Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
Далее, в группах юношей были выявлены различия по параметру md — "адекватность самооценки". Обе экспериментальные группы имеют достоверные различия с контрольной группой на 1% уровне значимости и отличаются более адекватной самооценкой. У девушек таких различий получено не было.
Также у юношей выявлены различия по фактору А. Старшеклассники экспериментальных групп более замкнуты по сравнению с детьми контрольной группы, но у юношей с ярко выраженным преобладанием вербального интеллекта эти различия имеются лишь в виде тенденции, в то время как у мальчиков-”невербалов" эти расхождения подкреплены статистически значимым показателем по t-критерию Стьюдента (t=2,1, p<0,05). Как показывают наши наблюдения, замкнутость юношей-”невербалов" может проявляться в холодности по отношению к окружающим, в нежелании быть вовлеченными в обсуждение тех
36
проблем, которые не являются для них значимыми, в чрезмерной строгости при оценивании людей.
Следующие значимые различия в выборке юношей 15-16 лет были получены по фактору I, на одном полюсе которого стоит "жесткость", на другом — "мягкость". Те же различия были выявлены и в выборке мальчиков 7-8 лет, на основании чего было сделано предположение, что мальчики-"вербалы" более "мягкие" по сравнению с мальчиками-"невербалами". Дальнейший анализ результатов старшеклассников помог внести некоторые уточнения относительно проявления "мягкости"-"жесткости" у 15-16 - летних юношей. Критерий разности между показателями экспериментальных групп данной выборки равен 2,2 баллам, при p<0,05. При попарном сопоставлении этих данных с данными контрольной группы выяснилось, что статистически достоверными являются только различия с группой "невербалов" (t=2,1; p<0,05), а данные контрольной группы (средние результаты — 5,5 баллов) и группы "вербалов" (средние результаты — 5,8 баллов) почти совпадают между собой. Таким образом, можно считать, что не старшеклассники-”вербалы" более "мягкие", а старшеклассники-”невербалы" более "жесткие" по сравнению с большинством своих сверстников.
В 2-х экспериментальных
группах юношей по сравнению с
контрольной группой также ярче
выражен фактор L (доверчивость-
В выборке девушек 15-16 лет выявлены следующие различия: старшеклассницы с доминирующим невербальным показателем имеют более высокие баллы по фактору С (низкая сила "Я" — высокая сила "Я") по сравнению со своими сверстницами (t=2,3; p<0,05). Высокие показатели по данному фактору трактуются как эмоциональная зрелость. выдержанность, отсутствие нервного утомления. А старшеклассницы-"вербалы" имеют более низкие показатели по фактору F(беспечность-озабоченность) по сравнению с девушками двух других групп (t=2,4; p<0,05). Такие результаты характеризуют человека как более рассудительного, осторожного, благоразумного, иногда пессиместичного, склонного к интроспекции.
По фактору N (прямолинейность-
37
И последнее значимое различие в выборке девушек 15-16 лет, выявленное в данном исследовании по методике Кэттелла, относится к фактору Q3 (недисциплинированность — дисциплинированность). Девушки-”невербалы" имеют более высокие показатели по сравнению со своими сверстницами 2-х остальных групп ((t=3,1; p<0,01 и U=43; p<0,05) и отличаются лучшим контролем своих эмоций и поведения, целенаправленностью, точностью в выполнении социальных требований, высокой интегрированностью личности.
По методике Торранса получены следующие различия в группах старшеклассников-"вербалов" и "невербалов": юноши с ярко выраженным преобладанием вербального IQ имеют более низкие показатели разработанности по сравнению с юношами контрольной группы (t=2,04; p<0,05), а девушки-”невербалы" имеют более высокие показатели беглости в вербальном субтесте по сравнению с девушками-"вербалами".
Таким образом, все полученные результаты старшеклассников мы свели в единую таблицу (см. табл. №2).
Корреляционный анализ, проведенный
на выборках старшеклассников, выявил
следующие закономерности : у девушек
получены отрицательные связи между
разностью коэффициентов
В выборке юношей показатель
разницы коэффициентов
Кроме того, в выборке девушек выявлены корреляции между общим IQ и фактором Н (r=0,3, р=0,03 7). А в выборке юношей между показателем практического интеллекта и фактором G (r=-0,41, р=0,025) и показателем вербального интеллекта и фактором Q2 (r=0,46, р=0,023).
А теперь посмотрим как
меняются черты личности детей с
различными интеллектуальными
А с возрастом, можно предположить
происходит следующее: общительность
девочек-"невербалов" 7-8 лет переходит
в конформность в старшем школьном
возрасте, флегматичность - в хороший
самоконтроль, эмоциональную устойчивость.
Относительная замкнутость
38
"вербалов", выраженная
в младшем школьном возрасте,
к 15-16 годам перерастает в
"Жесткость" мальчиков-"
А вот с показателями креативности выстроить более или менее стройную систему в рамках данного исследования, пока не удалось. Возможно, творческие дети встречаются с одинаковой частотой как среди ярко выраженных "вербалов", так и среди "невербалов", возможно отдельно взятые субтесты из батареи Торранса не дают полного представления о креативности ребенка, а может быть, к изучению этого свойства нужен совершенно иной подход, который уведет нас за рамки привычно регламентированной тестовой обстановки и за которым, вероятно, большое будущее.
Литература:
Акимова М.К. (1977). Интеллект и его измерение // Проблемы психологической диагностики.
Таллин.110-132.
Ананьев Б.Г. (1996). Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж.
Годфруа Ж. (1992). Что такое психология: В 2 т. т. 1. М.
Дворяшина М.Д. (1973). Особенности интеллектуального развития студентов в процессе
обучения // Человек и общество. Вып. XIII. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. С. 97-105
Дружинин В.Н. (1996). Психодиагностика общих способностей. М.: Академия.
Лейтес Н.С. (1997). Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Москва-Воронеж.
Мясищев В.Н. (1995). Психология отношений. Москва-Воронеж.
Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова (1994). Развитие дивергентного мышления. М.: МГУ.
Л. Хьелл, Д. Зиглер (1997). Теории личности. СПб: Питер.
Torrance (1992). Jests of creative thinking. New-York.
39
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Ю.И. Иориш.
Ключевые слова:
Динамика творчества. Уровни проникновения. Физический уровень. Психологический уровень. Модель мышления. Прогнозирование. Комбинаторика. Творческое воображение. Инсайт. Интуиция. Идеализация анализа.
Аннотация.
Продолжено начатое в предыдущей статье рассмотрение творчества в области точных наук и техники в аспекте технологии творчества. Основное внимание уделено психологическим основаниям положений, развитых ранее.
Предложена когнитивная
модель-схема, использующая для формирования,
описания и осмысливания творческого
процесса «тетраду»: номинация, денотад,
сигнификат, продукт научного творчества
(ПНТ), как обобщение известной
семантической «триады», характеризующей
слово или отрезок текста в
теоретической лингвистике
Исполнителю в научно-исследовательской работы в области точных наук обычно нет необходимости, да и возможности вникать в теорию мыслительных процессов. Даже высококвалифицированный и образованный специалист большей частью ничего не знает об этом. Его разве что может интересовать технология осуществления соответствующих процессов. Но так получилось, что автору - физику по образованию и многолетней
40
деятельности в НИИ и ВУЗе - пришлось немного, но не без интереса, приобщиться к задачам психологии. В результате появилась статья в сборнике научных работ ИПРАН, посвященная технологии научного творчества [10] .
Психология научного творчества
развивалась очень широко известными
психологами на основе теории мышления.
Дальнейшее развитие в задачи автора
не входило. Тем не менее, по ходу практического
использования и осмысливания известных
общих положений и теории возникли
некоторые соображения и
Указаны и коротко продискутированы уровни проникновения в технологию научного творчества. Укрупненно, - это: психологический, физиологический и физический уровни, а также кибернетический уровень при практических использованиях.
Автор - безусловный сторонник развития физического уровня, который явился бы наиболее глубоким проникновением и пониманием научной сущности мыслительных процессов, включая собственно мысль, на пути постепенного приближения к законам природы, в частности, тем, которые вероятно, будут установлены в будущем. Возможно, в отношении представлений о материальном.1
В настоящее время, несмотря на отдельные достижения, физическое содержание психологических процессов в целом, ещё скрыто. Поэтому изучение научного творчества ведется на психологическом уровне, с использованием достижений в смежных областях науки и техники.
Рассмотрена объективность
научного творчества, в аспекте возможной ошибочност
Предложена система из трех рабочих факторов творчества, отражающая психологическую установку исполнителя, его профессиональную компетентность и организационно-техническое обеспечение, особенно эффективное на пороге XXI века.
Представлены пути развития, закрепления и поддержания этих рабочих факторов творчества.
1 Соответствующие гипотетические концепции разных авторов отражены в применяемых ими терминах: «материализованная душа», «молекулярная память», «психофизическая проблема», «мыслящий электрон», «самоусовершенствующийся атом водорода», «физический уровень психики», и др. Автор был, однако, приятно удивлен, когда обнаружил в одном из главных трудов крупнейшего немецкого физиолога-психолога Вильгельма Вундта, считавшегося идеалистом, такую запись: «Психофизическая теория, связывающая физическое мировоззрение с психологическим опытом имеет задачею расширить понятие о физической субстанции так, чтобы оно обнимало также и психические жизненные проявления сложных субстанциональных комплексов» [5, т. 2, с. 1015]. И это в середине XIX столетия!
41
Введено понятие настроя, родственного психологической установке и диспозиции установок в условиях глубокого, более или менее длительного эмоционального увлечения исполнителя научной работой творческого характера.
Развита психологическая цепь научного творчества из звеньев, отражающих динамику научной работы в реальном времени. Рассмотрены некоторые вопросы авторства и литературного стиля современной печатной работы научно-технического содержания.
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия