Исследование роли медиаторства в преодолении конфлитных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 09:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить психологические особенности медиаторства как одного из наиболее эффективных методов разрешения конфликтов в трудовом коллективе.
Задачи исследования:- осуществить теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме конфликта и методов его разрешения;
- выявить факторы, причины и условия возникновения и решения конфликтных ситуаций на основе психологических исследований;
- опытно-экспериментальным путем выявить пути решения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе и психологические особенности медиаторства; осуществить разрешение конфликтной ситуации в ООО «Гигиена и экспертиза».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ МЕДИАТОРСТВА В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИТНЫХ СИТУАЦИЙ….….7
1.1. Проблема конфликта в отечественной и зарубежной психологии ……....7
1.2. Пути преодоления конфликтов в трудовом коллективе…..…………………………………………………………….……...19
1.3. Медиаторство как один из методов преодоления конфликтов…..…………………………………………………………………..37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАТОРСТВА В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ…53
2.1. Организация и методы исследования……………….…………………….53
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального исследования…………………………………………….………………………61
2.3. Особенности разрешения конфликтной ситуации в трудовом
коллективе ООО «ГИГИЕНА И ЭКСПЕРТИЗА»…….……………….……..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………75
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………77

Вложенные файлы: 1 файл

ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ МЕДИАТОРСТВА В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИТНЫХ СИТУАЦИЙ.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)

6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: «Центр», 1997

7. Руткевич М. Социальный конфликт: философское измерение. Вестник Российской Академии Наук. Июнь 2004, т.64, с,481

8. Социология. Учебное пособие. М.: «Знание», 1997

9. Фролов С.С. Социология. М.: «Логос», 1996

10. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. 2002г.

11. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. М.:ИНФРА-М, 2000

12. Сельченок К.В. Прикладная конфликтология. М.: ХАРВЕСТ, 1999, 642 с.

13. Скотт Г. Джинни. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. - Киев:

1.      Издат. Об-во «Верзилин и К ЛТД». 1991

14. Управление персоналом. Учебник./Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ереминой. М.: ЮНИТИ. 2002

15. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: Пути разрешения. М.: ПМБ РАУ 1993. 521 с.

16. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт! Новосибирск: Наука, 1989. 412 с.

17. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах/Пер. с нем. Н.В. Маловой. Калуга: «Духовное познание» 2004. 176 с.

18. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 2-е издание, доп. и перераб. М.: Проспект, 2002. 456 с.

19. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М.: Ин-т практической психологии. 1996. 401 с.

20. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. М.: «Тандем» ЭКМОС, 1998. 288 с.

21. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990. 291 с.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П Р И Л О Ж Е Н И Я


Приложение 1

 

Тест «Самооценка конфликтности»

 

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпримете?

а) избегаю вмешиваться в ссору;

б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав;

в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения.

2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки?

а) всегда критикую за ошибки;

б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;

в) нет.

3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше?

а) если другие меня поддержат, то да;

б) разумеется, я предложу свой план;

в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных.

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?

а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

в) я спорю со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваша реакция.

а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;

б) возмущаюсь, но про себя;

в) открыто высказываю свое негодование.

6. Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как вы поступите?

а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;

б) выделю положительные стороны проекта и предложу предоставить автору возможность продолжить его разработку;

в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок.

7. Представьте, что теща (свекровь) говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие старинные вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете?

а) что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие;

б) говорю, что у этой вещи нет художественной ценности;

в) постоянно ругаюсь, ссорюсь с ней из-за этого.

8. В парке вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?

а) делаю им замечание;

б) думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов;

в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал.

9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

а) в таком случае я не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать;

б) попрошу, чтобы он еще раз, при мне, составил счет;

в) выскажу ему все, что о нем думаю.

10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними де­лами, сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности: следить за уборкой в комнатах, разнообразием меню... Возмущает ли вас это?

а) я нахожу способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;

б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, то это вряд ли что-то изменит;

в) придираюсь к обслуживающему персоналу — повару, уборщице или срываю свой гнев на жене.

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?

а) нет;

б) разумеется, признаю;

в) постараюсь примирить наши точки зрения.

 


Приложение 2

 

Тест «Оценка глубины конфликта»

 

1. Стороны осознают причину конфликта

12345

Стороны не осознают 1 причину конфликта

2 Причина конфликта имеет эмоциональный характер

12345

Причина конфликта имеет материальный характер

3 Цель конфликтующих — устремленность к социальной справедливости

12345

Цель конфликтующих — получение привилегий

4. Есть общая цель, к которой стремятся все

12345

Общей цели нет

5 Сферы сближения выражены

12345

Сферы сближения не выражены

6 Сферы сближения касаются эмоциональных проблем

12345

Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем

7. Лидеры мнений не выделяются

12345

Замечено влияние лидеров мнений

8 В процессе общения оппоненты придерживаются норм поведения

12345

В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения

 



Информация о работе Исследование роли медиаторства в преодолении конфлитных ситуаций