Исследование влияния аутопсихологической компетентности на уровень профессионального стресса у преподавателей высшей школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:05, дипломная работа

Краткое описание

В условиях быстро меняющихся социально-экономических отношений в России возрастает потребность в подготовке специалистов, способных быстро адаптироваться и эффективно развивать свою профессиональную компетентность. Если понимать личность не только как объект воздействия со стороны институтов воспитания и общества в целом, но и как субъект развития - саморазвивающуюся, самодостаточную, самоцельную, самоактуализирующуюся единицу человеческого общества, то встает вопрос о воспитании психологической культуры человека, которая обеспечит его саморазвитие. Здесь главным принципом выступает гуманистическая направленность формирования личностных новообразований, которые должны быть доступны самоконтролю со стороны личности и неподвластны внешнему манипулированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…...…3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования.
1.1. Генезис изучения проблемы аутопсихологической компетентности личности…………………………………………………………...………..8
1.2. Понятие аутопсихологической компетентности…………………….……..9
1.3. Аутопсихологическая компетентность, как возможность снижения уровня профессионального стресса……………………………………...18
Глава 2. Исследование профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2.1. Понятие профессионального стресса……………………………………...34
2.2. Психологические детерминанты профессионального стресса…………..37
2.3. Профессиональный стресс у преподавателей высшей школы…………...46
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального стресса у преподавателей высшей школы и возможность снижения его с помощью аутопсихологической компетентности.
3.1. Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….54
3.2. Организация и методика исследования……………………………………55
3.3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….55
Выводы…………………………………………………………………………...99
Заключение…………………………………………………………….............104
Список литературы……………………………………….…………………..106

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Носалёвой Юлии.doc

— 3.65 Мб (Скачать файл)

Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В. В. Бойко. По мнению автора, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Тест - опросник «Самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантелеева:

Тест – опросник самоотношения позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающийся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Методика «16-факторный опросник Кеттелла»:

Опросник предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами, предложен Р. Кеттеллом. Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым. Испытуемому предлагают занести в регистрационный 
бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», 
«не знаю» (или «а», «в», «с»).

Предлагается ответить на ряд вопросов, цель которых выяснить особенности характера, склонностей и интересов. Не существует вопросов, на которые можно дать «правильный» или «неправильный» ответы, так как они отражают лишь особенности, присущие различным людям. Обработка полученных данных производится с помощью «ключа». Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» - в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл. Полученное значение каждого фактора переводится в стены с помощью приведенных таблиц.

Методика исследования социальных ценностей личности.

Методика способствует выявлению личностных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений. Опросник позволяет определить предпочитаемые ценностные ориентации по семи параметрам: 1) профессиональные; 2) финансовые; 3) семейные; 4) социальные; 5) общественные; 6) духовные; 7) интеллектуальные ценности.

Обработка и интерпретация результатов производиться в соответствии с ключом. Чем выше итоговое количество баллов в каждом разделе, тем большую ценность представляет для человека данное направление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Практические рекомендации по профилактики профессионального стресса путем развития аутокомпетентности.

Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Для профилактики профессионального стресса следует обратиться к рекомендациям, помогающим избавиться от психологического стресса с помощью развития аутокомпетентности.

1. Изменение отношения  к ситуации является одним из путей возможности снижения стресса.

Велика вероятность того, что, воспринимая критическую ситуацию и мысленно оценивая, сколько неприятностей принесет тот или иной удар судьбы, каждый  человек впадет в «панику», которая полностью лишит его возможности сосредоточиться на решении проблемы. Можно согласиться с древним высказыванием философа Марка Аврелия: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». Великий французский мыслитель Монтень говорил: Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее». Такая оценка полностью зависит от самого человека. Чем менее трагично он воспринимает стрессовые ситуации, тем менее разрушительное действие оказывает стресс.

Для уменьшения страха перед трудными обстоятельствами Д. Карнеги предлагает заставить себя мысленно принять самое худшее. Это помогает сбросить груз панического беспокойства, мешающего искать (и находить) правильный выход. Он указывает магическую формулу У. Х. Кэрриеэра, которая содержит три правила:

1. Спросить себя: «Что меня ожидает в самом худшем случае?»

2. Приготовиться принять это  как неизбежное.

3. Спокойно подумать, как изменить  ситуацию.

Смирившись с самым худшим, говорит Карнеги, мы понимаем, что нам терять нечего, и тогда наши силы автоматически высвобождаются.

Среди общих рекомендаций профилактики стресса и выгорания можно назвать следующее:

- не относиться к себе, как  к жертве обстоятельств – это  снижает адаптационные возможности  организма;

- вырабатывать у себя определенное  жизнерадостное умонастроение, положительное отношение к окружающему миру и принятию ситуации, какой бы она не была;

- не откладывать надолго важные  дела, ибо стресс «незавершенного  дела» будет истощать ваши  ресурсы;

- формировать философское отношение  к жизни и социуму: «Я не принимаю общество, в котором живу, однако не воюю с ним, а учусь реализовывать свои жизненные программы и потенциалы в тех условиях, в которых живу и которые не могу изменить»;

- проявлять заботу о своем  настроении и положительном жизненном  настрое, овладевать навыками самовнушения «радости дня», радости выполняемо работы.

2. Общение с близким  человеком, как возможность выговориться, снять напряжение.

Общение с близким человеком, один из лучших способов успокоения, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.

3. Важно снять эмоциональную  напряженность.

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.

Когда человек выговориться, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку. Для экстренного понижения уровня напряжения может быть использовано общее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства.

Важный способ снятия психического напряжения – это активизация чувства юмора. Как считал С. Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано.

Эмоциями можно управлять и путем регуляции внешнего их проявления: чтобы легче перенести боль, нужно стараться ее не демонстрировать.

4. Контроль внешних проявлений  эмоций.

Приглядитесь к своим движениям, осанке, позе, рукам, ведь внешний вид – это зеркало нашего внутреннего состояния. Корректируя его, можно воздействовать на свое психическое состояние. Чаще всего нам мешает излишняя психическая напряженность, меняющая наш облик не в лучшую сторону.

Какие же упражнения можно использовать для снятия излишней психической напряженности, для эмоциональной разрядки?

Начните с лица. Посмотрите на себя мысленно – как бы со стороны – или посмотрите на себя в зеркало. Избавьте лицо от ненужных внутренних «зажимов». Сделайте вдох, задержите дыхание на 10-15 секунд. После выдоха проведите по лицу рукой, словно убирая остатки напряжения, тревоги, раздражения. Вспомните об улыбке – поднимите уголок губ вверх, «улыбнитесь» глазами. Не забывайте, что ваше лицо выглядит так более привлекательным.

Психическое напряжение может проявляться  и в нашей речи. Следите за своим голосом, не переходите на очень низкий или высокий тембр. При сильном волнении темп речи обычно убыстряется, мысль опережает словесное ее выражение. Учитывая это, контролируйте темп речи, ее замедление действует успокаивающе.

Не позволяйте себе «депрессивную» походку и осанку: сутулиться, опускать вниз голову, втягивать ее в плечи. Проверьте состояние ваших рук, пальцев. Они должны быть спокойными. Нервное движение пальцев не только усугубляет напряженность, но и выдает ваше состояние.

После такого самоконтроля за внешними появлениями психического состояния следует научиться управлять направленностью сознания, т.е. отвлечению от эмоционально значимых ситуаций, угнетающих мыслей и воспоминаний.

Важным свойством аутокомпетентности является саморегуляция.

5. Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Способы саморегуляции:

- смех, улыбка, юмор;

- размышления о хорошем, приятном;

- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

- рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном;

- вдыхание свежего воздуха;

- чтение стихов;

- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;

- прослушивание спокойной, тихой  музыки.

Так же к способам саморегуляции относятся дыхательные упражнения, упражнения, связанное с воздействием слов, снижающие возбуждение, помогающие управлять нервно-психической напряженностью и настроением.

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И, наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией.

С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения. Способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.

От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни.

Упражнение 1. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вздох. На следующие четыре счета проводится задержка дыхания. Затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6. снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Упражнение 2. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание (5-6 секунд), напрячь мышцы тела, затем медленный выдох и расслабление всех мышц. Повторить 9-10 раз, стараясь с каждым разом увеличить время задержки дыхания, выдоха и расслабления.

Упражнение 3. Сделать медленный и глубокий вдох, напрягая мышцы. Пауза – 2-3 секунды, затем быстрый выдох и стремительное расслабление всех мышц. Выполнять 2-3 минуты.

Для снятия напряжения можно также использовать сжимание и разжимание пальцев, вращение расслабленными кистями, стопами, плечами, головой, микронапряжение отдельных мышечных групп, всевозможные расслабления мышц лица.

Если вы испытываете вялость, у вас пониженный мышечный и психический тонус, то для активизации психофизического состояния можно использовать следующий прием: на вдохе максимально расслабить все мышцы, в особенности лица, рук, плечевого пояса, далее сделать «форсированный» (короткий, резкий) выдох с сильным и быстрым напряжением мышц тела, после чего расслабиться.

Информация о работе Исследование влияния аутопсихологической компетентности на уровень профессионального стресса у преподавателей высшей школы