История развития специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат

Краткое описание

Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по специальной.docx

— 249.23 Кб (Скачать файл)

Учение Л.С Выготского о системном строении любого дефекта является важнейшим в дефектологической науке. В структуре любого дефекта  можно выделить первичные и вторичные нарушения. Первичные - обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур, а вторичные детерминированы первичными, так как психическое развитие ребенка происходит на неполноценной основе.  Помимо этого могут возникать третичные, и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу.Дефект, создавая отклонение от устойчивого биологического типа человека, вызывает выпадение отдельных функций, недостаток органов более или менее существенной перестройке всего развития на новых основаниях по новому типу, естественно нарушая тем самым нормальное течение процесса.

При раннем начале коррекционной работы можно ослабить проявление первичного дефекта и предупредить появление вторичных нарушений.

7. Понятие о сензитивных периодах  развития и его значение для  психодиагностики и психокоррекции  аномального развития

 Сензитивный  период - (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.   М. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период. Общие характеристики сензитивных периодов:  Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д. Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребёнка. Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить ее регресс – возврат на более ранний возрастной уровень – как временный функциональный так и стойкий, связанный с повреждением функций. Как начало проявления, так и длительность сензитивных периодов определяются не возрастом, а физиологической зрелостью нервных структур.Дефект хотя бы одной из более простых функций, входящих в сложную систему (в случае чтения это зрение, слух, речедвигательная функция), затрудняет и замедляет формирование системы. При полном выпадении одной из простых составляющих формирование сложной функциональной системы, такой, например, как чтение, возможно только на основе использования обходных путей. М. Монтессори. разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсо-моторных) процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных периодов развития ребёнка».      

Л. С. Выготский создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха). Позже создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях. Психологу необходимо обеспечить оптимальную по возможности реализация в работе с детьми возрастных возможностей и резервов развития (сензитивности того или иного возрастного периода, зоны ближайшего развития и др.).

 

8. Понятие об общих структурах деятельности и использование теории деятельности в целях психодиагностики и психокоррекции аномального развития.

 

  Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы.  В основе использования теории деятельности для объяснения особенностей психики человека, лежит понятие высших психических функций, разработанное Л.С. Выготским.  В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложена структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций. Деятельность — форма активного взаимодействия, в ходе которого животное или человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности.   Действия — процесс взаимодействия с каким–либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель.   Операция— исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации.

 Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, то затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или при ее отсутствии, вторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичное недоразвитие начинает оказывать негативное влияние на более элементарные психические функции, т.е. направление патогенного влияния начинает идти «сверху вниз». Адекватное воспитание и обучение способствует преодолению причин, котор. порождают вторичные, третичные и т.д. отклонения. Центральная область компенсация дефекта по Выготскому – повышение культурного развития и формирование ВПФ. На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.Чем дальше стоит нарушение от поврежденного органа и связанного с ним первичного отклонения, тем легче это нарушение поддается коррекции.В учении об аномальном развитии показана причинная обусловленность изменения развития аномального ребенка. Детерминированность всех явлений, характеризующих аномальное развитие, связывается с различными патологическими факторами. Выявление этих факторов является одной из задач диагностики при определении затруднений в обучении ребенка. При изучении аномальных детей реализация принципа единства и сознания и деятельности находит свое выражение в том, что деятельность аномального ребенка является одним из важных параметров оценки уровня его развития.

 

9. Теория поэтапного формирования  умственных действий и ее значение  для психодиагностики и психокоррекции  аномального развития.

Теория, сформулир-я Петром Яковлевичем Гальпериным в сер. XX в. Основана на том, что организация внешн. деят-ти школьников, способствующая переходу внешн. действий в умственные, явл-ся основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений.

Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:

1.Создание мотивации обучаемого;

2.Составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;

3.Выполнение реальных  действий;

4.Проговаривание вслух  описаний того реального действия, которое совершается, в результате  чего отпадает необходимость  использования ориентировочной  основы действий;

5.Действие сопровождается  проговариванием «про себя»;

6.Полный отказ от речевого  сопровождения действия, формирование  умственного действия в свернутом  виде.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».

Практич. значение теории поэтапного формир-я умств. действий П.Я. Гальперина заключ. в том, что в процессе обучения формир-е новых действий происходит легче, без заучивания нов. материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.

По мнению П.Я. Гальперина, методом исследования психики как ориентировочной деятельности явл. формирующий эксперимент. В связи с тем, что в своих сложившихся и автоматизированных формах - целостном восприятии, творческом мышлении, внимании, содержание того реальн. процесса, каким явл. ориентировочная деят-ть, уже недоступно психолог. анализу, поэтому если ограничиться только наблюдением за тем, на что и как ориентируется субъект деятельности, нельзя установить все содержание процесса ориентировочной деят-ти, и объективное изучение психики таким путем будет несовершенным. Основн. методом исследования психики как ориентировочной деят-ти становится изучение ее формирования.

В теории П.Я. Гальперина исходным пунктом развития мышления служит предметное действие субъекта.

Существует три осн. типов ориентировки и соответствующих им типов учения. При первом типе ориентировки субъект обращает внимание на внешн. форму образца, самого действия и его продукта. При втором типе ориентировки реб-ку дают все указания для правильн. выполнения конкретн. задания. При третьем типе ориентировки реб-ка учат методу анализа объектов, кот-й даст ему возможность самостоятельно установить сис-му ориентиров, позволяющую правильно выполнить любые задания в изучаемой области.

 

 

10. Общие и специфические закономерности  аномального развития.

 

Опираясь на концепцию о закономерностях психического развития     можно выделить как общие, так и специфические закономерности .

Общие – отражающие общее для всех больших групп явления. Специфические – действующие в какой-либо подгруппе явлений. Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам дизонтогенеза были сформулированы В.И. Лубовский. Основным тезисом явл. наличие трех иерархичных уровней закономерностей откл. развития.

I уровень: закономерности присущие всем типам дизонтогенетического развития.

- нарш. приема, переработки, сохранения и передачи информации.

- нарушение речевогоопосредования.

- более длительные сроки  формирования представлений и  понятий об окр. действительности.

- риск возникновения  состояний социально-психологическойдезадаптированости.

II уровень: закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств (возникшие недоразвития анализаторных систем – зрит., слуховой, кожной, двигательной) или имеющихся в своей основе ранее органическое повреждение г.м. (у.о., ЗПР церебр.-органич.генеза)

IIIуровень: специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза

Специфические закономерности свойственны только некоторым типам нарушенного развития и не наблюдаются у детей других категорий. Именно наличие этих специфических закономерностей позволяет нам разграничивать категории детей между собой, то есть специфические закономерности выступают как дифференциально-диагностические категории. Однако Лубовский указывал, что специфических закономерностей установлено гораздо меньше, чем общих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 Понятие о структуре дефекта

 

Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития.

Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л. С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные – имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции. «Наиболее воспитуемыми оказываются высшие функции по сравнению с элементарными».

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными на рушениями. Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, т.е. на правление вторичного недоразвития «снизу вверх», то затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или при ее отсутствии, вторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании нега тивного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичное недоразвитие начинает оказывать негативное влияние на более элементарные психические функции, т.е. направление патогенного влияния начинает идти «сверху вниз».

Адекватное воспитание и обучение способствует преодолению причин, которые порождают вторичные, третичные и т.д. отклонения. Центральная область компенсации дефекта по Выготскому – повышение культурного развития и формирование ВПФ. На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.

Чем дальше стоит нарушение от поврежденного органа и связанного с ним первичного отклонения, тем легче это нарушение поддается коррекции.

 

12. Факторы психического развития  ребенка

Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия выделяют 4 основных условия для нормального развития ребенка:1— «нормальная работа головного мозга и его коры», 2— «нормальное физич развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов», 3— «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром», 4— систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе. Факторы риска недостаточности психофизического развития человека

К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся: 1. хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций; 2. инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп); 3. венерические заболевания (гонорея, сифилис); 4. эндокринные заболевания матери(диабет); Соматический фактор наиболее рано возникающим состоянием нервно-соматической ослабленности, которая создает определенные трудности для психофизического и эмоционального развития ребенка, является невропатия(обобщающее название различных дегенеративно-дистрофических изменений периферических нервов. Относится к неврологическим заболеваниям(тики,заикание). Социальные факторы риска Механизмы социальных влияний в пренатальном и натальном периодах развития ребенка. Основным проводником соц влияний в этот период развития ребенка является мать. Уже во внутриутробном периоде на ребенка оказывают негативное воздействие неблагоприятные соц ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (желание прервать беременность, негативные или тревожные чувства, связанные с будущим материнством). Наиболее патогенными являются длительные отрицательные переживания матери.

Информация о работе История развития специальной психологии