Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:05, дипломная работа
В условиях быстро меняющихся социально-экономических отношений в России возрастает потребность в подготовке специалистов, способных быстро адаптироваться и эффективно развивать свою профессиональную компетентность. Если понимать личность не только как объект воздействия со стороны институтов воспитания и общества в целом, но и как субъект развития - саморазвивающуюся, самодостаточную, самоцельную, самоактуализирующуюся единицу человеческого общества, то встает вопрос о воспитании психологической культуры человека, которая обеспечит его саморазвитие. Здесь главным принципом выступает гуманистическая направленность формирования личностных новообразований, которые должны быть доступны самоконтролю со стороны личности и неподвластны внешнему манипулированию.
Введение…………………………………………………………………...…...…3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования.
1.1. Генезис изучения проблемы аутопсихологической компетентности личности…………………………………………………………...………..8
1.2. Понятие аутопсихологической компетентности…………………….……..9
1.3. Аутопсихологическая компетентность, как возможность снижения уровня профессионального стресса……………………………………...18
Глава 2. Исследование профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2.1. Понятие профессионального стресса……………………………………...34
2.2. Психологические детерминанты профессионального стресса…………..37
2.3. Профессиональный стресс у преподавателей высшей школы…………...46
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального стресса у преподавателей высшей школы и возможность снижения его с помощью аутопсихологической компетентности.
3.1. Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….54
3.2. Организация и методика исследования……………………………………55
3.3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….55
Выводы…………………………………………………………………………...99
Заключение…………………………………………………………….............104
Список литературы……………………………………….…………………..106
Таким образом, доказано, что эмоциональная удовлетворенность профессиональной деятельностью является одним из условий предупреждения синдрома эмоционального выгорания.
Заключение.
Профессия учителя связана со значимым риском развития синдрома профессионального стресса и профессионального выгорания. Один из факторов успешной профессиональной адаптации педагогов – развитые адаптационные способности. Высокий уровень нервно-психической устойчивости и саморегуляции поведения препятствует развитию эмоционального истощения, а значительный коммуникативный потенциал снижает вероятность возникновения деперсонализации. Развитые адаптационные способности обуславливают устойчивость учителей по отношению к профессиональным стрессам и способствуют сохранению профессионального здоровья.
Большое значение для противостояния профессиональному стрессу и выгоранию и сохранению профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения. Конструктивными следует считать просоциальные действия (поиск социальной поддержки и вступление в социальный контакт) и ассертивные (уверенные) действия. Эти модели поведения способствуют успешной социальной адаптации и снижают риск развития синдрома выгорания. Неконструктивные модели поведения – избегание, манипулятивные, асоциальные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.
Профессиональный стресс и синдром выгорания может развиваться как у учителей с большим стажем работы, так и у молодых педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность. Высокий уровень выгорания учителей с большим стажем обусловлен длительным воздействием профессиональных стрессов, а молодых учителей – вхождением в новую профессиональную сферу. Возможность развития профессионального стресса и синдрома выгорания на любом этапе профессиональной деятельности человека свидетельствует о необходимости разработать психопрофилактические и реабилитационные меры, которые бы снижали риск выгорания и нейтрализовали его негативные последствия.
Один из важных компонентов совладения профессиональными стрессами и синдрома выгорания – коррекция неконструктивных стратегий поведения и формирование конструктивных копинг - стратегий (совладение с профессиональным стрессом), к которым относится уверенное поведение и навыки социального взаимодействия.
Семейное положение учителей также касается выгорания. Разведенные мужчины хуже справляются с жизненными и профессиональными стрессами, они чаще женатых коллег переживают синдром выгорания. Женщины-учителя в большей мере подвержены выгоранию в семье.
Последствие выгорания становятся переживание одиночества, снижение удовлетворенности жизнью и своими достижениями (самореализацией).
В связи с высоким риском выгорания учителей особую актуальность приобретает вопрос о мерах психопрофилактики профессиональных стрессов в профессии типа «человек-человек». Существуют два основных направления профилактической и реабилитационной работы:
- профилактические меры –
- реабилитация уже «сгоревших» лиц – восстановление психоэнергетического потенциала, актуализация личностных ресурсов, обретение смысла профессиональной деятельности и жизни, укрепление веры в собственные силы.
Список литературы
1. Абульханова-Славская, К.А. Психологические
и жизненные потери (к проблеме
экологии человека) / Психология
личности в условиях
2. Аминов, Н. А. Дифференциальный подход в исследовании структурной организации главных компонентов педагогических способностей / Н. А. Аминов // Вопр. психологии. - 1995. - № 5. - С. 5-17.
3. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита / Л. И. Анцифирова // Психол. журн. – 1994. - № 1. – С. 3-18.
4. Анцыферова, Л. И. Способность личности к преодолению деформации своего развития / Л. И. Анцифирова // Психол. журн. - 1999. – Т. 20, № 1. - С. 6-19.
5. Берзин, Б.Ю. Сознание масс и самосознание группы. - М. : Изд. АОН, 1991. - 173с.
6. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. - М. : Филинъ, 1996. - 469 с.
7. Большакова, В.В. Очерки по истории русской психологии (XIX - начало XX вв.) /часть 1, проблема формирования личности. Н.Новгород : изд. ВВКЦ, 1994. - 160с.
8. Бодров, В.А. Информационный стресс. М., 2000.
9. Водопьянова, Н. Е. Стратегии и модели преодолевающего поведения / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб., 2001.
10. Byrne, B.M. Burnout: testing for the validity, replication and invariance of causal structure across elementary, intermediate and secondary teachers // American Educational Research J. 1994. V. 31. (3). P. 645-673.
11. Гришина, Е.Н. Методологические проблемы
профессиональной и
12. Гусева, А.С., Лешин, В.В. Развитие
аутопсихологических
13. Елканов, С.Б. Профессиональное
14. Егорова, Т.Е. Аутопсихологическая компетентность личности. – Н. Новгород, Изд-во ВВАГС, 1997.
15. Егорова, Т.Е. Формирование
16. Егорова, Т.Е. Введение в теорию
и практику психофизического
и духовного саморазвития
17. Жариков, Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. - М. : МГУ, 1990. - С. 25-27.
18. Жданов, О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия. - М. : РАГС, 1999.
19. Зейгарник, Б.В. Опосредование и
саморегуляция в норме и патоло
20. Камерон, К., Куинн, Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001.
21. Козиев, В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя./Автореф. канд. дисс. - Л. : ЛГУ, 1980. - 21с.
22. Козлова, Р.П. Преодоление барьеров общения как фактор развития интегральной индивидуальности. (Исследование специалистов ресурсовых центров). Дисс.канд.псих.наук. Пермь, 1994. - 152с.
23. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности
преподавателя и мастера
24. Кайгородов, Б.В. Самопонимание: миф и реальность. – М. : Моск. Психол. - соц. ин-т, 2000. – 184 с.
25. Куликов, Л.В., Михайлова, О.А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний. Вып. 3 / Под ред. А.О. Прохорова. Казань, 2001. - С. 245-255.
26. Маркова, А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. - 190 c.
27. Маркова, А.К. Психологический анализ
профессиональной компетентност
28. Маркова, А.К. Психология профессионализма. М. : Москва, 1996. - 308с.
29. Марасанов, Г.И., Зингер, Т.Э. Психологическая культура руководителя: направления акмеологического анализа// Акмеология: методология, методы и технология. – М., 1998. – С. 201-204.
30. Maslach, C. Burnout: A multidimensional perspective // Professional burnout: Recent developments in the theory and research/ Washington D.C.; Taylor & Trancis, 1993. - P. 19-32.
31. Метельский, Г.И. Психологические
особенности гностической деяте
32. Местон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
33. Митина, Л.М. Формирование
34. Мирзиев, И.Х., Прохоров, А.О. Особенности
регуляции психических
35. Носс, И. Н. Введение в практику психологического исследования / И. Н. Носс, Н. В. Васина ; Моск. гуманитар. ин-т им. Е. Р. Дашковой. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. - 346 с. : ил.
36. Платонов, К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
37. Панов, В.И. Методологические предпосылки
анализа психики как объекта
психологии созидания // Антология
современной психологии конца X
38. Пособие по применению
39. Прохоров, А.О. Психические состояния и их свойства. – Казань, 1994.
40. Прохоров, А.О. Феноменология регуляции психических состояний // Психология психических состояний. – Вып. 4. – С. 263-274.
41. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / под ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. - СПб. : Питер, 2000. - 559 с. : ил.
42. Прохоров, А. О. Психические состояния и их проявление в учебном процессе / А. О. Прохоров. – Казань : Изд-во КГУ, 1991. – 167 с.
43. Психология: Слов. – М., 1990.
44. Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Я.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
45. Психология - производству и восприятию / Под ред. Е.С. Кузьмина. Л., 1977.
46. Реан, А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А. А. Реан, А. А. Баранов // Вопр. психологии. - 1997. - № 1. - С. 94.
47. Рогов, Е. И. Учитель как объект психологического исследования : пособие для школ. психологов по работе с учителем и пед. коллективом / Е. И. Рогов. - М. : Владос, 1998. - 494 с. : ил.
48. Рогинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Рогинская // Психол. журн. - 2002. - Т. 23, № 3. - С. 85-95.
49. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в себе / В. Г. Ромек. - СПб. : Речь, 2002. – 175 с.
50. Рукавишников, А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03, 19.00.05. / А. А. Рукавишников. - Ярославль, 2001. – 173 с.
51. Сандомирский, М. Е. Психосоматика и телесная психотерапия : практ. рук. / М. Е. Сандомирский. - М. : Класс, 2005. - 592 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).
52. Саморегуляция и
53. Селье, Г. Стресс без дисстресса / Г. Селье. - М. : Прогресс, 1979. – 124 с.
54. Ситников, А.П., Деркач, А.А., Елшина,
И.В. Аутопсихологическая
55. Смит, М. Д. Тренинг уверенности в себе : пер. с англ. / М. Д. Смит. - СПб. : Речь, 2000. – 243 с.
56. Столин, В.В. Самосознание личности. - М. : Изд-во МГУ, 1983. - 286c.
57. Степнова, Л.А. Сущностные характеристики
аутопсихологической
58. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999. - С. 186-213.
59. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального
выгорания» как показатель
60. Holt, P., Fine , M.J., Tollefson N. Mediating stress: Survival of the hardy // Psychology in the Schools. 1987. V/24 (1) P. 51-58.
61. Цветков, Э.А. В поисках утраченного Я. – СПб.: Лань, 1995. – 78 с.
62. Четвериков, А.В. Переживание как средство преодоления невозможности реализации жизненных потребностей россиян в период социальных перемен // Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. – М.: РАГС, 2000. – С. 44-52.
63. Шафранова, А.С. Из опыта изучения труда работников посвящения. М., 1925.
64. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002.
65. Щулшенко, И.М. Семестровые экзамены в медицинском вузе: учебная необходимость или дань традиции? // Врачебное дело (Лiкар. справа). 1998. №1. - С. 202-204.
66. Яковлева, Н.В. Психологическая
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Описание методов исследования.
Нами в эмпирическом исследовании использовались методики для исследования профессионального стресса такие, как методика «Синдром эмоционального выгорания» В.В. Бойко; тест- опросник «Самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; самоактуализационный тест (САТ); 16-F опросник Кеттелла; методика исследования социальных ценностей.
Методика «Синдром эмоционального выгорания» В.В. Бойко: