Исследование роли медиаторства в преодолении конфлитных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 09:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить психологические особенности медиаторства как одного из наиболее эффективных методов разрешения конфликтов в трудовом коллективе.
Задачи исследования:- осуществить теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме конфликта и методов его разрешения;
- выявить факторы, причины и условия возникновения и решения конфликтных ситуаций на основе психологических исследований;
- опытно-экспериментальным путем выявить пути решения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе и психологические особенности медиаторства; осуществить разрешение конфликтной ситуации в ООО «Гигиена и экспертиза».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ МЕДИАТОРСТВА В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИТНЫХ СИТУАЦИЙ….….7
1.1. Проблема конфликта в отечественной и зарубежной психологии ……....7
1.2. Пути преодоления конфликтов в трудовом коллективе…..…………………………………………………………….……...19
1.3. Медиаторство как один из методов преодоления конфликтов…..…………………………………………………………………..37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАТОРСТВА В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ…53
2.1. Организация и методы исследования……………….…………………….53
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального исследования…………………………………………….………………………61
2.3. Особенности разрешения конфликтной ситуации в трудовом
коллективе ООО «ГИГИЕНА И ЭКСПЕРТИЗА»…….……………….……..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………75
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………77

Вложенные файлы: 1 файл

ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ МЕДИАТОРСТВА В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИТНЫХ СИТУАЦИЙ.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)


3

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ МЕДИАТОРСТВА В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИТНЫХ СИТУАЦИЙ….….7

1.1. Проблема конфликта в отечественной и зарубежной психологии ……....7

1.2. Пути преодоления конфликтов в трудовом коллективе…..…………………………………………………………….……...19

1.3. Медиаторство как один из методов преодоления конфликтов…..…………………………………………………………………..37

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАТОРСТВА В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ…53

2.1. Организация и методы исследования……………….…………………….53

2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального исследования…………………………………………….………………………61

2.3. Особенности разрешения конфликтной ситуации в трудовом
коллективе ООО «ГИГИЕНА И ЭКСПЕРТИЗА»…….……………….……..65

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..73

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………75

 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………77


ВВЕДЕНИЕ

 

В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, объединяя собою разнородные явления: так, по трудам Костелло и Залкинда, конфликт используется для описания поведения групп, которые идут одна против другой, соперничества между индивидами и субъективной неопределенности внутри индивида. В то же время конфликтом называют межличностные трудности и внутриличностные переживания и кризисные явления, предмет психотерапевтической работы и столкновение алгоритмов решения учебных задач у ребенка и другое.

Исследователи психологии в поисках причин конфликтов обнаруживают различные явления. Принято считать, что причины эти одни и те же на всех уровнях социальных конфликтов, будь то конфликты межличностные, межгрупповые или международные.

По утверждению А.Я.Анцупова, А.И.Шипилова исследованием конфликта занимаются не менее 11 областей научного знания: психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, социобиология, математика и военные науки. При этом разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием: экономисты отождествляют конфликт с конкуренцией, психологи – с трудностями, напряженностью, социологи заменяют им понятие дебатов, оппозиции и т.д.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) в психологической науке трактуется как столкновение противоречивых или несовместимых интересов. Вместе с этим конфликт является элементом человеческой деятельности и существования. Причины конфликтов бывают объективные и субъективные: различия в целях, ограниченность ресурсов; различия в восприятии ценностей; разные уровни образования, стили поведения; недостаточная коммуникативность и т. д. Конфликты возникают между людьми по поводу решения тех или иных вопросов жизнедеятельности. Однако не всякое противоречие приводит к конфликтам. Конфликт возникает лишь тогда, когда противоречия обостряются.

В трудовых коллективах конфликты проявляются очень ярко. Существуют конфликты между фирмами, организациями, ассоциациями, в рамках одной организации. Эти конфликты называют организационными, в частности это диспуты, конфронтации, противоречия. Конфликт имеет свою структуру, началом служит конфликтная ситуация, которая состоит из участников конфликта и объектов конфликта, т.е. причины, из-за которой оппоненты вступают в противоборство. В то же время в структуре конфликта имеет место выход из конфликтной ситуации, по которому определяется значение и ценность конфликта конструктивный выход или с потерями. Большую проблему составляют конфликты, имеющие затяжной, практически неразрешимый характер.

В то же время существуют эффективные пути и методы разрешения сложных спорных ситуаций, среди которых занимает свое место медиаторство.

В современных условиях высокой активности индивидов, стремительного движения людей к достижению целей, столкновения интересов на пути к достижениям поиск эффективных путей разрешения конфликта представляет собой актуальную область исследований.

На основании приведенных положений настоящее исследование отличается актуальностью и имеет большое практическое значение.

Цель исследования - выявить психологические особенности медиаторства как одного из наиболее эффективных методов разрешения конфликтов в трудовом коллективе.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективному применению медиаторства в разрешении конфликтов в трудовом коллективе будут способствовать объективные (мотивированность конфликтующих сторон на совместную работу, высокая напряженность конфликта, ситуация конфликта) и субъективные (заинтересованность медиатора в урегулировании конфликта, способность убеждать, знание ситуации) факторы.

Объектом исследования являются методы разрешения конфликтных ситуаций.

Предмет исследования: психологические особенности медиаторства.

Задачи исследования:

- осуществить теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме конфликта и методов его разрешения;

- выявить факторы, причины и условия возникновения и решения конфликтных ситуаций на основе психологических исследований;

- опытно-экспериментальным путем выявить пути решения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе и психологические особенности медиаторства; осуществить разрешение конфликтной ситуации в ООО «Гигиена и экспертиза».

Теоретическими основами исследования стали труды Алешиной Ю.Е., Андреевой Г.М., Гришиной Н.В., Донцова А.И., Здравомыслова А.Г., Корнелиуса Х., Фэйра Ш., Майерса Д., Петровской А.Л., Полозовой Т.А., Шапиро Д. и других.

Методический аппарат исследования представлен комплексом методов и методик - общенаучные методы анализа, обобщения и сравнения; наблюдение, психологическое тестирование, интервью. Психологическое тестирование сотрудников осуществлялось по пяти методикам

- «Тактика поведения в конфликте»,

- тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н. Гришиной),

- тест «Самоконтроль в общении» (М. Снайдер),

- тест «Оценка акцентуации характера по методике Шмишека»

- тест «Самооценка конфликтности».

База исследования - ООО «Гигиена и экспертиза» г.Ипатово Ставропольского края.

Выборку испытуемых составили члены трудового коллектива в количестве 15 человек.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть рекомендованы для руководителей, менеджеров по персоналу и психологической службы ООО «Гигиена и экспертиза». На их основе психологическая служба может разработать программы тренингов бесконфликтного общения для сотрудников и руководителей службы. Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком литературы, приложениями.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ МЕДИАТОРСТВА В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИТНЫХ СИТУАЦИЙ

 

1.1. Проблема конфликта в отечественной и зарубежной психологии

 

Ведущим направлением развития отечественной школы конфликтологии на современном этапе является изучение и понимание конфликта не с точки зрения отдельно взятого социального явления, но и в тесной связи с правовыми нормами и государственными институтами. Такое понимание конфликта обеспечивает выполнение важнейшей общественной задачи: снижение количества социальных потрясений и столкновений и упорядочение гражданских отношений, которые активно формируются в российском обществе на данном этапе.

Отечественная конфликтология, являясь междисциплинарной наукой, черпает свои знания из многих отраслей, к которым относятся военная наука, искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политология, правоведение, социология, социобиология, философия.

Военная наука рассматривает конфликт как самостоятельное явление. Это обусловлено введением в 1980-х гг. наряду с понятием «война», понятия «военные конфликты», в результате чего война стала пониматься как сложное социальное явление. Исследование военных конфликтов осуществляется по направлениям:

- разработка теории собственного военного конфликта, который включает в себя сущность, классификацию, соотношение войны и военных конфликтов, управление конфликтами, т.е. развитие конфликтов;

- роль и место армии в вооруженных конфликтах;

- стратегические вопросы подготовки и действия вооруженных сил в военных конфликтах;

- действия видов и родов войск в вооруженных конфликтах;

- влияние военных конфликтов на разные аспекты жизнедеятельности общества.

