Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
Таблица 3
Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена для терминальных ценностей в выборках
Женщины замужние/ не состоящие в браке |
Мужчины женатые/ холостые |
Мужчины/ женщины состоящие в брак |
Мужчины/ женщины не состоящие в браке |
||||||
d |
d2 |
d |
d2 |
d |
d2 |
d |
d2 |
||
Акт.деят. ж. |
4 |
16 |
0 |
0 |
(3) |
36 |
2 |
4 |
|
Жизн. мудр. |
8 |
64 |
(3) |
36 |
3 |
9 |
1 |
1 |
|
Здоровье |
3 |
9 |
5 |
25 |
(3) |
36 |
2 |
4 |
|
Инт. работа |
10 |
100 |
3 |
9 |
3 |
9 |
10 |
100 |
|
Красота пр. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Любовь |
1 |
1 |
4 |
16 |
2 |
4 |
7 |
49 |
|
57
Мате р. об. ж. |
4 |
16 |
2 |
4 |
0 |
0 |
6 |
36 |
Налич. др. |
9 |
81 |
5 |
25 |
1 |
1 |
3 |
9 |
Общ. призн. |
2 |
4 |
6 |
36 |
1 |
1 |
5 |
25 |
Познание |
1 |
1 |
3 |
9 |
0 |
0 |
2 |
4 |
Прод. жизнь |
4 |
16 |
5 |
25 |
6 |
36 |
3 |
9 |
Развитие |
1 |
1 |
4 |
16 |
1 |
1 |
6 |
36 |
Развлечен. |
0 |
0 |
5 |
25 |
0 |
0 |
5 |
25 |
Свобода |
8 |
64 |
10 |
100 |
1 |
1 |
3 |
9 |
Сч.сем.жиз. |
8 |
64 |
11 |
121 |
0 |
0 |
3 |
9 |
Сч.других |
5 |
25 |
2 |
4 |
5 |
25 |
2 |
4 |
Творчество |
8 |
64 |
2 |
4 |
1 |
1 |
9 |
81 |
Уверенност |
4 |
16 |
5 |
25 |
6 |
36 |
5 |
25 |
Сумма d2 |
542 |
480 |
196 |
430 | ||||
г (эмпир) |
0,441 |
0,505 |
0,798 |
0,556 |
Как видно из таблицы 3, корреляция между иерархиями терминальных ценностей замужних и не состоящих в браке женщин статистически не значима, наибольшие расхождения между замужними и не состоящими в браке женщинами по ценностям: «Интересная работа», «Наличие друзей», «Счастливая семейная жизнь» важнее для замужних женщин, а «Жизненная мудрость», «Свобода» и «Творчество» - важнее для не состоящих в браке женщин.
Корреляция между иерархиями терминальных ценностей женатых и холостых мужчин статистически значима (р=0,05), наибольшие расхождения по ценностям: «Свобода» - она важнее для холостых и «Счастливая семейная жизнь» - важнее для женатых.
Т.е., между женатыми и холостыми мужчинами больше сходства в ранжировании терминальных ценностей, чем между замужними и не состоящими в браке женщинами.
Корреляция между иерархиями терминальных ценностей мужчин и женщин, не состоящих в браке, статистически значима (р=0,05), наибольшие расхождения по ценностям «Интересная работа» - она важнее для мужчин, а «Любовь» и «Творчество» - важнее для женщин.
Корреляция между иерархиями терминальных ценностей состоящих в браке мужчин и женщин статистически значима (р=0,01) и больших различий при ранжировании терминальных ценностей нет.
Т.е., между мужчинами и женщинами, состоящими в браке, больше сходства, чем между не состоящими в браке мужчинами и женщинами.
Сравнивая численные значения
коэффициента корреляции Спирмена можно
сделать вывод, что наибольшие различия
наблюдаются между женщинами, между
мужчинами меньше различий, еще меньше
различий между не состоящими в браке
мужчинами и женщинами и
58
1. На женщин
брак оказывает большее
2. На отдельных
этапах социальной и личной
жизни между мужчинами и
3. Совместная жизнь в браке сближает ценностные ориентации мужчин и женщин.
Таблица 4
Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена
для |
инструментальных ценностей в |
выборках |
|||||||
женщины замужние/ не состоящие в браке |
мужчины женатые/ холостые |
мужчины/ женщины состоящие в браке |
мужчины/ женщины не состоящие в браке |
||||||
d |
d2 |
d |
d2 |
d |
d2 |
d |
d2 |
||
Аккуратнос. |
5 |
25 |
5 |
25 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Воспитанн. |
5 |
25 |
9 |
81 |
7 |
49 |
7 |
49 |
|
Выс.запрос |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Жизнерад. |
2 |
4 |
2 |
4 |
2 |
4 |
2 |
4 |
|
Исполнит. |
3 |
9 |
4 |
16 |
7 |
49 |
0 |
0 |
|
Независим. |
7 |
49 |
2 |
4 |
2 |
4 |
7 |
49 |
|
Непримир. |
2 |
4 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
|
Образован. |
5 |
25 |
2 |
4 |
0 |
0 |
3 |
9 |
|
Ответствен. |
5 |
25 |
0 |
0 |
2 |
4 |
7 |
49 |
|
Рационализ |
0 |
0 |
5 |
25 |
1 |
1 |
6 |
36 |
|
Самоконтр. |
7 |
49 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
25 |
|
Смелость |
4 |
16 |
8 |
16 |
6 |
36 |
2 |
4 |
|
Твер.воля |
5 |
25 |
5 |
25 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Терпимость |
10 |
100 |
4 |
16 |
4 |
16 |
2 |
4 |
|
Честность |
2 |
4 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Чуткость |
6 |
36 |
4 |
16 |
4 |
16 |
14 |
196 |
|
Широта взг |
8 |
64 |
12 |
144 |
6 |
36 |
2 |
4 |
|
Эффективн |
1 |
1 |
5 |
25 |
7 |
49 |
1 |
2 |
|
Сумма d2 |
462 |
452 |
268 |
434 |
| ||||
г (эмпир) |
0,523 |
0,534 |
0,723 |
0,552 |
|
Как видно из таблицы 4, корреляция между иерархиями инструментальных ценностей между замужними и не состоящими в браке женщинами статистически значима (р=0,05), наибольшие расхождения в ранжировании следующих ценностей «Терпимость» - важнее для замужних женщин, а «Независимость», «Самоконтроль» и «Широта взглядов» важнее для не состоящих в браке.
59
Корреляция между иерархиями
инструментальных ценностей между
женатыми и не состоящими в браке
мужчинами статистически
Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей между мужчинами и женщинами не состоящими в браке статистически значима (р=0,05), наибольшие расхождения в ранжировании следующих ценностей «Воспитанность» и «Ответственность» важнее для мужчин, а «Независимость» и «Чуткость» важнее для женщин.
Корреляция между иерархиями
инструментальных ценностей между
мужчинами и женщинами
Сравнивая численные значения
коэффициента корреляции Спирмена можно
сделать вывод, что наибольшие различия
наблюдаются между женщинами, между
мужчинами меньше различий, еще меньше
различий между не состоящими в браке
мужчинами и женщинами и
В работе будут использованы следующие новые термины:
Структура ценностных ориентаций - проранжированные ценности, имеющие корреляционные связи друг с другом;
Каракас структуры ценностных ориентаций - ценности, имеющие корреляционные связи; Полюсная пара ценностей - две ценности, имеющие противоположные знаки корреляции в разных выборках.
В работе будут проанализированы десять первых, наиболее важных ценностей, выявленных с помощью расчета медианы.
Структура терминальных ценностей выявлена по результатам расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Таблица 5
Результаты расчета
Мужчины |
Женщины |
(выборка 1) |
(выборка 2) |
Активная деятельная жизнь |
Любовь |
+ Творчество |
Интересная работа |
+ Красота природы |
Уверенность в себе |
+ Любовь |
- Материально обеспеченная жизнь |
- Материально обеспеченная жизнь |
- Творчество |
- Продуктивная жизнь |
Здоровье |
- Наличие друзей |
+ Наличие друзей |
60
- Свобода |
+ Счастье других |
Здоровье |
- Материально обеспеченная жизнь |
+ Общественное признание |
- Творчество |
- Уверенность в себе |
Жизненная мудрость |
Свобода |
+ Наличие друзей |
+ Продуктивная жизнь |
- Материально обеспеченная жизнь |
- Активная деятельная жизнь |
- Общественное признание |
- Жизненная мудрость |
- Развлечения |
- Развитие |
Свобода |
Жизненная мудрость |
+ Развлечения |
+Материально обеспеченная жизнь |
- Продуктивная жизнь |
+ Развитие |
Творчество |
+ Счастье других |
+ Познание |
- Здоровье |
+ Развитие |
- Свобода |
- Здоровье |
Интересная работа |
- Развлечения |
+Материально обеспеченная жизнь |
- Счастливая семейная жизнь |
+ Познание |
- Счастье других |
- Развлечения |
Продуктивная жизнь |
- Творчество |
Наличие друзей |
Материально обеспеченная жизнь |
Свобода |
+ Жизненная мудрость |
Развитие |
+ Интересная работа |
+ Творчество |
+ Продуктивная жизнь |
Развлечения |
+ Развитие |
Познание |
- Активная деятельная жизнь |
+Материально обеспеченная жизнь |
- Красота природы |
+ Красота природы |
- Любовь |
+ Творчество |
- Творчество |
- Наличие хороших друзей |
Уверенность в себе |
- Здоровье |
- Здоровье |
- Счастливая семейная жизнь |
- Любовь |
- Счастье других |
Любовь |
Счастливая семейная жизнь |
+ Счастливая семейная жизнь |
+ Наличие друзей |
+ Активная деятельная жизнь |
Познание |
+ Творчество |
- Творчество |
Наличие хороших друзей |
|
Материально обеспеченная |
|
жизнь |
61
Познание Продуктивная жизнь Уверенность в себе Общественное признание + Здоровье + Творчество - Счастье других Наличие хороших друзей + Продуктивная жизнь - Любовь - Счастливая семейная жизнь Счастливая семейная жизнь + Любовь Наличие друзей - Познание |
У холостых мужчин структура терминальных ценностей богаче, чем у не состоящих в браке женщин.
В каркасе совпадают пять ценностей: «Здоровье», «Свобода», «Жизненная мудрость», «Уверенность в себе» и «Любовь».
Общая пара ценностей: «Счастливая семейная жизнь» отрицательно коррелирует с «Познанием ».
Три полюсные пары ценностей: «Свобода»
Мужчины: + Продуктивная жизнь,
Женщины: - Продуктивная жизнь. «Жизненная мудрость»
Мужчины: + Материально обеспеченная жизнь,
Женщины: - Материально обеспеченная жизнь. «Счастливая семейная жизнь»
Мужчины: + Наличие хороших друзей
Женщины: - Наличие хороших друзей.
Рассмотрим структуру инструментальных ценностей мужчин и женщин, не состоящих в браке.
62
Таблица 6
Результаты расчета
Мужчины |
Женщины |
(выборка 1) |
(выборка 2) |
Ответственность |
Широта взглядов |
+ Аккуратность |
Исполнительность |
+ Исполнительность |
Самоконтроль |
+ Честность |
Чуткость |
+ Эффективность в делах |
+ Аккуратность |
Самоконтроль |
+ Терпимость |
Широта взглядов |
Воспитанность |
Честность |
Высокие запросы |
+ Образованность |
Рационализм |
+ Ответственность |
Самоконтроль |
Воспитанность |
Честность |
+ Терпимость | |
Независимость | |
Широта взглядов |
Жизнерадостность |
Эффективность в делах |
- Смелость в отстаивании своего |
Исполнительность |
мнения |
Ответственность |
- Эффективность в делах |
Воспитанность |
Самоконтроль |
Образованность |
+ Рационализм |
Исполнительность |
Аккуратность |
Честность |
Чуткость |
Твердая воля |
Широта взглядов |
+ Независимость |
Твердая воля |
+ Смелость в отстаивании своего |
+ Высокие запросы |
мнения |
- Аккуратность |
- Исполнительность |
Ответственность |
Терпимость |
Независимость |
Рационализм |
+ Высокие запросы |
Жизнерадостность |
+ Рационализм |
- Чуткость |
Исполнительность |
- Высокие запросы |
Честность |
- Смелость в отстаивании своего |
Ответственность |
мнения |
Воспитанность |
Образованность |
Твердая воля |
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия