Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:47, контрольная работа
1. Характер и его структура. Типология характеров. Формирование и изменения характера.
2. Понятие малой группы и коллектива. Структура и феноменология малых групп. Конформизм и нонконформизм.
3. Педагогика в жизни семьи. Задачи и методы семейного воспитания.
- строится на сочетании
прав и обязанностей, свободы
и ответственности ребенка,
- способствует, при использовании
родителями, успешной интеграции
детской индивидуальности в
Методы семейного воспитания
Методы нравственного воспитания в семье - это пути и приемы духовно-душевного влияния семьи на нравственное становление личности, характер ее отношения к себе и окружающему миру:
1. Информационно-символические:
- имя, которое дают
ребенку при рождении и
- жесты, мимика родителей в отношении к поступкам и действиям ребенка и других людей,
- слово-информация о людях и их поступках,
- совместное размышление,
- обсуждение и оценка житейских событий и поступков,
- прояснение проблемы,
- обсуждение плана предстоящих действий,
- взаимоанализ результатов общения.
2. Разъяснительно-
- рассказ,
- беседа,
- диалог,
- внушение,
- побуждение к самостоятельному действию,
- требование,
- пример-опора, пример-
- приказ,
- контроль за ролевым поведением,
- запрет,
- отрицательная оценка-
3. Стимулирующе-побудительные:
- пример взрослых в
поступках и нравственных
- положительная оценка и поощрение успехов,
- сочувствие, сопереживание в трудном положении,
- духовная поддержка
- взаимоанализ нравственных поступков,
- принятие на себя
4. Действенно-практические:
- содействие - помощь - сотрудничество - самостоятельный поступок - добродетельные осознанные действия,
- целенаправленная нравственная деятельность,
- самоорганизация поведения детей и взрослых,
- "нравственное закаливание"
(упражнение в репертуарах
Условия успешного семейного воспитания
Успешность семейного воспитания проявляется в индивидуальном развитии у ребенка:
-физической культуры,
- культуры общения с близкими людьми,
- культуры домоведения, и бытового поведения,
- культуры труда и досуга,
- культуры адекватного полоролевого поведения,
- культуры общения,
- культуры самоорганизации ребенком времени своей жизни.
Успешное становление личности ребенка в семье достигается, если родители: - последовательно удовлетворяют базисные потребности ребенка. По А. Маслоу, это:
а) физиологические потребности - в пище, отправлении естественных надобностей, тепле, движениях, жилище, отдыхе;
б) экзистенциальные - в безопасности своего существования, в определенном постоянстве, порядке, регулярности окружающего социума;
в) социальные - в привязанности, в общении, в заботе о другом и во внимании к себе;
г) престижные - в уважении и в признании со стороны значимых для ребенка лиц, в позитивной самооценке;
д) духовные - в совместной деятельности, в творческом самовыражении:
- помогают ребенку сохранять
душевное равновесие, бодрость духа,
ритм активной жизни,
- внимательно относятся
к тем мыслям, радостям и тревогам,
которыми ребенок хочет
- находят в себе силы
уважать ребенка и его
- признают право ребенка
на самостоятельный выбор,
-помогают ему, насколько это возможно, стать счастливым от его собственных достижений в жизни, в деятельности, в общении с людьми.
Педагогическое мастерство родителей
Деятельность родителей во многом сходна с педагогической деятельностью (в частности, включает те же функции: образовательную, воспитательную и развивающую).
Педагогическое мастерство - это (в соответствии с концепцией Полтавского пединститута) комплекс существенных характеристик воспитателя, позволяющих в любой ситуации воспитания чувствовать себя готовым к решению создавшихся проблем, обеспечивающих выбор и реализацию оптимальных способов разрешения возникающих противоречий. В структуре педагогического мастерства полтавчане выделяют следующие компоненты: направленность; специальные знания; педагогические способности; педагогическую технику. Охарактеризуем их с учетом специфики семейных отношений:
Направленность
В психологии под направленностью понимают систему устойчиво доминирующих мотивов, определяющих действия и поступки человека.
Ведущий мотив - любовь родителей к ребенку. Неуверенность детей в родительской любви (а уверенность эта зависит и от выдаваемых родителями внешних "доказательств") отрицательно сказывается на их характере и отношениях с окружающими.
Сложность родительской позиции в том, что она двояка: во-первых, это действительно определенный отказ от себя, собственных амбиций, интересов, настроений, самоограничение, а во-вторых, это - ограничение того же ребенка, регуляция его потребностей, запросов, интересов. Любое скатывание в ту или иную сторону уже есть действие вопреки родительской любви.
Диапазон проявлений разных типов направленностей:
- направленность на себя;
- направленность на дело;
- направленность на идею, принцип, абстракцию;
- направленность на реакцию окружающих;
- направленность на
- направленность на быстрое решение ситуации, ее прекращение;
- направленность на ребенка в данный момент;
- направленность на создание перспективы развития ребенка.
Специальные знания
Любая ситуация, любое жизненное явление могут быть охарактеризованы на нескольких уровнях:
1)фиксация внешней стороны события, описание фактов и их общая оценка - положительная или отрицательная;
2)обращение к причине,
послужившей толчком для
3)выявление главных факторов,
определяющих развитие
Говоря о педагогическом мастерстве родителей, очень важно определить, какие же знания являются необходимыми для семейного воспитания:
- знания психологические,
позволяющие познать сложности
развития ребенка на том или
ином этапе, понять его
- педагогические знания
- о путях, формах, способах и
средствах эффективного
- общая эрудиция родителей,
их умение стать для ребенка
вначале источником сведений
об окружающем мире, а впоследствии
надежным проводником в мире
знаний и человеческих
Педагогические способности
Ученые пока еще не пришли к общему согласию по поводу выделения определенных качеств, обеспечивающих успех в педагогической деятельности вообще. Для семейного воспитания большое значение имеют следующие педагогические способности:
- чувствительность к растущему
ребенку как формирующейся
а) максимальное стремление помочь ребенку (протяни руку помощи);
б) следование за эмоциями ребенка (не опережай эмоциональный опыт самого ребенка и его способности к реагированию);
в) самотождественность (соответствуй в своем поведении собственным переживаниям, своей родительской и человеческой сущности);
г) безоценочное отношение к ребенку (прими ребенка таким, какой он есть);
д) стремление почувствовать то же, что чувствует ребенок (пойми его).
- обладание коммуникативной
способностью, предусматривающей
- развитые перцептивные способности: зоркость, наблюдательность, внимание;
- интуиция;
- диагностические и
- эмпатия;
- способность к режиссуре;
- способность к инструментовке взаимодействия;
- способность к активному
воздействию на другого
- развитые личностные качества: внимание, воображение, логическое мышление.
Педагогическая техника
Владение родителями типовыми приемами, с помощью которых можно "сконструировать" конкретное взаимодействие; средствами самореализации, включающими овладение своим организмом (саморегуляция), мнемической и пантомимической выразительностью, управление эмоциями, настроением (снятие избыточного психического напряжения, создание определенного эмоционального фона взаимодействия), улучшение техники речи.
Эффективная технология пошагового продвижения к контакту и взаимопониманию, так называемая методика контактного взаимодействия, предложенная Д.Б. Филоновым. Суть ее заключается в следующем:
1. Доверительное общение
не может быть навязано, оно
должно возникнуть как
2. Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы (стадии). Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие.
3. Процесс взаимодействия
должен развиваться
Стадии контактного
- накопление согласия;
- поиск совпадающих интересов;
- взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принципов;
- выявление качеств, опасных для взаимодействия;
- реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации;
- согласованное взаимодействие.
Техника взаимодействия определяется наличием и развитостью специальных умений:
- умение мобилизовать
другого человека на
- эстетическая выразительность внешнего вида (для ребенка небезразлично, как выглядят его родители);
- способность управлять эмоциональным состоянием, т.е. способность к саморегуляции.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»