Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 09:11, дипломная работа
Цель исследования - выявить психологические особенности медиаторства как одного из наиболее эффективных методов разрешения конфликтов в трудовом коллективе.
Задачи исследования:- осуществить теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме конфликта и методов его разрешения;
- выявить факторы, причины и условия возникновения и решения конфликтных ситуаций на основе психологических исследований;
- опытно-экспериментальным путем выявить пути решения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе и психологические особенности медиаторства; осуществить разрешение конфликтной ситуации в ООО «Гигиена и экспертиза».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ МЕДИАТОРСТВА В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИТНЫХ СИТУАЦИЙ….….7
1.1. Проблема конфликта в отечественной и зарубежной психологии ……....7
1.2. Пути преодоления конфликтов в трудовом коллективе…..…………………………………………………………….……...19
1.3. Медиаторство как один из методов преодоления конфликтов…..…………………………………………………………………..37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАТОРСТВА В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ…53
2.1. Организация и методы исследования……………….…………………….53
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального исследования…………………………………………….………………………61
2.3. Особенности разрешения конфликтной ситуации в трудовом
коллективе ООО «ГИГИЕНА И ЭКСПЕРТИЗА»…….……………….……..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………75
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………77
Для предупреждения конфликтов необходимо создание таких объективных и субъективных предпосылок, которые могли бы обусловить нахождение неконфликтных способов для разрешения конфликтных ситуаций. Факторами, способствующими разрешению конфликта, являются способность человека к самостоятельному и конструктивному разрешению собственных конфликтов, а также хорошо развитое у руководителей умение регулировать и разрешать конфликты внутри своего конфликта.
В психологии изучение конфликта осуществляется в следующих основных направлениях: организационное, деятельное, мотивационное, когнитивное. Также активно изучается проблема межличностных конфликтов, при этом внутриличностные, а также конфликты малых, средних и больших групп и международные конфликты исследуются довольно мало. Также психология изучает конфликты в различных видах и сферах человеческой деятельности и отношений: в трудовых, научно-исследовательских коллективах, в деятельности правоохранительных органов, в воинских коллективах, в спорте, в среде осужденных, в педагогической деятельности, в семейно-брачных отношениях, а также на разных этапах социализации личности в дошкольном, школьном, подростковом возрасте, в различных молодежных и студенческих группах.
Изучение проблем конфликта в психологии сформировало идею о необходимости изучения конфликта на междисциплинарном уровне.
Зарубежная психология на протяжении столетия накопила значительный теоретический и практический материал в изучении конфликтов.
История изучения конфликта в зарубежной психологии имеет два этапа:
начальный - середина ХХ века, когда конфликт рассматривался как в составе других теорий (психоанализ), не имея при этом значения самостоятельного объекта исследования,
второй этап - середина ХХ века-настоящее время, для которого характерно понимание и изучение конфликта как отдельного самостоятельного феномена. На этом этапе начинается разработка понятийного аппарата психологической теории конфликта. Тем не менее, первый этап в изучении проблематики конфликта оказал существенное влияние на дальнейшее изучение и разработку собственно психологических теорий конфликта.
В психологическом подходе проблематика межличностного конфликта в первую очередь разрабатывалась в работах основателя психоанализа австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, который в качестве основной платформы формирования конфликта выдвигал бессознательное. Ученик Фрейда Альфред Адлер рассматривал конфликт как попытку человека освободиться от чувства собственной неполноценности. Заслугой представителей неофрейдизма К.Хорни, Э.Фромма и Г.Салливана является внесение в понимание конфликта социальной основы. По К.Хорни, причиной конфликта между индивидом и окружающими его людьми является недостаточная доброжелательность значимых людей, в первую очередь родителей, в результате чего формируется базальное недоверие к миру. Э.Фромм выдвигал в качестве основной причины возникновение конфликта невозможность индивида реализовать в обществе свои стремления и потребности.
Социальное направление в изучении конфликта формируется в 20-30-х г.г., когда интерес к этой проблеме возникает у социальных психологов. У. Мак-Дугалл так рассматривал проблему конфликта: это неизбежное явление для общества, так как люди обладают такими социальными инстинктами, как страх, стадность, самоутверждение, которые передаются по наследству и именно поэтому обусловливают возникновение между людьми противоборства. Автор строит свое понимание конфликта на утверждении Дарвина о том, что существование и развитие вида обеспечивает именно инстинкт борьбы за выживание, и этот постулат распространяется им и на общество людей. Свою теорию он назвал теорией социальных инстинктов.
Этологический подход в изучении конфликта возник в 30-х г.г. в работах австрийского естествоиспытателя К.Лоренца, который в качестве причины всех социальных конфликтов выдвигал агрессивность индивида и толпы. Он утверждал, что человек и животные имеют сходные механизмы возникновения агрессии, а агрессивность рассматривается как постоянное состояние живого организма.
Теория групповой динамики, которую разрабатывал К.Левин, рассматривает поведение как динамическую систему, основанную на равновесии между индивидом и средой.
Нарушение этого равновесия приводит к напряжению, которое проявляется в виде конфликта. Основным средством разрешения конфликта, по Левину, является «реорганизация мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов».
Фрустрационно-агрессивная теория конфликта была создана американским психологом Дж.Доллардом на основе работ Фрейда и Левина. Эта концепция соединяет в себе две причины конфликтов - биосоциальную, под которой понимается агрессивность самого индивида, и социальную, т.е. фрустрацию. Фрустрация и агрессия тесно связаны между собой: агрессия возникает на основе фрустрации и является ее показателем.
Поведенческое направление в изучении проблемы конфликта представлено работами американского психолога А.Басса, который в качестве причин рассматривает не только биологические, врожденные факторы, но также акцентирует внимание и на социальном окружении, благодаря которому врожденные качества могут изменяться, эти изменения происходят в результате взаимодействия индивида и социальной сферы.
Социометрическая теория конфликта разрабатывалась Я.Морено, который рассматривал межличностные конфликты через призму тех эмоциональных отношений (симпатий, антипатий), которые установились между людьми. Основным средством разрешения любых, не только межличностных, но и международных конфликтов является координация, расположение людей по отношению друг к другу таким образом, чтобы это соответствовало сформированным у них предпочтительным эмоциональным отношениям.
Символический интеракционизм, основателем которого является американский психолог и социолог Дж.Мид, рассматривал конфликт как следствие процесса социального взаимодействия. Это положение развивал Т. Шибутани, который считал, что возникающее в плоскости отношений между средой и индивидом возмущение ведет к внутренней дисгармонии, и для устранения этого негативного ощущения индивид стремится к совершению активных действий, способствующих приспособлению к окружающей среде, а конфликт возникает в процессе этого приспособления.
На основе синтеза психоаналитической концепции и интеракционализма была создана теория трансактного анализа Э.Бериа - конфликт возникает в результате так называемых пересекающихся трансакций, которые возникают в ходе взаимодействия людей друг с другом. В этом случае индивиды взаимодействуют с разных позиций. Бери выделяет три позиции – родитель, ребенок и взрослый, которые составляют основу личности и определяют поведение. Позиция ребенка основана на спонтанных эмоциях, родитель- это преобладание стереотипного поведения, а позиция взрослого включает в себя рациональное, гибкое и ситуативное восприятие и отношение к реальности.
На современном этапе изучение конфликта в зарубежной психологии идет в следующих направлениях: теоретико-игровая, теории организационных систем, теории и практики переговорного процесса.
В теоретико-игровом (М.Дойч) направлении основной задачей является создание универсальной схемы взаимодействия в ситуации конфликта и успешное её разрешение. Эта схема строится на различных играх, способствующих осознанию и проработке возникших конфликтов. В рамках данного подхода рассматриваются два основных стиля поведения в конфликте - кооперативное и конкурентное. М.Дойч утверждает, что основой конфликта является несовместимость целей участников взаимодействия. Основной упор автор делает на изучение мотивации сторон - участниц конфликта. Разрешение конфликта возможно двумя способами - деструктивным и конструктивным. Второй вариант разрешения конфликта предполагает убежденность участников в достижении своих целей.
Теория организационных систем представляет собой альтернативную теоретико-игровой концепцию. Авторами этой теории являются Р.Блейк, Дж. Мутон и К.Тамас. Эта теория основана на исследовании стилей конфликтного поведения людей в реальных жизненных условиях. Авторами определяются 5 стратегий поведения, основанных на сочетании стереотипа отношения к сопернику и установки на достижение личных целей. Таким образом, возможными стратегиями поведения являются конкуренция, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество. Эта теория ориентирована в первую очередь на изучение реального поведения людей, однако методы опросов, которые авторы используют с целью диагностики стилей поведения в конфликте и способов его разрешения, в большей степени направлены на выявление намерений субъектов конфликта, нежели на исследование их реального поведения.
