Цели и установки реализуются
через общий широкий спектр отношений
в семье, ведущим среди которых
является общение. Общение между
родителями и детьми в семье имеет
ряд специфических особенностей
- как положительных, так и отрицательных.
Не определив их, трудно разобраться
во внутрисемейных проблемах и конфликтах.
Отметим положительные признаки
семейного общения:
1. Семейному общению в
большей степени, чем другим
видам общения, присущи интимность,
камерность, снижение "доверительного
интервала", дистанции между общающимися
сторонами.
2. Семейное общение охватывает
все стороны жизни человека, обеспечивает
его внеролевое принятие и
взаимодействие. Так, в школе ребенок
может выступать в одной-единственной
роли - ученика, в спортивной секции
- спортсмена. Семья же должна
принимать ребенка в интеграции
всех его внешних ролей, помогать
устанавливать их иерархию.
3. В семейном общении
невозможно выделить отдельные
его аспекты (обучение, воспитание,
развитие), ему присущ комплексный
характер взаимного влияния друг
на друга всех членов семьи.
И если взрослые служат для
ребенка наглядными примерами,
образцами поведения, то он
в свою очередь их подтягивает,
дисциплинирует, укрепляет в них
чувство ответственности.
4. На семью возлагается
обязанность регулировать разнообразные
отношения ребенка с миром.
Прямо обрушить на его неокрепший
организм и психику требования
окружающей действительности, иногда
довольно жесткие, нельзя. Поэтому
родители нередко выступают своеобразным
"буфером", смягчая эти требования
и подстраховывая возможные отклонения
от оптимума, снимая стрессы, получаемые
ребенком в других сферах жизни.
5. В семейной жизни,
как нигде, велико влияние личностного
начала в воспитании. Живой пример,
особая чувствительность к настроению
и состоянию членов семьи имеют
большое значение. У родителей, как ни
у кого, есть возможность остаться один
на один с ребенком и точно оказать на
него необходимое влияние.
6. Семья, обеспечивая максимальную
длительность связей, имеет большое
влияние на человека на протяжении
практически всей его жизни
- от младенчества до старости.
Это предопределяет непрерывность
познания друг друга в разных
ситуациях, полную информированность
о жизненном пути ребенка.
Объективные причины, осложняющие
общение в семье, отношения между
ее членами.
1. На семейное общение
ложится большая эмоциональная
нагрузка. В семье диапазон эмоциональных
проявлений очень широкий, так
как включает и расслабление
в домашних условиях, и снижение
самоконтроля, и нарастание тенденции
к нервным "выбросам". Эта
тенденция усиливается тем, что
обычно общение с детьми приходится
на вечернее время, когда и
родители, и ребенок уже устали
и испытывают острую потребность
в отдыхе, а часто и в ограничении
социальных контактов.
2. Общение в семье может
протекать на фоне уже накопившегося
переизбытка общения (у детей
в школе, у родителей на работе),
когда одна из сторон или
сразу обе испытывают потребность
побыть в одиночестве, сосредоточиться
на своем внутреннем мире.
3. Общение в семье зачастую
происходит на фоне мелких, каждодневных
бытовых хлопот, что нередко обесценивает
его содержательную сторону, ибо
ограничивается внешней результативностью
при внутренней пустоте отношений.
Эта приземленность общения порой
просто невыносима для подростка
с его романтическими взглядами
на жизнь и вызывает у него
неприязнь к родителям.
4. У родителей часто
нет психолого-педагогического опыта,
он приобретается параллельно
с ростом ребенка. Поэтому высока
вероятность педагогических ошибок.
Отсутствие знаний приводит к
недостаточному пониманию происходящих
событий, действиям на основе
интуиции или чаще всего исходя
из первых эмоциональных побуждений
(причем нередко в состоянии
раздражения). Многие родители черпают
свои педагогические идеи из
весьма ненадежного источника
- своих подзабытых и приукрашенных
последующим жизненным опытом
детских впечатлений, не испытывая
потребности более широко и
непредвзято взглянуть на свои
собственные отношения с ребенком.
5. Неразвитость специальных
коммуникативных умений затрудняет
возможность проявления родителями
личностного аспекта в различных
жизненных ситуациях. Неумение "облачать"
свое поведение в ту форму,
которая максимально полно соответствовала
бы исходной цели педагогического
воздействия на ребенка, психологической
сущности взаимодействия, часто
не позволяет правильно реализовать
интуитивно найденные верные
педагогические решения.
Таким образом, при потенциально
высоких возможностях семейного
воспитания существуют причины, которые
усложняют процесс внутрисемейного
взаимодействия.
Факторы семейного
воспитания:
Факторами семейного воспитания
являются исходные причины и движущие
силы, вызывающие процессы преобразования
и изменения личности ребенка. Педагоги
и психологи различают объективные
и субъективные факторы семейного
воспитания.
Среди ведущих объективных
факторов семейного воспитания выделяют:
- природно-экологические
условия жизни семьи, которые
ускоряют или замедляют физический
рост, созревание; влияют на здоровье
ребенка;
- территориально-поселенческое
и социокультурное расположение
семьи, т.к. жизнь в городском
или сельском регионе, удаленность
или близость социокультурных
центров влияет на содержание
контактов детей и родителей,
меняет ритм, периодику и качество
их духовного и душевного взаимодействия;
- национально-этническая
принадлежность семьи - определяет
способы взаимодействия детей
и взрослых, обычаи и традиции
в воспитании и отношениях;
- материально-бытовые условия
жизни семьи дают возможность
удовлетворить потребности, социальные
ожидания, ролевые притязания ее
членов.
Среди субъективных факторов
семейного воспитания выделяют:
- время рождения и место
в ряду других детей - первенец,
младший, старший, единственный -
влияет на образ Я ребенка;
- структура семьи - наличие
одного или обоих родителей,
старшего поколения, других родственников
- определяет статус или роли
ребенка в семье;
- нормы и образцы поведения
членов семьи закладывают привычки
и стереотипы детского поведения,
отношения к себе и другим;
- формы внутрисемейного
общения и проведения досуга
определяют коммуникативность ребенка,
творческость досуга;
- деятельность и атмосфера
в семье - трудовая, нравственная,
интеллектуальная - влияют на способы
действия, общения ребенка с другими
людьми;
- прошлый опыт детства
самих родителей - переживания,
общение и деятельность в семье
собственного детства - почти
зеркально отражается на воспитании
ребенка, его образе будущего;
- детское имя - его выбор
и использование близкими закрепляет
определенный образ Я образ
поведения ребенка в настоящем
и будущем.
Задачи семейного воспитания:
- поддержка природно-естественных
сил, сохранение здоровья ребенка
(развитие тела);
- забота о самореализации
природно-энергетического потенциала,
задатков, склонностей ребенка (развитие
творческой воли, способностей, стремления
к творческой деятельности);
- помощь в комфортной
социализации ребенка (забота
о его социальном статусе, образовании,
нравственном достоинстве, соблюдении
гражданских прав и обязанностей);
- формирование опыта эмоционально-нравственных
отношений (развитие души, добросердечности,
отзывчивости, ответственности);
- трудовое воспитание, помощь
в выборе профессии (развитие
трудолюбия, способов самостоятельного
ответственного труда, поддержка
в профессиональном выборе);
- забота об общекультурном
и информационном развитии, обеспечение
общей жизненной грамотности,
социальной компетентности ребенка
(развитие интеллекта, ума, сознания,
способов самоорганизации поведения);
- половое воспитание, подготовка
детей к самостоятельной семейной
жизни (поддержка желания к
продолжению своего рода, умений
домоведения, помощи близким и
их защиты).
Основные принципы
семейного воспитания
Важнейшими принципами семейного
воспитания являются: АТМОСФЕРА АЛЬТРУИЗМА,
БЕЗОПАС-НОСТЬ и ЕДИНСТВО.
АТМОСФЕРА АЛЬТРУИЗМА:
- ведущее духовное условие,
способ существования успешного
становления в семье творческого
Я, социальных отношений личности
ребенка: - это общий гуманный
строй духовно-душевной жизни
семьи, выражающийся во взаимной
заботе, любви и привязанности,
активной взаимопомощи, сочувствии,
внимании и сопереживании друг
другу; в готовности пожертвовать
своим временем, покоем, энергией, интересами
ради ближнего и слабого; в
испытании чувства удовлетворения
от забот о ближнем, от добрых
дел ради другого;
- является духовно-нравственным
механизмом эмоциональной защиты
и роста личности ребенка, ее
образа собственного Я и будущего,
повышает уверенность ребенка
в себе и своей ценности;
- создает индивидуальный
опыт гуманных отношений с
окружающим миром, открывает путь
к деликатности, тонкости, сострадательному
пониманию, к творческим упражнениям
в идеальных нормах человеческого
общежития на основе равноответственных
обязательств и взаимного самопожертвования;
- особенно важна в семье
в период младенчества, первоначального
питания и ухода за ребенком
- от рождения до 1,2 лет, в экстремальных
ситуациях болезни ребенка, его
длительного пребывания без родителей;
- ее сохранение особо
значимо в "пиках" циклического
природно-энергетического развития
ребенка - в 2,4; 3,6; 4,8; 7; 9,4; 10,6; 11,8; 14;
16,4; 17,6; 18,6 (лет, месяцев).
БЕЗОПАСНОСТЬ - данный принцип:
- базируется на естественной
психологической озабоченности
родителей охраной и защитой
физического, психического, эмоционально-нравственного
и социального здоровья ребенка,
проявляется чаще всего в материнском
чувстве ограждения ребенка от
ущербных действий окружающего
мира:
- включает ритмичную систему
упорядоченных эмоциональных контактов
с ребенком, режим экологически
чистого питания, обучение осторожному
самостоятельному обращению с
предметами, ответственному отношению
к окружающему миру;
- воспитывает в итоге
самоохранное поведение, защиту
ребенка от эмоциональных перегрузок;
- соблюдение родителями
в детстве охраняет от развития
у ребенка чувства тревожности,
недоверия к окружающим, от комплексов
неполноценности и незащищенности,
помогает успешно осваивать и
исследовать окружающий мир, спокойно
и творчески взаимодействовать
с окружающими;
- гарантирует в отрочестве
чувство уверенности, самоуважения
и собственного достоинства, гармоничность
и самостоятельность действий
при самореализации подростка
в социуме, его активный поиск
себя, экспериментирование в разных
социальных ролях.
ЕДИНСТВО - данный принцип:
- исходит из культурной
установки и заботы родителей
о целостном и органичном развитии
физических и психических свойств
ребенка, о гармоничном созидании
его тела, души и ума, согласовании
мыслей, чувств и поведения;
- проявляется в объединении
ценностей и целей родителей
в воспитании и развитии ребенка
в сочетании требований взрослых
с детскими усилиями;
- предполагает согласованное
исполнение родительских ролей
матери и отца, единство слова
и дела в родительских действиях,
объединение и координацию усилий
семьи и школы в поддержке,
своевременной помощи в становлении
творческой индивидуальности, сознания,
переживаний и волевых действий
личности ребенка;
- включает упорядоченный
ритм физической, бытовой, практико-трудовой,
нравственно-коммуникативной, познавательной,
исполнительской и творческой
деятельности ребенка в семье;