Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 01:36, реферат

Краткое описание

Разработка психотерапевтического инструментария, предназначенного для психологической помощи семье, представленного в данных методических рекомендациях проводилась в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания на базе Центра психолого-педагогического консультирования, существующего при институте, а также на экспериментальных площадках Центра:
- психолого-медико-социальный центр Южного округа,
- Центр психологической диагностики и консультирования Московской области,
- Институт медико-социальной реабилитологии (факультет клинической психологии),
- Московский психолого-педагогический институт,
- Московский государственный социальный университет,
- Московский педагогический государственный университет,

Содержание

Введение …………….……………………………………………………………..4
1. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений ………………………..7
2. Основы консультационной работы с семьей ……………………………….13
2.1 Общие подходы к семейному психологическому консультированию…………..13
2.2 Диагностика в работе с семьей………………………………………………………..26
3. Инструментарий психологического консультирования семьи……………42
3.1 Гештальт-ориентированные технологии (на примере работы с семейными конфликтами)………………………………………………………………………………………42
3.2 Психодраматические технологии в работе семьей ……………………………….56
3.3 Терапия, основанная на опыте ………………………………………………………..90
4. Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях……………………………………………………………………………99
4.1 Краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях …………99
4.2 Длительное консультирование семей, переживших кризис (психологическое сопровождение)………………. ………………………………………………………………..120
Заключение……………………………………………………………………… 135
Словарь понятий ………………………………………………………………..137
Список использованных источников….………………

Вложенные файлы: 1 файл

псих.семьи.docx

— 194.01 Кб (Скачать файл)

Прощение, как средство достижения социальной гармонии;

Прощение, как любовь, без всяких условий.

Ступени процесса получения прощения:

· Фаза осознания ситуации:

Формальное отрицание, но внутреннее признание того, что я обидел другого человека;

Чувство вины (в силу нарушенной справедливости), раскаяния (печали), возможно, гнева в свой адрес;

Чувство стыда (ощущение того, что окружающие осуждают и отвергают меня);

Осознание катарсиса;

Осознание когнитивного репетирования;

Сравнивание себя с обиженным, понимание того, как он страдает, сравнение взаимоотношений до и после обиды;

Понимание того, что обиженный мог пережить необратимые негативные изменения по моей вине;

Осознание того, что мое самовосприятие изменилось в худшую сторону (повысился уровень самокритичности, возможно снизилось самоуважение).

· Фаза принятия решения:

Понимание того, что мне нужно изменить свои взаимоотношения с тем, кого я обидел;

Желание получить прощение. Оно может выражаться в принесении извинений и попытке загладить нанесенный ущерб. Я могу ошибочно счесть, что в состоянии заставить Другого простить меня;

Понимание того, что прощение, полученное от другого, - это дар, и готовность терпеливо ожидать этого дара.

· Фаза действия:

Пересмотр моего понимания Другого, осознание того, что он страдает и нуждается в том, чтобы прошло какое-то время, чтобы он мог простить;

Эмпатия по отношению к Другому;

Появление сострадания к Другому или желания терпеливо страдать вместе с ним;

Принятие боли: Я готов терпеть гнев обиженного и принимаю трудности своего пути к прощению.

· Фаза результата:

Нахождение смысла в страдании вследствие нанесенной мной обиды и в трудном пути к прощению;

Осознание того, что Я простил других;

Понимание того, что Я не одинок и что другие тоже оказывались в сходной ситуации;

Нахождение новой цели (как мне впредь жить иначе, чем до сих пор?);

Освобождение от чувства вины и раскаяния, возможно, чувство благодарности к Другому;

Примирение с Другим может начаться или продолжиться.

Согласно теории Эллиса, причиной стресса и вызываемых им фрустрации или неадаптивного поведения бывает не столько сама ситуация, сколько связанные с нею убеждения. В основе формирования поведения личности в кризисных ситуациях лежат основные жизненные убеждения этой личности. Большую часть мысленной программы человек приобретает в детстве. На личность больше всего влияют убеждения родителей, которые проникают в нее через их слова и действия. Убеждения также формируются под воздействием учителей, религии, других членов семьи, одноклассников, окружения, страны и всего жизненного опыта в целом. Хотя ранняя мысленная программа имеет наиболее глубокое влияние на наши действия, структура наших основных убеждений постоянно подвергается изменению под воздействием нашего жизненного опыта. Основное убеждение – это такое убеждение, которое лежит в основе того, как человек ориентирует себя в жизни, и является настолько фундаментальным, что человек никогда не задумывается о нем (“это как раз то, что есть я и мой образ мыслей”). Можно выделить пять основных убеждений: убеждения касающиеся личной ответственности, самооценки, веры во вселенную, позитивного отношения, открытости к переменам.

Можно выделить основные ограничивающие представления:

1. Личная ответственность: “Я жертва сил, которыми не  способен управлять”, “Я не властен  изменить свою жизнь”, “Я беспомощен”, “Я не знаю что делать в  сложных ситуациях”, “Я ни в  чем не могу разобраться, поэтому  не должен брать ответственность  за свою жизнь”, “Я не могу  изменить мою жизнь, такова моя  карма”, “Это мои родители повинны  в том, что моя жизнь в таком  беспорядке”, “Во всем виноват  кто-то другой и что-то другое”, “Мне всегда достается самое  сложное в любом деле”, “Я  не знаю как измениться и  расти”.

2. Самооценка: “Я недостаточно  хорош”, “У меня нет качеств, необходимых для того, чтобы преуспеть”, “Я недостоин любви”, “Я ничего  не стою”, “Я не заслуживаю  благосостояния, любви, здоровья и  т.д.”, “Я недостаточно умен”, “Я  не нравлюсь себе”, “Я не принимаю  себя”, “Я не одобряю себя”, “Я  ни на что не годен”.

3. Вера во вселенную: “Я  одинок в этой жизни”, “Я не  верю, что вселенная благосклонна  ко мне”, “Я не могу расслабиться”, “Я должен контролировать каждую  стадию процесса, иначе у меня  ничего не получится”, “Если  я все время не буду настороже, надо мной легко взять верх”, “Если я буду полагаться на  Вселенную, она меня подведет”, “Людям палец в рот не клади”, “Я не умею доверять”, “Разумной вселенной не существует”.

4. Позитивное отношение: “Жизнь нелегка”, “Жизнь – это  борьба”, “Таков мой удел –  страдать”, “Наш мир безнадежно  испорчен”, “Мои действия ничего  не меняют”, “Со мной всегда  происходит что-нибудь плохое”, “Всегда существует оборотная  сторона медали”, “Мир – это  сплошной беспорядок”, “Все корпорации, правительства, политические деятели  и т.д. – плохи”, “Ничего не  получится”, “Это невозможно сделать”, “Я знал, что это случится”, “Мне  ничего в жизни не удается”.

5. Открытость к переменам: “Неожиданные перемены окажутся  сильнее меня, и я не буду  знать, что делать”, “Безопасность  мне нужна, чтобы чувствовать  себя спокойно в жизни”, “Я  боюсь, что перемены повредят  мне”, “То, чего я не смогу  контролировать, ничем хорошим не  обернется”, “”Перемены слишком  трудны и болезненны, я предпочел  бы ничего не менять”, “У меня  нет силы воли, чтобы поддерживать  эти перемены”.

В связи с вышесказанным, психотерапия основной своей целью являет моделирование возможной кризисной ситуации в жизни личности в искусственных (лабораторных) условиях, но максимально приближенной к реальности (кроме того момента, что смоделированная ситуация разворачивается быстро и стремительно, экономя человеку годы на размышления). Эта ситуация ставит человека перед вышесказанным выбором.

Дж Каплан выделил 4 этапа кризиса:

первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;

дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;

еще большее увеличение напряжения , требующее мобилизации внутренних и внешних источников;

повышение тревоги и депрессии, чувство беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности.

Успех же психотерапии заключается в расширении возможностей и способностей личности в условиях кризиса и, таким образом, в формировании у нее устойчивости по отношению к реальным жизненным ситуациям, снятию защитных механизмов и формированию нового стиля поведения в ситуациях, требующих адаптации личности к произошедшим изменениям.

В условиях психотерапевтической сессии, в случае, если личность все же пошла по второму пути, тем не менее возможна коррекция в следующей смоделированной ситуации с учетом прошлого отрицательного опыта личности.

Данная психотерапевтическая ситуация имеет своей целью изменение копинг-поведения личности, предоставление ей возможности проанализировать свои действия в условиях, приближенных к реальным, но с предоставлением возможности их коррекции (чего не хватает в реальной жизни). Выделяются базисные копинг-стратегии: “разрешение проблем”, “поиск социальной поддержки”, “избегание” (Lazarus R., Folcman S., 1984, 1987) и базисные копинг-ресурсы: Я-концепция, локус контроля, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы. Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми и кризисными ситуациями.

Таким образом психотерапия кризисных ситуаций включает три этапа: кризисная поддержка, кризисное вмешательство и повышение уровня адаптации, необходимого для разрешения конфликтной ситуации.

Исходя из методологических подходов рассмотрения личностного развития (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн) можно выделить положения для анализа социально-психологической адаптации личности в изменяющейся кризисной ситуации:

· в ходе адаптации человека к изменяющимся условиям жизненного пути его поведение в значительной степени зависит от собственной субъективной активности по категоризации условий смыслообразования и проектированию целей, на основе самооценки с учетом рефлексивного Я;

· одним из важнейших показателей дезадаптивности личности является характер отношений личности к самой себе. Самоотношение является важнейшим показателем развития личности, определяет самочувствие и направленность поведения, а также уровень внутриличностной согласованности;

· потенциальная поведенческая реакция - третья составляющая самосознания, является важным диагностическим показателем, свидетельствующим о том, как особенности социальной ситуации развития могут повлиять на поведение человека;

· особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию по отношению к тем или иным значимым явлениям действительности;

· показателем социально-психологической адаптации личности может служить ее положение в структуре межличностных отношений, характер групповой динамики, степень включенности и изолированности на микрогрупповом уровне;

· важнейшим индикатором и детерминантой адаптивных процессов на личностном уровне является семья как малая группа, в которой происходит процесс опосредованного воздействия всех процессов на макроуровне.

Первые встречи консультанта с членами семей (семьи, где присутствует эмоциональное отвержение, редко обращаются за семейной терапией, как правило, – это индивидуальное консультирование по поводу семейных проблем) посвящены анализу прошлого жизненного опыта членов семьи (индивидуально), настоящей ситуации, обсуждению жалобы, построению перспективы развития взаимоотношений в будущем. В.Кемплер подчеркивает, что основная задача психолога – понять различия индивидуального восприятия членов семьи и помочь им сделать то же самое. Задача личности – интегрироваться в семью, признать и принять других ее членов с их индивидуальными особенностями, интересами и ценностными ориентациями.

Симптом можно понять, только если знать контекст и систему отношений, в которых этот симптом проявляется. Только учитывая это можно понять роль, которую играет симптом в сознании членов семьи, в ее правилах поведения и в социальном контексте. Каждый член семьи может принять роль клиента в зависимости от того, как посмотреть на конфликт, чью позицию разделять и чье мнение признать правильным. В данном контексте рассматриваются механизмы защиты и собственная "идеология" человека, которые возникают у него по отношению к конфликтам и его участникам. Это особенно важно в работе с клиентами, которые отрицают наличие конфликтов. Хотя у них есть множество конфликтов и они страдают от их последствий, а также заставляют страдать других, они боятся прямо взглянуть в лицо своему конфликту. Это поведение имеет истоки в их биографии и подчиняется концепциям, которые запрещают конфликты. По мнению Дж.Хейли, М.Эриксона, “симптом возникает как способ приспособления к невыносимым ситуациям, а когда ситуация меняется, симптом теряет свою функцию и исчезает”.

Вмешательство в семейные процессы предполагает интерпретацию поведения каждого члена семьи относительно его значимости для семьи в целом. Успех этой интерпретации зависит от эффективности работы специалиста, который вместе с участниками терапевтического цикла должен определить, какую информацию следует получить семье, чтобы изменить сложившуюся систему своих взглядов и отношений, мешающую в данный момент находить пути взаимопонимания.

Интерпретация и систематизация особенностей поведения членов семьи на уровне стереотипов, привычек составляют основу практической семейной терапии, поскольку для человека важное событие является психологически длящимся до тех пор, пока процессами интерпретации оно связывается с настоящим .

Дж.Белл выделяет четыре типа интерпретаций, которые он использует в процессе семейной терапии.

Первый тип - рефлексивные, аналитические интерпретации. Они связаны с психогенезом того, что происходит. Когда в семье нет нужной близости, открытости, взаимной поддержки, эти интерпретации нежелательны. К ним следует прибегать лишь тогда, когда семья уже достаточно хорошо сплотилась.

Второй тип - связующие интерпретации. Они позволяют соединить события и слова, объяснить чувства, роли, их происхождение, природу переживаний. Не следует пользоваться этими интерпретациями до тех пор, пока терапевт не будет уверен в готовности семьи принять и понять их. Этим типом интерпретаций широко пользуется В.Сатир, считая, что связующие интерпретации - это один из основных инструментов, которые семья должна вынести из семейной терапии, - умение связывать между собой переживания и события, чувства и семейные роли.

Третий вид - реконструктивные интерпретации. Они направлены на то, чтобы вывести настоящее из прошлого. Их используют в тех случаях, когда настоящее существенно волнует семью, и члены семьи хотят объяснить его.

Четвертый тип - нормативные интерпретации. Это суждения, позволяющие провести параллели между данной семьей и другими семьями, помогающие членам семьи осознать, что многие семьи имеют подобные проблемы. Это помогает им избавиться от страха и тревоги.

Методика “История жизненных переживаний личности” применяется на различных этапах семейного психологического консультирования.

Описание: методика графической беседы с клиентом (или со всеми членами семьи одновременно). Совместно с клиентом составляется система координат : вертикально - положительный-отрицательный полюса переживаний; горизонтально - переживания прошлого-будущего. На вышеописанной системе координат клиент отмечает наиболее важные и яркие, наиболее запомнившиеся события своей жизни в прошлом, настоящем и предполагаемые события в будущем. Далее отмеченные события соединяются единой линией.

Информация о работе Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях