Жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении проблемы сиротства и описание жизненного пути выпускников детских домов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику проблемы сиротства и его причин.
Определить основные формы устройства детей-сирот.
Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
Обобщить особенности жизненного пути детей-сирот.
Изучить технологии постинтернатной адаптации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Общая характеристика проблемы сиротства……………………….. 7
1.1. Сиротство как социальное явление и его причины……………………... 7
1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот…………………………………..... 12
1.3. Характерные особенности воспитанников детских домов……………... 17
Глава 2. Особенности жизненного пути детей-сирот………………………... 22
2.1. Понятие «жизненный путь личности»………………………………….... 22
2.2. Трудности социализации детей-сирот в постинтернатный период…… 26
2.3. Социальные проблемы выпускников детских домов………………….... 31
2.4. Общественное мнение о некоторых аспектах проблемы сиротства…... 39
Глава 3. Социально-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений как особая технология адаптации к самостоятельной жизни……………………………………………………….. 46
3.1. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения……………………….. 46
3.2. Модели постинтернатного сопровождения выпускников………………. 49
Заключение……………………………………………………………………… 56
Библиографический список………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 119.68 Кб (Скачать файл)



 

На первый вопрос о том, кто такие  «социальные сироты» большинство  респондентов ответило, что это дети, лишенные родительской заботы, воспитания (40%), и дети, у которых родителей лишили родительских прав (28%). Остальные 21,3% и 10,6% респондентов считают, что «социальные сироты» – это дети, лишенные попечения со стороны государства, и дети из бедных семей, соответственно. Можно сделать вывод о том, что практически 30% не знает такого понятия как «социальные сироты», хотя данное явление приобрело угрожающие масштабы. Это говорит о низком уровне заинтересованности в данной проблеме, а также, что общество в целом, не представляет об опасности такого явления для современного общества. Отсюда следует незаинтересованность общества о судьбах детей, лишенных родительской поддержки.

 

Есть  ли среди Ваших знакомых дети-сироты (здесь и далее: в том числе  социальные сироты)?

Ответы

Всего

(чел.):

1) нет

29

2) есть, но близко мы  не знакомы

15

3) да, есть среди близких  знакомых

6


 

На вопрос о наличии у респондентов среди знакомых детей-сирот, 58% опрошенных ответили, что у них нет среди своих знакомых детей-сирот, у 30% есть, но они близко не знакомы, и лишь у 12% респондентов есть дети-сироты, с которыми они близко знакомы. Можно предположить, что такой результат говорит о том, что у детей-сирот, возможны затруднение в общении, в коллективе, и как окружающие, воспринимают «таких» детей. Изучая различные сайты для выпускников детских домов, можно заметить, что на форумах, бывшие воспитанники пишут о том, что люди прекращают общаться с ними, когда узнают, что они из детского дома. Это говорит о том, что общество относится с осторожностью к детям-сиротам, что негативно сказывается на их жизненном пути.

Как Вы считаете, сколько в России детей-сирот?

Ответы

Всего (чел.):

1) до 500 тыс.

4

2) от 500 тыс. до 1 млн.

21

3) более 1 млн.

25


 

Практически все респонденты сходятся в том, что сегодня в России проблема сиротства приобрела катастрофические масштабы. Это доказывают ответы граждан, о том, что в России более 1 млн. детей-сирот(50%), от 500 тыс. до 1 млн.(42%). На самом деле в России насчитывают более 750 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Какой источник информации о детях-сиротах  является для Вас основным?

Ответы

Всего (чел.):

1) личные наблюдения

7

2) рассказы знакомых 

3

3) профессиональная (учебная)  деятельность 

1

4) средства массовой информации (пресса, радио, телевидение)

28

5) точно не могу дать  ответ

11


 

Для 56% отвечающих основным источником информации о детях-сиротах являются СМИ. Поэтому, можно отметить, что проблема сиротства действительно существует, и государство понимает опасность данного явления и принимает различные меры для его ликвидации.

Где, на Ваш взгляд, должен жить ребенок  из неблагополучной семьи, родители которого употребляют алкоголь и  не занимаются его воспитанием?

Ответы

Всего (чел.):

1) лучше, если ребенок  останется в родной семье

3

2) в детском доме

5

3) в семье приемных  родителей 

42


 

Большинство опрошенных граждан не сомневаются, что детский дом не заменяет ребенку семью. На вопрос о том, где, по их мнению, должен жить ребенок из неблагополучной семьи, родители которого употребляют алкоголь и не занимаются его воспитанием, 84% ответили, что в семье приемных родителей, 10% - в детском доме, 6% - лучше, если ребенок останется в родной семье. Также можно предположить, что респонденты не считают условия детского дома отличными от обстановки сложившейся в родной семье, где родители употребляют алкоголь. Отсюда следует, что система государственных учреждений для детей-сирот, не способна заменить ребенку семью, и проживание в детском доме несёт массу личностных изменений воспитанников таких учреждений, в том числе отклоняющееся поведение.

Как Вы считаете, должно ли государство  предоставлять детям-сиротам жилье  по достижении совершеннолетия?

Ответы

Всего (чел.):

1) нет, государство не  должно предоставлять жилье

2) да, государство должно  предоставлять жилье

50


 

Как Вы считаете, должно ли государство  обеспечивать детям-сиротам различные  льготы (при получении образования, трудоустройстве и т.п.)?

Ответы

Всего (чел.):

1) нет, государство не  должно создавать особые условия  жизни для детей

1

2) да, государство должно  обеспечивать детям

49


 

Интересно было мнение людей о вопросе предоставления детям-сиротам жилья и различных льгот (при получении образования, трудоустройстве и т.п.), так на сегодняшний день существуют разногласия по этому поводу. Одни считают, что дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, итак обделены заботой, любовью, семьёй и поэтому надо компенсировать это путем предоставления различного рода льгот. Другие, отстаивающие противоположную точку зрения, считают что, таким образом, у ребенка вырабатывается иждивенческая позиция, которая негативно влияет на его будущее, вырастают «паразитами» и считают, что все вокруг им должны. По результатам исследования, 100% респондентов поддерживают первую точку зрения, о том, что государство должно предоставлять льготы детям-сиротам.

 

Какие трудности, проблемы могут встретить  дети-сироты на жизненном пути, по Вашему мнению?

Ответы

Всего (чел.):

1) Жилье

8

2) Устройство на работу

7

3) Социальная адаптация

7

4) Общение

6

5) Отношение окружающих

6

6) Употребление наркотиков, алкоголя, дурная компания, преступная  деятельность

6

7) Получение образования

5

8) Создание семьи

2

9) Материальные трудности

2

10) Не знание законов

2

11) Проблема одиночества

1


 

Основными проблемами, трудностями, возникающими у детей-сирот на жизненном пути, по мнению респондентов являются:

    • Жилье (15,3%)
    • Устройство на работу (13,4%)
    • Социальная адаптация (13,4%)
    • Отношение окружающих (11,5%)
    • Употребление наркотиков, алкоголя, дурная компания, преступная деятельность (11,5%)
    • Общение, коммуникация (11,5%)
    • Получение образования (9,6%)
    • Материальные (3,8%)
    • Создание семьи (3,8%)
    • Не знание законов (3,8%)
    • Проблема одиночества (1,9%)

Ответы респондентов сходятся с  мнениями специалистов о том, что все вышеперечисленные проблемы возникают или могут возникнуть у ребенка-сироты на жизненном пути. Поэтому, государство должно разрабатывать программы, эффективно действующие, для предотвращения возникновения трудностей по достижении совершеннолетия детей, воспитанников детских домов.

Какое будущее, на Ваш взгляд, ждет детей-сирот?

