Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:47, контрольная работа

Краткое описание

1. Характер и его структура. Типология характеров. Формирование и изменения характера.
2. Понятие малой группы и коллектива. Структура и феноменология малых групп. Конформизм и нонконформизм.
3. Педагогика в жизни семьи. Задачи и методы семейного воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ.docx

— 280.16 Кб (Скачать файл)

 

Сейчас времена меняются вновь, и это, естественно, должно отразиться на определении коллектива, соответствующем  новой эпохе. Если в понимании  развитости личности на первый план вышли  такие категории, как совесть, нравственность, гуманизм, доброта, свобода и ответственность, то нечто аналогичное должно произойти  и с пониманием коллектива: ведь теоретически и практически личность и коллектив самым тесным образом  связаны друг с другом. Поэтому  определение коллектива, приводимое в данном учебнике, существенно отличается от определений, с которыми мы совсем недавно, например, в 70-е годы, встречались  на страницах психологической литературы. Под этим же углом зрения следует  рассматривать и ряд критических  замечаний в адрес педагогической теории и практики коллективистского  воспитания, с которыми мы встретимся далее в этом разделе. Основу прежней  коллективности (до начала перестройки) составляло чувство общности, сплоченности, единства. При этом каждый член коллектива выступал не как личность, а как  индивид — типичный представитель  данного коллектива, и в своей  индивидуальности рассматривался как  отражение психологии коллектива. Но «как только кто-нибудь начинает вести  себя так, как будто он всего лишь частица «высшего» целого и только это целое играет определяющую роль, он начинает получать истинное наслаждение  от того, что удалось «сбросить» с себя хотя бы часть ответственности. Эта тенденция к избеганию  бремени ответственности оказывается  мотивом для любых форм коллективизма». Так писал В.Франкл, известный в современном мире специалист в области психологии личности, и добавлял, что истинное сообщество — это сообщество ответственных личностей. Оно в принципе не может быть построено на началах тотальной коллективности. Когда дело в обществе, строящемся именно на такой основе, доходит до оценки человеческих поступков, коллективизм нередко приводит к нелепым заблуждениям. «Вместо конкретного, персонально ответственного индивида идея коллективизма подставляет лишь усредненный тип, а вместо личной ответственности — конформность и уважение к социальным нормам». С такого рода не очень лестной оценкой нельзя не согласиться, если иметь в виду не теорию, а практику существования коллективистской системы воспитания.

 

Структура и феноменология малых групп

Под феноменологией понимается представление и описание основных явлений, характерных для некоторого объекта, в данном случае — для  малых групп. Кое-какие явления, связанные  с малыми группами, мы уже рассматривали  раньше. Это явление конформности, формирования и функционирования групповых  норм. Теперь остановимся на других феноменах малой группы и на основных научных понятиях, при помощи которых  описываются явления в малой  группе, изучаемые социальной психологией.

 

Одни и те же члены группы в различных характерных для  нее системах отношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более  точной характеристики места каждого  человека в структуре внутригругшовых  отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя  установка» и «роль».

 

Позиция — это понятие, обозначающее официальное положение  человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями  данного человека с остальными членами  группы. От позиции, занимаемой человеком  в группе, зависит степень его  потенциального влияния на поступки остальных членов группы.

 

В отличие от позиции статус индивида в группе — это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых  отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников. Когда о школьнике, например, говорят, что он занимает определенную позицию, то этим подчеркивается его официальное, должностное положение в классе (председатель совета, староста и т.п.). Если же об ученике говорят, что он имеет высокий статус, то под этим подразумевается, что данный школьник пользуется признанием и авторитетом  среди товарищей, вызывает доверие  к себе и способен оказывать на членов группы существенное Психологическое  влияние.

 

Внутренняя установка  человека в системе внутригрупповых  отношений — это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень  влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком могут совпадать или  расходиться. Например, школьник, считающий, что товарищи по классу его уважают, на самом деле может обладать посредственным и даже низким статусом, а учащийся, который думает, что его авторитет  в классе низок, напротив, может пользоваться большим влиянием на товарищей.

 

Следующее понятие, характеризующее  положение индивида в группе, —  это роль. В социальной психологии роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец  поведения, ожидаемого от человека, занимающего  в группе определенную позицию. Роль может определяться официальной  должностью, может избираться самим  членом группы (скажем, роль лидера, шута). Войдя в определенную роль в данной группе, человек постепенно привыкает  к ней, и сами члены группы начинают ожидать от него поведения, соответствующего заданной или избранной роли. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых  отношений.

 

Социально-психологическую  структуру группы, кроме перечисленных, описывают также в понятиях композиции, каналов коммуникаций.

 

Композиция — это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального  состава группы. О тех группах, которые состоят из похожих друг на друга людей, говорят, что они  обладают однородной, или гомогенной, композицией. Об общностях, включающих индивидуально очень различных  людей, говорят, что их композиция разнородна, или гетерогенна.

 

Под каналами коммуникаций понимается система межличностных  связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим. На рис. 3 представлены два основных вида структур каналов внутригрупповых коммуникаций: централизованная (А) и децентрализованная (Б), а также некоторые их варианты, чаще всего встречающиеся на практике.

 

 

 

Рис. 3. Типы и варианты внутригрутшовых структур коммуникаций

 

Централизованные структуры  каналов коммуникаций характеризуются  тем, что в них один из членов группы всегда находится на пересечении  всех направлений общения, в центре внимания и играет основную роль в  организации групповой деятельности. Через такого человека в группе осуществляется обмен информацией между другими  членами группы.

 

На рис. 3, А показаны три варианта централизованной структуры: фронтальная, радиальная и иерархическая. Фронтальная структура каналов коммуникаций (а) характеризуется тем, что ее участники непосредственно находятся рядом и, не вступая в прямые контакты, могут все же видеть друг друга. Это позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности. Наиболее знакомым для учителя примером фронтальной структуры является та, которая образуется в классе на уроке, при фронтальной работе.

 

Радиальный вариант централизованной структуры коммуникаций (б) отличается от фронтального тем, что участники  деятельности не могут непосредственно  воспринимать, видеть или слышать  друг друга и обмениваются информацией  только через центральное лицо. Это  затрудняет отдельному члену группы возможность учитывать поведение  и реакции остальных, зато позволяет  ему работать вполне самостоятельно, независимо, до конца выявляя собственную, индивидуальную позицию.

 

Отличительная особенность  централизованной иерархической структуры  коммуникаций (в) состоит в том, что  здесь имеется несколько, не менее  двух, уровней соподчинения участников, причем часть из них может непосредственно  видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет. Межличностное  общение каждого при этом ограничено, и коммуникации могут осуществляться в основном между двумя располагающимися рядом уровнями соподчиненности. На рис. 3, в, где показана схема такой структуры коммуникаций, у индивида 1, занимающего верхнюю ступень в иерархии соподчинения, есть непосредственный помощник 2, которому, в свою очередь, подчинены три остальных участника. Индивид 1 взаимодействует с индивидом 2, который имеет возможность общаться с теми, кто находится на ступени 3.

 

Типичные варианты децентрализованных структур коммуникаций, основное отличие  которых от централизованных заключается  в коммуникативном равенстве  всех участников, представлены на рисунке  под знаком Б. Понятие «коммуникативное равенство» в данном случае означает, что каждый из членов группы внутри этих структур обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, перерабатывать и передавать информацию, вступая в открытое, неограниченное общение с товарищами по группе.

 

Цепной вариант этой структуры  коммуникаций (г) представляет собой  такую систему общения, в пределах которой межличностное взаимодействие осуществляется как бы по цепочке. Каждый из участников, за исключением двух крайних, здесь взаимодействует  с двумя соседями, а те, кто  занимает крайние позиции, только с  одним. Эта структура общения  характерна, например, для конвейерной  работы, получившей широкое распространение  в промышленности.

 

Круговая структура коммуникаций (д) отличается от цепной. Во-первых, здесь  одинаковыми возможностями располагают  все без исключения члены группы. Во-вторых, имеющаяся в их распоряжении информация может циркулировать  между членами группы, дополняться  и уточняться. В-третьих, находясь лицом  к лицу, участники такой структуры  коммуникаций могут непосредственно  наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе.

