Исследование влияния аутопсихологической компетентности на уровень профессионального стресса у преподавателей высшей школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:05, дипломная работа

Краткое описание

В условиях быстро меняющихся социально-экономических отношений в России возрастает потребность в подготовке специалистов, способных быстро адаптироваться и эффективно развивать свою профессиональную компетентность. Если понимать личность не только как объект воздействия со стороны институтов воспитания и общества в целом, но и как субъект развития - саморазвивающуюся, самодостаточную, самоцельную, самоактуализирующуюся единицу человеческого общества, то встает вопрос о воспитании психологической культуры человека, которая обеспечит его саморазвитие. Здесь главным принципом выступает гуманистическая направленность формирования личностных новообразований, которые должны быть доступны самоконтролю со стороны личности и неподвластны внешнему манипулированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…...…3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования.
1.1. Генезис изучения проблемы аутопсихологической компетентности личности…………………………………………………………...………..8
1.2. Понятие аутопсихологической компетентности…………………….……..9
1.3. Аутопсихологическая компетентность, как возможность снижения уровня профессионального стресса……………………………………...18
Глава 2. Исследование профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2.1. Понятие профессионального стресса……………………………………...34
2.2. Психологические детерминанты профессионального стресса…………..37
2.3. Профессиональный стресс у преподавателей высшей школы…………...46
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального стресса у преподавателей высшей школы и возможность снижения его с помощью аутопсихологической компетентности.
3.1. Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….54
3.2. Организация и методика исследования……………………………………55
3.3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….55
Выводы…………………………………………………………………………...99
Заключение…………………………………………………………….............104
Список литературы……………………………………….…………………..106

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Носалёвой Юлии.doc

— 3.65 Мб (Скачать файл)

Установлена корреляционная зависимость симптома эмоционально-нравственной дезориентации и следующих личностных факторов: прямая связь Q4 «фрустрированность» (r = 0,2987 при р<0,01), а также обратная -

N - «искусственность» ( r= - 0,2542 при р<0,01), Q 2 «самодостаточность» (r = - 0,2938 при р<0,01), С- сила «Я» (r = - 0,1947 при р<0,05). Итак, чем больше фрустрирован преподаватель, находится в состоянии возбуждения, напряжения, тем больше сила действия симптома и, как следствие, неадекватная реакция при взаимоотношениях с людьми. Поведение, связанное с построением социальных отношений, предъявляет к человеку требования к развитию определенного уровня саморегуляции и самосознания, являющегося компонентом аутокомпетентности, что и обеспечивает ему успех в решении профессиональных задач [14].

Низкий фактор N характеризует специалиста отсутствием проницательности и социальной ловкости, он неопытен в анализе мотивов поведения других людей, сам ведет себя просто и естественно, порой грубовато и бестактно, не умеет хитрить и ловчить. Такие люди довольно чувствительны, сентиментальны, склонны к эмоциональной вовлеченности, поэтому им трудно логикой обуздать эмоции, «холодно» и рационально мыслить. Поэтому они чаще испытывают симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

Если у преподавателя отсутствует инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения (низкий фактор Q 2 - «самодостаточность»), то он чаще будет испытывать сложности в кризисных ситуациях, особенно если он склонен к импульсивности, неспособен, контролировать свои эмоциональные импульсы, выражать их в социально допустимой форме (низкий фактор. С – «сила «Я») и как следствие повышение фазы резистенции синдрома эмоционального выгорания.

Отсюда можно сделать вывод, что следствием профессионального стресса является низкий показатель аффектотимии, силы сверх – Я, низкий самоконтроль, фрустрированность, низкая самодостаточность следовательно низкий уровень аутопсихологической компетентности.

Достоверные результаты корреляционного анализа получены между симптомом фазы «резистенция» «расширения сферы экономии эмоций» и следующими факторами: G «Сила сверх - Я» (r=  0,3137 при р<0,01), I+ «Премсия» (r= 0,2416 при р<0,02), Q1- «Консерватизм» (r= - 0,3797 при р<0,01), Q3 - «Низкий самоконтроль» (r= - 0,2543 при р<0,01).

Установлена корреляционная зависимость симптома «редукция профессиональных обязанностей» и факторами:  G «Сила сверх - Я» (r= 0,3203 при р<0,01), I+ «Премсия» (r=0,3235 при р<0,01) и Н- «Тректия» (r=- 0,2521 при р<0,02).

Преподаватели с высокой оценкой по фактору G обладают развитым чувством ответственности, обязательны и добросовестны, точны и аккуратны в делах, любят порядок, не нарушают правил, даже если они кажутся пустой формальностью, обладают хорошим самоконтролем. Но в случае критических ситуаций проявляют попытки облегчить или сократить свои обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, то есть испытывают симптом редукции профессиональных обязанностей.

При высоких показателях фактора I+ «Премсия» отмечается зависимость, тревожность и беспокойство по поводу состояния здоровья, как следствие симптом редукции профессиональных обязанностей синдрома эмоционального выгорания.

Низкие показатели по фактору Н - «Тректия» характеризуют специалистов неуверенных в своих силах, терзаемых необоснованными чувствами собственной неполноценности, что, несомненно, тоже вызывает симптом редукции профессиональных обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 11.

Корреляционная связь симптомов фазы «резистенция» с личностными особенностями преподавателей высшей школы (по16 факторному опроснику Кеттелла)

Факторы

Симптомы

Q4+ «Фрустрированность»

 «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» r=  0,2977*

«эмоционально-нравственной дезориентации»

r=   0,2987*

N - «искусственность»

«эмоционально-нравственной дезориентации»

r= - 0,2542*

Q 2- «самодостаточность»

«эмоционально-нравственной дезориентации»

r= - 0,2938*

С - сила «Я»

«эмоционально-нравственной дезориентации»

r = - 0,1947***

G «Сила сверх - Я»

«расширения сферы экономии эмоций»

r=  0,3137*

«редукции профессиональных обязанностей» r= 0,3203*

I+ «Премсия»

«расширения сферы экономии эмоций»

r= 0,2416**

«редукции профессиональных обязанностей»  r=0,3235*

Q1- «Консерватизм»

«расширения сферы экономии эмоций»

r= - 0,3797*

Q3 - «Низкий самоконтроль»

«расширения сферы экономии эмоций»

r=  - 0,2543*

Н - «Тректия»

«редукции профессиональных обязанностей»

r=- 0,2521**


Уровни значимости ***р<0,05, r=0,1946; **р<0,02, r=0,2321; *р<0,01, r=0,2540

 


 

 

 


 

 

 

 

Рисунок 11 - Корреляционная связь симптомов фазы «резистенция» и личностных особенностей преподавателей (по16 факторному опроснику Кеттелла)

Формирование симптома эмоционально-нравственной дезориентации связанно с такими чертами личности, как высокий уровень тревожности, состояние возбуждения, напряжения, неумение успокоиться, расслабиться, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, неумение контролировать свои эмоциональные импульсы.

Наиболее ярко симптом расширения сферы экономии эмоций проявляется у преподавателей, обладающих такими чертами личности, как непостоянство, необязательность в делах, низкий уровень саморегуляции поведения, низкая стрессоустойчивость, тревожность и беспокойство по поводу собственного здоровья. «Выгоревший» специалист консервативен и ригиден, чаще предпочитает принимать позицию ведомого, не склонен проявлять инициативу.

Низкий уровень саморегуляции поведения, низкая стрессоустойчивость, тревожность и беспокойство по поводу собственного здоровья говорит о низком уровне аутопсихологической компетентности преподавателей.

Симптом редукции профессиональных обязанностей наиболее ярко проявляется у преподавателей, которые обнаруживает неуверенность в своих силах, теряются при столкновении с неожиданными ситуациями и долго не забывают о неудачах. Они чувствительны, застенчивы, впечатлительны, тревожны, часто проявляют беспокойство по поводу работы, состояния здоровья (таблица 11).

Фаза «истощения» синдрома эмоционального выгорания характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности. Для определения личностных особенностей, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания, был проведен корреляционный анализ полученных результатов синдрома выгорания на фазе «истощения» и личностных особенностей преподавателей.

Экспериментально установлена обратная корреляционная зависимость синдрома выгорания на фазе «истощения» и следующих личностных факторов: Е - «Доминантность» (r = - 0,3020 при р<0,01), F- «Сургенсия» (r= - 0,2970 при р<0,01).

Преподаватели с низкой оценкой по фактору Е послушные, конформные и зависимые, руководствуются мнением окружающих, не могут отстоять свою точку зрения, следуют за более сильным и легко подавляются авторитетами. Для них характерна пассивность и кроткое подчинение своим обязанностям, он не верят в себя и свои возможности, склонены к чувству вины. Тем больше они испытывают на себе синдром эмоционального выгорания.

Низкая оценка по фактору F характеризует специалиста ответственного, серьезного в своем подходе к жизни, но склонного все усложнять, ригидного. Ему тяжело расслабиться, и как следствие- синдром эмоционального выгорания на фазе «истощения».

Таблица 12.

Корреляционная связь синдрома выгорания на фазе «истощения» с личностными особенностями преподавателей (по16 факторному опроснику Кеттелла)

Факторы

Фаза «истощения»

Е - «Доминантность»

r= - 0,3020 *

F- «Сургенсия»

r= - 0,2970  *


Уровни значимости ***р<=0,05, r=0,1946; **р<=0,02, r=0,2321; *р<=0,01, r=0,2540

 


 

 

 

Рисунок 12 - Корреляционная связь показателей синдрома эмоционального выгорания на фазе «истощения» и 16 факторного опросника Кеттелла

______прямая зависимость

------- обратная зависимость

Итак, к формированию синдрома выгорания на фазе «истощения» более склонны послушные, конформные и зависимые, не умеющие отстоять свою точку зрения, легко подавляемые авторитетами. Для них характерна пассивность и кроткое подчинение своим обязанностям, они не верят в себя и свои возможности, склонны к чувству вины, постоянно полны забот: о будущем, о последствиях своих поступков, о возможных неудачах и несчастьях. Им тяжело расслабиться, для защиты от возможных неудач они старательно планируют все свои поступки. Такие специалисты ригидны, связаны привычками и медленно принимают решения в конкретной ситуации (таблица 12).

Экспериментально установлена корреляционная связь между симптомами фазы истощения и личностными особенностями преподавателей. Так, доказана обратная зависимость симптома эмоционального дефицита: фактора Е «Доминантность» (r= - 0,2895 при р<=0,01), Q 2 «Самодостаточность» (r= - 0,2378 при р<=0,02) и прямая зависимость с фактором Q4 «Фрустрированность» (r= 0,2380 при р<=0,02). Специалисты более послушные, конформные, зависимые, ригидные руководствуются мнением окружающих, не могут отстоять свою точку зрения, находятся в состоянии возбуждения, напряжения, с трудом успокаиваются, чувствуют себя разбитыми,  в силу этого чаще испытывают раздражительность, обидчивость, становятся не в состоянии войти в положение других, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, все чаще проявляя резкость и грубость. Для них характерна эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, они раздражаются по пустякам, имеют трудности со сном, быстро сердятся на людей и не выносят критики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 13.

Корреляционная связь синдрома выгорания на фазе истощения с личностными особенностями преподавателем (по16 факторному опроснику Кеттелла)

Факторы

Симптомы

Е «Доминантность»

«эмоционального дефицита» r= - 0,2895*

«личностной отстраненности, или деперсонализации»

r= -0,2347**

Q2 «Самодостаточность»

«эмоционального дефицита» r=  - 0,2378**

«эмоциональной отстраненности»

r= - 0,3219**

Q4 «Фрустрированность»

«эмоционального дефицита» r= 0,2380**

F «Сургенсия»

«эмоциональной отстраненности»

r=  - 0,3066*

«личностной отстраненности, или деперсонализации»

r=  - 0,3463**

G «Сила сверх - Я»

«эмоциональной отстраненности»

r= 0,3276*

L «Протенсия»

«личностной отстраненности, или деперсонализации»

r= 0,2058***


Уровни значимости ***р<=0,05, r=0,1946; **р<=0,02, r=0,2321; *р<=0,01, r=0,2540

 


 

 


 


 

 

Рисунок 14 - Корреляционная связь синдрома выгорания на фазе истощения с личностными особенностями преподавателей (по16 факторному опроснику Кеттелла)

______прямая зависимость

------- обратная зависимость

Достоверно доказана зависимость симптома личностной отстраненности, или деперсонализации» от личностных факторов: F «Сургенсия» (r = - 0,3463 при р<=0,02), L «Протенсия» (r = 0,2058 при р<=0,05), Е «Доминантность» (r= - 0,2347 при р<=0,02).

Итак, формирование симптома личностной отстраненности, или деперсонализации обусловлено такими чертами личности, как пассивность и кроткое подчинение своим обязанностям, ригидность, тревожность и беспокойство, фиксированность на неудачах, склонность все усложнять, неумением расслабиться, такие люди не верят в себя и свои возможности, склонны испытывать чувство вины (таблица 13).

Информация о работе Исследование влияния аутопсихологической компетентности на уровень профессионального стресса у преподавателей высшей школы