Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 09:11, дипломная работа
Цель исследования - выявить психологические особенности медиаторства как одного из наиболее эффективных методов разрешения конфликтов в трудовом коллективе.
Задачи исследования:- осуществить теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме конфликта и методов его разрешения;
- выявить факторы, причины и условия возникновения и решения конфликтных ситуаций на основе психологических исследований;
- опытно-экспериментальным путем выявить пути решения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе и психологические особенности медиаторства; осуществить разрешение конфликтной ситуации в ООО «Гигиена и экспертиза».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ МЕДИАТОРСТВА В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИТНЫХ СИТУАЦИЙ….….7
1.1. Проблема конфликта в отечественной и зарубежной психологии ……....7
1.2. Пути преодоления конфликтов в трудовом коллективе…..…………………………………………………………….……...19
1.3. Медиаторство как один из методов преодоления конфликтов…..…………………………………………………………………..37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАТОРСТВА В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ…53
2.1. Организация и методы исследования……………….…………………….53
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального исследования…………………………………………….………………………61
2.3. Особенности разрешения конфликтной ситуации в трудовом
коллективе ООО «ГИГИЕНА И ЭКСПЕРТИЗА»…….……………….……..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………75
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………77
Эти встречи будут представлять из себя мини-сессии с перечисленными выше стадиями. Поскольку стороны уже накопили некоторый опыт участия в медиаторском процессе, новые сессии займут значительно меньше времени, чем предыдущие. Следует подчеркнуть, что стадии 6 и 7 могут отсутствовать совсем (если принятое соглашение исчерпывает проблему и касается только участников медиации), либо проводиться сторонами самостоятельно, без участия посредника.
Таким образом, медиатор может помочь сторонам:
- организовать процесс переговоров,
- рассмотреть каждый аргумент и найти решение для самых «горящих» аргументов,
- разделить людей и проблему,
- исследовать все перспективы,
- «построить мост» между сторонами,
- увидеть выход из конфликтной ситуации.
Медиация - это процесс урегулирования спора между двумя конфликтующими сторонами с участием третьей нейтральной стороны. Являясь альтернативой судебной процедуре и другим силовым способам разбирательства, медиация обладает целым рядом преимуществ, самым главным из которых является то, что разрешение спора достигается путем принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе, одинаково устраивающего все заинтересованные стороны так, чтобы интересы всех участников спора могли бы быть удовлетворены.
ГЛАВА II.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАТОРСТВА В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
2.1. Организация и методы исследования
Опытно-экспериментальная работа была нацелена на проверку гипотезы исследования, заключающейся в предположении о том, что эффективному применению медиаторства в разрешении конфликтов в трудовом коллективе будут способствовать объективные (мотивированность конфликтующих сторон на совместную работу, высокая напряженность конфликта, ситуация конфликта) и субъективные (заинтересованность медиатора в урегулировании конфликта, способность убеждать, знание ситуации) факторы.
В процессе экспериментальной работы решались задачи:
- опытно-экспериментальным путем выявить пути решения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе и психологические особенности медиаторства;
- разработать практические рекомендации для руководителей и психологической службы в трудовом коллективе ООО «Гигиена и экспертиза» по решению и профилактике конфликтных ситуаций.
Методический аппарат опытно-экспериментальной работы был представлен комплексом методов и методик - общенаучные методы анализа, обобщения и сравнения; наблюдение, психологическое тестирование, интервью.
Базой исследования стало общество с ограниченной ответственностью «Гигиена и экспертиза» г.Ипатово Ставропольского края.
Выборку испытуемых составили члены трудового коллектива в количестве 15 человек.
Организация ООО «Гигиена и экспертиза» - государственное учреждение здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Отдел гигиены градостроительства проводит санитарно-эпидемиологическую экспертизу по нормам проектирования, схемам градостроительного планирования развития территорий, генеральному плану города, проектам планировки общественных центров, жилых районов, магистралей города, размещению объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установлению их санитарно- защитных зон, выбору земельных участков под строительство, а также по проектированию. строительству, реконструкции, техническому перевооружению, расширению, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов. Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы осуществляется при наличии соответствующих заявлений юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).
В организации произошел следующий конфликт:
Начальник отдела градостроительства И. всегда пользовался заслуженным уважением большинства сотрудников. Однако он уходит на пенсию.
В коллективе есть неформальный лидер П., которого многие сотрудники, в том числе и бывший руководитель, прочили на должность нового начальника отдела. Кроме того в том отделе есть еще несколько высококвалифицированных специалистов, которым опыт и профессионализм давали возможность занять руководящее место.
Однако директор организации принимает совершенно неожиданное для них решение: на место нового начальника отдела назначается человек « со стороны», который никогда раньше не работал в данной компании.
Вначале коллектив находится в состоянии удивления, поскольку никто не ожидал такого поворота событий, и на эту должность уже видели одного «из своих».
