Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении проблемы сиротства и описание жизненного пути выпускников детских домов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику проблемы сиротства и его причин.
Определить основные формы устройства детей-сирот.
Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
Обобщить особенности жизненного пути детей-сирот.
Изучить технологии постинтернатной адаптации.
Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Общая характеристика проблемы сиротства……………………….. 7
1.1. Сиротство как социальное явление и его причины……………………... 7
1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот…………………………………..... 12
1.3. Характерные особенности воспитанников детских домов……………... 17
Глава 2. Особенности жизненного пути детей-сирот………………………... 22
2.1. Понятие «жизненный путь личности»………………………………….... 22
2.2. Трудности социализации детей-сирот в постинтернатный период…… 26
2.3. Социальные проблемы выпускников детских домов………………….... 31
2.4. Общественное мнение о некоторых аспектах проблемы сиротства…... 39
Глава 3. Социально-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений как особая технология адаптации к самостоятельной жизни……………………………………………………….. 46
3.1. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения……………………….. 46
3.2. Модели постинтернатного сопровождения выпускников………………. 49
Заключение……………………………………………………………………… 56
Библиографический список………
На первый вопрос о том, кто такие
«социальные сироты»
Есть ли среди Ваших знакомых дети-сироты (здесь и далее: в том числе социальные сироты)?
Ответы |
Всего (чел.): |
1) нет |
29 |
2) есть, но близко мы не знакомы |
15 |
3) да, есть среди близких знакомых |
6 |
На вопрос о наличии у респондентов среди знакомых детей-сирот, 58% опрошенных ответили, что у них нет среди своих знакомых детей-сирот, у 30% есть, но они близко не знакомы, и лишь у 12% респондентов есть дети-сироты, с которыми они близко знакомы. Можно предположить, что такой результат говорит о том, что у детей-сирот, возможны затруднение в общении, в коллективе, и как окружающие, воспринимают «таких» детей. Изучая различные сайты для выпускников детских домов, можно заметить, что на форумах, бывшие воспитанники пишут о том, что люди прекращают общаться с ними, когда узнают, что они из детского дома. Это говорит о том, что общество относится с осторожностью к детям-сиротам, что негативно сказывается на их жизненном пути.
Как Вы считаете, сколько в России детей-сирот?
Ответы |
Всего (чел.): |
1) до 500 тыс. |
4 |
2) от 500 тыс. до 1 млн. |
21 |
3) более 1 млн. |
25 |
Практически все респонденты сходятся в том, что сегодня в России проблема сиротства приобрела катастрофические масштабы. Это доказывают ответы граждан, о том, что в России более 1 млн. детей-сирот(50%), от 500 тыс. до 1 млн.(42%). На самом деле в России насчитывают более 750 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Какой источник информации о детях-сиротах является для Вас основным?
Ответы |
Всего (чел.): |
1) личные наблюдения |
7 |
2) рассказы знакомых |
3 |
3) профессиональная (учебная) деятельность |
1 |
4) средства массовой информации (пресса, радио, телевидение) |
28 |
5) точно не могу дать ответ |
11 |
Для 56% отвечающих основным источником информации о детях-сиротах являются СМИ. Поэтому, можно отметить, что проблема сиротства действительно существует, и государство понимает опасность данного явления и принимает различные меры для его ликвидации.
Где, на Ваш взгляд, должен жить ребенок из неблагополучной семьи, родители которого употребляют алкоголь и не занимаются его воспитанием?
Ответы |
Всего (чел.): |
1) лучше, если ребенок останется в родной семье |
3 |
2) в детском доме |
5 |
3) в семье приемных родителей |
42 |
Большинство опрошенных граждан не сомневаются, что детский дом не заменяет ребенку семью. На вопрос о том, где, по их мнению, должен жить ребенок из неблагополучной семьи, родители которого употребляют алкоголь и не занимаются его воспитанием, 84% ответили, что в семье приемных родителей, 10% - в детском доме, 6% - лучше, если ребенок останется в родной семье. Также можно предположить, что респонденты не считают условия детского дома отличными от обстановки сложившейся в родной семье, где родители употребляют алкоголь. Отсюда следует, что система государственных учреждений для детей-сирот, не способна заменить ребенку семью, и проживание в детском доме несёт массу личностных изменений воспитанников таких учреждений, в том числе отклоняющееся поведение.
Как
Вы считаете, должно ли государство
предоставлять детям-сиротам
Ответы |
Всего (чел.): |
1) нет, государство не должно предоставлять жилье |
– |
2) да, государство должно предоставлять жилье |
50 |
Как Вы считаете, должно ли государство обеспечивать детям-сиротам различные льготы (при получении образования, трудоустройстве и т.п.)?