В искусствоведении конфликт выступает одним из центральных понятий. Этот термин появился в искусствоведении в начале 1930-х гг. и в первую очередь понимался как художественный конфликт. В дальнейшем этот термин стал использоваться в театре, в кино, искусстве для характеристики отдельных проявлений, событий, теорий, творческих продуктов и т.п. Существуют разные подходы к пониманию и изучению проблемы в искусстве:

- художественный конфликт как частный момент искусства, когда в качестве структурной единицы анализа выступает произведение (несколько произведений), которое рассматривает конфликт в его предметно-тематической и структурно-композиционной функции;

- конфликт как основание проявления общих для того или иного жанра процессов, и в этом случае присутствует более высокий уровень абстракции;

- конфликт как эстетическая категория, рассматриваемая с философской точки зрения.

В 20-30-х г. ХХв. в рамках изучения проблемы конфликта отечественная педагогика рассматривает такие вопросы, как противоречие в процессе воспитания детей, детское отклоняющиеся поведения, трудное детство, однако проблематика конфликта как отдельного самостоятельного явления не затрагивалась. В этой области работали такие известные ученые, как Л.С. Выготский, А.С. Залужный.

Первое упоминание о конфликте как о самостоятельном феномене детства сделано в работе Б.Т. Лихачева «О конфликте в детском коллективе» (1964). В этой работе особое внимание уделяется анализу причин детских конфликтов в группе и отношению и позиции педагога. Появляется интерес к детским конфликтам в школьных коллективах.

В 70-80х г.г. динамика исследования конфликта характеризуется ростом интереса к этой проблеме.

На современном этапе педагогика изучает проблему конфликта в следующих направлениях:

- конфликты в школьных коллективах, пути их предупреждения и разрешения, изучение конфликта как средства выявления и формирования нравственной зрелости подростка

- сущность конфликта, причины конфликтов в педагогических коллективах, изучение конфликтов между учителями, между директором учебного заведения и его подчиненными, попытки создания конфликтологической службы внутри школ;

- анализ педагогических условий профилактики преодоления конфликтных ситуаций в отношениях между учителями и родителями;

- исследование уровня подготовленности будущих учителей к разрешению конфликтов;

- разработка основ педагогического управления организационными конфликтами.

В русле психологии проблематика конфликта исследуется наиболее широко: осуществляется большое количество интереснейших исследований, ежегодно появляется множество научных работ, публикаций, докладов.

На сегодняшний день в психологии отсутствует общее понимание сущности конфликта и насчитывается множество его определений. Так существуют следующие варианты понимания его сущности:

- столкновение, противодействие, противоречие;

- ситуационная несовместимость;

- разновидность конкурентного взаимодействия;

- ситуация, выход из которой не найден.

Сущностными чертами конфликта являются противоречие между субъектами конфликта, противодействие друг другу, а также негативные эмоции, испытываемые сторонами конфликта по отношению друг к другу. Выделяются субъективные и объективные причины возникновения конфликтов, причем наибольший интерес в психологии наблюдается именно к субъективным факторам.

Существуют следующие виды эволюции конфликта: макроэволюция, межвидовая, внутривидовая у животных, в онтогенезе у животных, в антропогенезе, общественно-историческая, эволюция конфликтов в ХХ в., в онтогенезе человека, эволюция конкретных конфликтов.

Структурными компонентами конфликта являются объект, предмет конфликта, личности оппонентов, ситуация в стране, регионах, месте жительства, условия работы и жизни человека, обстановка социального взаимодействия, потребности между ними, к которым относятся приемы и способы воздействия друг на друга, а также стратегия и тактика противодействия.

Динамика конфликта характеризуется следующими этапами:

- возникновение объективной предконфликтной ситуации;

- основание этой ситуации как конфликтной;

- собственно конфликт;

- разрешение, завершение конфликта;

- послеконфликтная ситуация.

Конфликт может выполнять как деструктивные, так и конструктивные функции, при этом может наблюдаться преобладание одной из функций , и тогда характер конфликта оценивается именно на ее основе, и таким же образом строится стратегия взаимодействия и разрешения конкретной конфликтной ситуации. В качестве информативных источников конфликта выступает информационные модели конфликтной ситуации, информационный обмен сторон, а также та информационная среда, в которой разворачивается конфликт.

Информация о работе Исследование роли медиаторства в преодолении конфлитных ситуаций