Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 01:36, реферат

Краткое описание

Разработка психотерапевтического инструментария, предназначенного для психологической помощи семье, представленного в данных методических рекомендациях проводилась в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания на базе Центра психолого-педагогического консультирования, существующего при институте, а также на экспериментальных площадках Центра:
- психолого-медико-социальный центр Южного округа,
- Центр психологической диагностики и консультирования Московской области,
- Институт медико-социальной реабилитологии (факультет клинической психологии),
- Московский психолого-педагогический институт,
- Московский государственный социальный университет,
- Московский педагогический государственный университет,

Содержание

Введение …………….……………………………………………………………..4
1. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений ………………………..7
2. Основы консультационной работы с семьей ……………………………….13
2.1 Общие подходы к семейному психологическому консультированию…………..13
2.2 Диагностика в работе с семьей………………………………………………………..26
3. Инструментарий психологического консультирования семьи……………42
3.1 Гештальт-ориентированные технологии (на примере работы с семейными конфликтами)………………………………………………………………………………………42
3.2 Психодраматические технологии в работе семьей ……………………………….56
3.3 Терапия, основанная на опыте ………………………………………………………..90
4. Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях……………………………………………………………………………99
4.1 Краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях …………99
4.2 Длительное консультирование семей, переживших кризис (психологическое сопровождение)………………. ………………………………………………………………..120
Заключение……………………………………………………………………… 135
Словарь понятий ………………………………………………………………..137
Список использованных источников….………………

Вложенные файлы: 1 файл

псих.семьи.docx

— 194.01 Кб (Скачать файл)

Анализ: производится совместно с клиентом. Даже при самом поверхностном анализе можно определить эмоциональное состояние клиента на данный момент, возможность наличия кризисных состояний, самооценки клиента своих перспектив на будущее, восприятия прошедших событий в целом,соответствие переживаний клиента общесемейным переживаниям (или расхождения) и т.д.

Применение: возможно на начальной стадии консультирования в процессе психодиагностики, дает возможность разговорить клиента, давая ему при этом наглядную картину его собственных жизненных событий, дает возможность взглянуть на свои проблемы со стороны.

Методика направлена на выявление видов, устанавливаемых взаимоотношений прошлого с настоящим или событиями более далекого прошлого помимо причинно-следственных (А.Кроник): связь через концепцию судьбы (“знак судьбы”), через актуализированную и опредмеченную важным событием потребность, которая осталась неудовлетворенной. Важное событие прошлого может “длиться” в настоящем, служа источником преодоления дискомфорта (“война для меня никогда не кончится”) или способом компенсации возникшего ощущения “пустоты” существования (“экзистенциального вакуума” по В.Франклу). “Переломные события жизни” - это события критической важности, нарушающие преемственность существования личности. Изменения в переломной ситуации могут носить как позитивный характер личностного роста, так и негативный характер сужения возможностей личностного развития. Переломное значение события разделяет временную ось биографии на время “до” и “после”, возникает феномен “неравноправия этапов прошлого”, который определяет репертуар выборов в процессе “жизнетворчества” обращением лишь к недавним событиям.

Можно выделить 4 типа воспоминаний о важных событиях:

важные для планирования будущего;

важные для понимания внешнего мира (поведения других людей, правил социальной жизни, универсальных законов природы и т.д.)

важные для придания ценности своему прошлому и осознания уникальности собственной жизни;

важные для конструирования представления о себе как личности, формирования “Я - концепции”.

Пример 1 : По методике “Жизненных переживаний”.

Ирина, 38 лет, обратилась с жалобой на трудность построения позитивных отношений со своими детьми.

 

5 11 2

 6

 9

 8

 

 7 10

 3

1 2

Консультант: Вспомните пожалуйста наиболее важное событие в вашей жизни из вашего далекого прошлого.

Клиент И.: Вспомнила.

Консультант: Могли бы вы сказать, когда оно было?

Клиент И.: Десять лет назад.

Консультант: Что вы испытывали тогда?

Клиент И.: Боль, обиду, безысходность…(молчание).

Консультант: Вы могли бы теперь рассказать, что это было за событие?

Клиент И.: Это развод с моим мужем.

Консультант: Посмотрите теперь на чистый лист, который лежит перед вами (показывает на пустой график, начерченный заранее). Здесь находится ваше прошлое, посередине – настоящее, а далее – это будущее вашей жизни. По вертикали обозначены ваши переживания (по интенсивности от позитивных к негативным 1, 2, 3, 0, -1, -2, -3). Могли бы вы найти здесь место для события, которое вы только что назвали?

