Жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении проблемы сиротства и описание жизненного пути выпускников детских домов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику проблемы сиротства и его причин.
Определить основные формы устройства детей-сирот.
Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
Обобщить особенности жизненного пути детей-сирот.
Изучить технологии постинтернатной адаптации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Общая характеристика проблемы сиротства……………………….. 7
1.1. Сиротство как социальное явление и его причины……………………... 7
1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот…………………………………..... 12
1.3. Характерные особенности воспитанников детских домов……………... 17
Глава 2. Особенности жизненного пути детей-сирот………………………... 22
2.1. Понятие «жизненный путь личности»………………………………….... 22
2.2. Трудности социализации детей-сирот в постинтернатный период…… 26
2.3. Социальные проблемы выпускников детских домов………………….... 31
2.4. Общественное мнение о некоторых аспектах проблемы сиротства…... 39
Глава 3. Социально-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений как особая технология адаптации к самостоятельной жизни……………………………………………………….. 46
3.1. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения……………………….. 46
3.2. Модели постинтернатного сопровождения выпускников………………. 49
Заключение……………………………………………………………………… 56
Библиографический список………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 119.68 Кб (Скачать файл)

Самым актуальным вопросом для выпускника является получение  жилья или переезд на жилплощадь, оставшуюся ему от родителей. Практика предыдущих десятилетий была неутешительной: выросшим детям-сиротам приходилось  стоять в очереди десятилетиями, многие ютились по друзьям, родственникам, часть получали комнаты в неблагоустроенных  или социально-неблагоприятных районах  и общежитиях, спивались, становились  бездомными. Однако современная ситуация более неоднородна, а в ряде случаев  благоприятнее, чем ранее. В некоторых  регионах выпускники практически сразу  получают жилье [14;57].

Численность лиц из числа  детей-сирот не обеспеченных жилыми помещениями составила на 2009 году 75 932 (86%), по сравнению с 2010 годом 83 893 (86%). Соответственно, численность лиц из лица детей-сирот обеспеченных жилыми помещениями в 2009 г. 12 522(14%), в 2010 году 13 905 (14%). Также следует отметить, что 20% выпускников детских домов возвращаются в закрепленное жилье, непригодное для проживания. Можно сделать вывод, что пока государство не создало соответствующих условий для защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [25].

Многие регионы просто не в состоянии обеспечить всех нуждающихся  отдельными квартирами. В связи с  этим необходимо объединение ресурсов и усилий федерального уровня и  регионального уровней для приобретения жилья выпускникам.

Еще более трагичной ситуация становится в том случае, если ребенку  приходится возвращаться к родственникам, ведущим асоциальный образ жизни. В таких случаях качество и  направление жизни выпускника во многом определяется сформированностью его личностных качеств и оказанием своевременной поддержки со стороны социальных служб.

Ситуацию с жильем  во многом осложняет само отношение выпускников  к собственности: с одной стороны, они боятся потерять её и остерегаются мошенников, с другой относятся к собственному жилью легкомысленно. Они считают, что квартира дана им безвозмездно, навсегда, что от них не требуется никаких дополнительных вложений и исполнения определенных обязанностей. У большинства наблюдаются громадные долги по коммунальным платежам, нередки случаи отключения электроэнергии и газа за неуплату. В больших городах существует практика сдачи внаем личного жилья, а сами живут группами в чьей-нибудь квартире. Такое поведение продолжает формировать иждивенчество, безответственность, стремление к получению легких денег, трудовая мотивации утрачивается. Да и сама санитарно-гигиеническая обстановка в квартирах, где проживают выпускники интернатных учреждений и детских домов, оставляет желать лучшего: многие долгое время не моют посуду, не убирают, не стирают, не делают ремонт, не стремятся к созданию уюта и пр.

Существование проблем в социально-бытовой  адаптации выпускников отмечается практически всеми исследователями  и практиками, причем эти проблемы видны часто еще в период проживания в детском доме. Так, педагоги, бравшие  к себе на проживание детей-сирот  на выходные, каникулы, отмечают, что они боятся зажигать газ, смотреть с балкона вниз, разбивать яйца в яичницу, проходить через турникеты в метро и на вокзале. Также боятся ночевать одни дома [18;27-28].

Кроме указанных страхов наблюдается  отсутствие элементарных умений и навыков  бытового самообслуживания: определить свое меню, приготовить еду (как правильно  посолить блюдо, порезать салат и  его перемешать, какие сорта макарон  существуют, как пожарить курицу, сварить  сосиски и пр.), определить режим  питания (т.е. частоту приема пищи в  день), сколько денег потратить  на еду и какие продукты купить.

Потребность в еде – базовая, и без ее удовлетворения невозможно продвижение по лестнице самоактуализации, как считал А. Маслоу. Поэтому у выпускников должна сформироваться четкая концепция отношения к еде (спокойное, уверенное) и к потреблению пищи. Кроме того, выпускники должны понимать, что теперь они сами определяют удовлетворение своих потребностей и от них в полной мере зависит то, как, когда, в какой мере они будут уделять внимание данному вопросу. Должно появиться чувство свободы, независимости.

Умения готовить пищу – одно из главных условий самостоятельной  жизни, тем более в период нестабильной социально-экономической ситуации в стране. Также важными умениями и навыками являются умения ухода  за обувью, одеждой, умение осуществлять мелкий ремонт, правильно постирать  и погладить вещи, убраться в квартире [23].

Серьезным препятствием для самостоятельной  жизни становится отсутствие умения грамотно распоряжаться деньгами в  соответствии с необходимыми и запланированными тратами. Даже в тех случаях, когда молодой человек или девушка находятся под социальным патронатом, получают помощь и консультации различных специалистов социальных служб, нередки случаи неадекватного и безалаберного финансового поведения. Из рассказа специалиста Центра постинтернатной адаптации: «Мы с ним составили план трат: куда потратить деньги, которые получит на бирже – что на продукты, что на вещи, что на уплату долга по коммуналке, ну и так далее. Получит практически двадцать пять тысяч рублей, а это не мало. Приходит с биржи – денег четыре тысячи. «Где остальные?» - спрашиваем. Мобильный телефон купил за пятнадцать тысяч, ерунды всякой. На продукты и на жизнь практически ничего не осталось». Это типичная ситуация, знакомая практически всем специалистам, работающим с выпускниками детских домов и интернатных учреждений.

Не менее значимой социальной проблемой  является трудоустройство выпускников. Можно выделить целый спектр проблем, мешающих успешной адаптации выпускников  на рабочем месте. Трудовое воспитание в детских домах и интернатах сведено к осуществлению санитарно-гигиенических  навыков, ограниченного круга домашних обязанностей. Основной причиной этого, как отмечено выше, является отсутствие опыта ответственности за свою работу и негативные личностные образования (иждивенчество, паразитизм), которые обусловлены спецификой воспитания в условиях интернатного учреждения. Кроме того, возможности подростка-сироты осуществлять выбор профессии во многом зависят от жесткой распределительной системы, существующей до сих пор в детских домах. Ребенка направляют учиться не в соответствии с его личными устремлениями, желаниями, склонностями и способностями, а подчас сообразуясь с наличием мест в близлежащем училище, договоренности с администрацией и пр.

Одной из серьезных проблем является отсутствие мотивации на труд, а  не профессиональных знаний, умений, навыков. Ситуация усложняется нежеланием администрации  предприятий «связываться» с  детьми-сиротами, поскольку руководители боятся той социальной ответственности, которая будет ложиться на их плечи  в виде социальных гарантий, обеспечения  специальных условий режима труда  и отдыха, предоставления жилья и  пр. при отсутствии налоговых льгот [18;30].

Работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, высвобождаемым из организаций  в связи с их ликвидацией, сокращением  численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое  профессиональное обучение с последующим  их трудоустройством в данной или  другой организациях..

В соответствии с Федеральным законом  «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации» работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при квотировании рабочих мест для  трудоустройства. Однако действующим  законодательством квотирование рабочих  мест установлено только для инвалидов (ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», ФЗ «О социальной защите инвалидов  Российской Федерации»). Было бы целесообразным предусмотреть в федеральном законодательстве квотирование рабочих мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также возродить институт наставничества на производстве.

Одним из главных условий эффективной  социальной адаптации является готовность к созданию собственной семьи, стремление справляться с объективными трудностями  супружеской жизни. У большинства  воспитанников детских домов  отсутствует позитивный опыт семейной жизни, являющийся значимым ресурсом решения  не только внутрисемейных, но и других социальных проблем. Несмотря на то, что  практически все выпускники положительно относятся к институту семьи, реализуют эти желания не многие, подчас заменяя их множественными  формами сожительства (так называемый «гражданский брак»). Для многих выпускников  характерны моральная и психологическая  неготовность к созданию собственной  семьи, неумение взаимного приспособления и решения супружеских конфликтов, страх перед созданием собственной  семьи и воспитанием детей, нежелание  нести ответственность за своего партнера, семью и детей [13].

У самостоятельно проживающих выпускников  отсутствует полноценная досуговая деятельность,  позволяющая сформировать такие личностные качества как инициативность, избирательность, самостоятельность в принятии решений. Обедненность окружающей среды приводит к деформации и изменениям духовно-нравственных ценностей и установок.

В связи со специфическими психологическими качествами, сформированными у выпускников, о которых говорили ранее, даже самые замечательные нравственные ориентиры, которые предлагают воспитатели детских домов своим воспитанникам, в большинстве случаев не выдерживают проверки на прочность, не могут противостоять серьезным жизненным испытаниям, асоциальному окружению. Это выливается в достаточно высокий уровень правонарушений: в течение первых трех лет после выхода из детского дома более 30% сирот вступают в контакт с правоохранительными органами из-за своего асоциального поведения.  Высока распространенность вредных привычек, злоупотребления спиртными напитками.

В силу своих психологических свойств  и низких адаптивных способностей, выпускники детских домов не сразу  могут войти в новый коллектив (учебный, трудовой), общественную группу, определить свое место в сообществе, идентифицировать себя с ним. Причины  такого поведения двойственны: во-первых, настороженное отношение окружающих к детям-сиротам, которое подчас даже самими выпускниками не осознается; во-вторых, стремление выпускников  замкнуться в собственном «детдомовском» пространстве.

Процесс адаптации студентов-сирот  к новым условиям жизни и деятельности в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального  образования является сложным периодом социализации. Первокурсники-сироты отличаются от своих товарищей не только в  социальном плане, но очень часто  в образовательном. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» их зачисляют  на льготных условиях. Количество баллов, набранных ими  на вступительных экзаменах, значительно  ниже общего проходного балла. По данным Л.А. Жилиной, до 30% первокурсников-сирот  ежегодно отчисляются из числа студентов, если им не оказываются должные социально-педагогическая поддержка и помощь со стороны  педагогического коллектива и администрации  вузов.  Довольно тяжело происходит решение проблемы социальной адаптации  студентов-сирот в условиях высшего  учебного заведения. Эти особенности  требуют организации социально-педагогического  сопровождения и разработки технологической  и программно-методической обеспеченности данного процесса [26].

Вот что по поводу этого говорит  Президент России: «Нам нужны программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Мало обучить и накормить детей – их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе. Здесь велика роль не только педагогов, но и местных властей. Они могли бы, например, оплачивать расходы выпускников детских домов на посещение подготовительных курсов в системе высшего и среднего профессионального образования [10]».

Представления о будущей жизни  у большинства выпускников расплывчаты, идеалистичны, не соотносятся с реальной социальной и экономической ситуацией, со своими возможностями и ресурсами, обычно ограничены ближайшим будущим.

Таким образом, длительное проживание в детских домах ограничивает усвоение социального опыта детьми, снижает количество и качество вариантов и типов одобряемого социального поведения, что впоследствии формирует целый комплекс проблем выпускников: социально-бытовых, жилищных, коммуникативных, семейных, проблем в трудоустройстве. Это говорит о том, что на жизненном пути детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут появляться трудности, с которыми, такой ребенок, не в силах сам справиться, по сравнению с ребенком, выросшим в семье. Также отрицательным фактором, влияющим, на то, как сложится судьба ребенка-сироты, является отсутствие родителей и соответственно их поддержки на протяжении всей жизни.

 

2.4. Общественное мнение о некоторых аспектах проблемы сиротства.

 

Очевидно, что проблема сиротства не решаема силами одного только государства. Очевидно также, что готовность простых людей принимать участие в судьбе детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, во многом определяется сложившимся у них отношением к проблеме. Поэтому в рамках курсовой работы было проведено исследование общественного мнения о некоторых аспектах проблемы сиротства. Была разработана анкета (Приложение 1) и проведен опрос. Ниже подведены результаты исследования в виде таблиц.

Количество  участников анкетирования

 

Количество (чел.)

до 30 лет

22

от 30 до 55

21

от 55 и старше

7

Всего:

50


 

В исследовании приняло участие 50 респондентов разных возрастов.

По  Вашему мнению, «социальные сироты»  – это …

Ответы

Всего (чел.):

1) Дети, лишенные родительской  заботы, воспитания

30

2) Дети, лишенные попечения  со стороны государства

16

3) Дети из бедных семей 

8

4) Дети, у которых родителей  лишили родительских прав

21


Информация о работе Жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период