Жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении проблемы сиротства и описание жизненного пути выпускников детских домов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику проблемы сиротства и его причин.
Определить основные формы устройства детей-сирот.
Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
Обобщить особенности жизненного пути детей-сирот.
Изучить технологии постинтернатной адаптации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Общая характеристика проблемы сиротства……………………….. 7
1.1. Сиротство как социальное явление и его причины……………………... 7
1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот…………………………………..... 12
1.3. Характерные особенности воспитанников детских домов……………... 17
Глава 2. Особенности жизненного пути детей-сирот………………………... 22
2.1. Понятие «жизненный путь личности»………………………………….... 22
2.2. Трудности социализации детей-сирот в постинтернатный период…… 26
2.3. Социальные проблемы выпускников детских домов………………….... 31
2.4. Общественное мнение о некоторых аспектах проблемы сиротства…... 39
Глава 3. Социально-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений как особая технология адаптации к самостоятельной жизни……………………………………………………….. 46
3.1. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения……………………….. 46
3.2. Модели постинтернатного сопровождения выпускников………………. 49
Заключение……………………………………………………………………… 56
Библиографический список………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 119.68 Кб (Скачать файл)

2) накопление практического опыта  самостоятельной жизни в бытовом,  профессиональном и социальном  планах;

3) зависимость успешности адаптации  выпускников в обществе от  наличия у них поддержки, помогающего  взрослого (наставника, куратора, патронирующего  лица);

4) взаимосвязь между успешным  профессионально-трудовым становлением  и адаптацией к самостоятельной  жизни [18;47].

Оказание помощи в постинтернатной  адаптации предполагает организацию  и использование специальных  методов и форм работы, которые  можно условно разделить на три  направления: педагогическое, психологическое  и социально-педагогическое. Педагогический подход предполагает оказание помощи в адаптации к учебной деятельности, подбор и освоение учебной программы  в соответствии с уровнем развития и интеллекта ребенка. Психологический помогает выявить искажения в индивидуально-личностном развитии юношей и девушек, осуществить коррекцию, преодолеть психологический инфантилизм. Не умаляя значение первых двух, мы свое внимание в большей степени остановим на последнем – социально-педагогическом, предполагающем помощь в организации различных сфер жизнедеятельности, прежде всего трудовой [29].

Целью постинтернатного сопровождения является оказание помощи в переходе из довольно простого, схематизированного и понятного мира отношений детского дома и интернатных учреждений в сложный, изменяющийся, динамичный мир современной взрослости, обретение выпускником независимости и возможности самостоятельного функционирования в обществе, т.е. в социальной адаптации.

Задачи постинтернатного сопровождения:

- способствовать более  легкому протеканию периода адаптации  в эмоциональном, физическом и  профессиональном планах, освоению  основных социальных позиций  и ролей, формированию самостоятельности  и ответственности за собственные  действия (выборы) и их результат;

- создать своеобразный  «буфер» – пространство (физическое, психологическое и социальное), которое  позволит выпускнику адаптироваться  с социуме с наименьшими потерями;

- предупредить появление  различных форм асоциального и девиантного поведения [18].

Итак, социально-педагогическое сопровождение является макротехнологией (отраслевой), т.е. общей частью общепедагогических технологий личностно-ориентированного образования.

Как и любая социальная технология социально-педагогическое сопровождение характеризуется системностью (имеет определенные компоненты, связи, механизмы функционирования и условия для реализации); непрерывностью и этапностью (осуществляется на протяжении всего периода сопровождения и зависит от задач, решаемых клиентом), динамичностью и гибкостью (изменяется в зависимости от проявления активности клиента, может уменьшаться или усиливаться), вариативностью, результативностью (определяется уровнем развития адаптивности клиента, его успешности в социально-профессиональной адаптации, овладении профессией). Отсутствие в социальных учреждениях, обеспечивающих постинтернатное сопровождение, соответствующих социально-педагогических и пространственно-средовых условий приводит к нарушению процесса социальной  адаптации воспитанников.

 

3.2. Модели постинтернатного сопровождения выпускников

В практике социально-педагогической деятельности предприняты неоднократные  попытки разработки и реализации модели социально-педагогического  сопровождения различных сфер жизнедеятельности выпускников детских домов. С помощью этих моделей значительно облегчится возможность преодоления различных трудностей, возникающих на жизненном пути воспитанников детских домов. Можно выделить несколько моделей сопровождения выпускников интернатных учреждений:

1) постинтернатный патронат;

2) семейный патронат, модель семейного центра;

3) стационарные отделения, центры временного пребывания, социальные гостиницы и пр.;

4) предварительная подготовка на базе детского дома (интерната) и последующее сопровождение;

5) сопровождение на базе учреждений начального и среднего профессионального образования;

6) клубы выпускников интернатных учреждений;

7) смешанная модель, предполагающая  разумное сочетание элементов  из нескольких моделей.

Основные различия между этими  моделями заключаются в следующих  параметрах: квалификация специалистов (компетенция специалистов – базовая  или специфическая); ведущие социальные службы, ответственные за реализацию сопровождения; основные направления  помощи;  преимущественные формы  работы (индивидуальная или групповая);  временная протяженность; основные механизмы реализации; используемые ресурсы клиента (выпускника) [18;68].

Итак, первая модель постинтернатного сопровождения – постинтернатный патронат.

Постинтернатный патронат (от лат. patronatus — форма покровительства слабым) — форма оказания социальной помощи ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей, а также лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Патронат выпускника интернатного учреждения  — форма профессиональной деятельности, осуществляемой на условиях трехстороннего договора между государственными учреждениями социальной защиты населения, создаваемыми для социальной адаптации выпускников, патронатным воспитателем и самим клиентом. Договор включает в себя права, обязанности и ответственность сторон, срок действия, условия и порядок расторжения договора, меры социальной помощи выпускнику, размер денежного вознаграждения патронирующему и пр.

Учреждения по постинтернатной  адаптации организуют установление и осуществление постинтернатного патроната, осуществляют подбор и обучение патронатных воспитателей, оформляют  договоры с данными лицами в соответствии с гражданским законодательством, организуют материальное и финансовой обеспечение, психологическое, медицинское, социальное и педагогическое сопровождение  патроната, а также контроль над  осуществлением патроната.

Вторая модель постинтернатного сопровождения - семейный патронат,  часто предстающий в виде модели семейного центра.

Семейный патронат – наименее разработанная  модель сопровождения выпускника. Существуют различные варианты семейных форм устройства для выпускников интернатных  учреждений:

1) приемная семья оставляет жить  у себя ребенка и после 18-летия  до  момента получения им профессионального  образования и способности полностью  самостоятельно жить;

2) периодическая (гостевая) приемная  семья – молодые люди живут  в семьях на выходных, летних  каникулах, остальное время в  общежитиях, социальных или центрах  постинтернатного сопровождения;

3) семейные центры, где группа  выпускников проживает вместе  с замещающими родителями (вариант  детской деревни);

4) семейный центр как структурный  элемент детского дома.

Выбор типа семейного патроната  определяется личностной зрелостью  подростка, типом темперамента, его  готовностью к самостоятельной  жизни [27].

Третья модель – стационарные отделения Центров постинтернатной адаптации, центры временного пребывания, социальные гостиницы, «транзитные квартиры», продление проживания в детских домах и интернатах. Все указанные варианты предполагают проживание выпускников детских домов и интернатов, в возрасте от 18 до 23 лет, также в ряде случаев несовершеннолетних подростков-воспитанников приютов до достижения ими 18 лет.

Четвертая модель предусматривает предварительную подготовку к самостоятельной жизни на базе детского дома (интерната) и последующее сопровождение. Подготовка  обычно включает в себя проведение занятий в разнообразных формах по следующим блокам: нормативно-правовому, социально-бытовому, коммуникативному, психолого-педагогическому и др.

Иногда данная модель предполагает последующее проживание выпускников  в общежитиях, принадлежащих детским  домам и интернатам. Срок проживания до 3 лет. Обычно вводится специальная  должность социального педагога, осуществляющего социальную защиту и помощь выпускникам.

Вариантом данной модели является созданный  в рамках социально-педагогической системы Г. Гмайнера Дом молодежи, в котором проживают выпускники детских деревень SOS. До 15 – 17 лет воспитанники проживают в Детской деревне, а затем переходят в Дом молодежи, который располагается обычно в объединенном блоке квартир многоэтажного дома. Проживание обычно длится 3 – 4 года до получения профессии и устройства на работу. Весь процесс адаптации к самостоятельной жизни молодые люди получают помощь и поддержку со стороны педагогов, закрепленных за этим учреждением: в учебе, устройстве на работу, в оформлении необходимых документов, в получения жилья. После завершения профессионального образования, они покидают Дом молодежи и включаются в программу сопровождения в течение последующих 3-х лет по месту постоянного жительства. Хотелось бы отметить, что на данный момент в Российской Федерации работают 7 Домов молодежи: 3 Дома Молодежи в Москве и Московской области, 2 в Орле и 2 в Санкт-Петербурге [18;72]. 

Пятая модель постинтернатной адаптации  – сопровождение на базе учреждений начального профессионального образования и колледжей.

К достоинствам данной модели можно  отнести следующие: во-первых, совместное проживание в общежитиях с детьми из семей, что способствует расширению социальных сетей выпускников; во-вторых, возможность путем подражания обучиться  социально-бытовым навыкам; в-третьих, возможность самостоятельно планировать  самим свой бюджет и нести ответственность  за выполнение поставленных задач; в-четвертых,  нахождение в городах и открытость учебных заведений способствует приобретению нового социального опыта, расширяет круг социальных выборов, формирует самостоятельность.

Среди недостатков данной модели укажем такие: во-первых, сильное влияние  социального окружения, часто провоцирующего асоциальность поведения; во-вторых, ограниченность выбора училища наличием у него общежития, либо возможностью проживания в стационарном отделении Центра постинтернатной адаптации; в-третьих, невысокий (а подчас низкий) уровень готовности персонала учреждений начального профессионального образования к работе с выпускниками детских домов и интернатов; в-четвертых, высокий риск стать жертвой или членом криминальной группировки.

Шестая модель постинтернатного сопровождения  – организация и функционирование клубов выпускников интернатных учреждений.

Клубы выпускников интернатных  учреждений – тип досуговых центров дневного пребывания с реабилитационной направленностью, чаще всего организованных при каком-либо учреждении или центре. Примером функционирования можно считать воскресный родительский клуб «Доброе начало» (БФ «Корчаковский Центр» в г. Санкт-Петербурге), клубы «Свой круг» (в гг. Иваново, Владимире, Костроме), клуб «Спутники» (г. Томск) и прочие, действующие для бывших воспитанников детских домов и интернатных учреждений, оказывающие консультативную информационную, психологическую, педагогическую и социальную поддержку. Клубы предназначены для выпускников от 15 лет. Иногда есть верхняя возрастная граница (23 года), в некоторых случаях она отсутствует [14;64].

Обычно клубы функционируют  на базе учреждений социальной защиты, центров постинтернатного сопровождения  или в помещениях общественных организаций. К основным функциям клубов можно  отнести:

- комплексную (социальную, психологическую  образовательную, медицинскую) поддержку  в период адаптации к новым  условиям самостоятельной жизни,

- формирование банка данных (сведений  о выпускниках интернатных учреждений  данного региона, полученные из  разнообразных источников (от образовательных  и учреждений  социальной защиты, самих выпускников),

- проведение методико-аналитической  работы,

-  осуществление неформального  патронажа.

К основным направлениям и формам работы можно отнести: осуществление  консультаций, организацию и проведение групп самопомощи, организацию досуга, культурно-познавательных мероприятий, получение дополнительного образования  в виде компьютерных курсов, коммуникативных  тренингов, тренингов самостоятельного устройства на работу и пр.

Седьмая модель постинтернатного сопровождения - смешанная модель, предполагающая разумное сочетание элементов из нескольких моделей. Например, проживание в социальной гостинице и посещение клубов выпускников, предварительная подготовка в детском доме и дальнейшее проживание в общежитии учреждения начального профессионального образования и т.д.

Однако при осуществлении смешанной  модели необходимо учитывать преимущества и недостатки используемых моделей. Например, неудачное смешение элементов (воспитатель выполняет в дальнейшем роль патрона-куратора, не изменив сущности своего поведения), профессиональное выгорание  специалистов, работающих с выпускниками могут привести к отрицательным результатам сопровождения. Также необходимо заблаговременное выявление и оценка потребностей выпускников и приведение в соответствие им деятельности служб [18;74].

Несмотря на многообразие моделей социально-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений, все их объединяют следующие особенности: во-первых, создание специальной социально-педагогической, социально-психологической комфортной, социально-правовой защитной среды; во-вторых, обеспечение индивидуальности сопровождения выпускника; в-третьих, мониторинг процесса адаптации выпускника и проведение необходимой коррекции.

Социально-педагогическое сопровождение позволяет отследить жизнь воспитанника после выпуска из детского дома, сохранить взаимоотношения между ним и детским домом, оказывать различную помощь в решении текущих проблем, оказывать помощь в дальнейшем становлении личности.

Сегодня и специалисты, и общество в целом начинают осознавать актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. Без поддержки государства (законодательных, финансовых, информационных ресурсов и пр.) существенных позитивных изменений добиться в этой сфере сложно.

Информация о работе Жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период