Ответы |
Всего (чел.): |
1) нет, государство не
должно создавать особые |
1 |
2) да, государство должно обеспечивать детям |
49 |
Интересно было мнение людей о вопросе предоставления детям-сиротам жилья и различных льгот (при получении образования, трудоустройстве и т.п.), так на сегодняшний день существуют разногласия по этому поводу. Одни считают, что дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, итак обделены заботой, любовью, семьёй и поэтому надо компенсировать это путем предоставления различного рода льгот. Другие, отстаивающие противоположную точку зрения, считают что, таким образом, у ребенка вырабатывается иждивенческая позиция, которая негативно влияет на его будущее, вырастают «паразитами» и считают, что все вокруг им должны. По результатам исследования, 100% респондентов поддерживают первую точку зрения, о том, что государство должно предоставлять льготы детям-сиротам.
Какие трудности, проблемы могут встретить дети-сироты на жизненном пути, по Вашему мнению?
Ответы |
Всего (чел.): |
1) Жилье |
8 |
2) Устройство на работу |
7 |
3) Социальная адаптация |
7 |
4) Общение |
6 |
5) Отношение окружающих |
6 |
6) Употребление наркотиков, алкоголя, дурная компания, преступная деятельность |
6 |
7) Получение образования |
5 |
8) Создание семьи |
2 |
9) Материальные трудности |
2 |
10) Не знание законов |
2 |
11) Проблема одиночества |
1 |
Основными проблемами, трудностями, возникающими у детей-сирот на жизненном пути, по мнению респондентов являются:
Ответы респондентов сходятся с мнениями специалистов о том, что все вышеперечисленные проблемы возникают или могут возникнуть у ребенка-сироты на жизненном пути. Поэтому, государство должно разрабатывать программы, эффективно действующие, для предотвращения возникновения трудностей по достижении совершеннолетия детей, воспитанников детских домов.
Какое будущее, на Ваш взгляд, ждет детей-сирот?
Ответы |
Всего (чел.): |
1) в большинстве случаев будущее детей-сирот обречено быть негативным |
11 |
2) дети-сироты имеют все шансы на благополучное будущее |
39 |
По мнению 78% опрошенных граждан, дети-сироты имеют все шансы на благополучное будущее, тогда как, по мнению 22% считают, что в большинстве случаев будущее детей-сирот обречено быть негативным. По моему мнению, такие ответы респондентов свидетельствуют о том, что люди просто не знают об особенностях детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, и даже не представляют, насколько сложно приходится выпускникам интернатных учреждений на этапе становления своего жизненного пути.
По результатам исследования, сложилось впечатление, что люди знают о явлении сиротства, но им нет дела, о детях-сиротах, их жизни в детском доме и будущем таких детей. Также, можно отметить работу СМИ об информировании проблемы сиротства, одобрение со стороны общества по вопросу предоставления различных льгот детям-сиротам, но ещё недостаточно эффективная работа законов, так как не решены проблемы большинства из выпускников детских домов.
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ОСОБАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ
3.1. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения
Идея сопровождения начинает активно развиваться в отечественной практике социальной педагогики и социальной работы с конца ХХ века 90-х гг.
Основная цель сопровождения формулируется
как «создание психолого-
Социально-педагогическое сопровождение выпускников детских домов можно рассматривать как процесс создания социальных, психолого-педагогических условий для их полноценной индивидуальной адаптации и социализации. Этот процесс направлен на стимулирование наиболее полного самопроявления клиента в процессе осмысления и решения возникающих проблем.
В концепции И.А. Липского процесс сопровождения не ограничивается детским и подростковым возрастом – он длится на протяжении всей жизни, переходя тем самым из педагогической плоскости в плоскость социальную, духовную, культурную. Социально-педагогическое сопровождение начинает рассматриваться как совместные действия людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве и в соответствии с присущими им ролями. Основной социальной функцией социально-педагогического сопровождения является, по мнению И.А. Липского, овладение необходимыми социальными позициями, ролями, выполнение предписанных обществом задач. Социальное сопровождение взрослых друг другом обеспечивает их взаимное развитие путем решения конкретных задач в разнообразных жизненных и социальных ситуациях. Таким образом, социальные проблемы выпускников детских домой обуславливаются не только пробелами и недостатками социально-педагогического и воспитательно-образовательного процессов в условиях интернатных учреждений, но и отсутствием адекватного сопровождения в период их социальной постинтернатной адаптации, наличием компетентных взрослых, помогающих гармонизировать отношения между выпускниками и социальной средой.
В рамках концепции И.А. Липского формулируется определение понятия «социально-педагогическое сопровождение выпускника школы-интерната» – это «совместное движение (взаимодействие) социального педагога (сопровождающего) и воспитанника (сопровождаемого), на основе прогнозирования перспектив поведения последнего и его самопроявления, направленное на стимулирование осмысления возникшей (возникающей) проблемы, ее существа и способов разрешения, а также обеспечение наиболее целесообразной помощи (поддержки его) в самореализации в ситуации развития. Сопровождение не предусматривает облегчения, гиперопеки и направленно на формирование социальной адаптивности, стимулирование целесообразного и успешного поведения и самопроявления воспитанника, накопление им социально-значимого опыта в различных жизненных ситуациях [27]».
Исследователи выделяют несколько основных групп причин, обуславливающих необходимость сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов:
1) рассмотрение периода