Клиент И.: Вот здесь (показывает на точку № 1 на рисунке).

Консультант: Хорошо, это ваше дальнее прошлое. Если вы вспомните свою жизнь чуть позже, то какое наиболее важное событие приходит вам в голову?

Клиент И.: Смерть моей матери, она была самым близким человеком для меня. Я очень тяжело пережила эту смерть. Я осталась совсем одна…Я жила тогда как во сне…

Консультант: Что вы тогда чувствовали?

Клиент И.: Я была вся опустошена. У меня все валилось из рук, я не о чем не могла думать. Я постоянно ощущала ее взгляд у меня за спиной. Я забросила двоих детей…возможно тогда и начались проблемы.

Консультант: Когда это произошло?

Клиент И.: Пять лет назад.

Консультант: Отметьте, пожалуйста, это на листе бумаги.

Клиент И.: Я думаю, это максимально тяжелое по переживаниям событие (отмечает точку № 2).

Консультант: Теперь вспомните, что наиболее важное для вас произошло после этого события?

Клиент И.: Я потеряла работу.

Консультант: Когда это произошло?

Клиент И.: Три года назад.

Консультант: Что вы при этом чувствовали?

Клиент И.: Я испытывала тревогу за свою семью, думала о том: как и на что мы будем жить. Я потеряла уверенность в своем будущем, в себе…Я и сейчас не думаю, что могу что-то изменить.

Консультант: Попробуйте отметить это событие на графике.

Клиент И.: Ну… по сравнению с первыми двумя, конечно, оно менее болезненное (отмечает точку № 3).

Консультант: Могли бы вы вспомнить какое-либо событие из вашего прошлого, когда вы испытывали сильные положительные эмоции, переживания?

Клиент И.: Да…

Консультант: Вы можете рассказать об этом?

Клиент И.: Это было (смотрит по графику) сначала рождение Алеши, моего первого ребенка (сразу показывает на листе бумаги точку № 4) и рождение Катюши, моей младшенькой (показывает точку № 5).

Консультант: Какие чувства вы тогда испытывали?

Клиент И.: Понимаете, мы с мужем очень долго не могли иметь детей, поэтому их рождение было особой радостью…по крайней мере, для меня. Рождение второго ребенка было моей инициативой. После этого наши отношения с мужем изменились…Он изменился.

Консультант: А если мы с вами посмотрим более недавнее ваше прошлое?

Клиент И.: Я встретила очень дорогого мне человека, я до сих пор с ним встречаюсь, но… понимаете, он женат, а я с двумя детьми…Хотя они уже большие, но я беспокоюсь…Наверное, мы скоро расстанемся.

Консультант: Как бы вы оценили это событие?

Клиент И.: (показывает точку № 6).

Консультант: А теперь давайте вспомним ваше недавнее прошлое.

Клиент И.: Сын женился…Я не могу сказать, что для меня это было радостное событие. Он у меня такой молодой, ему только восемнадцать…Он только на первом курсе в институте учится, а семья его отвлекает. Самое ужасное в этой ситуации, что он переехал к родителям своей жены. Я теперь так одинока.

Консультант: Но у вас же есть младшая дочь.

Клиент И.: Да, есть…вся в своего отца. Я не хочу о ней говорить.

Дальнейшая работа была направлена на построение позитивного образа будущего.

История одной личности формирует ее восприятие себя и других и определяет личностные ценности и ожидания, которые, в свою очередь, направляют ее стиль взаимодействия. Ее опыт как члена семьи вместе с ее уникальным характером определяют степень и гибкость стратегий, используемых ею для того, чтобы справляться и управлять различными ситуациями в окружающей действительности, если же данные стратегии становятся неэффективными, то личность становится перед выбором: либо следовать прежним стратегиям взаимодействия с окружающими, пока ситуация не примет характер необратимости; либо пересмотреть свои прежние установки (не смотря на болезненность данного процесса) и изменить свою жизнь, а возможно, и окружение.

 

5.2. ДЛИТЕЛЬНОЕ  КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЕЙ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ  КРИЗИС

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение центрального образования самосознания - субъективного образа мира, то есть представлений и отношений к себе и окружающему миру в целом. Такое искажение сигнализирует о глубинном рассогласовании базисного механизма бытия и развития личности "идентификации-обособления": в качестве глубинной психологической защиты "включается" отчуждение и нарушается адаптация человека к жизни.

Наиболее распространены такие деформации образа мира и нарушения адаптации, как комплекс жертвы, выражающийся сочетанием психических реакций - апатии, отказа от ответственности за себя и других, беспомощности, безнадежности, снижения психологической самооценки и т.п., комплекс отверженности, характеризующийся разобщенностью, холодностью и жизненным девизом: "Никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чем не проси".

И в том и в другом случае люди полны катастрофических ожиданий и предчувствий, опасаются негативного влияния любых событий на свою жизнь. Это сочетается с внешним локусом контроля - экстернальностью, то есть склонностью объяснять основную часть жизненных неудач внешними обстоятельствами (не "я делаю", а "со мною происходит", "так уж сложились обстоятельства", "от судьбы не уйдешь"). Подобное эмоциональное самочувствие оказывает негативное влияние на душевное благополучие как взрослых, так и детей, на их отношения с окружающими и усиливает социально-психологические и личностные конфликты, психологическую напряженность.

Прежде чем перейти к ответу на традиционный русский вопрос "что делать?", следует охарактеризовать основные понятия, важные для понимания сущности представленного нами подхода к социально-психологической помощи.

Базовая ситуация нарушения адаптации к жизни - изменения, которые прямо или косвенно нарушают относительно устойчивое динамическое равновесие внешних и внутренних условий бытия семьи и каждого ее члена, создавая тем самым потенциальную или актуальную угрозу существованию и удовлетворению основных жизненных потребностей ее членов. Перед личностью или семьей возникает проблема, от которой невозможно уйти и которую вместе с тем невозможно разрешить при помощи выработанных ранее способов адаптации.

Непродуктивная (защитная) адаптация к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими (внутри семьи) и с внешним миром на основе действия механизма отчуждения; попытки разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами.

Именно такой тип адаптации "включает" действие психологического механизма сопротивления изменениям, который активизирует глубинные психологические защиты. При помощи этого механизма семья или человек любой ценой (даже путем "бегства от проблем") пытаются сохранить прежний образ жизни, Это адаптация непродуктивная: семья не живет, а выживает, повинуясь привычным, но утратившим в новых условиях былую эффективность стереотипам; нарушается действие базового психологического механизма бытия и развития личности - амбивалентной пары "идентификация-обособление"; возникают специфические нарушения психической деятельности различной глубины и длительности. Закономерным результатом непродуктивной защитной адаптации становится искажение субъективного образа мира семьи (человека), приводящее к развитию комплексов жертвы, отверженности.

Это наблюдается у представителей разных категорий населения, среди которых безработные; военнослужащие, уволенные в связи с реформой армии в отставку; женщины, ставшие жертвами семейного насилия; юноши и девушки в период кризиса идентичности; воспитанники детских домов.

Позитивная адаптация к жизни - это процесс сознательного построения, упорядочения или достижения человеком относительно устойчивых равновесных отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Потерю себя и мира невозможно восполнить, применяя привычные средства социальной помощи: материальную поддержку, профессиональную переподготовку. Основной формой оказания такой помощи должен стать специально организованный процесс - социально-психологическое сопровождение семьи или личности.

Оказание социальной и психологической поддержки необходимо не только семьям группы риска. Она может потребоваться любому человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

В качестве термина, обозначающего пролонгированную социально-психологическую помощь семье в кризисные периоды перехода, перестройки всего образа жизни мы используем термин "психологическое, или социально-психологическое, сопровождение" (В. Мухина, Ю. Слюсарев). На это есть свои причины, и одна из них - глубинное смысловое совпадение слова "сопровождение" и сущности социально-психологической помощи семье в кризисные периоды жизни. Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. "Сопровождать, - читаем мы в "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д. Ушакова, - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого". В словаре В. Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу "сопровождать", то есть "провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать". В самом общем значении сопровождение - это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождать - значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.

В ситуации сопровождения можно выделить три основных компонента: путник, сопровождающий и путь, который они проходят вместе.

По В. Далю, путник - это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта, человек, "обрекшийся на тунеядное странничество, скиталец, бездомный проходимец", "лицо, которое не живет оседло, скитается, бездомный, бесприютный; бродяга".

Такой ряд дает возможность убедиться не только в богатстве русского языка, но и в пригодности этого слова для обозначения самых различных вариантов социально-психологической помощи семье и личности. Сама ситуация обращения в центр за помощью - это ситуация личностного или семейного неблагополучия, когда люди сбились с пути и им необходим помощник, сопровождающий, который поможет заново отыскать этот путь и пережить нелегкий период его освоения.

Информация о работе Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях