Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
По ходу изложения представлены
и частично продискутированы известные
положения, понятия и термины: многоплановость
и коллективность современных научных
исследований, интеллект и определение
коэффициента интеллектуальности, креативность,
целесообразность и нецелесообразность
тестирования в различных ситуациях,
эмоционально впечатляющее и увлекающее
действие научных исследований, красота
научного творчества, якобы «недостоверность»
общей системы законов
Вернемся, однако, к настоящей
статье. Автор усматривает её целевую
направленность в попытке обосновать
на психологическом уровне часть
приведенных выше технологических
приемов, но с использованием основных
методологических подходов, характерных
для точных наук. Сюда относятся: не
противоречие установленных положений
и закономерностей с системой
основных законов естествознания, действующей
в данный исторический период; взаимопереемственность
этих положений со следствиями из
них; повторяемость
За такие основные положения
приняты предложенные автором когнитивная
модель-схема творческого
I. Модель мыслительного процесса.
Для наглядности дальнейшего
рассмотрения поставленных вопросов предлагается
модель-схема мыслительного
42
быть добавлена обратная связь г\, когда она имеется и организована так, что входит в §. Как осуществляется мышление мозгом субъекта А на данном этапе тоже не определено.
Обратим внимание, что эта
схема и положения, развиваемые
далее, не являются какой-либо математизацией
или офизичиванием. Это только образное
представление мыслительного
Сигнал § следует
Вместе с третьим понятием - номинацией (наименованием) в лингвистике рассматривается «триада» - семантический треугольник с тремя «углами»:
НОМИНАЦИЯ - ДЕНОТАТ - СИГНИФИКАТ,
образно определяющий взаимосвязь всех трех понятий, однозначно характеризующих слово или отрезок текста - письменный или вербальный (рис. 2), см. например, [18] .
Для осмысливания характерных особенностей научного творчества можно ввести соответствующую «тетраду» - творческий квадрат, добавив к семантическому треугольнику четвертый «угол» - продукт научного творчества (ПНТ) и распространив понятие сигнификата конкретно на содержание, сущность или описание предмета творчества:
НОМИНАЦИЯ - ДЕНОТАТ - СИГНИФИКАТ - ПНТ.
Точнее следовало бы иметь еще пятый угол, представляющий промежуточный результат - преобразование от § к S. Но на сегодня это «инкогнито» на физическом уровне, поэтому на психологическом уровне его можно не выделять из ПНТ и удовлетвориться творческим квадратом с диагоналями, которые, вместе со сторонами квадрата, определяют взаимосвязи (рис. 3). Обозначение А в поле квадрата напоминает о субъекте - активном участнике творческого процесса в целом. В области научного творчества, непосредственного связанного с новизной, существенно повышаются требования к новым номинациям, с учетом существенного содержания объекта исследования, ПНТ, а также действующих научных классификаций, терминологических стандартов и пр.
Для пояснения приведем обобщающий пример. Запись «самолет состоит из трех слогов» - неправильная. Денотат - самолет не может состоять из слогов. От замены номинации «самолет» на «аэроплан» абстрактная сущность детоната - самого устройства, не
43
изменяется. Сигнификат - представление о самолете у летчика, пассажира, солдата на фронте, ребенка с игрушкой - различное, специфическое. Свое представление и у разработчика нового самолета в конструкторском бюро, еще только получившего заказ. Это представление отражается в техническом задании и бесконечном количестве других официальных документов. Теперь предстоит очень большая работа по расчету, проектированию, комплектованию, изготовлению, испытаниям... и вот, самолет готов и предъявлен заказчику. Это и есть ПНТ. Неважно, что здесь рассмотрен комплексный объект - очень сложный денотат, который сам состоит из бездны самостоятельных объектов. Принципиальная схема творчества одна и та же.
Разумеется, образующиеся дополнительные
документы типа рис. 1-3 и их истолкование,
не предназначены для
П. Примеры использования модели.
1)
Очевидна возможность
качественного отличия
$ от §. Поэтому,
фигурировавшее в
еще недавних «марксистско-ленинских»
определениях психологии как
науки об отражении
2)
Известны попытки разделения
процесса мышления на
продуктивное (творческое)
и репродуктивное,
основанное на
памяти, с некоторым
противопоставлением одного
44
мысленно переворачивая страницы жизни, обнаруживает возможность улучшений и дополнений. Человек задним умом крепок.
3)
Психологические опыты,
которые по мысли
их авторов должны
подтверждать различные
4)
Поэтому, когда проводятся
В следующих разделах содержатся
еще другие примеры применения модели,
имеющие самостоятельное
III. Структура процесса мышления.
Один из главных вопросов - это механизм мышления, творческого2 в частности. Поскольку физическая сущность механизма в нашу эпоху еще скрыта, то изучение производится на психологическом уровне опосредованно, через исследование свойств, связей и взаимоотношений человека с собственными психическими явлениями и внешним миром.
Мыслительный процесс в целом предположительно делится на участки:
Элементы - неразложимые на части психологические структуры, возможно каждый несущий минимум смыслового содержания данного вида [15];
Комплексы - образованные комбинациями элементов;
Стадии - более или менее значительные участки, играющие самостоятельную роль и, возможно, состоящие из некоторого числа элементов и комплексов.
Рассматриваются две основные
концепции с большим
1). Дизъюнктивный процесс [15], разделяющийся исполнителем подсознательно или сознательно на элементы и комплексы с целенаправленным их перебором, отбором и выбором вариантов, без разделения на хранящиеся в памяти, врожденные и оперативно пополняющиеся извне, коль скоро они совместно и на равных участвуют в последующем синтезе процесса в целом.
2). Общий недизъюнктивный процесс в целом, с возможностью разделения на стадии. В монографии А.В.Брушлинского [3] содержится подробное изложение вопроса, приведена
2 Автор не разделяет встречающееся иногда в литературе мнение, будто «мышление» и «творчество» терминологически синонимичны. В отношении научного творчества, во всяком случае. Одно дело о чем-то подумать, и совсем другое - что-то придумать. Существует немало определений, выделяющих
45
литература, детальное описание собственных экспериментов, с привлечением большой группы испытуемых (около 80, на протяжении нескольких месяцев) и последующего анализа и выводов в пользу второй концепции, когда речь идет о психологии. При этом постоянное развитие недизъюнктивного процесса мышления обеспечивается взаимосвязью благодаря некоторому прогнозированию-предвосхищению на стыках последовательных стадий, с возможностью образования альтернатив такого развития. Дизъюнктивность же имеет место только в более простых случаях, например, в математике, физике и технике, в частности, когда объекты исследования могут быть сами разделены на части.
Критические обзоры научных работ в области мышления до 1970 года содержатся также в [4; 8; 12], а более поздние [19; 20]. Экспериментальной психологии посвящена монография В.Н.Дружинина [7]. Заметим далее, что в значительной части опубликованных исследований остается неясным, о дизъюнктивности чего идет речь, о некой реальной дискретности объекта или продукта творчества или же о дискретности механизма мышления с абстрактными представлениями на уровнях S или £, ? Каковы признаки по которым проводится разделение? А ответы в зависимости от решаемой задачи могут быть самые различные, вплоть до неопределенности в отношении ^, если заранее не оговорена связь с А.1Поясним это простым примером. У торговки в корзинке 10 яблок. Что же там находится - яблоки вообще, один десяток, два пятка, пять пар, десять штук? Этот беспредметный вопрос становится осмысленным, если в него включить действия торговки, которая может продать яблоки целиком, не вдаваясь в их численность или именно как десяток, а может продавать пятками, парами или поштучно. Не исключено, что, продав часть яблок поштучно по хорошей цене, но подзамерзнув, торговка (в порядке обратной связи) сбросила цену и продала остальную часть оптом. А потом, придя домой и выложив свою выручку, все-таки запомнила для следующего раза, за какую комбинацию и сколько она получала денег.
В области точных наук и
техники, особенно в химии бесконечное
количество процессов связаны даже
со многими последовательными
творческий процесс из других [10].
46
сборка макетов и образцов, их испытания, вопросы внедрения в практику, доклады на конференциях и советах, составление техотчетов, написание научных статей и монографий.
Мы бы рискнули добавить и такой подход: детализация, это скорее вопросы тактики исследования и проектирования. Она получается дизъюнктивной, а принципиальные и общие вопросы тяготеют к стратегии, которая, естественно, недизъюнктивна.
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия