Исследование влияния аутопсихологической компетентности на уровень профессионального стресса у преподавателей высшей школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:05, дипломная работа

Краткое описание

В условиях быстро меняющихся социально-экономических отношений в России возрастает потребность в подготовке специалистов, способных быстро адаптироваться и эффективно развивать свою профессиональную компетентность. Если понимать личность не только как объект воздействия со стороны институтов воспитания и общества в целом, но и как субъект развития - саморазвивающуюся, самодостаточную, самоцельную, самоактуализирующуюся единицу человеческого общества, то встает вопрос о воспитании психологической культуры человека, которая обеспечит его саморазвитие. Здесь главным принципом выступает гуманистическая направленность формирования личностных новообразований, которые должны быть доступны самоконтролю со стороны личности и неподвластны внешнему манипулированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…...…3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования.
1.1. Генезис изучения проблемы аутопсихологической компетентности личности…………………………………………………………...………..8
1.2. Понятие аутопсихологической компетентности…………………….……..9
1.3. Аутопсихологическая компетентность, как возможность снижения уровня профессионального стресса……………………………………...18
Глава 2. Исследование профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2.1. Понятие профессионального стресса……………………………………...34
2.2. Психологические детерминанты профессионального стресса…………..37
2.3. Профессиональный стресс у преподавателей высшей школы…………...46
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального стресса у преподавателей высшей школы и возможность снижения его с помощью аутопсихологической компетентности.
3.1. Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….54
3.2. Организация и методика исследования……………………………………55
3.3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….55
Выводы…………………………………………………………………………...99
Заключение…………………………………………………………….............104
Список литературы……………………………………….…………………..106

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Носалёвой Юлии.doc

— 3.65 Мб (Скачать файл)

Доказано, что у «выгоревшего» специалиста возникает ухудшение здоровья, несмотря на то, что специалист неудовлетворен своим самочувствием, он не предпринимает никаких мер для его улучшения, не посещает врача, не занимается спортом, не использует средства саморегуляции для нормализации своего состояния. О чем свидетельствует обратная корреляционная зависимость между шкалой «Мое здоровье» и синдромом эмоционального выгорания на фазе напряжения (r =-0,3246 при р<0,01) и фазе истощения (r =-0,2355 при р<0,02).

Синдром эмоционального выгорания на стадии «истощения» приводит к нарушению взаимоотношений специалиста с близкими, о чем свидетельствует обратная корреляционная зависимость между шкалой «Моя семья» и синдромом эмоционального выгорания на фазе истощения (r =-0,3246  при р<0,01). И наоборот, нарушения взаимоотношений с преподавателя близкими приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания. Специалист неудовлетворен обстановкой в семье, он уделяет мало времени родным. Это, по всей вероятности, связано с тем, что он очень устает на работе и порой просто не состоянии после нее включаться в решение домашних проблем и за общением проводить время в кругу семьи.

На фазе резистенции синдром выгорания связан с пониманием себя, своего внутреннего мира, на умение управлять внутренними процессами, рефлексировать свои чувства, ощущений, разумно расходовать свои эмоциональные и физические силы. О чем свидетельствует обратная корреляционная зависимость между шкалой «Мои отношения с окружающими» и синдромом эмоционального выгорания (r =-0,2602 при р<0,01). Итак, налицо отрицательная корреляция выявлена между отношениями с окружающими и синдромом выгорания в стадии «резистенции». Чем выше показатель синдрома выгорания, тем хуже отношение преподавателя к окружающим людям и миру в целом. И наоборот, если мир вокруг воспринимается как не стабильный, не надежный, не сбалансированный, а люди в нем злые, неприятные, не заслуживающие уважения, то быстрее возникает синдром эмоционального выгорания. Безусловно, все это сказывается на качестве выполнения профессиональных обязанностей.

Формирование синдрома эмоционального выгорания в стадии истощения приводит к ухудшению здоровья. Специалист перестает обращать внимание на то, что с ним происходит, на возникающие проблемы в области самочувствия, но при этом не предпринимает никаких мер для его нормализации. Истощение психоэнергетических ресурсов приводит к возникновению психосоматических нарушений являющегося компонентом аутокомпетентности, но специалист старается не замечать возникшие проблемы, продолжать работать на износ.

Результаты корреляционного анализ позволяют сделать вывод, что на развитие синдрома выгорания влияют отношение специалиста к своему здоровью, понимание себя и своего внутреннего мира, отношения со своими близкими, удовлетворенность своей профессией, своим положением и самореализацией.

Проведенный корреляционный анализ позволил обнаружить зависимость между синдромом эмоционального выгорания и социальными ценностями личности (табл. 19).

Доказано, что религиозность, знание медитативных техник, личностный и духовный рост, глубокая рефлексия, умение погрузиться в свой внутренний мир способствует предотвращению синдрома эмоционального выгорания на стадиях напряжения и резистенция. И наоборот, специалист, уделяющий мало времени духовному саморазвитию, подвержен обострению синдрома выгорания. У «выгоревшего» специалиста отсутствует заинтересованность в самосовершенствовании, в интеллектуальном развитии, расширении круга интересов.

Итак, наличие таких социальных ценностей, как стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, принятие своего внутреннего мира, интерес к происходящему, к себе и другим людям, умение создать приятную обстановку для деятельности, способны предотвратить развитие синдрома выгорания являющегося следствием профессионального стресса. О чем свидетельствует обратная корреляционная зависимость между шкалой духовные социальные ценности и синдромом выгорания на фазе напряжения (r = -0,2268 при α<0,02) и на фазе «резистенция» (r = -0,1993 при р<0,05).

С целью установления различий между социальной идентичностью,  социальными ценностями специалистов, попавших в первую группу (синдром не сформировался) и в третью (сформировавшийся синдром), результаты были подвергнуты математической обработке при помощи Т-критерия Стьюдента (табл. 20).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 20.

Результаты сравнительного анализа шкал социальной идентичности и  социальных ценностей преподавателя с сформировавшимся и не сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания

Социальные ценностные ориентации

Фазы синдрома выгорания

 

«напряжение»

«резистенция»

«истощение»

профессиональные

   

2,881***

общественные

3,491*

3,409*

4,113*

духовные

3,408*

   

Шкалы идентичности

Фазы синдрома выгорания

 

«напряжение»

«резистенция»

«истощение»

Моя работа

3,345*

   

Мое материальное положение

3,893*

   

Мой внутренний мир

3,874*

   

Мое будущее

3,154**

   

Уровни значимости *** р =0,05 t>= 2,807; **р=0,02, t >= 3,09; *р=0,01, t>= 3,291.

Специалисты, имеющие более низкий показатель синдрома эмоционального выгорания удовлетворенны профессиональной деятельность, считают свою профессию значимой и уважаемой в обществе, имеют сформированный карьерный и жизненный планы, удовлетворены своим материальным положением и социальным статусом. Они живут в гармонии с собой и своим внутренним миром, воспринимают себя, как целостную личность, занимаются саморазвитием, знают способы восстановления своих внутренних энергетических ресурсов.

Анализ ценностных ориентаций специалистов, имеющих более низкие показатели синдрома выгорания, показал, что они относятся к работе как к увлекательной, приносящей удовольствие, хотят сделать карьеру, имеют желание расти профессионально, постоянно самосовершенствоваться в своей профессии. Они альтруистичны, интересуются тем, что происходит в окружающем мире, имеют активную гражданскую позицию.

Таким образом, доказано, что эмоциональная удовлетворенность профессиональной деятельностью является одним из условий предупреждения синдрома эмоционального выгорания.

Выводы

В результате эмпирического исследования были сделаны выводы, что синдром «выгорания», как следствие профессионального стресса становится неотъемлемым атрибутом личности у педагогического работника. У преподавателей был обнаружен высокий уровень выгорания, что свидетельствует о высоком уровне профессионального стресса.

Поведение, связанное с построением социальных отношений, предъявляет к человеку требования к развитию определенного уровня саморегуляции и самосознания, являющегося компонентом аутокомпетентности, что и обеспечивает ему успех в решении профессиональных задач [14].

Низкий уровень саморегуляции поведения, низкая стрессоустойчивость, тревожность, неуверенность в своих силах и беспокойство по поводу собственного здоровья говорят о низком уровне аутопсихологической компетентности преподавателей. Следовательно, одним из условий предупреждения синдрома эмоционального выгорания и профессионального стресса будут определенные личностные особенности у преподавателя: хороший самоконтроль поведения, самодостаточность, эмоциональная устойчивость, уравновешенность, нефрустрированность, вера в себя и в свои возможности, умение расслабиться и регулировать свое поведение.

Поэтому аутопсихологическая компетентность, как условие предупреждения профессионального стресса, оказывает существенное  влияние на мотивацию и поведение человека при преодолении проблемных ситуаций, позитивную самооценку, осознанность собственных качеств, способностей и возможностей.

Одним из компонентов аутокомпетентности мы рассматривали самооценку. Важной составляющей самооценки является самоотношение, то есть степень, с которой специалист рассматривает себя как компетентного, способного к решению поставленных задач.

Наличие внутреннего удовлетворения непосредственно связаны с самоотношением работника. Преподаватели с высокой оценкой своей компетентности будут выполнять работу настолько эффективно, насколько это будет соответствовать их самоуважению. Другими словами, они слишком высоко себя уважают, чтобы плохо работать. Специалисты с высоким самоуважением скорее приемлют внутренний самоконтроль, чем ситуацию с внешним контролем, то есть они скорее будут внутренне мотивированы, чем специалисты с низким самоотношением.

Успешность предупреждения синдрома эмоционального выгорания будет во многом зависеть от позитивного самоотношения специалиста, от уровня оценки им своей профессиональной компетентности, как одним из компонентов аутокомпетентности. Экспериментально установлено, что синдром эмоционального выгорания чаще возникает у преподавателей, имеющих негативное отношение к себе и окружающему миру. Это подтверждает предположение о том, что низкая самооценка, видение в себе по преимуществу недостатков, готовность к самообвинению преподавателей приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания. Выявлено, что ожидание позитивного отношения к себе окружающих позволяет преподавателям предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания.

Полученные данные свидетельствуют, что выгоревшие специалисты, имеющие низкую самооценку, низкий уровень саморефлексии, плохо понимающие свои чувства, мысли, не готовые и не желающие общаться с собой, имеющие низкий уровень самоконтроля, более подвержены истощению психоэмоциональных ресурсов.

Преподавателям, которым свойственна более высокая выраженность осознанного эмоционального поведения, направленного на преодоление стрессов, не подвержены возникновению синдрома эмоционального выгорания. Таким образом, гибкость поведения является одним из условий предупреждения синдрома эмоционального выгорания у преподавателей являющегося следствием профессионального стресса.

Способность преподавателей отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах, хорошо ощущать их и рефлексировать позволяет избежать возникновения синдрома эмоционального выгорания. Влияние на выбор более эффективной стратегии поведения специалиста при преодолении стресса играет и спонтанность, то есть способность индивида непосредственно выражать свои чувства, не бояться вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. Это и позволяет преподавателям предотвращать синдром эмоционального выгорания. Установлено, что способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное, является одним из условий предупреждения синдрома эмоционального выгорания у преподавателей.

Таким образом, проведенный корреляционный анализ позволяет сделать вывод, что синдром эмоционального выгорания возникает при условиях плохого осознавания своих потребностей, неумения рефлексировать и спонтанно выражать свои чувства, неумения вести себя естественно и раскованно. «Выгоревший» специалист не может проявлять гибкость в поведении с людьми, не способен быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, понимать свой внутренний мир и мир других людей. Как следствие у него отсутствует желание устанавливать тесные контакты с людьми, отмечается потеря целостного восприятия себя и мира в целом. Умение спонтанно выражать чувства, понимание своего внутреннего мира, умение рефлексировать по поводу своих чувств, поведения и состояния, стремление к саморазвитию способно предотвратить развитие синдрома выгорания, следовательно, являются условиями его предупреждения.

Чтобы достичь профессионализма, нужно развивать аутопсихологическую компетентность включающую в себя систему представлений человека о самом себе, о своей жизнедеятельности, психологических средствах ее обеспечения, знания средств саморегуляции и умение ими пользоваться.

Таким образом, наше предположение о том, что стремление к саморазвитию (актуализации), являющимся компонентом аутопсихологической компетентности  может являться психологическим условием предупреждения синдрома эмоционального выгорания, подтвердилось.

Позволим сделать вывод, что развитие синдрома выгорания зависит от отношения специалиста к своему здоровью, от понимания себя и своего внутреннего мира, от отношения со своим близкими, от степени удовлетворенности своей профессией, своим положением и самореализацией.

То есть специалист утрачивает способность к самопониманию, саморазвитию, не учитывает свои внутренние энергетические ресурсы и не знает способы их восстановления, не занимается самоанализом, саморефлексией, и тем самым еще больше загоняет себя в состояние синдрома эмоционального выгорания. И наоборот, чем выше способность к самопониманию, саморазвитию, саморефлексии у преподавателя, тем больше возможностей предотвратить синдром эмоционального выгорания.

Итак, наличие таких социальных ценностей, как стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, принятие своего внутреннего мира, интерес к происходящему, к себе и другим людям, умение создать приятную обстановку для деятельности, способны предотвратить развитие синдрома выгорания являющегося следствием профессионального стресса.

Анализ ценностных ориентаций специалистов, имеющих более низкие показатели синдрома выгорания, показал, что они относятся к работе как к увлекательной, приносящей удовольствие, хотят сделать карьеру, имеют желание расти профессионально, постоянно самосовершенствоваться в своей профессии. Они альтруистичны, интересуются тем, что происходит в окружающем мире, имеют активную гражданскую позицию.

Информация о работе Исследование влияния аутопсихологической компетентности на уровень профессионального стресса у преподавателей высшей школы