Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 09:11, дипломная работа
Цель исследования - выявить психологические особенности медиаторства как одного из наиболее эффективных методов разрешения конфликтов в трудовом коллективе.
Задачи исследования:- осуществить теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме конфликта и методов его разрешения;
- выявить факторы, причины и условия возникновения и решения конфликтных ситуаций на основе психологических исследований;
- опытно-экспериментальным путем выявить пути решения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе и психологические особенности медиаторства; осуществить разрешение конфликтной ситуации в ООО «Гигиена и экспертиза».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ МЕДИАТОРСТВА В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИТНЫХ СИТУАЦИЙ….….7
1.1. Проблема конфликта в отечественной и зарубежной психологии ……....7
1.2. Пути преодоления конфликтов в трудовом коллективе…..…………………………………………………………….……...19
1.3. Медиаторство как один из методов преодоления конфликтов…..…………………………………………………………………..37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАТОРСТВА В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ…53
2.1. Организация и методы исследования……………….…………………….53
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального исследования…………………………………………….………………………61
2.3. Особенности разрешения конфликтной ситуации в трудовом
коллективе ООО «ГИГИЕНА И ЭКСПЕРТИЗА»…….……………….……..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………75
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………77
Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конфликте непредсказуем.
4. Возбудимый тип. Отличается низкой контактностью в общении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неуживчив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестен, аккуратен. В состоянии эмоционального возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое поведение.
Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен.
5. Застревающий тип. Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «родителя». Стремится к высоким показателям в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной справедливости.
Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив. Самооценка неадекватна. Конфликтен, обычно выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен.
6. Педантичный тип. В служебных отношениях — бюрократ, формалист, легко уступает лидерство другим. В конфликты вступает редко. Однако его формализм может провоцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пассивно.
7. Тревожный тип. Отличается низкой контактностью, неуверенностью в себе, минорным настроением. Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преобладающие стратегии поведения в конфликте — уход и уступка.
8. Эмотивный тип. Отличается стремлением к общению в узком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с небольшим избранным кругом людей. Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам.
9. Демонстративный тип. Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. Конфликтен. В конфликте активен.
10. Экзальтированный тип (от лат. exaltatio — восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность). Отличается высокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимателен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным настроениям.
Тест «Самооценка конфликтности»
Тест предлагает 11 конфликтных ситуаций и 3 варианта ответа, из которых нужно выбрать один. Способствует выявлению конфликтной личности (приложение 1).
Таким образом, чтобы понять предрасположенность сотрудников этой организации к конфликтам, необходим комплекс методов психологического исследования.
2.2.Анализ и интерпретация результатов
опытно-экспериментального исследования
Первый этап исследования заключался в установлении методом наблюдения мнения о каждом респонденте, его личностных и поведенческих особенностях. Применялся метод внешнего наблюдения, так как исследователь является сотрудником данной организацией и коллегой по работе испытуемых.
Результаты наблюдения представлены на рис. 2.1
Рис.2.1. Сводная диаграмма по результатам наблюдения в группе
Результаты наблюдения показали следующее: 5 человек в группе склонны к созданию конфликтных ситуаций, 2 человека из них отличаются резкостью, напористостью в общении, в то же время они общительны, хотя зачастую могут создавать конфликтные ситуации.
У двух человек была заметная явная тенденция действовать напролом, они - нетерпеливы, вспыльчивы, общительны.
Два человека в группе исследуемых не склонны к созданию конфликтных ситуаций и по наблюдению являются мягкими, спокойными, общительными и дружелюбными.
Еще у 6 человек тенденция к созданию конфликтной ситуации выражена слабо, они представляют собой людей веселых, многословных, немного надоедливых.
Следующим этапом эмпирического исследования было психологическое тестирование сотрудников ООО «Гигиена и экспертиза».
Задачи тестирования:
1) выявить тактику поведения в конфликте;
3) определить стиль конфликтного поведения сотрудников ООО «Гигиена и экспертиза».
Результаты теста «Тактика поведения в конфликте» представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1
Результаты теста «Тактика поведения в конфликте»
Избегающий конфликта | Действующий напролом | ||||
Кол-во человек | % | Описание | Кол-во человек | % | Описание |
5 | 33% | Выражена тенденция к конфликтности | 3 | 22% | Явная тенденция действовать напролом |
1 | 6% | Средне выраженная тенденция к конфликтному поведению | 4 | 26% |
Средне выраженная тенденция действовать напролом |
2 | 13% | Тенденция не выражена |
|
|
|
Итого 52% | Итого 48% |
Тест на поведенческие характеристики основных типов акцентуации характера показал, что инициаторами в конфликте выступают 33% сотрудников, редко вступают в конфликт и в нем ведут себя пассивно 66%.
Более детально результаты теста представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2
Основные типы акцентуации характера сотрудников
ООО «Гигиена и экспертиза»
Типы акцентуации характера | Количество человек | % |
Гипертимный тип | 2 | 13% |
Дистимный тип | 3 | 20% |
Циклоидный тип | 2 | 13% |
Возбудимый тип | 1 | 6% |
Застревающий тип | 1 | 6% |
Педантичный тип | 2 | 13% |
Тревожный тип | - | - |
Эмотивный тип | 2 | 13% |
Демонстративный тип | 1 | 6% |
Экзальтированный тип | 1 | 6% |
Рассматривая показатели стиля конфликтного поведения у сотрудников компании (рис.2.2), мы выявили, что 7 человек предпочитают сотрудничество в конфликтной ситуации, характеризующееся тем, что участники конфликта приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы отдельных сторон. Соперничество в конфликте характерно для 5 сотрудников, а три человека предпочитают избегать конфликтов, если этого не удается, - способны пойти на компромисс.
Рис. 2.2. Стили конфликтного поведения в исследуемой группе
Последним этапом исследования был тест «Самооценка конфликтности».
Результаты теста показали (рис.2.3), что 7 (46%) человек этой организации тактичны и не любят конфликтов. Умеют их сгладить, избегают критических ситуаций. Они стремятся быть приятными для окружающих.
Пять человек (33%) - конфликтные личности. Они настойчиво отстаивают свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на их служебные или личностные отношения.
И 3 (20%) человека мелочны, ищут поводы для споров, большая часть которых излишня. Любят критиковать, но только когда это им выгодно, навязывают свое мнение, даже если не правы.
Рис. 2.3. Результаты теста «Самооценка конфликтности»
Таким образом, для группы сотрудников ООО «Гигиена и экспертиза» характерен поиск сотрудничества в конфликтной ситуации, у 33% человек выражена тенденция (предрасположенность) к конфликтности.
Тест «Самооценка конфликтности» показал, что 53% сотрудников организации «Гигиена и экспертиза» конфликтны и ищут повода для ссоры.
Причиной конфликтности сотрудников в организации ООО «Гигиена и экспертиза» на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т.е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.
2.3. Пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе ООО «Гигиена и экспертиза»
В целях разрешения конфликта, сложившегося в организации, наше исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе путем наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность в отношениях.
На втором этапе было проведено тестирование, в рамках которого мы выявили конфликтных личностей и людей с предрасположенностью к конфликту.
На третьем этапе приступили к конкретному разрешению конфликтной ситуации, указанной выше.
Перед разрешением конфликтной ситуации были определены следующие технологии решения конфликта (Таблица 2.3):
Таблица 2.3
Технологии регулирования конфликта
1.Информационные | Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т.п. |
2.Коммуникативные | Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения |
3.Социально-психологические | Работа с неформальными лидерами и микрогруппами, снижение социальной напряженности и укрепления социально-психологического климата в коллективе |
4.Организационные | Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т. п. |
Призыв в отдел кадров и к медиатору с просьбой решить данный конфликт поступил от нового сотрудника С. Он сообщил, что в принципе человек он не конфликтный, однако такое положение, сложившееся в коллективе он долго терпеть не намерен и если конфликт не будет решен – он уволится.
Информация о работе Исследование роли медиаторства в преодолении конфлитных ситуаций