Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:05, дипломная работа
В условиях быстро меняющихся социально-экономических отношений в России возрастает потребность в подготовке специалистов, способных быстро адаптироваться и эффективно развивать свою профессиональную компетентность. Если понимать личность не только как объект воздействия со стороны институтов воспитания и общества в целом, но и как субъект развития - саморазвивающуюся, самодостаточную, самоцельную, самоактуализирующуюся единицу человеческого общества, то встает вопрос о воспитании психологической культуры человека, которая обеспечит его саморазвитие. Здесь главным принципом выступает гуманистическая направленность формирования личностных новообразований, которые должны быть доступны самоконтролю со стороны личности и неподвластны внешнему манипулированию.
Введение…………………………………………………………………...…...…3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования.
1.1. Генезис изучения проблемы аутопсихологической компетентности личности…………………………………………………………...………..8
1.2. Понятие аутопсихологической компетентности…………………….……..9
1.3. Аутопсихологическая компетентность, как возможность снижения уровня профессионального стресса……………………………………...18
Глава 2. Исследование профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2.1. Понятие профессионального стресса……………………………………...34
2.2. Психологические детерминанты профессионального стресса…………..37
2.3. Профессиональный стресс у преподавателей высшей школы…………...46
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального стресса у преподавателей высшей школы и возможность снижения его с помощью аутопсихологической компетентности.
3.1. Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….54
3.2. Организация и методика исследования……………………………………55
3.3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….55
Выводы…………………………………………………………………………...99
Заключение…………………………………………………………….............104
Список литературы……………………………………….…………………..106
При синдроме выгорания с симптомом личностной отстраненности, или деперсонализации такие специалисты начинают проявлять полную или частичную утрату интереса к человеку — субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, объект для манипуляций.
Проведенный анализ корреляционной зависимости синдрома эмоционального выгорания от личностных особенностей позволяет сделать вывод, что к развитию синдрома выгорания склонны преподаватели, имеющие высокие показатели по факторам А «Аффектотимия», G «Сила «сверх – Я», I «Премсия», Q4 «Фрустрированность» и низкие показатели по факторам Н «Пармия», Q3 «Высокий самоконтроль», Е - «Доминантность», F- «Сургенсия», N «Искусственность», Q2 «Самодостаточность».
Полученные результаты свидетельствует, что выгоревшие специалисты подвержены аффективным переживаниям, фиксированы на неудачах, склонны испытывать чувство вины, не умеют расслабиться, не верят в себя и свои возможности.
Высокий уровень выраженности фактора «тревожность» свидетельствует о высоком уровне тревожности, об эмоциональной неустойчивости, низком самоконтроле поведения, высоком уровне напряженности, низкой стрессоустойчивости, преобладании отрицательных эмоций. Наличие показателей первичных факторов нейротизма предполагает низкий уровень эмоциональной устойчивости и необходимость затрачивать много сил для сохранения состояния эмоциональной стабильности, что, безусловно, может приводить к истощению энергетических ресурсов.
С целью установления различий между личностными особенностями специалистов, попавших в первую группу (синдром не сформировался) и в третью (сформировавшийся синдром) результаты были подвергнуты математической обработке при помощи Т-критерия Стьюдента (табл. 14).
Таблица 14.
Результаты сравнительного анализа личностных особенностей преподавателей с сформировавшимся и не сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания
Факторы |
Фазы | ||
«напряжение» |
«резистенция» |
«истощение» | |
F- (озабоченность) |
3,548* | ||
Е – (конформность) |
3,015** |
3,477* | |
G+ (сила «Сверх-Я») |
3,191** |
||
Q 2+ (самодостаточность) |
3,237** |
2,848*** |
3,371* |
Q4 - (нефрустрированность) |
2,824*** |
3,371* |
Уровни значимости *** р< 0,05 ** р <0,02, * р <0,01
Значимые различия были получены по факторам F- «озабоченность», Е – «конформность», G+ «сила «Сверх-Я»», Q 2+ «самодостаточность», Q4 – «нефрустрированность».
Полученные результаты свидетельствуют о выраженности у невыгоревших специалистов таких личностных качеств, как сдержанность в отношениях, тактичность, осторожность, ответственность, трезвость и серьезность в своем подходе к жизни, аккуратность в делах, хороший самоконтроль, расслабленность. В отношениях с другими людьми они демонстрируют независимость, самодостаточность, предпочитают работать и принимать решения самостоятельно, не нуждаются в «чувстве локтя», в поддержке и одобрении окружающих. Следовательно, одним из условий предупреждения синдрома эмоционального выгорания и профессионального стресса будут определенные личностные особенности у преподавателя: хороший самоконтроль поведения, самодостаточность, эмоциональная устойчивость, уравновешенность, нефрустрированность, вера в себя и в свои возможности, умение расслабиться и регулировать свое поведение.
Итак, выявлено, что личностным компонентом, который оказывает существенное влияние на предупреждение синдрома эмоционального выгорания, является эмоциональная устойчивость, уравновешенность. Зависимость предупреждения синдрома эмоционального выгорания и профессионального стресса от степени уравновешенности обусловлена тем, что хорошая защищенность к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций базируется на уверенности не только в себе, но и в том, что с любыми трудностями можно справиться.
Следующим этапом исследования было подтверждение предположения, что преподаватели, которые чаще других испытывают внутреннюю растерянность, ощущение исчерпанности своих возможностей, понижение собственной оценки, обстоятельств более подвержены возникновению синдрома эмоционального выгорания являющегося следствием профессионального стресса.
Поэтому аутопсихологическая компетентность, как условие предупреждения профессионального стресса, оказывает существенное влияние на мотивацию и поведение человека при преодолении проблемных ситуаций, позитивную самооценку, осознанность собственных качеств, способностей и возможностей.
Одним из компонентов аутокомпетентности мы рассматриваем самооценку. Важной составляющей самооценки является самоотношение, то есть степень, с которой специалист рассматривает себя как компетентного, способного к решению поставленных задач. Считается также, что самоотношение часто измеряется степенью убедительности, с которой личность одобряет различные оценочные утверждения относительно себя. Люди с позитивным самоотношением – те, которые подчеркивают и акцентируют свои способности, сильные стороны и положительные качества. Лица с низким самоотношением обращают, прежде всего, внимание и придают значение своим недостаткам, слабым сторонам и плохим качествам.
В рамках темы нашего исследования интересна концепция А.Кормана, согласно которой эффективность трудовой деятельности, наличие внутреннего удовлетворения непосредственно связаны с самоотношением работника. Преподаватели с высокой оценкой своей компетентности будут выполнять работу настолько эффективно, насколько это будет соответствовать их самоуважению. Другими словами, они слишком высоко себя уважают, чтобы плохо работать. Специалисты с высоким самоуважением скорее приемлют внутренний самоконтроль, чем ситуацию с внешним контролем, то есть они скорее будут внутренне мотивированы, чем специалисты с низким самоотношением.
Таким образом, наше предположение заключается в том, что успешность предупреждения синдрома эмоционального выгорания будет во многом зависеть от позитивного самоотношения специалиста, от уровня оценки им своей профессиональной компетентности, как одним из компонентов аутокомпетентности. Неудовлетворенность своими возможностями, ощущение слабости, неспособности вызывать уважение соответствуют низким показателям по шкале «самоотношение», усиливают отрицательные эмоциональные состояния, вызывая фрустрированность преподавателя в трудных ситуациях, и формирует синдром эмоционального выгорания.
С целью установления связи между синдромом эмоционального выгорания и шкалами самоотношения нами был проведен корреляционный анализ по методу Р. Фишера. Полученные значимые результаты представлены в таблице 15.
Таблица 15.
Показатели синдрома эмоционального выгорания и
самоотношения (В.В. Столина, С.Р. Пантелеев)
Самоотношение |
Фазы синдрома эмоционального выгорания | ||
«напряжение» |
«резистенция» |
«истощение» | |
(S) уровень глобального самоотношения |
r = - 0,2734 * |
r = - 0,3435 * | |
(I) самоуважение |
r = - 0,3013 * |
r = - 0,3071 * | |
(II) аутосимпатия |
r = - 0,2386** |
||
(III) ожидаемое отношение от других |
r = - 0,2370 ** |
r = - 0,2760* |
r = - 0,4572* |
3. самопринятие |
r = - 0,2532 * |
||
4. саморуководство |
r = - 0,2581 * |
r = - 0,2996* | |
6. самоинтерес |
r = - 0,2666 * |
Уровни значимости р<=0,05***, r=0,1946; р<=0,02,** r=0,2321; р<=0,01*, r=0,2540
Рисунок 15 - Корреляционная связь синдрома эмоционального выгорания и самоотношения преподавателей
______прямая зависимость
------- обратная зависимость
Экспериментально установлено, что синдром эмоционального выгорания чаще возникает у преподавателей, имеющих негативное отношение к себе и окружающему миру. Отношение к себе и к окружающему миру является составляющей аутопсихологической компетентности.
Так, выявлена обратная корреляционная зависимость синдрома эмоционального выгорания от позитивного самоотношения, от степени оценки преподавателем своей компетентности.
По шкале «глобальное самоотношение» получена обратная корреляционная зависимость с синдромом эмоционального выгорания на фазах «напряжения» (r = - 0,2734 при р<=0,01) и «истощения»( r = - 0,3435 при р<=0,01). Установлено, что негативное самоотношение преподавателя влияет на возникновение синдрома эмоционального выгорания.
Доказано, что успешность предупреждения синдрома эмоционального выгорания будет во многом зависеть от позитивного самоуважения специалиста, от уровня оценки им своей компетентности. Выявлено влияние низкого самоуважения на возникновение синдрома эмоционального выгорания на стадии «напряжения» (r = - 0,3013 при р<=0,01) и на стадии «истощения» (r = - 0,3071 при р<=0,01).
Итак, неудовлетворенность своими возможностями, ощущение слабости, неспособности вызывать уважение, соответствующие низким показателям по шкале «самоуважение», усиливают отрицательные эмоциональные состояния, вызывая в трудных ситуациях возникновение синдрома эмоционального выгорания, как следствие профессионального стресса.
По шкале «аутосимпатия» получена обратная корреляционная зависимость с синдромом эмоционального выгорания на фазе «резистенция» (r = - 0,2386 при р<=0,02), это подтверждает предположение о том, что низкая самооценка, видение в себе по преимуществу недостатков, готовность к самообвинению преподавателей приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания.
Выявлено, что ожидание позитивного отношения к себе окружающих позволяет преподавателям предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания. О чем свидетельствует обратная корреляционная зависимость шкалы «ожидаемое отношение от других» с синдромом эмоционального выгорания на всех фазах синдрома эмоционального выгорания: на стадии «напряжения» (r = - 0,2370 при р<=0,02), на стадии «резистенции» (r = - 0,2760 при р<=0,01) и на стадии «истощения» (r = - 0,4572 при р<=0,01).
Доказано, что успешность предупреждения синдрома эмоционального выгорания преподавателей будет во многом зависеть от одобрения себя в целом, о чем свидетельствует обратная корреляционная зависимость шкалы «самопринятие» от синдрома эмоционального выгорания на фазе «резистенция» (r = - 0,2532 при р<=0,01).
По шкале «саморуководство» получена обратная корреляционная зависимость с синдромом эмоционального выгорания на фазе «резистенция» (r = - 0,2581 при р<=0,01) и на фазе «истощения» (r = - 0,2996 при р<=0,01).
Доказано, что низкий интерес к себе вызывает у преподавателей синдром эмоционального выгорания на фазе «истощения» (r = - 0,2996 при р<=0,01).
Итак, синдром эмоционального выгорания на фазе «напряжения» более выражен у преподавателей, имеющих низкие баллы по шкалам (S) - глобального самоотношения, (I) - самоуважение, (III)- ожидаемое отношении от других. Это специалисты, обладающие низкой самооценкой, с низким уровнем самопонимания, самостоятельности, не верящие в свои силы, возможности, низко оценивающие свои способности, не умеющие организовать свое рабочее время, обладающие низким уровнем самоконтроля, саморегуляции, самопоследовательности, ожидающие негативной оценки от окружающих. Чувство неудовлетворенности собой приводит к возникновению напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарованию в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы.
К развитию синдрома
Формирование синдрома эмоционального выгорания на фазе «истощения» связано с низкими показателями по шкалам: (S) глобальное самоотношение, (I) самоуважение, (III)– ожидаемое отношение от других, саморуководство, самоинтерес. Полученные данные свидетельствуют, что выгоревшие специалисты, имеющие низкую самооценку, низкий уровень саморефлексии, плохо понимающие свои чувства, мысли, не готовые и не желающие общаться с собой, имеющие низкий уровень самоконтроля, более подвержены истощению психоэмоциональных ресурсов.
С целью установления достоверных различий самоотношения специалистов, попавших в первую группу (синдром эмоционального выгорания не сформировался) и в третью (сформировавшийся синдром эмоционального выгорания), результаты были подвергнуты математической обработке при помощи Т-критерия Стьюдента (табл. 16).