Постепенно состояние удивления меняется на состояние возмущения, особенно сильно возмущаются те, кто предположительно мог бы занять это место. Новый начальник С.- специалист высокого класса. Но в связи с тем, что в данной организации ранее не работал, то некоторым тонкостям в специфике работы отдела просто не владеет.
С его появлением в коллективе возникла конфликтная ситуация. Многие сотрудники не довольны его назначением, а некоторые не хотят его видеть своим руководителем.
На одном из совещаний в отделе между С. и П. возникает спор по вопросу качества выполняемой работы. П. требует, чтобы прислушались к его мнению, поскольку он давно работает и считает себя компетентным в данном вопросе. На что С. отвечает, что этот вопрос затрагивает многих сотрудников и его не может решить один человек, даже если он давно работает на этой должности. После совещания П. счел себя оскорбленным, пошел к директору организации с просьбой о переводе его в другой отдел или увольнении.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
1) наблюдение;
2) психологическое тестирование.
Метод наблюдения
Так называемое объективное, т.е. внешнее, наблюдение – самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования. Он широко применяется в психологии, так же как и в других науках.
Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению, и создать хотя бы минимальное единообразие условий наблюдения.
Объективное наблюдение в психологии направлено не на реакции, не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. При этом приходится считаться с тем, что внешний акт непосредственно не тожествен с внутренней операцией и потому неоднозначно ее определяет.
Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях. Однако при изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. При этом всегда существенно сохранять в поле зрения конкретного испытуемого, подлежащего изучению.
Психологическое тестирование
Психологическое тестирование сотрудников ООО «Гигиена и экспертиза» проводилось по пяти методикам:
- «Тактика поведения в конфликте»,
- тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н. Гришиной),
- тест «Самоконтроль в общении» (М. Снайдер),
- тест «Оценка акцентуации характера по методике Шмишека»
- тест «Самооценка конфликтности».
Тест «Тактика поведения в конфликте»
Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Необходимо сделать свой выбор. За ответ «да» начисляется 1 балл, за ответ «нет» — 0 баллов.
«Избегающий конфликта»
1. Всегда проигрывает в конфликте (Да /Нет)
2. Считает, что конфликта надо избегать (Да /Нет)
3. Выражает свое мнение извиняющимся тоном (Да/ Нет)
4. Считает, что проиграет, если выразит несогласие (Да /Нет)
5. Удивляется, почему другие его не понимают (Да/Нет)
6. Говорит о конфликте на стороне оппонента (Да/Нет)
7. Воспринимает конфликт весьма эмоционально (Да/ Нет)
8. Считает, что в конфликте не следует демонстрировать своих эмоций (Да /Нет)
9. Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт (Да /Нет)
10. Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта (Да /Нет)
Оценка результатов
8—10 баллов означают, что в поведении выражена тенденция к конфликтности;
4-7 баллов — средне выраженная тенденция к конфликтному поведению;
1-3 балла — тенденция не выражена.
«Действующий напролом»
1. Часто подтасовывает факты (Да /Нет)
2. Действует напролом (Да /Нет)
3. Ищет слабое место в позиции оппонента (Да/ Нет)
4. Считает, что отступление ведет к «потере лица» (Да/ Нет)
5. Использует тактику «затыкания» рта оппоненту (Да /Нет)
6. Считает себя знатоком (Да/Нет)
7. Нападает на человека, а не на проблему (Да /Нет)
8. Использует тактику маскировки голосом манерами и т.п. (Да/Нет)
9. Считает, что выигрыш в аргументах очень важен (Да/ Нет )
10. Отказывается от дискуссии, если она идет не в соответствии с его замыслом (Да /Нет)
Оценка результатов:
8−10 баллов свидетельствуют о явной тенденции действовать напролом;
4-7баллов − показатель того, что имеет место средне выраженная тенденция действовать напролом;
1−3 балла означают, что тенденция действовать напролом не выражена.
Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н. Гришиной)
Тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:
- соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
- приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- компромисс;
- избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
- сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: соперничество, приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Оптимальным поведением в конфликтах считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимум - 0 баллов, максимум - 12 баллов).
Тест Оценка акцентуации характера по методике Шмишека
Испытуемым предлагается ответить на 97 вопросов «да» или «нет». Благодаря этому тесту можно узнать поведенческие характеристики основных типов акцентуации характера. Согласно данному тесту различают:
1. Гипертимный тип. Отличается повышенным настроением, оптимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с одного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, недисциплинирован, склонен к аморальным поступкам, необязателен, самооценка завышена.
Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов.
2. Дистимный тип. Противоположен гипертимному типу. Отличается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочитает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к занижению самооценки.
Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.
3. Циклоидный тип. Отличается довольно частыми периодическими сменами настроения. В период подъема настроения поведение гипертимно, а в период спада — дистимно. Самооценка неустойчива.
Информация о работе Исследование роли медиаторства в преодолении конфлитных ситуаций