Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:05, дипломная работа
В условиях быстро меняющихся социально-экономических отношений в России возрастает потребность в подготовке специалистов, способных быстро адаптироваться и эффективно развивать свою профессиональную компетентность. Если понимать личность не только как объект воздействия со стороны институтов воспитания и общества в целом, но и как субъект развития - саморазвивающуюся, самодостаточную, самоцельную, самоактуализирующуюся единицу человеческого общества, то встает вопрос о воспитании психологической культуры человека, которая обеспечит его саморазвитие. Здесь главным принципом выступает гуманистическая направленность формирования личностных новообразований, которые должны быть доступны самоконтролю со стороны личности и неподвластны внешнему манипулированию.
Введение…………………………………………………………………...…...…3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования.
1.1. Генезис изучения проблемы аутопсихологической компетентности личности…………………………………………………………...………..8
1.2. Понятие аутопсихологической компетентности…………………….……..9
1.3. Аутопсихологическая компетентность, как возможность снижения уровня профессионального стресса……………………………………...18
Глава 2. Исследование профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2.1. Понятие профессионального стресса……………………………………...34
2.2. Психологические детерминанты профессионального стресса…………..37
2.3. Профессиональный стресс у преподавателей высшей школы…………...46
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального стресса у преподавателей высшей школы и возможность снижения его с помощью аутопсихологической компетентности.
3.1. Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….54
3.2. Организация и методика исследования……………………………………55
3.3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….55
Выводы…………………………………………………………………………...99
Заключение…………………………………………………………….............104
Список литературы……………………………………….…………………..106
- рефлексия, осознание происшедших изменений в себе, а именно в восприятии себя и окружающего мира, в отношениях с другими людьми и с природой; осознание нового обретенного качества как средства, способствующего дальнейшему развитию и обретению нового опыта.
Рефлексия в данном случае выполняет функцию предварительной разработки возможных видов коррекции и выполнения обучаемым именно этого действия, которое запрограммировано. Таким образом, субъект, осуществляющий обратную связь, устанавливает с собой субъект - объективные отношения [14].
В рефлексии оцениваются раскрывающиеся в процессе саморегуляции новые возможности психики, новые личностные качества, новые состояния тела и психики. Оценивается уровень овладения средствами и методами саморегуляции, проявления личностных качеств. Проводиться оценка возможной проекции нового состояния, например состояния успеха, в практическую жизнь.
Основываясь на многочисленных исследованиях в области развития личности и деятельности, предлагается примерный инвариантный алгоритм индивидуального процесса саморазвития (может быть использован в любых сферах психической жизни человека – телесной, эмоциональной, интеллектуальной, личностной, духовно – нравственной):
- определение цели саморазвития (что я хочу в себе исследовать или изменить?);
- самодиагностика (самонаблюдение, тестирование);
- анализ результатов самодиагностики и выявление проблемы;
- оценка своих возможностей и готовности, например, к изменению своих профессиональных действий или поведения, т.е. готовности к произвольной саморегуляции;
- овладении технологии произвольной саморегуляции в той сфере психической жизни, которая выявлена в качестве проблемной; организация процессов восприятия, мышления, памяти, ощущения, создающие необходимые условия для протекания процесса саморегуляции и обретения новых состояний психики;
- фиксация и рефлексия переживаемых в процессе саморегуляции и после нее эмоциональных и психофизических состояний;
- работа над собой – организация многократного воспроизведения переживаемых процессов и состояний в условиях: а) тренировки под руководством наставника; б) личной жизни; в) профессиональных отношений и профессиональной деятельности;
- достижение самопонимания, понимание других, обретение нового качества жизни;
- оценка нового достижения своей психики (нового состояния, нового качества своей личности) и осознание новых смыслов самоосуществления;
- выявление новых трудностей и проблем;
- самонаблюдение;
- рефлексия (самоанализ, самооценка) использование нового достижения своей психики уже в качестве средства произвольной саморегуляции;
- произвольная саморегуляция, включающая использование в качестве средств новые достижения личности, новые качества, проявившиеся в разных сферах психики: телесной, интеллектуальной, личностной, социальной, духовной и т.д.
Данный алгоритм включил основные элементы, представляющие деятельность самосознания человека, а именно: самомотивирование, самооценку, произвольную саморегуляцию.
Самосознание – результат саморазвития личности. Но это не статичное личностное образование, самосознание динамично. Динамика его непосредственно связана с изменением личности, ее профессиональным и личностным развитием, расширением ее сознания, ее интеллектуальных и перспективных возможностей, т.е. с преобразованием личности, что достигается в процессе ее саморазвития.
Развитие самосознания – сложный постоянно разворачивающийся в пространстве и во времени процесс усложнения и углубления самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, способности к саморегуляции, формирование глубоких и более адекватных образов самого себя.
В психологии самосознания выделяется ряд приемов, с помощью которых осуществляется самопознание:
- самомотивирование как осознание потребности в саморазвитии, актуализации своего творческого потенциала, готовности работы над собой;
- самонаблюдение человека за собственной внутренней психической жизнью, что позволяет фиксировать мысли, состояния, переживания и т.д.
-самовосприятие как результат внутренних действий в процессе самонаблюдения;
- самоанализ (рефлексия), или всесторонний разбор, рассмотрение, оценка собственных поступков и переживаний;
- самоосмысление как более глубокое осознание себя, своего психологического опыта.
Результат познания человеком себя, чувственно окрашенного отношения к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности представляется самооценкой. От того, как человек себя оценивает, могут зависеть его поведенческие реакции, его самоотношение и отношение к другим. Поэтому неадекватная самооценка, ее завышение или занижение всегда может стать фактором внутренней и внешней конфликтности.
Следует выделить еще одну составляющую процесса самопонимания, на которую обращает внимание Б.В. Кайгородов,- это самопонимание, рассматриваемое им как «достижение человеком смысла своего существования, в результате которого происходит когнитивное и эмоциональное согласование продуктов самосознания и реальности» [21]. Многими авторами оно рассматривается не только как процесс отождествления с самим собой, но и как процесс более сложный, который позволяет постичь смысл своего существования, сконструировать оценочно-ценностный внутренний мир, ту смысловую форму, которая и приводит к целостности личности индивида. Целостную личность определяют как личность, внутренне согласованную. Многие ученые подчеркивают, что самосознание не есть знание о себе, это гораздо больше, чем знание, это «знание о знании». Другими словами, самосознание есть деятельность осмысления и оценки переживания человеком этих знаний [12].
Рассмотрим психологические условия саморазвития личности преподавателя. В общественном смысле психологическая культура профессионала- это способность человека пользоваться своими психологическими знаниями и умениями в профессиональной деятельности и обеспечить свое профессиональное и личностное саморазвитие. Психологическая культура преподавателя, с одной стороны, может быть рассмотрена как условие его профессионального и личностного саморазвития, с другой – как способность к обретению психологических знаний и умений самоизменяться.
Любое даже самое незначительное изменение в восприятии себя, окружающего мира, изменение отношений к себе и другим обязано переживанию целой цепочки психических состояний. Состояние-это комплекс проявления разных психических процессов, телесных, эмоциональных, интеллектуальных переживаний. Психические состояние я способны определять последующее поведение, поступки и действия, которые в результате многократных повторений становятся привычкой поведения и закрепляются в структурах нашего сознания в виде новых личностных качеств, предопределяющих поведение и деятельность человека [36].
Психика всегда стремиться к устойчивости, равновесию, что проявляется, в положительных эмоциях, во внутреннем покое, высокой активности, работоспособности. Известный психотерапевт Э. Цветков определил равновесие так: «Это живая энергетическая изгородь, оберегающая нас от лишних действий» [16]. Любое нарушение равновесия, влечет за собой психическое напряжение и необходимость мобилизовать свои жизненные ресурсы. Как правило, неравновесные отрицательные состояния вызывают сложными жизненными ситуациями, которые создают проблемы и соответственные эмоциональные реакции, отнимающие у человека много сил и здоровья. Поэтому одна из стратегий изменения эмоционального состояния - разрешение возникшей проблемы.
В практике психологической помощи разработаны стратегии регуляции неравновесных психических состояний (стратегии саморегуляции равновесных и неравновесных психических состояний широко представлены в работах А.О. Прохорова (1992-2002) и др.) [31;56;66;]. Преподавателю важно научиться управлять своими эмоциональными состояниями. Такие состояния, как агрессия, волнение, гнев, испуг, ненависть, отчаянье, озлобленность, оскорбленность, ревность, страх, стресс, при условии длительности их переживаний могут реально угрожать, как психическому, так и физическому здоровью человека. Отгородиться от проблем не удастся. Да к этому и не стоит стремиться, поскольку, если бы не было проблем, не было бы и стимула к развитию и личностному росту. Проблемы побуждают нас стать активными по отношению к самим себе. Поэтому выходить из равновесия иногда полезно, если человек способен к рефлексивному поведению и волевой саморегуляции. Отсутствие внутреннего равновесия - это сигнал к самоанализу и более тщательному наблюдению за своим поведением и профессиональными действиями, это стимул к осознанной мотивации к саморазвитию.
Следует помнить, что отсутствие эмоционального равновесия - это сигнал к необходимости выбора, который никто за человека не сделает. Он делает его сам. И чтобы с нами не происходило, - это следствие нашего выбора, возможно, сделанного очень давно.
Нарушение равновесия ведет к необходимости его вернуть. Здесь усматривается 2 пути.
Первый - самозащита, или пассивный путь. Путь пассивный, потому что он в своей основе автоматичен, не осознан, а значит, мало дает личности в плане саморазвития. Он позволяет снизить деструктивное влияние возникшей стрессовой или напряженной ситуации, уйти от проблемы затрагивающий внутренний план, смягчающий свою реакцию. Тогда затрачиваются силы на решение проблемы во внешнем плане, на переживание, но внутренних действий, направленных на самопреобразование, за этим не последует.
К активным внутренним действиям можно отнести глубокий анализ и пересмотр своего отношения к себе, другим, анализ причин, порождающих негативные реакции, агрессию, направленных на других или на самого себя.
У известного писателя К. Кастанеды есть повествование о маленьких и больших «тиранах», создающих проблемные стрессовые ситуации. Путь ученика, согласно описываемому им учению «воинов духа», лежит через преодоление тех качеств, которые использует тиран, чтобы лишить человека равновесного состояния, породить в нем агрессию или желание к самоуничтожению. Ученик должен был овладеть искусством сохранения эмоционального равновесия. Принять ситуацию такой, какая она есть, и найти достойный выход, т.е. обрести внутреннюю силу, а не потерять ее в суетных действиях и агрессивных реакциях. Для этого требовалась большая внутренняя работа по осознанию и самоизменению. Ученик должен осознать, какие в его личности есть слабые стороны («крючки») за которые «тиран» может его зацепить. Как правило, этими «крючками» оказывались такие личностные качества, как гордыня, тщеславие, отсутствие желания смириться и другие человеческие пороки. Поэтому присутствие в кругу «тирана» расценивалось, как счастливый случай, позволяющий обнаружить в себе эти качества, что было обязательным условием продвижения человека в своем духе и обретения внутренней силы за счет победы над собой. Эта иллюстрация подчеркивает глубокую мысль К.Е. Антаровой: «Никто тебе не враг, ни кто тебе не брат, но всяк тебя учитель». В отношении к другим людям как учителям сокрыта великая мудрость созидания себя.
Второй путь – путь осознания самого себя, путь активный, трудный, основан на анализе своего состояния психики, проявления своих волевых качеств личности и на высоком стремлении к самосовершенствованию. Каждый процесс имеет тенденцию угасать. Поэтому процесс саморазвития тоже должен получать своего рода подпитку. Она может возникнуть, как результат чтения литературы, встречами со специалистами в области человековедения, участия в групповой психологической работе единомышленников. Такой подпиткой может служить и встречи с людьми высокого уровня профессионализма, достигшими успеха в работе над собой и проявляющими живой интерес к окружающему миру. Процессу саморазвития чаще всего будет мешать отсутствие знаний о том, что для себя сделать сам человек, поэтому отношение к себе, как к объекту исследования и как к ученику жизни позволит добиться хороших результатов.
Многие преподаватели бывают так перегружены, что им не до себя. Как правило, не хватает времени не только позаниматься своим здоровьем, но даже подумать о себе, поразмышлять о внутренних причинах своих неудач, профессиональных просчетов. В таком случае есть смысл пересмотреть свои ценности и, возможно, научиться более рационально, расходовать свое время. Однако чаще всего мешает не отсутствие времени, а привычное отношение в себе. Как говорят, «глазами хочется, а ум и тело лениться». Как только появляется реальная возможность потратить время на оказание помощи себе, то желание отодвигается «на потом». Но так можно не успеть никогда. Стереотип поведения делает нас рабами своих привычек, своего отношения к себе. Способность к саморазвитию - один из показателей профессионализма преподавателей. На сколько мы интересны себе, насколько мы готовы к качественному изменению своей жизни, насколько мы стремимся достичь вершин профессионального мастерства, духовного совершенства. Если в нас еще живет желание улучшить качество своей жизни, то есть смысл задуматься над тем, что можно еще для себя сделать, чтобы быть более успешными.
Глава 2. Анализ профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2.1. Понятие профессиональный стресс.
Профессиональный стресс – многоуровневый феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [30].
В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10). По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая и выматывающая дорога на службу и обратно, не говоря уже о не достаточной оплате труда, однообразной деятельности или отсутствие карьерных перспектив. Следует отметить, что профессиональный стресс возникает и у сотрудников, недостаточно загруженных работой, а также у тех людей, которые полагают, что не реализуют в полной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее. Причиной сильного нервного перенапряжения могут служить условия труда: плохое освещение вентиляция, тесное помещение и др. К факторам, прямо или косвенно можно отнести отсутствие информации и отсутствие времени. Как полагают специалисты по профессиональным стрессам, последние два фактора являются фоном, на котором стрессом может стать любое дополнительное раздражение.