Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:05, дипломная работа
В условиях быстро меняющихся социально-экономических отношений в России возрастает потребность в подготовке специалистов, способных быстро адаптироваться и эффективно развивать свою профессиональную компетентность. Если понимать личность не только как объект воздействия со стороны институтов воспитания и общества в целом, но и как субъект развития - саморазвивающуюся, самодостаточную, самоцельную, самоактуализирующуюся единицу человеческого общества, то встает вопрос о воспитании психологической культуры человека, которая обеспечит его саморазвитие. Здесь главным принципом выступает гуманистическая направленность формирования личностных новообразований, которые должны быть доступны самоконтролю со стороны личности и неподвластны внешнему манипулированию.
Введение…………………………………………………………………...…...…3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования.
1.1. Генезис изучения проблемы аутопсихологической компетентности личности…………………………………………………………...………..8
1.2. Понятие аутопсихологической компетентности…………………….……..9
1.3. Аутопсихологическая компетентность, как возможность снижения уровня профессионального стресса……………………………………...18
Глава 2. Исследование профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2.1. Понятие профессионального стресса……………………………………...34
2.2. Психологические детерминанты профессионального стресса…………..37
2.3. Профессиональный стресс у преподавателей высшей школы…………...46
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального стресса у преподавателей высшей школы и возможность снижения его с помощью аутопсихологической компетентности.
3.1. Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….54
3.2. Организация и методика исследования……………………………………55
3.3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….55
Выводы…………………………………………………………………………...99
Заключение…………………………………………………………….............104
Список литературы……………………………………….…………………..106
Дипломная работа
на тему:
«Исследование влияния аутопсихологической компетентности на уровень профессионального стресса у преподавателей высшей школы»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования.
1.1. Генезис изучения проблемы
аутопсихологической
1.2. Понятие аутопсихологической компетентности…………………….……..9
1.3. Аутопсихологическая
Глава 2. Исследование профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2.1. Понятие профессионального
2.2. Психологические детерминанты
профессионального стресса………….
2.3. Профессиональный стресс у
преподавателей высшей школы………
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального стресса у преподавателей высшей школы и возможность снижения его с помощью аутопсихологической компетентности.
3.1. Цель, задачи и гипотеза
3.2. Организация и методика
3.3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….55
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………….…………
Введение
В условиях быстро меняющихся
социально-экономических
Обращаясь к истокам исследования интегративной сущности "Я" в русской психологии XIX в. Уже в работах русских авторов первой половины XIX в. Н.А.Крюкова, И.Д.Якушкина, В.Ф.Одоевского в личности намечены такие структурные элементы, как самосознание, самопознание, самовыражение, а "Я" рассматривается не только как отношение к внешнему миру, но и как отношение к себе. Дальнейшую разработку проблема самосознания и его формирование получила в трудах К.Д. Ушинского, П.Ф.Каптерева, И.А.Сикорского и др.[7].
В современной отечественной психологии личности основные свойства личности рассматриваются в работах Л.С.Выготского, С.А.Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Б.Ф.Ломова, К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Анцыферовой, И.С.Кона, А.В.Петровского, А.К.Марковой, В.А.Кан-Калика, В.В.Столина Р.А.Логинова, Т.Б.Карцева, С.Б.Елканова и др., однако само понятие АК как самостоятельный конструкт в структуре свойств личности вошло в научный обиход сравнительно недавно. Отдельные аспекты проявления аутопсихологической компетентности как свойства личности, позволяющие успешно выполнять профессиональную деятельность, рассматривались в работах Ю.Н.Емельянова, Т.В.Кручиной, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, K.В.Семеновой и др. В работе Г.И. Метельского АК стала предметом специального экспериментального исследования, в работе Н.В.Кузьминой АК становится предметом теоретического исследования и рассматривается как один из основных структурных элементов профессиональной педагогической деятельности, а в работе А.П.Ситникова, А.А. Деркача, И.В.Елшиной становится предметом акмеологического исследования с целью формирования ее у руководителей и работников госслужбы. Подход к исследованию и описанию АК, заведомо ограниченный рамками профессиональной деятельности, не дает возможности посмотреть на нее в более широком аспекте, а именно, как на важное образование личности, обеспечивающее ей не только успешное выполнение своей профессиональной деятельности, но и деятельности, направленной на саморазвитие, на выстраивание себя как полноценной личности, способной нести гражданский долг по отношению к себе, другим людям, продуктам их труда, к природе, Земле, на которой человек вырос и живет. Поэтому необходимо вычленение тех аспектов в аутопсихологической компетентности, которые бы позволяли увидеть и определить пути нравственного развития, ориентацию молодых людей на саморазвитие, самовоспитание. Анализ теорий личности Л.И.Божович, Н.И.Рейнвальд, В.С.Мерлина, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова и др. позволил заметить единодушие в выделении в ее структуре направленности как центрального системообразующего свойства личности. В аутопсихологической компетентности направленность проявляется в ценностных ориентациях, интересах, установках, мотивах и отношениях.
Обращенность к себе, как к объекту познания, позволяющая человеку осознавать и оценивать свои способности, сильные и слабые стороны своего характера, расширять границы самосознания, саморегуляции, оценивалась многими авторами как важное образование личности.
Интенсивное изучение стресса в различных формах его проявлений является одним из доминирующих направлений психологических исследований в течение последних нескольких десятилетий. Отвечая на актуальные запросы современной социальной практики, эти исследования охватывают широкий круг проблем, связанных с поиском методов и средств преодоления негативного влияния факторов повышенной напряженности на физическое и психическое здоровье человека, сохранность его продуктивной деятельности и поведения, полноценное развитие личности и реализацию внутреннего потенциала. Лавинообразно нарастающий поток работ "по стрессу" затрагивает самые разные аспекты жизни человека, формируя малосвязанные между собой области исследований (ср., например, "семейный стресс", "профессиональный стресс", "популяционный стресс", "посттравматический стресс" и др.).
Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.
В современных прикладных исследованиях стресса доминирующим является комплексный подход к объяснению особенностей взаимодействия личности работающего и его профессионального окружения. Исходной посылкой этого подхода является комплексное рассмотрение факторов производственной ситуации и актуализируемых внутренних ресурсов человека, несоответствие которых ведет к формированию различных негативных проявлений стресса. Наличие дисбаланса в системе "личность - профессиональная среда" определяет широкий спектр негативных проявлений стресса, включающих как различные характеристики сниженной эффективности труда (низкая производительность, ошибки по вине "человеческого фактора", неадекватные формы поведения), так и нарушения физического и психического здоровья профессионалов.
Традиционно в число профессий, представители которых наиболее подвержены стрессу на рабочем месте, входит педагогическая деятельность. В настоящее время в процессе возрастающей глобализации и интеграции России, в мировую экономику особенно востребованной становится профессия преподавателя. Обладая уникальными знаниями и умениями, представители этой профессиональной группы сталкиваются в условиях школы и вуза с целым рядом проблем личностного и профессионального характера. Поэтому проведение тщательного анализа возникновения, развития и проявления профессионального стресса у преподавателей средней и высшей школы становится на современном этапе особенно актуальным.
Целью дипломной работы является исследование влияния аутопсихологической компетентности на уровень профессионального стресса у преподавателей высшей школы.
Задачи:
1. Изучить теоретико-
2. Рассмотреть профессиональный стресс в отечественной и зарубежной литературе.
3. Исследовать профессиональный
стресс у преподавателей
4. Разработать практические
Объектом исследования является профессиональный стресс у преподавателей высшей школы.
Предметом исследования является влияние аутопсихологической компетентности на уровень профессионального стресса у преподавателей высшей школы.
Гипотеза: предполагается, что высокий уровень аутопсихологической компетентности позволяет предупреждать развитие профессионального стресса у преподавателей высшей школы.
База исследования проводилась у преподавателей Южно - Российского Гуманитарного института Астраханского филиала. В исследовании принимали участие профессорско-преподавательский состав вуза и научные сотрудники в количестве 50 человек.
Методы исследования: наблюдение, беседа, методика «Синдром эмоционального выгорания» В.В. Бойко; тест- опросник «Самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; самоактуализационный тест (САТ); 16-F опросник Кеттелла; методика исследования социальных ценностей.
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования.
1.1. Генезис изучения
проблемы аутопсихологической
Генезис проблемы аутопсихологической компетентности связан с её постановкой как научно-практической задачи по совершенствованию профессиональной деятельности педагога. На этом этапе в психолого-педагогических исследованиях Н.В. Кузьминой и Г.И. Метельского было впервые введено понятие аутопсихологической компетентности педагога, которое определялось как система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают будущему учителю не только общепсихологические знания, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями [23;31]. Исследование аутопсихологической компетентности связано с разработками проблемы в рамках акмеологии и нацелены на решение задач повышения личностно-профессиональной зрелости человека (А.А.Деркач, С.А.Анисимов, О.И.Жданов, А.П.Ситников, А.С.Гусева, И.В.Елшина, Е.Н.Богданов, П.А.Корчемный, А.С.Огнев, Т.Е.Егорова, В.Н.Кузнецов, В.В.Лешин, Л.А.Степнова и др.) Качественными результатами явились научные выводы, определяющие аутопсихологическую компетентность как способность и готовность личности к саморазвитию; выделены аутопсихологические способности личности, проявляющиеся в рефлексивности, энергоресурсности, интериоризации и интраадаптации; описаны аутопсихологические умения и навыки личности. Важными предпосылками изучения проблемы аутопсихологической компетентности являются исследования, анализирующие разные области профессиональной деятельности. Основные направления в разработке психологии профессионализма представлены в работах А.К.Марковой, Е.А.Климова, Н.В. Кузьминой, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Н.Д. Левитова, К.К. Платонова и др.
Аутопсихологическая компетентность личности принадлежит к классу теоретико-прикладных акмеологических проблем, её постановка и генезис развития инициированы двумя основными факторами: 1) практическим - необходимостью рассмотрения аутопсихологической компетентности (АК) в контексте профессиональной деятельности как одного из основных факторов повышения её эффективности и 2) теоретическим - наличием теоретической базы, на основе которой формулируется данная проблема, намечаются основные направления её анализа.
Несмотря на то, что понятие аутопсихологической компетентности было введено в психолого - акмеологическую теорию и практику сравнительно недавно, круг смежных проблем (саморазвития, самоконтроля, самореализации и т.п.) традиционно рассматривался в контексте изучения личности (Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач, Т.А.Егорова, А.С.Гусева, В.В.Лешин, Л.А.Степнова). Исходя из этого, теоретико-методологическим основанием постановки проблемы развития аутопсихологической компетентности выступают комплекс представлений, раскрывающих понятия субъекта и личности в психологии (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, А.Г.Ковалев и др.) и акмеологии (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Е.А.Климов, В.Г.Асеев, О.С. Анисимов, С.А.Анисимов, А.С.Гусева, В.Г.Зазыкин, Р.Л.Кричевский, А.К.Маркова, Н.В.Кузьмина, А.А.Реан, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, Е.А.Яблокова и др.).
1.2. Понятие аутопсихологической компетентности.
Исследование аутопсихологической компетентности (АК) и путей ее формирования строилось на основе изучения отечественной литературы, отражающей проблемы профессиональной компетентности, самосознания, саморазвития, самопознания, саморегуляции и зарубежной литературы, освещающей проблему развития и становления личности человека, осознания ею " образа Я".
В теоретических и экспериментальных моделях разных видов компетентности, в том числе психологической, выделили следующие блоки (или структурные элементы):
- блок психологических знаний или блок иерархии "осознанных смысловых образований" и умений [17];
- блок "Я-концепции", основанной на осознании смысловых образований личности [19]. В отечественной психологии сейчас широко используется понятие "Я-концепция", пришедшее к нам из западной гуманистической (феноменалистической) психологии. "Я-концепция", по определению многих авторов, основывается на осознании смысловых образований личности. Смысловые образования формируются в деятельности и активно воздействуют на нее, "благодаря наличию смысловых образований, - указывает Б.В.Зейгарник,- оказывается возможной саморегуляция при постановке целей, при осознании своих поступков" [19]. "Я-концепция" представляет собой совокупность личностных смыслов, образующих относительно устойчивую, в большей или меньшей степени переживаемую как неповторимую систему представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [44];