Изучение гендерных стереотипов мужского и женского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является исследование реальных гендерных моделей и стереотипов мужского и женского поведения.
Для этого ставятся следующие задачи:
Дать теоретический анализ проблемы стереотипов
1)Проанализировать литературу на предмет представленности в ней данной проблемы
2)Описать самые распространённые гендерные стереотипы
3)Проследить историческое становление гендерных стереотипов
4) Рассмотреть основные теории гендерной социализации ребёнка
5) Изучить влияние основных социальных институтов на процесс гендерной социализации
6) Определить самые важные функции гендерных стереотипов

Содержание

Введение
1.Теоретические основы изучения гендерных стереотипов мужского и женского поведения
1.1 Определение понятия гендерный стереотип…………………5-8
1.2 Основные виды гендерных стереотипов…………………….8-22.
1.3 Происхождение гендерных стереотипов……………………23-26
1.4 Теории усвоения половой роли………………………………27-34
1.5 Процесс гендерной социализации……………………………………………………...34-49
1.6 Экспериментальная подтверждённость гендерных стереотипов в исследованиях учёных………………………………………..….49-62
1.7 Значение и функции гендерных стереотипов………………62-69
1.8 Выводы……………………………………………………..……..69
2.Исследование стереотипов мужского и женского поведения
2.1 База и методы исследования………………………………………………..……69-71
2.2 Исследование гендерных стереотипов в мужском и женском поведении………………………………………………………….71-72
2.3 Выводы……………………………………………………………72-73
Заключение…………………………………………………………74
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая чистовик.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

     Можно еще отметить несколько основных стереотипов массового сознания:

     * «Дело женщины - домашнее хозяйство  и воспитание детей»;

     * «Принятие решений - мужское дело»;

     * «Женщина без мужчины - неполноценный  член общества»;

     * « Мужчина во всех отношениях  сильнее и приспособленнее женщины»

         Традиционные  гендерные представления

     Основные  особенности традиционных гендерных  представлений:

  • Бинарность;
  • Иерархичность;
  • Патриархатность: Женское подчинено мужскому;
  • Неравенство обосновывается природой, естественным ходом вещей;

     Эти представления являются репрессивными  как в отношении женщин, так  и мужчин 
 

     Традиционное  восприятие гендерной  идентичности:

     Феминность (женственность)

  • Эмоциональность
  • Инстинктивность
  • Мягкость
  • Слабость – «слабый пол»
  • Красота
  • Заботливость
  • Интуиция
  • Общительность
  • Эмпатичность
  • Ей важно, чтобы ее понимали, разделяли ее чувства
  • Хорошие отношения важнее результата

     Маскулинность (мужественность)

  • Интеллект
  • Рациональность
  • Независимость
  • Активность
  • Сила
  • Авторитарность
  • Склонность к риску
  • Сдержанность в эмоциях
  • Способность достигать своего, побеждать
  • Важно, чтобы считали компетентным, добиться признания
  • Результат важнее хороших отношений
  • Главное в жизни - его дело

         Гендерная дискриминация 

         Если  индивид не соответствует гендерным  нормам, включается репрессивный механизм социального гендерного контроля: Человек  дискриминируется.

         Среднестатистическая  женщина чаще дискриминируется в  публичном поле, чем среднестатистический мужчина:

    • Меньший заработок
    • Отсутствие продвижения по карьерной лестнице
    • Сексизм

     В знаковой системе W-М дуализм (биполярность) формальных и других характеристик, а также интеллектуально-психологических установок (особенностей менталитета) с учетом античных представлений, а также дихотомий, предложенных В.Гумбольдом для языкознания, Г.Вельфлиным для искусствознания), П.Чаадаевым, В.Муравьевым, К.Юнгом и М.Буберомдля культуры в целом, может быть представлен, например, в следующем виде:

                                          ХАРАКТЕРИСТИКИ

                    W                              M
     Женское      Мужское
     Темное      Светлое
     Смутное      Ясное
     Дионисийское      Аполлоническое
     Низкое      Высокое
     Сложносочиненное      Сложноподчиненное
     Коллективное      Индивидуальное
     Свобода в несвободе      Свобода как (осознанная)
     Подвижное      Устойчивое
     Стихийное      Логически упорядоченное
     Бытование      Бытие
     Иррационализм      Рационализм
     Экспрессионизм      Реализм
     Мистицизм      Позитивизм
     Реальность  иллюзорности      Иллюзорность  реальности
 
 

     Особенности менталитета

     Мир идеален                                                              Мир реален

     Идеал недостижим                                                    Идеал достигаем

     Религиозность                                                            Атеистичность

     Жизнь (движение) как смысл жизни                       Цель как смысл жизни

     Истина  непостижима                                                 Истина познаваема

     Иронически-рефлектирующий смех    Смех обличающий или  развлекающий

     Склонность  к синтезу                                                Склонность к анализу

     «Безобразное» (деформированное, больное)            Прекрасное, (здоровое)

     Мир многозначен                                                       Истина едина

     Мир зримопостигаем (постигаем чувствами)         Мир умопостигаем. 

     Здесь важно, с одной стороны, подчеркнуть  относительность приведенных характеристик, а с другой - их явную соотносимость с характеристиками правополушарого(W) и левополушарного (М) мышления:

     Правополушарное мышление                     Левополушарное мышление

     Оперирование  образами, ориентация               Оперирование вербально-зна-

     в прстранстве, различение музыкальных          ковой информацией ,

                                                                                 

     тонов, мелодий и невербальных звуков,            чтение, счет.

     распознавание сложных обьктов, продуци-

     рование сновидений. 

     Пространственно- образное,                   Дискретное, аналитическое

     симультанное (одновременное)              мышление, обеспечивающее

     и синтетическое мышление,                      ряд последовательных

     дающее  возможность одномоментно     операций, логически непроти-

     схватывать  многочисленные свойства    воречивый  анализ предме-

     обьекта в их взаимосвязи друг с дру-      тов и явлений по определен-

     гом и во взаимодействии со свойства-     ному числу признаков.

     ми  других обьектов, что обеспечивает    

     целостность  восприятия. 

     Многозначность  воспринимаемых и           Формирование внутренне

     продуцируемых образов, способ-                непротиворечивой моде-

     ствующих  творчеству и затрудня-               ли мира,которую можно 

     ющих  выражение связей между                    закрепить иоднозначно

     явлениями и предметами в логически          выразить.

       упорядоченной форме. 

     Затрудняет  социальное общение.                  Способствует социаль-

                                                                                ному общению 
 

Происхождение гендерных стереотипов 

     Одним из самых важных вопросов в изучении гендерных стереотипов является вопрос об их происхождении. Вопрос этот связан с тем, как в обществе появились и закрепились представления о «женском» и «мужском» ? Ведь невозможно объяснить появление гендерных стереотипов только тем, что женщина физически слабее мужчины и её материнской ролью. Дело ещё и в разном характере деятельности женщин и мужчин, а также в разной оценке результатов этой деятельности. С самых древних времён мужская деятельность была связана с применением физической силы: охота и защита от врагов. Женская же деятельность обесценивалась по сравнению с мужской, поскольку считаласть более лёгкой: собирательство, рыбная ловля, рождение и уход за детьми, больными и стариками, приготовление пищи, выделывание шкур и изготовление одежды. Охота и война, пусть даже и в видоизменённой форме, по сей день остаются главными занятиями мужчин. Продукты охоты мужчин оценивались значительно выше продуктов собирательства женщин. К тому же есть основания предполагать, что женщина зависела от силы и выносливости мужчины – ведь его охотничьи  качества во многом определялись этими критериями. Во многом, такое разделение функций сохраняется и в наше время, а уж до начала XX века было повсеместным. Все значительные профессии в тот период, такие как купец, дипломат, мореплаватель и путешественник считались мужскими. То есть за мужчинами закреплялся приоритет открытия нового и творческого. За женщинами же, напротив, закреплялись консерватизм и нетворчество. Технические перевороты и научно-технические революции открывали новый мир практически лишь для мужчин. То, что женщина в это время оставалась « в доме» не могло пройти бесследно для общественного сознания и женского менталитета. На психологическом уровне сформировалась огромная ответственность женщин за семью и одновременно – социальный инфантилизм мужчин.

     Как результат сложившейся ситуации воспроизводится следующий гендерный  стереотип: всё женское воспринимается как более слабое, несовершенное, неспособное, второсортное и втроочередное.

     На  протяжении многих веков общество отбирало и селекционировало свои образы мужественности и женственности. Оно выкристаллизовывало такие феминные качества, как мягкость, уступчивость, гибкость, вариативность в поведении, эмпатия, нравственность, стремление к миру, практичность, усидчивость. В качестве же маскулинных отбирались такие качества, как воинственность, желание самоутверждаться, беспощадность, эгоизм, прямолинейность, нетерпимость, стремление к лидерству, честолюбие, воля и др. У современных исследователей есть все основания предполагать, что в основе этого отбора находится наследие древних стереотипов поведения, сформировавшихся в древнейший период истории человечества.

     Значит  можно сделать вывод, что исток мужского лидерства в культуре лежит в распределении социальных ролей в первобытном обществе, когда мужчина представлял собой активное начало. С постепенным закреплением гендерных ролей вырабатывались гендерные стереотипы, которые закрепляли различия в поведении мужчин и женщины, а также представления о должном и недолжном их поведении. Гендерные стереотипы отводят женщине пассивную роль, поскольку в полной мере воспользоваться такими ценностями в области морали, как индивидуальная свобода, равенство, автономия, свобода воли млгут только мужчины.

     Женщина, как правило, не рассматривалась  в качестве полноценного морального субъекта, ей отказывалось в способности рационально обосновать свои действия, в возможности обладать такими добродетелями, как ответственность, верность моральным принципам, то есть. предполагалось, что существуют два ряда добродетелей, имеющих тесную зависимость от половой принадлежности человека. Считалось, что существуют структурные отличия в способах морального мышления мужчин и женщин.

     Таким образом, многие из современных стереотипных представлений о поведении людей  в зависимости от пола уходят в глубокую древность, отслеживаются на протяжении всей истории человечества и встречаются у самых разных народов (утверждается, что быть женщиной - это значит быть скромной, домашней, неактивной). Данные характеристики не являются вечными, они исторически сложились, изменялись и продолжают изменяться

     Некоторые исследователи считают, что современное  дисгармоничное общественное устройство, которое выражается в неравенстве  мужских и женских ролей связано  с противопоставлением мужчины  как «господина» женщине как второстепенному существу, созданному из ребра Адама.  То есть социальное неравенство пришло к нам из глубины веков, когда женщина занимала такое же подчинённое положение как раб и выполняла только свои домашние и материнские обязанности. Несмотря на то, что историки упоминают о существовании эпохи матриархата, следует отметить такой парадокс, что чем больше поклонялись женщине на каком-то отрезке истории, тем более унизительное положение занимала она в реальности. Американская исследовательница Б. Фридан объяснила этот парадокс так: «Чем меньше реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше её декорирует бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту». В большинстве Древних государств, женщины не могли принимать никакого участия в общественной жизни, а также не имели права наследовать какую-либо собственность, или обладать этой собственностью. В течение всей жизни женщина подчинялась родственникам по мужской линии – сначала отцу, а затем мужу, брату или сыну.

Информация о работе Изучение гендерных стереотипов мужского и женского поведения