 

Все обсуждавшиеся нами варианты структур коммуникаций в группе в  той или иной степени ограничены. В них каждый из участников располагает  или неравными возможностями  вступления в непосредственное общение  с остальными, или равными, но тем  не менее, ограниченными. Наряду с рассмотренными структурами коммуникаций существует еще одна, которая называется полной или неограниченной (е). В ней никаких препятствий для свободного межличностного общения участников не возникает и каждый из членов группы может совершенно свободно взаимодействовать со всеми другими.

 

Выбор на практике той или  другой структуры коммуникаций определяется целями и задачами, стоящими перед  группой. Если, например, практическая задача заключается в совершенствовании  системы общения в данной группе (например, при использовании на уроке групповых форм работы), то основное внимание должно быть обращено на каналы коммуникаций. При необходимости  быстро и оперативно решить возложенные  на группу задачи, прежде всего, определяют ее оптимальную композицию. Иногда педагога может заинтересовать положение отдельных детей в системе межличностного общения, то, как они сами представляют свое место во взаимоотношениях со сверстниками. В таком случае полезным может оказаться анализ структуры ученического коллектива или какой-либо другой детской группы с позиций ролей и внутренних установок.

 

Социально-психологическую  основу всех отношений, складывающихся в группе, составляют принятые в  ней нравственные ценности и нормы. Ценностями является то, что в данной группе наиболее значимо, важно и  ценно. Из нравственных ценностей обычно вытекают те нормы, которыми в своих  отношениях руководствуются члены  группы. В управлении деятельностью  группы нормы выполняют ряд важных функций. Наиболее существенные из них  — регулятивная, оценочная, санкционирующая  и стабилизирующая.

 

Регулятивная функция  норм состоит в том, что они  определяют (регулируют) поведение  людей в группе и за ее пределами (если речь идет о них как о  представляющих свою группу), задают образцы  их взаимодействий и взаимоотношений, формируют основные требования, предъявляемые  к членам данной группы самими ее участниками.

 

Соответствие поведения  человека принятым в группе нормам существенно влияет на его положение  в системе отношений данной группы. Влияние это многостороннее: с одной стороны, если человек следует сложившимся и принятым в группе нормам, то повышается его авторитет в глазах окружающих; с другой — признание значимости человека, повышение его статуса влияет на других членов группы. От него в определенной степени начинает зависеть и сама совокупность складывающихся в группе норм и отношений: он становится их генератором.

 

Представление о правильности или неправильности групповых ценностных ориентации и норм в известном  смысле относительно. Оно бывает различным  у людей, которые эту правильность определяют. То, что кажется, например, безусловно, правильным учителю, может не показаться таковым для учеников, и наоборот. У младших школьников свои понятия о ценностях, как правило, отличные от того, что ценят старшие школьники и тем более взрослые. Поэтому в каждом конкретном случае при определении групповых норм, их приемлемости или неприемлемости целесообразно предварительно уточнить субъекта, с позиций которого они оцениваются.

 

Важно ввести еще одно разграничение. Относительность норм выражается также  и в том, что для одного и  того же человека одновременно могут  существовать нормы разного уровня (степени) обязательности. Под групповой  нормой первого уровня обязательности понимается социальная норма, нарушение  которой совершенно недопустимо. Нормой среднего уровня обязательности можно  назвать такую, которая допускает  некоторые незначительные отклонения от нее. Наконец, нормой низкого уровня обязательности является такая, соблюдение которой считается делом вкуса, а отклонения от нее никакому наказанию  не подлежат. К нормам первого уровня относятся, например, юридические нормы, нарушение которых карается по закону; к числу норм второго уровня можно  отнести большую часть норм нравственности, не сформулированных в жесткой форме  нравственных императивов (например, норма  «сбыть честным» в некоторых случаях  жизни допускает отклонения). Нормой низкого уровня обязательности может  быть такая, которую человек сам  устанавливает для себя и которой  вовсе не обязательно должны следовать  остальные члены группы. К этой категории можно отнести особо  высокие нравственные социальные нормы, выступающие в форме идеалов. Носителями этих норм являются обычно передовые люди своего времени. Для  характеристики поведения таких  людей существует специальное понятие  «сверхнормативная деятельность».

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»