Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:32, курсовая работа
Целью данного исследования является исследование реальных гендерных моделей и стереотипов мужского и женского поведения.
Для этого ставятся следующие задачи:
Дать теоретический анализ проблемы стереотипов
1)Проанализировать литературу на предмет представленности в ней данной проблемы
2)Описать самые распространённые гендерные стереотипы
3)Проследить историческое становление гендерных стереотипов
4) Рассмотреть основные теории гендерной социализации ребёнка
5) Изучить влияние основных социальных институтов на процесс гендерной социализации
6) Определить самые важные функции гендерных стереотипов
Введение
1.Теоретические основы изучения гендерных стереотипов мужского и женского поведения
1.1 Определение понятия гендерный стереотип…………………5-8
1.2 Основные виды гендерных стереотипов…………………….8-22.
1.3 Происхождение гендерных стереотипов……………………23-26
1.4 Теории усвоения половой роли………………………………27-34
1.5 Процесс гендерной социализации……………………………………………………...34-49
1.6 Экспериментальная подтверждённость гендерных стереотипов в исследованиях учёных………………………………………..….49-62
1.7 Значение и функции гендерных стереотипов………………62-69
1.8 Выводы……………………………………………………..……..69
2.Исследование стереотипов мужского и женского поведения
2.1 База и методы исследования………………………………………………..……69-71
2.2 Исследование гендерных стереотипов в мужском и женском поведении………………………………………………………….71-72
2.3 Выводы……………………………………………………………72-73
Заключение…………………………………………………………74
Список литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
НОУ
Сибирская академия
права, экономики и управления
Факультет: Психологический
Специальность
030301.65
«Психология»
Курсовая
работа
По
дисциплине: « Экспериментальная
Психология»
Тема:
« Изучение гендерных
стереотипов мужского
и женского поведения»
Автор
Студент 4 курса
Заочной формы обучения
Специальность
Руководитель
К.псих.
наук, доцент
Улан – Удэ, 2009
Оглавление
Введение
1.Теоретические
основы изучения гендерных стереотипов
мужского и женского поведения
1.1 Определение понятия гендерный стереотип…………………5-8
1.2 Основные виды гендерных стереотипов…………………….8-22.
1.3 Происхождение гендерных стереотипов……………………23-26
1.4 Теории усвоения половой роли………………………………27-34
1.5 Процесс гендерной
социализации………………………………………………
1.6 Экспериментальная подтверждённость гендерных стереотипов в исследованиях учёных………………………………………..….49-62
1.7 Значение и функции гендерных стереотипов………………62-69
1.8 Выводы……………………………………………………..……
2.Исследование
стереотипов мужского и
2.1 База и методы
исследования………………………………………………
2.2 Исследование
гендерных стереотипов в
2.3 Выводы……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы.
Введение
В современном мире гендерные стереотипы начинают влиять на человека ещё задолго до его появления на свет: узнав на ультразвуковом исследовании пол своего ребёнка, родители покупают ему соответствующую по цвету одежду (голубую или розовую). Продолжают стереотипы влиять на жизнь человека в детстве, в подростковом возрасте и в течение всей последующей жизни. Гендерные стереотипы необходимы человеку для ориентации в жизненном пространстве, для адекватного существования в социуме, но, в то же время, они препятствуют взаимопониманию между полами и оправдывают гендерное неравенство в обществе.
Актуальность
темы: Изучение гендерных стереотипов
является очень актуальной проблемой,
поскольку, несмотря на то, что в большинстве
развитых стран на официальном уровне
принято гендерное равноправие, в реальном
положении дел мы наблюдаем противоположную
картину: гендерные стереотипы определяют
неравнозначное положение полов. Мы оцениваем
человека не исходя из его личностных
характеристик, а исходя из его соответствия
гендерным эталонам нашего общества. Гендерные
стереотипы искажают правильное восприятие
человека, как личности.
Темой
данной курсовой работы является исследование
реальных гендерных моделей и стереотипов
мужского и женского поведения.
Объектом
исследования работы являются модели
и стереотипы поведения.
Предмет
исследования работы: гендерные модели
и гендерные стереотипы поведения.
Целью
данного исследования является исследование
реальных гендерных моделей и стереотипов
мужского и женского поведения.
Для
этого ставятся следующие
задачи:
Дать теоретический анализ проблемы стереотипов
1)Проанализировать литературу на предмет представленности в ней данной проблемы
2)Описать самые распространённые гендерные стереотипы
3)Проследить
историческое становление
4) Рассмотреть
основные теории гендерной
5) Изучить влияние основных социальных институтов на процесс гендерной социализации
6) Определить
самые важные функции
Исследовать
гендерные стереотипы с помощью
методики Розенцвейга
Гипотезой курсовой работы является тезис о том, что гендерные стереотипы о поведении женщин и мужчин, принятые в обществе не соответствуют действительности.
Для подтверждения данной гипотезы мы использовали методику исследования фрустрации Розенцвейга. Этот метод является проективным, то есть, получение информации об испытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в ситуации неопределенности приписывать другим людям собственные мысли, переживания.
Для
обработки полученных в ходе исследования
данных использовался один из методов
математико-статистического
В исследовании приняло участие 32 человека-15женщин и 17 мужчин.
В
своей работе мы опираемся на труды
зарубежных и отечественных учёных.
Наиболее влиятельными зарубежными авторами,
исследования которых приведены в данной
работе, являются Берн Ш., Хорни К., Maccoby
E, P. Rozenkrantz, Eagly A.H.и др. среди отечественных
исследователей можно выделить таких
авторов, как Грошев И.В. Попова Л. Клецина
И. C. Каган В.Е. Здравомыслова Е.А.
Определение
понятия гендерный стереотип
У каждого человека существует два типа пола: биологический пол (sex) и социокультурный (gender). Под биологическим полом понимают совокупность анатомических и физиологических признаков, которая позволяет отнести человека к мужчинам или женщинам. Биологический пол определяется хромосомным набором. А гендер, или социокультурный пол человека – это совокупность социальных ожиданий и норм, ценностей и реакций, который формирует отдельные черты личности. В патриархальной культурной среде гендер тесно связан с анатомическими и биологическими признаками человека и поэтому приобретает характер нормативности.
Встречаются также и другие определения гендера:
Гендер – социально-психологический конструкт, имеющий сложную многокомпонентную структуру, отражающую сущность, механизм и специфику формирования маскулинности и феминности в обществе. Это также одна базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентную структуру гендера определяют четыре группы характеристик: биологический пол, гендерные нормы, гендерные стереотипы и гендерная идентичность. Гендер фиксирует специфику социально-психологических отношений, в нём присутствуют элементы устойчивости и изменчивости.
Существуют также и другие определения понятия гендер. Согласно одному из них, категория гендер наполнена ёмким содержанием и охарактеризована определённым сочетанием четырёх неразрывно взаимосвязанных и принципиально несводимых друг с другом подсистем. К первой составляющей относится комплекс культурных символов, которые вызывают в членах сообщества, принадлежащих к определённой культурной традиции, множественные, а часто и противоречивые образы. Вторая составляющая – те нормативные утверждения, которые определяют спектр возможных интерпретаций смысловых значений имеющихся символов и находят своё выражение в религиозных, педагогических, научных, правовых и политических доктринах. Такие концепции определённо утверждают значения мужского и женского, маскулинного и феминного. Третьим аспектом гендерных отношений являются социальные институты и организации, в которые входят система родства, брак, семья, домохозяйство, а также такие гендерно-дифференцированные институты, как рынок рабочей силы, система образования и государственное устройство, то есть все социальные отношения и политические институты, которые в разной степени структурируются гендером. К четвёртой составляющей относят субъективную идентичность. Её определяющая роль состоит в том, что «реальные мужчины и женщины» не всегда или не буквально выполняют предписания их общества или наших аналитических категорий. Историкам необходимо, вместо этого, изучить способы, которыми конституируется гендерная идентичность (гендерное самосознание), и отнести свои находки к уже отмеченному ряду сфер деятельности, социальных организаций и исторически специфичных культурных репрезентаций» - то есть к трём первым комплексам.
Гендерные стереотипы представляют собой культурно и социально обусловленные мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов и их отражение в языке. Гендерные стереотипы строятся по принципу "бинарной оппозиции": то, что приписывается мужчинам, отрицается за женщинами. Гендерные стереотипы фиксируются в языке, а затем начинают работать в общественном и индивидуальном сознании по схеме "правильное/неправильное". Стереотип выполняет роль программы поведения. Интересно, что одним и тем же действиям человека в зависимости от его пола придаётся различное содержание в разных культурах, а одно и то же содержание находит различное выражение в поступках. Одним из важнейших источников знания о гендерных стереотипах является язык, поскольку последние могут быть изучены путём анализа языковых структур. Каждому из полов приписывается ряд обязательных норм, которые регламентируют гендерное поведение, что находит отражение в языке в виде устойчивых словосочетаний. Гендерная стереотипизация не только фиксирует биологические различия полов, но и создаёт дополнительные – социальные и культурные – половые различия, используя их как основу для дифференциации социальных статусов и ролей мужчины и женщины в обществе.
Гендерные стереотипы формируются в течение длительного времени развития общества, поэтому они не только отражают ментальные уровни носителей той или иной культуры, но и существенно влияют на современное массовое сознание. Гендерные стереотипы необычайно устойчивы, несмотря на фактическое изменение социальных ролей мужчин и женщин в обществе и семье. То есть, налицо социальное противоречие между значимой ролью, которую играют женщины в современном российском обществе, их высокой активностью в различных социальных сферах и традиционным приписыванием им таких стереотипных качеств, как пассивность, зависимость, эмоциональность и т.д., между официальной эгалитарной (равнозначной) гендерной политикой и сохраняющейся в обществе гендерной ассиметрией.
На содержание гендерных стереотипов влияют такие факторы, как пол, возраст, этническая принадлежность. То есть, характер гендерных стереотипов в значительной степени определяется не реально существующими разлилиями женщин и мужчин, а различными социокультурными факторами. Гендерный стереотип – это многоуровневый феномен, состоящий из трёх компонентов, которые неравномерно изменяются во времени:
Не биологический пол, а социокультурные нормы, в конечном счете, определяют психологические качества, модели поведения, виды деятельности и профессии женщин и мужчин. То есть, чтобы быть в обществе женщиной или мужчиной, нужно не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями, но и выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.
В разных обществах гендерные
системы имеют между собой
ряд различий, но в каждом обществе
эти системы ассиметричны
Информация о работе Изучение гендерных стереотипов мужского и женского поведения