Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:47, контрольная работа
1. Характер и его структура. Типология характеров. Формирование и изменения характера.
2. Понятие малой группы и коллектива. Структура и феноменология малых групп. Конформизм и нонконформизм.
3. Педагогика в жизни семьи. Задачи и методы семейного воспитания.
Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный — композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений — психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.
Рис. 1. Классификация малых групп.
Рассмотрим классификацию малых групп (рис. 1). Условные, или номинальные, — это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.
Естественными называют группы,
которые складываются сами по себе,
независимо от желания экспериментатора.
Они возникают и существуют, исходя
из потребностей общества или включенных
в эти группы людей. В отличие
от них лабораторные группы создаются
экспериментатором с целью
Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.
Естественные группы делятся
на формальные и неформальные (другое
название — официальные и неофициальные)
Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтная — это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.
Все естественные группы можно
разделить на высокоразвитые и слаборазвитые.
Слаборазвитые малые группы характеризуются
тем, что в них нет достаточной
психологической общности, налаженных
деловых и личных взаимоотношений,
сложившейся структуры
Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.
Для того чтобы назвать
малую группу коллективом, она должна
соответствовать ряду весьма высоких
требований: успешно справляться
с возложенными на нее задачами (быть
эффективной в отношении
Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.
Что же такое коллективистские
отношения? Они определяются через
понятия нравственности, ответственности,
открытости, коллективизма, контактности,
организованности, эффективности и
информированности. Под нравственностью
имеется в виду построение внутриколлективных
и внеколлективных отношений
на нормах и ценностях общечеловеческой
морали. Ответственность трактуется
как добровольное принятие коллективом
на себя моральных и других обязательств
перед обществом за судьбу каждого
человека независимо от того, является
он членом данного коллектива или
нет. Ответственность также
Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.
Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм — это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.
Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.
Организованность проявляется
в умелом взаимодействии членов коллектива,
в бесконфликтном распределении
обязанностей между ними, в хорошей
взаимозаменяемости. Организованность
— это также способность
Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.
Эффективность понимается как
успешность решения коллективом
всех имеющихся у него задач. Одним
из важнейших показателей
Таких малых групп, которые
полностью бы отвечали всем перечисленным
требованиям коллектива, в действительности
почти нет. Большинство реально
существующих малых групп занимает
промежуточное положение между
слаборазвитой группой и
Группа на пути продвижения
к коллективу обычно проходит ряд
этапов, включающих не только прогрессивные
изменения ее психологии, но и своеобразные
кризисы. А.Г.Кирпичником была установлена,
например, такая зависимость: всякая
группа на пути своего развития как
коллектив (если развитость оценивать
по психологическому климату) обязательно
проходит через период временного спада.
В самом начале развития группы наблюдается,
как правило, подъем, сопровождающийся
повышенной активностью, приподнятым
настроением, энтузиазмом, которые
затем сменяются более или
менее заметным спадом. Вслед за
ним, если группе удается сохранить
себя как общность и приобретенные
ранее коллективистские качества, снова
наблюдается подъем, который, однако,
не достигает той высоты, на которой
с точки зрения общей психологической
настроенности коллектив
Рис. 2. Гипотетическая кривая развития группы (ее психологического состояния) (по А.Г.Кирпичнику)
Временный психологический
спад в группе объясняется сложными
внутренними процессами перестройки
групповой психологии, в частности
межличностных отношений, по мере продвижения
группы к коллективу. Вначале эти
взаимоотношения строятся почти
исключительно на эмоционально непосредственной
основе. Новизна ситуации, первые благоприятные
впечатления членов группы друг о
друге создают у них
Путь движения разных малых групп к коллективу индивидуален, и каждая из них проходит его по-своему, включая период кризиса. Этот кризис может наступить в разные периоды существования группы, быть более или менее глубоким, преодолеваться с разной степенью успешности и в различные сроки. Но главное состоит в том — и на это мы уже обращали внимание, — что практически в каждой малой группе остаются свои внутренние проблемы, которые не позволяют ей подняться до уровня развития идеального коллектива.
Содержание понятия коллектива со временем меняется, так как это не только психологическое, но и социально-идеологическое понятие. Оно несет на себе явный отпечаток тех условий, в которых зарождается, живет и развивается коллектив. Если сравнить между собой те определения коллектива, которые давались учеными в первые годы после Октябрьской революции, когда еще некоторое время существовал определенный плюрализм политических взглядов и идеологий, а гуманитарные науки еще не находились под тяжелым прессом единственной идеологии, с теми определениями коллектива, которые появились позднее, начиная с 30-х годов, то между ними можно обнаружить серьезную разницу. В определении коллектива, предложенном в свое время В.М.Бехтеревым, не подчеркивался приоритет коллективного начала над индивидуальным, общности над личностью, не содержалось идеи доминирования коллектива над личностью, необходимости обязательного подчинения личности коллективу. Это появилось позднее в трудах А.С.Макаренко, которые создавались уже в другую эпоху, под прямым идеологическим давлением тоталитарной системы.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»