сироты, является отсутствие родителей и соответственно их поддержки на протяжении всей жизни.
2.4. Общественное мнение о некоторых аспектах проблемы сиротства.
Очевидно, что проблема сиротства не решаема силами одного только государства. Очевидно также, что готовность простых людей принимать участие в судьбе детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, во многом определяется сложившимся у них отношением к проблеме. Поэтому в рамках курсовой работы было проведено исследование общественного мнения о некоторых аспектах проблемы сиротства. Была разработана анкета (Приложение 1) и проведен опрос. Ниже подведены результаты исследования в виде таблиц.
Количество участников анкетирования
Количество (чел.) | |
до 30 лет |
22 |
от 30 до 55 |
21 |
от 55 и старше |
7 |
Всего: |
50 |
В исследовании приняло участие 50 респондентов разных возрастов.
По Вашему мнению, «социальные сироты» – это …
Ответы |
Всего (чел.): |
1) Дети, лишенные родительской заботы, воспитания |
30 |
2) Дети, лишенные попечения со стороны государства |
16 |
3) Дети из бедных семей |
8 |
4) Дети, у которых родителей лишили родительских прав |
21 |