Ответы

Всего (чел.):

1) в большинстве случаев  будущее детей-сирот обречено  быть негативным

11

2) дети-сироты имеют все  шансы на благополучное будущее

39


 

По мнению 78% опрошенных граждан, дети-сироты имеют все шансы на благополучное будущее, тогда как, по мнению 22% считают, что в большинстве случаев будущее детей-сирот обречено быть негативным. По моему мнению, такие ответы респондентов свидетельствуют о том, что люди просто не знают об особенностях детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, и даже не представляют, насколько сложно приходится выпускникам интернатных учреждений на этапе становления своего жизненного пути.

По результатам исследования, сложилось впечатление, что люди знают о явлении сиротства, но им нет дела, о детях-сиротах, их жизни в детском доме и будущем таких детей. Также, можно отметить работу СМИ об информировании проблемы сиротства, одобрение со стороны общества по вопросу предоставления различных льгот детям-сиротам, но ещё недостаточно эффективная работа законов, так как не решены проблемы большинства из выпускников детских домов.

 

 

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ОСОБАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

 

3.1. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения

 

Идея сопровождения начинает активно  развиваться в отечественной  практике социальной педагогики и социальной работы с конца ХХ века       90-х гг.

Основная цель сопровождения формулируется  как «создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования  и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в  реальных условиях его существования». Как видим, содержательный аспект технологии сопровождения начинает включать дополнительные компоненты, связанные с выполнением социальных гарантий государства по отношению к ребенку, обеспечением определенного минимума социальных благ [17].

Социально-педагогическое сопровождение  выпускников детских домов можно рассматривать как процесс создания социальных, психолого-педагогических условий для их полноценной индивидуальной адаптации и социализации. Этот процесс направлен на стимулирование наиболее полного самопроявления клиента в процессе осмысления и решения возникающих проблем.

В концепции И.А. Липского процесс сопровождения не ограничивается детским и подростковым возрастом – он длится на протяжении всей жизни, переходя тем самым из педагогической плоскости в плоскость социальную, духовную, культурную. Социально-педагогическое сопровождение начинает рассматриваться как совместные действия людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве и в соответствии с присущими им ролями. Основной социальной функцией социально-педагогического сопровождения является, по  мнению И.А. Липского, овладение необходимыми социальными позициями, ролями, выполнение предписанных обществом задач. Социальное сопровождение взрослых друг другом обеспечивает их взаимное развитие путем решения конкретных задач в разнообразных жизненных и социальных ситуациях. Таким образом, социальные проблемы выпускников детских домой обуславливаются не только пробелами и недостатками социально-педагогического и воспитательно-образовательного процессов в условиях интернатных учреждений, но и отсутствием адекватного сопровождения в период их социальной постинтернатной адаптации, наличием компетентных взрослых, помогающих гармонизировать отношения между выпускниками и социальной средой.

В рамках концепции И.А. Липского формулируется определение понятия «социально-педагогическое сопровождение выпускника школы-интерната» – это «совместное движение (взаимодействие) социального педагога (сопровождающего) и воспитанника (сопровождаемого), на основе прогнозирования перспектив поведения последнего и его самопроявления, направленное на стимулирование осмысления возникшей (возникающей) проблемы, ее существа и способов разрешения, а также обеспечение наиболее целесообразной помощи (поддержки его) в самореализации  в ситуации развития. Сопровождение не предусматривает облегчения, гиперопеки и направленно на формирование социальной адаптивности, стимулирование целесообразного и успешного поведения и самопроявления воспитанника, накопление им социально-значимого опыта в различных жизненных ситуациях [27]».

Исследователи выделяют несколько основных групп причин, обуславливающих необходимость сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов:

1) рассмотрение периода постинтернатной  адаптации как особого переходного  этапа к самостоятельной жизни,  периода взросления, связанного  с развитием необходимых социально-психологических  качеств, морально-нравственных  ориентиров и ценностей;

Информация о работе Жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период