Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:56, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.
Объектом исследования является направленность личности.
Предметом исследования выступают компоненты структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме направленности личности подростков и юношей;
2. Провести исследование структурных компонентов направленности личности подростков и юношей:
1) видов и типов направленности личности подростков и юношей (проявления направленности личности);

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

Введение

Актуальность  исследования. Направленность личности рассматривается в качестве ведущей личностной подструктуры в структуре личности [25].

Проблема направленности является одной из важнейших в  психологии формирования личности. Подростковый и юношеский возраст являются особым возрастным периодом для формирования направленности личности. В подростковом возрасте происходит становление личности, следовательно, и ее направленности. В подростковом и юношеском возрасте особую роль начинает играть социальная направленность, что особенно проявляется в старшем юношеском возрасте, когда человек открыт на общество.

Подростковый и юношеский  возраст являются сенситивными периодами, формирования установок, интересов  и ценностей как структурных  компонентов направленности личности. Изменения, происходящие в структурных компонентах направленности личности подростков и юношей, определили актуальность нашего исследования.

Изучением общих представлений  о направленности личности в отечественной  психологии занимались С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Додонов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейн.

Проблемой направленности личности в онтогенезе занимались такие ученные  как Л.И. Божович, М.С. Неймарк, В.Э. Чудновский, Т.Е. Конникова, К. Рошак и другие.

В.В. Богословский отмечал: «Направленность  личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений  и активность человека» [4]. Понятие  «направленность личности» ввел в научный обиход С.Л. Рубинштейн, характеризуя ее через интересы, потребности, склонности, устремления человека [30].

Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется  ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека [6].

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением  потребности субъекта. Под мотивом  также часто понимают причину, лежащую  в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта [20].

Установка, по мнению Н.Д Узнадзе, – это целостное изменение личности, возникающее в процессе взаимоотношений организма со средой и определяющее собой всю психическую деятельность[35].

Г. Олпорт определяет социальную установку, как состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное его прошлым опытом [28].

Важным структурным компонентом направленности личности являются ценностные ориентации. Направленность личности определяется системой ценностей и основными потребностями.

Ценностные ориентации –  сложный социально-психологический  феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл  и направление личностным позициям, поведению, поступкам [23].

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону  направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения.

Целью работы является изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.

Объектом исследования является направленность личности.

Предметом исследования выступают компоненты структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.

Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический  анализ литературы по проблеме  направленности личности подростков  и юношей;

2. Провести исследование структурных компонентов направленности личности подростков и юношей:

1) видов и  типов направленности личности  подростков и юношей (проявления  направленности личности);

2) уровня, широты, интенсивности, действенности, устойчивости  направленности личности (динамические изменения направленности личности;

3) мотивов, ценностей  и установок (составляющие направленности  личности).

3. Описать структурные  компоненты направленности личности  подростков и юношей 

4. Выявить различия структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: наблюдение, тестирование, метод статистической обработки данных – t-критерий Стьюдента, φ-критерий (углового преобразования Фишера).

В качестве методик исследования нами были использованы следующие:

  1. методика определения доминирующей личностной направленности И.Д. Егорычевой;
  2. методика определения социальной направленности (А.К. Осницкий);
  3. методика «Конструктивность мотивации» (В.П. Трусов);
  4. методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
  5. методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф.Потемкина).

Эмпирическая  база исследования. Исследование проводилось с февраля 2009 по апрель 2010 года. В исследовании принимали участие учащиеся 7 – 11 классов школ г. Пензы в возрасте 12-17 лет. По методике И.Д. Егорычевой проходили тестирование 74 подростка и 98 юношей, по методике А.К. Осницкого было протестировано 35 подростков и 35 юношей, по методике В.П. Трусова прошли тестирование 71 подросток и 71 юноша, по методике М. Рокича было протестировано 35 подростков и 35 юношей, по методике О.Ф. Потемкиной прошли тестирование 139 подростков и 95 юношей.

Научная новизна нашей работы состоит в том, что мы определяем устойчивость, широту, интенсивность и общественную значимость компонентов структуры направленности личности подростков и юношей.

Практическая  значимость нашей работы определяется тем, что содержательное выявление направленности личности создает возможность для анализа ее реальных отношений к себе и к миру, а также прогнозирование путей психического развития ребенка, его ценностных ориентаций, особенностей мотивации и развития установок личности.

Достоверность результатов обеспечивалась достаточным объемом выборочной совокупности, применением научно-обоснованных методов и приемов исследования, использованием различных видов анализа с применением методов математической статистики.

Апробация работы. Дипломная работа прошла апробацию и заслушивалась на пленарном заседании ХIV межвузовской конференции преподавателей и студентов, посвященной памяти Н.Ф. Реймерса и была отмечена дипломом второй степени.

По теме опубликованы следующие статьи: «Изучение компонентов структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах» сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии»; «Изучение установок и мотивов как компонентов содержательной части направленности подростков и юношей» сборник статей «Реймеровские чтения: материалы ХIV межвузовской конференции преподавателей и студентов, посвященной памяти Н.Ф. Реймерса».

Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения, содержит 12 таблиц. Библиографический список включает 43 литературных источника. Общий объем дипломной работы вместе с приложением составляет 94 страницы машинописного текста.

 

Глава 1 Теоретический анализ проблемы изучения компонентов структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах

1.1 Проблема структурных компонентов направленности личности

Проблема направленности личности является одной из важнейших  в психологии формирования личности. Большинство психологов, занимающихся проблемой направленности, считают, что направленность личности является сложным мотивационным образованием.

Направленность  определяет жизненную позицию человека, составляет важнейшую сторону личности, определяет ее социальную и нравственную ценность [11].

Изучением направленности личности в отечественной психологии занимались С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Додонов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельтдштейн и др.

В словаре «Психология» (1990) под направленностью понимается устойчиво доминирующая система мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д. в которых проявляют себя потребности человека: глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами», по Л.С. Выготскому), обуславливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп, степенью осознанности своих отношений к действительности [27].

Б.Ф. Ломов считал, что направленность выступает как системообразующее свойство личности, и рассматривал ее как отношение того, что личность получает и берет от общества, к тому, что она дает, вносит в его развитие. Другими словами, к тому, как конкретная личность участвует в социальных процессах: содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется от участия в них.

Б.Ф. Ломов считал, что именно потребностно-смысловая  сфера характеризует направленность личности, является ее фундаментом, на котором формируются жизненные  цели и планы.

Но потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность лишь частично. Направленность как свойство личности имеет и другие формы проявления. Это ценностные ориентации, интересы. Б.Ф. Ломов обобщает характеристики личности понятием «субъективные отношения личности». Понятие «субъективные отношения личности» является родовым по отношению к понятиям «установка», «личностный смысл» и «антитюд» [38].

Существуют  разные определения понятия направленности личности. С.Л. Рубинштейн рассматривает  направленность личности как «динамическая тенденция», А.Н. Леонтьев, как «смыслообразующий мотив», В.Н. Мясищев, как «доминирующее отношение», Б.Г. Ананьев рассматривает, как «основная жизненная позиция», А.С. Прангишвили, как «динамическая организация сущностных сил человека».

Практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. У Б.И. Додонова — это система потребностей; у К.К. Платонова — совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений; у Л.И. Божович и Р.С. Немова — система или совокупность мотивов и т. д.

Одни исследователи  понимают под направленностью иерархию мотивов (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), другие отождествляют с системой потребностей (Б.И. Додонов, П.И. Рейнвальд). Некоторые авторы относят направленность к основным свойствам личности, представляют ее как компонент характера (Б.Г. Ананьев, Н.Д. Левитов), связывают с интересами, убеждениями, мировоззрением (С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Железняк, К.К. Платонов).

Чаще всего  в научной литературе под направленностью  понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации [20].

Направленность  всегда социально обусловлена и  формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное время от основной деятельности.

Направленность является сложным образованием и имеет многоуровневую и многокомпонентную структуру. В структуру направленности личности входят мотивы, интересы, ценности и установки. Мотивы, интересы, ценности и установки являются структурными компонентами направленности личности. Каждый из компонентов направленности личности вносит свой вклад в ее развитие и формирование [39].

Основными сферами  для реализации мотивов, интересов, ценностей и установок человека, а в целом и направленности личности являются:

  • личностная сфера
  • деятельностная сфера
  • коллективистическая сфера.

В данных сферах компоненты направленности личности образуют множество взаимосвязей, характеризующих  ориентиры личности, как в постоянных, так и в изменяющихся условиях.

К.К. Платонов включает в направленность отношения и моральные черты личности, различает в ней уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность, считая, что в формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества человека [25].

Характеризуя  направленность личности в целом, нужно обратить внимание на динамику и проявления в обозначенных сферах компонентов направленности личности.

Динамика компонентов  направленности личности включается в  себя: уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень — это  общественная значимость направленности человека. Только общественно значимые цели, побуждающие его к деятельности, могут обеспечивать высокий уровень  направленности его личности и тем  положительно влиять на другие ее качества. В общественной направленности человека проявляется его моральный облик. Высокий уровень общественной направленности называют идейностью личности, формируемой в процессе воспитания.

Информация о работе Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей