Исследование влияния аутопсихологической компетентности на уровень профессионального стресса у преподавателей высшей школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:05, дипломная работа

Краткое описание

В условиях быстро меняющихся социально-экономических отношений в России возрастает потребность в подготовке специалистов, способных быстро адаптироваться и эффективно развивать свою профессиональную компетентность. Если понимать личность не только как объект воздействия со стороны институтов воспитания и общества в целом, но и как субъект развития - саморазвивающуюся, самодостаточную, самоцельную, самоактуализирующуюся единицу человеческого общества, то встает вопрос о воспитании психологической культуры человека, которая обеспечит его саморазвитие. Здесь главным принципом выступает гуманистическая направленность формирования личностных новообразований, которые должны быть доступны самоконтролю со стороны личности и неподвластны внешнему манипулированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…...…3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования.
1.1. Генезис изучения проблемы аутопсихологической компетентности личности…………………………………………………………...………..8
1.2. Понятие аутопсихологической компетентности…………………….……..9
1.3. Аутопсихологическая компетентность, как возможность снижения уровня профессионального стресса……………………………………...18
Глава 2. Исследование профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2.1. Понятие профессионального стресса……………………………………...34
2.2. Психологические детерминанты профессионального стресса…………..37
2.3. Профессиональный стресс у преподавателей высшей школы…………...46
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального стресса у преподавателей высшей школы и возможность снижения его с помощью аутопсихологической компетентности.
3.1. Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….54
3.2. Организация и методика исследования……………………………………55
3.3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….55
Выводы…………………………………………………………………………...99
Заключение…………………………………………………………….............104
Список литературы……………………………………….…………………..106

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Носалёвой Юлии.doc

— 3.65 Мб (Скачать файл)

По мнению Т.Е.Егоровой [14], уровень знания о себе, поведение, в котором может проявиться отношение человека, как к себе, так и к окружающему миру есть критерии, позволяющие изучать внешний уровень проявления самосознания как одного из конструктов аутопсихологической компетентности. Это позволит определить содержание, средства и методы диагностики и развития аутопсихологической культуры в рамках учебных заведений, а значит создавать такие условия, в которых личность могла бы изменить свою Я-концепцию на основе осознания себя в конкретных действиях и поступках. Тогда уровень проявления поведенческого аспекта сможет свидетельствовать о переходе знаний - осведомленности о себе на уровень осознания-умения-действия.

 

1.3. Аутопсихологическая  компетентность, как возможность  снижения уровня профессионального  стресса.

Процесс профессионального становления в современных социальных, политических и экономических условиях перестает быть жестко нормированным и требует от человека емкой самостоятельной работы по самоопределению и выстраиванию себя как профессионала. Это требует от специалиста способностей к самоанализу, самопознанию, к произвольной саморегуляции.

Личностное развитие профессионала сопровождается критическими и адаптационными периодами, в которые значительно повышается психическая напряженность. Специалист в эти периоды не только должен уметь перестраиваться, принимать новые образцы профессиональных действий и поведения, но и снимать возникающее при этом напряжение. Нужна психологическая грамота, позволяющая регулировать свои психические состояния и вырабатывать новые образцы профессионального действия [5;17;19;27;12].

Интеллектуальное и психическое напряжение преподавателя в условиях социально-экономической нестабильности становиться настолько велико, что данный труд стал причисляться к разряду стрессогенных.  Выявлено, что у преподавателей несущих ответственность за свои профессиональные действия, в силу воздействия большого числа стрессов, развиваются и усиливаются невротические состояния. Последствия постоянно действующих стрессов неизбежно приводят к истощению жизненных ресурсов организма, к психофизическому опустошению, воспринимаемому сейчас как состояние хронической усталости. Согласно медицинским исследованиям, людям этой профессии присущи заболевания, в основе которых лежат психологические причины нарушения здоровья, вследствие разного рода перегрузок, которые отражаются на эмоциональном состоянии, внимании, памяти, мышления человека [3].

Проведенные социологические и политические исследования показали, что сегодня многие люди переживают несоответствие их идеальных нравственных норм возможностям их жизненного осуществления [1;19]. В ряде случаев такое несоответствие переживается очень тяжело. Выявлено, что одна из причин конфликтности, фрустрации, стресса человека- отсутствие у него возможности удовлетворить свои потребности [12]. Фрустрированное состояние преподавателя оказывает влияние на решение профессиональных  задач, на общение с людьми. Преподаватель обязан проявить сдержанность, оставаться спокойным, тактичным в отношениях с людьми. Сдерживание себя - это тоже фактор накопления усталости и потери энергии.

Естественно, что чаще всего в сфере отношений с людьми кроятся основные причины перегрузок, которые могут проявиться в качестве стрессовых состояний, внутренних и внешних конфликтов. Усталость способна накапливаться. Как следствие – сниженная работоспособность, отрицательные эмоции, неуравновешенность, ухудшение тех функций психики, которые обеспечивают результативность труда. В затяжных случаях может возникнуть эмоциональное «выгорание, истощение», что способно привести к возникновению негативных черт (стремление к манипулированию другими, повышенный эгоцентризм и др.). Исчерпывание потенциала творческой и жизненной энергии преподавателя сказывается на его профессиональном долголетии. Добиваясь высокого качества труда за счет больших волевых усилий, человек рискует утратить и ту энергию, которая служит поддержанию адекватного функционирования систем его организма. Плата за результат такого труда - потеря здоровья.

Стоит вопрос - как избежать чрезмерных психических перегрузок, мешающих успешной профессиональной деятельности и ведущих к изнашиванию организма?

С помощью каких-то внешних мероприятий эту проблему не решить. Значит, требуются внутренние условия, внутренние действия, приводящие человека к повышению уровня его психофизиологической активности и социальной устойчивости. Этими внутренними условиями может стать развивающаяся психологическая культура личности специалиста. Как показывают исследования, именно это свойство (качество) личности специалиста, обеспечивающее ему культуру обращения со своей психикой, с окружающим миром, со своей жизненной энергией, становится основополагающим условием достижения вершин профессионально мастерства и обретения нового качества жизни.

Функциональная сторона психологической культуры может быть представлена:

- определенным уровнем ценностной  ориентации, имеющий вектор общечеловеческих  нравственных ценностей, гуманистическую  и экологическую направленность;

- достаточно высоким уровнем психологической грамотности (психологической и аутопсихологической компетентности) в области социальной, биологической и духовной природы психики  человека и возможностей ее саморазвития, т.е. определенным уровнем психологических знаний, умений и навыков, обеспечивающих произвольную саморегуляцию (управление собой в разных сферах психики и положительное влияние на других людей);

- комплекс личностных качеств  преподавателя, определяющих уровень  развития его сознания, самосознания  и произвольной саморегуляции в разных сферах психики (телесной, эмоциональной, интеллектуальной, личностной, духовно-нравственной).

Функциональную сторону психологической культуры можно рассмотреть как соотношение знаний, умений, навыков, и личностных качеств, способствующих успешной произвольной саморегуляции (оптимальному взаимодействию с окружающим миром и миром самого себя).

Знания, умения, навыки, как правило, определяют уровень компетентности личности в определенной сфере деятельности, и, если они носят психологический характер, а сферой их приложения является психика человека в разных ее проявлениях (телесном, интеллектуальном, эмоциональном, личностном, духовно-нравственном), следует говорить о психологической компетентности и ее составляющей – аутопсихологической компетентности (высоком уровне саморегуляции в сферах самосознания, самочувствия, самодеятельности) [13;17].

Если психологические знания и умения, воплощаясь в жизнь, начинают предопределять стиль поведения и деятельность преподавателя и переживаются, как желание и потребность, то они могут восприниматься, как характеристика (свойство) личности.

В содержании психологической культуры можно выделить два основных компонента:

- ценностный компонент, определяющий  субъективное отношение человека  к себе и окружающему миру на основе ценностных устремлений, убеждений, идеалов, верований, человека, т.е. определяющий направленность личности;

- компонент психологической и  ее составляющей аутопсихологической  компетентности, проявляющейся в  высоком уровне саморегуляции  в сферах самосознания, самочувствия, самодеятельности на разных уровнях психической жизни человека (телесном, эмоциональном, интеллектуальном, личностном, духовно-нравственном) и предполагающей знание человека о самом себе, наличие адекватной оценки своих возможностей, способность к рефлексивному поведению, самонаблюдению, саморазвитию, повышение адаптивных функций организма, готовность и потребность к ценностному отношению к себе, принятие самооценки других и оптимальному взаимодействию с окружающим миром [13].

Рассмотрим произвольную саморегуляцию на уровне телесной организации. Успешная саморегуляция может быть осуществлена, если человек владеет знаниями хотя бы на уровне представлений о том, как функционирует физиологические системы организма.

Практический опыт показал, что не менее важную роль играют представления о функционировании энергетической системы человека (область восточной медицины и практик психофизическое оздоровление человека), на основе которых можно формировать представления об энергоинформационном обмене человека с окружающим миром. Пережитые состояния и полученный реальный физический опыт (ощущение движение энергии в теле и зависимости этого движения от внимания, мысли и дыхания человека) позволяет убедиться в возможности осознанно управлять своей  внутренней энергией тела, помогая ему в самовосстановлении. Тогда появляется интерес и желание научиться рационально, использовать свою внутреннюю энергию и осознанно участвовать в энергетическом обмене с окружающим миром. Освоенные в процессе обучения практики могут быть не востребованными, если человек не будет обладать волевыми и другими личностными качествами и если его здоровье не станет для него ценностью.

Рассмотрим произвольную регуляцию в сфере эмоциональных состояний и обратимся к знаниям в области эмоций и чувств. Желательно знать: 1) как наше тело реагирует на сильные эмоции, какие функции на гормональном уровне могут происходить в организме при горе, плохом настроении; 2) как мы можем негативную энергию отрицательных эмоций трансформировать в положительную; 3) какие всевозможные психотехники для этого существуют. Знание о стрессах позволят выработать профилактику стрессов. Важно знать, как противостоять стрессам, обладать умениями выходить из стрессов, владеть приемами и методами повышения адаптивных функций организма, а также понимать, в каких своих личностных качествах и жизненных ценностях человек может найти опору в сложных жизненных ситуациях.

Произвольная саморегуляция на личностном и духовно-нравственном уровне – это готовность и способность человека к целенаправленной работе по изменению личностных качеств и поведенческих характеристик. Произвольная саморегуляция на личностном и духовном уровне будет заключаться в готовности и способности специалиста: 1) выявлять свои профессионально-значимые личностные качества, способности, потенциальные возможности, нравственные и духовные качества, уровень готовности к саморегуляции (знания, умения, навыки); 2) корректировать свою «Я-концепцию», свое отношение к себе, другим людям, обществу, стране, человечеству, природе, ориентируя свое поведение, профессиональные действия на соответствие с нормами профессиональной деятельности, с нравственными общечеловеческими ценностями, законами социального и природного общежития; 3) развивать новые качества личности, раскрывать свой творческий потенциал, достигая вершин профессионального мастерства. Вполне возможно, что новое поведенческое действие потребует от человека поступка.

Исследование аутопсихологической компетентности как свойства личности показали ее уровневый характер [13;11].

Ориентируясь на гносеологический подход к развитию личности, представленный в многочисленных психолого-педагогических исследованиях, выделим составляющий компонент саморазвития основ психологической культуры:

1) психологические знания, выраженные в ответах на вопросы: что можно делать? какие действия можно совершать, чтобы получить желаемый результат? почему нужно делать так, а не иначе?

2) умения, навыки (владение технологическими  действиями, или психотехникой, фиксированными  в этнической культуре нравственными поведенческими действиями);

3) отношение к себе, к другим, профессии, работе к предлагаемой  технологии саморазвития и т.п.; оно может быть выражением  ценностной ориентации, проявленной  в поступках, действиях по саморазвитию, в поведении;

4) действенный компонент- это сами  поступки, поведение, деятельность  по самоизменению.

Если психологическая компетентность охватывает уровень осведомленности и умений взаимодействия и управления другими, то аутопсихологическая компетентность (АК) представлена уровнем знаний, осведомленностью и умений в самоуправлении. АК позволяет человеку осуществлять целенаправленную психическую работу по изменению личностных черт и поведенческих характеристик, т.е. это умение личности использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния, приобретать, закреплять, контролировать знания, умения, навыки, перестраиваться при возникновении непредвиденных обстоятельств, создавать волевую установку на достижение значимых результатов. Без этой составляющей вся другая психологическая работа может потерять смысл.

Рассмотрим произвольную саморегуляцию как владение психотехниками. Психотехник много, они используются в коррекции телесных, эмоциональных состояний, поведенческих реакций. Некоторые из них позволяют специалисту рационально использовать свои жизненные силы, не касаясь того резерва, который служит гарантом продолжительности его физической и профессиональной жизни. Не столь важно, какие это техники, и какую сферу нашего сознания они будут затрагивать, как-то, осознаем ли мы механизмы их воздействия на наше сознание или подсознание, способны ли мы контролировать эти процессы, не утрачиваем ли мы должную степень критичности к себе и своему восприятию окружающего мира? Поэтому будет важно сориентировать специалиста не столько на подбор психотехник (их много), сколько на грамотный подход к восприятию любой психотехники.

Процесс овладения психотехникой (психологическим или психотерапевтическим методом, предлагаемыми практическими упражнениями) может быть представлен следующим алгоритмом психотехнических действий:

- знакомство с психотехникой (методом, практикой), выявление цели, сферы  воздействия и способа воздействия  данной психотехники;

- овладение внешней и внутренней  процедурой действия (что делать? как делать? почему так надо  делать?);

- рефлексия – осознания механизмов  воздействия данной психотехники  на психику (сознание) человека; оцениваются  переживаемые состояния и телесные  ощущения как результат использования этой психотехники;

- использование вновь обретенного  способа действия в поведении, в деятельности, в общении с  другими людьми, в осмыслении  себя и окружающего мира;

Информация о работе Исследование влияния аутопсихологической компетентности на уровень профессионального стресса у преподавателей высшей школы