В 60-70-х г.г. ХХ века происходит формирование самостоятельного направления в изучении теории и практики переговорного процесса, который выступает частью конфликта. На сегодняшний день это направление является одним из перспективных в психологических исследованиях природы конфликта. Это направление ведет исследования по следующим проблемам:
- выявление совокупности условий, которые способствуют принятию участниками конфликта решения о начале переговоров;
- изучение самого процесса переговоров, в случае если участниками конфликта уже было принято решение о переговорах.
Люди вступают в социальное взаимодействие независимо от их воли, и такое взаимодействие является основным условием формирования общества. Это утверждал главный идеолог марксизма Карл Марк. Развитие общества происходит по принципу диалектического закона единства и борьбы противоположности.
Под противоположностями здесь понимается разные большие социальные группы (классы). Отношения между классами общества изначально проблематичны из-за существующей системы распределения ресурсов. Диалектические взаимоотношения между классами являются основой марксисткой теории конфликта. То есть социальный конфликт в условиях острой классовой борьбы является неизбежным явлением общественной жизни. Марксистская теория социального конфликта содержит следующие основные положения:
1) глубина и сила конфликта между господствующими и подчиненными классами зависит от неравномерности распределяемых дефицитных ресурсов: чем она больше, тем сильнее и глубже выражен антагонизм в отношениях;
2) полное осознание подчиненными классами своих истинных интересов повышает вероятность недовольства существующей системой распределения благ;
3) глубокое недовольство существующей системой распределения ресурсов повышает вероятность объединения подчиненных классов и вступление их в противоборство с господствующими классами.
4) высокая идеологическая унификация подчиненных классов способствует большему развитию структуры их политического руководства и повышает поляризацию противоборствующих классов;
5) высокая поляризация противоборствующих классов способствует формированию насильственного характера возникающего конфликта.
Достоинством марксисткой теории является то, что в ней существует конкретный исторический опыт анализа различных конфликтных ситуаций, в частности с марксистских позиций рассматриваются следующие проблемы:
- изучение движущих сил революции и диалектических отношений между ними;
- искусство управления вооруженным восстанием;
- политика привлечения на сторону рабочего класса новых союзников;
- предупреждение возникновения контрреволюционной ситуации;
- организация работы в мирных, послереволюционных условиях жизни.
Одним из явных недостатков марксистской теории конфликта является то, что любой социальный конфликт, в котором участвуют широкие слои общества, рассматривается исключительно в контексте его политической значимости, а это существенно снижает возможность рассмотрения данного явления другими общественными науками.
Ещё одним недостатком марксистской теории является то, что в ее русле не осуществлялось теоретического анализа поведенческих форм классовых конфликтов, а главной и единственной причиной возникновения любого социального конфликта выступают существующие экономические отношения. Любой конфликт, по Марксу, имеет только одну цель - стремление к контролю над дефицитными ресурсами.
Также несостоятельность данной теории проявилась и в том, что марксизм в своем понимании конфликта остался в рамках своего времени и не смог преодолеть многие предрассудки своей эпохи. К таким в первую очередь относится убеждение в том, что будущее социальное общество будет лишено глобальных социальных и политических конфликтов, останутся только локальные межличностные конфликты.
Важнейший и основной вклад в изучение природы конфликта в отечественной и зарубежной конфликтологии принадлежит психологии, социологии и политологии. Но, тем не менее, развитие отечественной и западной конфликтологии имеет свои отличия, которые можно проанализировать в следующих аспектах:
1) исторический аспект. В зарубежной психологии первые попытки создания теории конфликта и осмысления роли в общественной жизни осуществлялись ещё во второй половине ХIХ в. Это работы К.Маркса, который изучал проблемы конфликтов в русле капиталистического общества. В конце ХIХ в. в западной конфликтологии появилось новое направление в изучении конфликтов - межличностные конфликты.
Отечественная конфликтология стала активно развиваться лишь в 1920-е г.г.
2) концептуальный аспект. Созданные в русле западной конфликтологии концепции конфликтов отличаются большим разнообразием в объяснении природы и причин этого явления, в ее недрах накоплено большое количество теоретического и практического материала. Эта тенденция прослеживается как в психологических, так и в социологических и политических теориях конфликта, созданных в западной конфликтологии за все время ее существования. Однако минусом являются закономерные и неизбежные методологические ошибки исследований;
Информация о работе Исследование роли медиаторства в преодолении конфлитных ситуаций