Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:56, дипломная работа
Целью работы является изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.
Объектом исследования является направленность личности.
Предметом исследования выступают компоненты структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме направленности личности подростков и юношей;
2. Провести исследование структурных компонентов направленности личности подростков и юношей:
1) видов и типов направленности личности подростков и юношей (проявления направленности личности);
Введение
Актуальность исследования. Направленность личности рассматривается в качестве ведущей личностной подструктуры в структуре личности [25].
Проблема направленности является одной из важнейших в психологии формирования личности. Подростковый и юношеский возраст являются особым возрастным периодом для формирования направленности личности. В подростковом возрасте происходит становление личности, следовательно, и ее направленности. В подростковом и юношеском возрасте особую роль начинает играть социальная направленность, что особенно проявляется в старшем юношеском возрасте, когда человек открыт на общество.
Подростковый и юношеский возраст являются сенситивными периодами, формирования установок, интересов и ценностей как структурных компонентов направленности личности. Изменения, происходящие в структурных компонентах направленности личности подростков и юношей, определили актуальность нашего исследования.
Изучением общих представлений о направленности личности в отечественной психологии занимались С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Додонов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейн.
Проблемой направленности личности в онтогенезе занимались такие ученные как Л.И. Божович, М.С. Неймарк, В.Э. Чудновский, Т.Е. Конникова, К. Рошак и другие.
В.В. Богословский отмечал: «Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека» [4]. Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С.Л. Рубинштейн, характеризуя ее через интересы, потребности, склонности, устремления человека [30].
Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека [6].
Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта [20].
Установка, по мнению Н.Д Узнадзе, – это целостное изменение личности, возникающее в процессе взаимоотношений организма со средой и определяющее собой всю психическую деятельность[35].
Г. Олпорт определяет социальную установку, как состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное его прошлым опытом [28].
Важным структурным компонентом направленности личности являются ценностные ориентации. Направленность личности определяется системой ценностей и основными потребностями.
Ценностные ориентации –
сложный социально-
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения.
Целью работы является изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.
Объектом исследования является направленность личности.
Предметом исследования выступают компоненты структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический
анализ литературы по проблеме
направленности личности
2. Провести исследование структурных компонентов направленности личности подростков и юношей:
1) видов и типов направленности личности подростков и юношей (проявления направленности личности);
2) уровня, широты,
интенсивности, действенности,
3) мотивов, ценностей
и установок (составляющие
3. Описать структурные
компоненты направленности
4. Выявить различия структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: наблюдение, тестирование, метод статистической обработки данных – t-критерий Стьюдента, φ-критерий (углового преобразования Фишера).
В качестве методик исследования нами были использованы следующие:
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с февраля 2009 по апрель 2010 года. В исследовании принимали участие учащиеся 7 – 11 классов школ г. Пензы в возрасте 12-17 лет. По методике И.Д. Егорычевой проходили тестирование 74 подростка и 98 юношей, по методике А.К. Осницкого было протестировано 35 подростков и 35 юношей, по методике В.П. Трусова прошли тестирование 71 подросток и 71 юноша, по методике М. Рокича было протестировано 35 подростков и 35 юношей, по методике О.Ф. Потемкиной прошли тестирование 139 подростков и 95 юношей.
Научная новизна нашей работы состоит в том, что мы определяем устойчивость, широту, интенсивность и общественную значимость компонентов структуры направленности личности подростков и юношей.
Практическая значимость нашей работы определяется тем, что содержательное выявление направленности личности создает возможность для анализа ее реальных отношений к себе и к миру, а также прогнозирование путей психического развития ребенка, его ценностных ориентаций, особенностей мотивации и развития установок личности.
Достоверность результатов обеспечивалась достаточным объемом выборочной совокупности, применением научно-обоснованных методов и приемов исследования, использованием различных видов анализа с применением методов математической статистики.
Апробация работы. Дипломная работа прошла апробацию и заслушивалась на пленарном заседании ХIV межвузовской конференции преподавателей и студентов, посвященной памяти Н.Ф. Реймерса и была отмечена дипломом второй степени.
По теме опубликованы следующие статьи: «Изучение компонентов структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах» сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии»; «Изучение установок и мотивов как компонентов содержательной части направленности подростков и юношей» сборник статей «Реймеровские чтения: материалы ХIV межвузовской конференции преподавателей и студентов, посвященной памяти Н.Ф. Реймерса».
Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения, содержит 12 таблиц. Библиографический список включает 43 литературных источника. Общий объем дипломной работы вместе с приложением составляет 94 страницы машинописного текста.
Глава 1 Теоретический анализ проблемы изучения компонентов структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах
1.1 Проблема структурных компонентов направленности личности
Проблема направленности личности является одной из важнейших в психологии формирования личности. Большинство психологов, занимающихся проблемой направленности, считают, что направленность личности является сложным мотивационным образованием.
Направленность определяет жизненную позицию человека, составляет важнейшую сторону личности, определяет ее социальную и нравственную ценность [11].
Изучением направленности личности в отечественной психологии занимались С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Додонов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельтдштейн и др.
В словаре «Психология» (1990) под направленностью понимается устойчиво доминирующая система мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д. в которых проявляют себя потребности человека: глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами», по Л.С. Выготскому), обуславливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп, степенью осознанности своих отношений к действительности [27].
Б.Ф. Ломов считал, что направленность выступает как системообразующее свойство личности, и рассматривал ее как отношение того, что личность получает и берет от общества, к тому, что она дает, вносит в его развитие. Другими словами, к тому, как конкретная личность участвует в социальных процессах: содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется от участия в них.
Б.Ф. Ломов считал,
что именно потребностно-смысловая
сфера характеризует
Но потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность лишь частично. Направленность как свойство личности имеет и другие формы проявления. Это ценностные ориентации, интересы. Б.Ф. Ломов обобщает характеристики личности понятием «субъективные отношения личности». Понятие «субъективные отношения личности» является родовым по отношению к понятиям «установка», «личностный смысл» и «антитюд» [38].
Существуют
разные определения понятия
Практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. У Б.И. Додонова — это система потребностей; у К.К. Платонова — совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений; у Л.И. Божович и Р.С. Немова — система или совокупность мотивов и т. д.
Одни исследователи понимают под направленностью иерархию мотивов (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), другие отождествляют с системой потребностей (Б.И. Додонов, П.И. Рейнвальд). Некоторые авторы относят направленность к основным свойствам личности, представляют ее как компонент характера (Б.Г. Ананьев, Н.Д. Левитов), связывают с интересами, убеждениями, мировоззрением (С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Железняк, К.К. Платонов).
Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации [20].
Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное время от основной деятельности.
Направленность является сложным образованием и имеет многоуровневую и многокомпонентную структуру. В структуру направленности личности входят мотивы, интересы, ценности и установки. Мотивы, интересы, ценности и установки являются структурными компонентами направленности личности. Каждый из компонентов направленности личности вносит свой вклад в ее развитие и формирование [39].
Основными сферами для реализации мотивов, интересов, ценностей и установок человека, а в целом и направленности личности являются:
В данных сферах компоненты направленности личности образуют множество взаимосвязей, характеризующих ориентиры личности, как в постоянных, так и в изменяющихся условиях.
К.К. Платонов включает в направленность отношения и моральные черты личности, различает в ней уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность, считая, что в формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества человека [25].
Характеризуя направленность личности в целом, нужно обратить внимание на динамику и проявления в обозначенных сферах компонентов направленности личности.
Динамика компонентов направленности личности включается в себя: уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность.
Уровень — это
общественная значимость направленности
человека. Только общественно значимые
цели, побуждающие его к
Информация о работе Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей