Изучение гендерных стереотипов мужского и женского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является исследование реальных гендерных моделей и стереотипов мужского и женского поведения.
Для этого ставятся следующие задачи:
Дать теоретический анализ проблемы стереотипов
1)Проанализировать литературу на предмет представленности в ней данной проблемы
2)Описать самые распространённые гендерные стереотипы
3)Проследить историческое становление гендерных стереотипов
4) Рассмотреть основные теории гендерной социализации ребёнка
5) Изучить влияние основных социальных институтов на процесс гендерной социализации
6) Определить самые важные функции гендерных стереотипов

Содержание

Введение
1.Теоретические основы изучения гендерных стереотипов мужского и женского поведения
1.1 Определение понятия гендерный стереотип…………………5-8
1.2 Основные виды гендерных стереотипов…………………….8-22.
1.3 Происхождение гендерных стереотипов……………………23-26
1.4 Теории усвоения половой роли………………………………27-34
1.5 Процесс гендерной социализации……………………………………………………...34-49
1.6 Экспериментальная подтверждённость гендерных стереотипов в исследованиях учёных………………………………………..….49-62
1.7 Значение и функции гендерных стереотипов………………62-69
1.8 Выводы……………………………………………………..……..69
2.Исследование стереотипов мужского и женского поведения
2.1 База и методы исследования………………………………………………..……69-71
2.2 Исследование гендерных стереотипов в мужском и женском поведении………………………………………………………….71-72
2.3 Выводы……………………………………………………………72-73
Заключение…………………………………………………………74
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая чистовик.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

     Нередко, говоря о содержании гендерных стереотипов, имеют в виду некую "среднюю женщину", не принимая во внимание какие-либо другие статусные характеристики личности. Очевидно, такая "женщина " (равно как и "мужчина ") не существует. Человек обладает совокупностью статусных позиций, многие из которых могут корректировать содержание гендерных стереотипов, причем эта вариативность имеет место и у субъектов, и у объектов стереотипизации. 
Возраст также влияет на стереотипизацию. Считается, что гендерные стереотипы потому более распространены в молодежной среде, что с возрастом женщины становятся все более агентивными, и в стереотип женственности вносятся исправления, связанные с оценкой ее деятельности и социального положения. Другими возможными факторами могут выступать половая ориентация (данные социологов свидетельствуют о совпадении многих характеристик стереотипа женственности и гомосексуальности), социальный статус (женщина из низшего класса часто описывается как более пассивная, безответственная, чем женщина из среднего класса). Кроме того, считается, что гендерные стереотипы и распространены намного меньше в среде высшего и среднего классов, что связано с увеличением роли других значимых статусных позиций. Любая дополнительная информация о различных статусных позициях женщины и мужчины снижает роль гендерных стереотипов в восприятии данного человека. От контекста зависит и оценка стереотипических качеств: так, "женская слабость" может оцениваться позитивно или негативно в зависимости от того, употребляется ли этот термин в отношении женщины-политика или женщины-домохозяйки. При этом, содержание такого стереотипа может восприниматься самими женщинами как негативно, так и позитивно.  
 

Основные  виды гендерных стереотипов 
 

     На  протяжении многих веков в человеческом обществе отбирались и культивировались свои ожидания мужественности и женственности. В большинстве культур, мужское начало ассоциируется с духом, логосом, активностью, силой, культурой, рациональностью, светом, наполненностью, а женское — с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью. Мужчинам и женщинам также предписываются противоположные социальные роли. Если мужчина предстаёт кормильцем семьи и осуществляет в ней общее руководство, то женщине вменяется в обязанность вести хозяйство и обеспечивать домашний уют. В общественном сознании мужчинам традиционно приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. Хороший результат, достигаемый мужчиной в профессии, приписывается его способностям, в то же время успех женщины относится к случайности или трактуется как результат чрезмерных усилий. При этом ученые считают, что чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фемининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость авторитаризм, излишний рационализм и т.п., женщин - формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т.п.

     Женщины и мужчины исторически постоянно  во взаимодействии и взаимовлиянии. Это не проходит бесследно. Исследования показали, что женщины разделяют с мужчинами тенденцию переоценивать мужские достоинства и недооценивать достоинства женщин (и самих себя). Это — прямое следствие различий в социальном статусе: женщины принимают точку зрения более высокостатусной группы — мужчин.

     Высококомпетентные женщины, как показывают исследования, не пользуются расположением ни мужчин, ни женщин. Это является продолжением негласной дискриминации женщин, их права на самореализацию через образование и развитие. 

      Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям "мужское" и "женское". Все описываемые в литературе гендерные стереотипы можно объединить в три группы:

     1)стереотипы маскулинности-феминности (то есть нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин);

     2)стереотипы, которые касаются закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом;

     3)стереотипы, связанные с различиями в содержании труда. 

     1)Первая группа - это стереотипы маскулинности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности. Маскулинность-фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным началом, а фемининность - с пассивно-репродуктивным, природным. Эти нормативные представления (стереотипы) полярно и иерархически противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны. 

             В эмоциональной сфере как маскулинность, так и фемининность содержат характеристики с разными знаками оценки - и позитивными, и негативными. "Мужскими" считаются способность отделить рациональные доводы от эмоциональных, хладнокровие; "женские", фемининные характеристики - это эмоциональность, восприимчивость, внушаемость, чувствительность, легкая смена эмоциональных состояний, склонность к тревожности, жалобам, слезам, ранимость, истеричность, капризность.

     Множество учёных занимались изучением гендерных стереотипов, присутствующих в общественном сознании. Ниже здесь будут приведены результаты их работ.

     В.Г. Горчакова выявила, что в стереотипном массовом сознании женщина воспринимается как носитель эстетической функции: красивая, обаятельная, женственная. Об этом заявили 60% женщин и 68% мужчин. Мужчина в общественном сознании должен быть мужественным, сильным, надежным. Так считают 69% женщин и 61% мужчин.

     Р.А. Березовская, И.В. Грошев пишут: «Женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты» (Р.А. Березовская, И.В. Грошев, 1998).

     От «типичных» мужчин в конфликтной ситуации ожидают агрессии, поскольку именно через нее, как считается, они добиваются своей цели.

     От  женщины же наоборот ожидают отсутствие агрессии, безобвинительной реакции  и приспособление к сложившейся  ситуации, эмоциональное отношение  к проблеме, манипулирование своей  слабостью, стремление к безболезненному  для участников конфликта решению ситуации.

     М.А. Круглова, изучая стратегии поведения  при психологической защите, выявила, что у женщин разрыв между тремя  видами стратегии (избегание, агрессия или миролюбие) минимален, в то время  как у мужчин наблюдается либо избегание (стремление уйти от конфликта), либо агрессия. Миролюбие выражено у них значительно меньше чем у женщин.

     Чуйкова Ю.М. пишет, что при преодолении  конфликтов у мужчины больше выражены, чем у женщин, соперничество и  особенно компромиссы, а у женщин - приспособление и сотрудничество. Стратегия избегания по ее данным выражена и у мужчин и у женщин одинаково.

     Ильин пишет: «Женщины испытывают подавленность, стремятся думать о возможных  причинах своего состояния. Эта реакция  приводит к навязчивому фокусированию  на проблеме и увеличивает уязвимость женщины по отношению к стресс-фактору. Мужчины наоборот, пытаются отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируюсь на чем-то другом, например, осуществляя физическую активность, чтобы таким способ разрядить возникшее негативное напряжение.

     И.В. Грошев выявил, что мужчины и женщины  по-разному разрешают конфликтные  ситуации, возникающие в семейном и домашнем кругу. Женщины проявляют  больше терпимости и стремления к  компромиссному примирению интересов. Мужчины в этой ситуации чаще прибегают к «крепким» выражениям и ругательствам, а женщины скорее готовы заплакать.

     Считается, пишет Обозов, что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Женщина же может позволить себе каприз, а когда ее обидят, она может и поплакать. Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов. Для лиц мужского пола прослезиться - значит нарушить норму мужественности.

     Женщине приписываются пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм. (Броверман, 1972) 

     Гендерные стереотипы охватывают сферу межличностного взаимодействия, в которой женский  образ весьма разнообразен и может  нести как отрицательную, так  и положительную нагрузку. Обычно как позитивные оцениваются такие "женские" качества как жертвенность, мягкосердечие, заботливость, дружелюбие, тактичность, вежливость, чувствительность к эмоциям другого, склонность к проявлению чувств, мягкость, нежность, застенчивость и скромность, любовь к детям. Среди негативных характеристик - непостоянство, ненадежность, хитрость, болтливость, ворчливость, одержимость идеей завести семью, трусость. В мужском стереотипе присутствуют как прямота - так и коррелирующие с ней бестактность, грубость, резкость; как самообладание, надежность, взвешенность - так и черствость, эгоизм, бесчувственность, жестокость; как справедливость - так и отсутствие милосердия и жалости.

     Ильин в своей книге « Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» приводит ряд исследований различных авторов: «И. Броверман с соавторами попросили юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине. В результате для тех и других выявился различный набор качеств:

     мужчины - агрессивные, предприимчивые, доминирующие, независимые, неэмоциональные, легко принимают решения, самодостаточны;

     женщины - тактичные, нежные, разговорчивые, интересуются собственной внешностью, нуждается в защите, аккуратные, спокойные. Это исследование Броверман проводил в 1972 году. В наше время эти качества уже не так категорично делятся на мужские и женские, хотя общая тенденция сохраняется.

     Ниже  представлено стереотипное описание характерных  мужских и женских черт, полученное в исследовании американских студентов, проведенном в конце 70-х годов.

     Характерные черты мужчины: сильный, склонен к занятиям спортом; меньше беспокоится о своей внешности и почти не боится старости; выполняет роль кормильца семьи; имеет опыт сексуальной жизни; неэмоционален, стоек; логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом; стремится к власти и лидерству; независим, свободен; активен; стремится к успеху, честолюбив.

     Характерные черты женщины: слабая, не склонна к занятиям спортом; беспокоится о своей внешности и боится старости; проявляет привязанность к семье; добродетельна; эмоциональна, нежна; легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией; уступчива, услужлива; зависима, в большой мере нуждается в защите; пассивна; робкая, застенчивая.

     P. Rozenkrantz (1968) ,проверяя связи половых  стереотипов и Я концепции у студентов, выделил личностные характеристики, которые чаще всего предписываются мужчинами и женщинам. Среди мужских характеристик были названы агрессивность, независимость, неэмоциональность и способность скрывать свои чувства, целенаправленность, стремление к доминированию, активность, соревновательность, прямолинейность, склонность к приключениям, легкость в принятии решений, самоуверенность, амбициозность, малая значимость собственной внешности, предпочтение науки искусствам. Среди женских характеристик - тактичность, нежность, забота о чувствах других, религиозность, спокойность, сильная потребность в защите, аккуратность, общительность, любовь к литературе и искусству. Интересно, что маскулинные черты воспринимались как более социально желательные обеими полами.

     Кроме того, мужчине и женщине приписываются  противоположные качества в когнитивной  сфере. 
Логичность, рациональность, склонность к размышлению, более быстрый ум, объективность, находчивость, критицизм приписываются мужчине; меньшая способность рассуждать, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость - женщине. Пожалуй, единственно социально-одобряемым атрибутом женщины в когнитивной сфере является интуиция - качество, которое нередко противопоставлялось ограниченности мужского разума. 

     2)Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин - профессиональные. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин - по наличию семьи и детей.

     В народе бытует мнение, что "нормальная" женщина хочет выйти замуж  и иметь детей и что все  другие интересы, которые она может  иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Женщины, которые не хотят выходить замуж, иметь детей, не получают удовлетворения от общения с детьми, описываются как ненормальные или, по меньшей мере, странные. Считается, что для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать свои способности быть чуткой, сострадательной и заботливой. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.  

Информация о работе Изучение гендерных стереотипов мужского и женского поведения