Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:47, контрольная работа

Краткое описание

1. Характер и его структура. Типология характеров. Формирование и изменения характера.
2. Понятие малой группы и коллектива. Структура и феноменология малых групп. Конформизм и нонконформизм.
3. Педагогика в жизни семьи. Задачи и методы семейного воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ.docx

— 280.16 Кб (Скачать файл)

 

- строится на сочетании  прав и обязанностей, свободы  и ответственности ребенка, поиске  созвучия индивидуальных и коллективных  ценностей, целей и реализации  задач самой растущей личностью,  как в семье, так и вне  дома (в ближайшем микросоциуме, школе);

 

- способствует, при использовании  родителями, успешной интеграции  детской индивидуальности в микросоциум,  гармоничной самореализации в  окружающем мире, развивает гуманистическую потребность личности жить для себя и одновременно жить рядом с другими.

 

Методы семейного  воспитания

 

Методы нравственного  воспитания в семье - это пути и  приемы духовно-душевного влияния  семьи на нравственное становление  личности, характер ее отношения к  себе и окружающему миру:

 

1. Информационно-символические:

 

- имя, которое дают  ребенку при рождении и которое  чаще всего используют в общении  с ним,

 

- жесты, мимика родителей  в отношении к поступкам и  действиям ребенка и других  людей,

 

- слово-информация о людях  и их поступках,

 

- совместное размышление,

 

- обсуждение и оценка  житейских событий и поступков,

 

- прояснение проблемы,

 

- обсуждение плана предстоящих  действий,

 

- взаимоанализ результатов  общения.

 

2. Разъяснительно-распорядительные:

 

- рассказ,

 

- беседа,

 

- диалог,

 

- внушение,

 

- побуждение к самостоятельному  действию,

 

- требование,

 

- пример-опора, пример-поддержка,

 

- приказ,

 

- контроль за ролевым  поведением,

 

- запрет,

 

- отрицательная оценка-осуждение  проступка ребенка;

 

3. Стимулирующе-побудительные:

 

- пример взрослых в  поступках и нравственных действиях,

 

- положительная оценка  и поощрение успехов,

 

- сочувствие, сопереживание  в трудном положении,

 

- духовная поддержка нравственных  действий и стремлений ребенка,

 

- взаимоанализ нравственных  поступков,

 

- принятие на себя ответственности  за свое поведение;

 

4. Действенно-практические:

 

- содействие - помощь - сотрудничество - самостоятельный поступок - добродетельные  осознанные действия,

 

- целенаправленная нравственная  деятельность,

 

- самоорганизация поведения  детей и взрослых,

 

- "нравственное закаливание" (упражнение в репертуарах социально-ролевого  поведения).

 

Условия успешного семейного  воспитания

 

Успешность семейного  воспитания проявляется в индивидуальном развитии у ребенка:

 

-физической культуры,

 

- культуры общения с  близкими людьми,

 

- культуры домоведения,  и бытового поведения,

 

- культуры труда и досуга,

 

- культуры адекватного  полоролевого поведения,

 

- культуры общения,

 

- культуры самоорганизации  ребенком времени своей жизни.

 

Успешное становление  личности ребенка в семье достигается, если родители: - последовательно удовлетворяют  базисные потребности ребенка. По А. Маслоу, это:

 

а) физиологические потребности - в пище, отправлении естественных надобностей, тепле, движениях, жилище, отдыхе;

 

б) экзистенциальные - в безопасности своего существования, в определенном постоянстве, порядке, регулярности окружающего  социума;

 

в) социальные - в привязанности, в общении, в заботе о другом и  во внимании к себе;

 

г) престижные - в уважении и в признании со стороны значимых для ребенка лиц, в позитивной самооценке;

 

д) духовные - в совместной деятельности, в творческом самовыражении:

 

- помогают ребенку сохранять  душевное равновесие, бодрость духа, ритм активной жизни, оберегают  от стрессов;

 

- внимательно относятся  к тем мыслям, радостям и тревогам, которыми ребенок хочет поделиться  с ними;

 

- находят в себе силы  уважать ребенка и его достоинство,  несмотря ни на что, не позволяют  себе жестоких слов и грубых  действий в отношении ребенка,  всегда способны найти в нем  то, за что стоит похвалить,  сказать слова любви и признания;

 

- признают право ребенка  на самостоятельный выбор, самостоятельные  решения, самостоятельные действия;

 

-помогают ему, насколько  это возможно, стать счастливым  от его собственных достижений  в жизни, в деятельности, в общении  с людьми.

 

Педагогическое  мастерство родителей

 

Деятельность родителей  во многом сходна с педагогической деятельностью (в частности, включает те же функции: образовательную, воспитательную и развивающую).

 

Педагогическое мастерство - это (в соответствии с концепцией Полтавского пединститута) комплекс существенных характеристик воспитателя, позволяющих в любой ситуации воспитания чувствовать себя готовым  к решению создавшихся проблем, обеспечивающих выбор и реализацию оптимальных способов разрешения возникающих  противоречий. В структуре педагогического  мастерства полтавчане выделяют следующие  компоненты: направленность; специальные  знания; педагогические способности; педагогическую технику. Охарактеризуем их с учетом специфики семейных отношений:

 

Направленность

 

В психологии под направленностью  понимают систему устойчиво доминирующих мотивов, определяющих действия и поступки человека.

 

Ведущий мотив - любовь родителей  к ребенку. Неуверенность детей  в родительской любви (а уверенность  эта зависит и от выдаваемых родителями внешних "доказательств") отрицательно сказывается на их характере и  отношениях с окружающими.

 

Сложность родительской позиции  в том, что она двояка: во-первых, это действительно определенный отказ от себя, собственных амбиций, интересов, настроений, самоограничение, а во-вторых, это - ограничение того же ребенка, регуляция его потребностей, запросов, интересов. Любое скатывание в ту или иную сторону уже есть действие вопреки родительской любви.

 

Диапазон проявлений разных типов направленностей:

 

- направленность на себя;

 

- направленность на дело;

 

- направленность на идею, принцип, абстракцию;

 

- направленность на реакцию  окружающих;

 

- направленность на доказательство  ранее сделанного вывода;

 

- направленность на быстрое  решение ситуации, ее прекращение;

 

- направленность на ребенка  в данный момент;

 

- направленность на создание  перспективы развития ребенка.

 

Специальные знания

 

Любая ситуация, любое жизненное  явление могут быть охарактеризованы на нескольких уровнях:

 

1)фиксация внешней стороны  события, описание фактов и  их общая оценка - положительная  или отрицательная;

 

2)обращение к причине,  послужившей толчком для возникновения  ситуации;

 

3)выявление главных факторов, определяющих развитие ситуации.

 

Говоря о педагогическом мастерстве родителей, очень важно  определить, какие же знания являются необходимыми для семейного воспитания:

 

- знания психологические,  позволяющие познать сложности  развития ребенка на том или  ином этапе, понять его индивидуальность, узнать отличительные особенности,  выявить психологический смысл  своих ошибок;

 

- педагогические знания - о путях, формах, способах и  средствах эффективного воздействия  на ребенка;

 

- общая эрудиция родителей,  их умение стать для ребенка  вначале источником сведений  об окружающем мире, а впоследствии  надежным проводником в мире  знаний и человеческих отношений.

 

Педагогические  способности

 

Ученые пока еще не пришли к общему согласию по поводу выделения  определенных качеств, обеспечивающих успех в педагогической деятельности вообще. Для семейного воспитания большое значение имеют следующие педагогические способности:

 

- чувствительность к растущему  ребенку как формирующейся личности. Родителям мало постоянно находиться  с ним рядом - необходимо воспринимать  его как что-то особенное в  своей жизни, быть настроенным  на него всей своей душой,  сопереживать ему, относиться  как к равному участнику общения.  Такое взаимодействие базируется  на принципах гуманистической  педагогики:

 

а) максимальное стремление помочь ребенку (протяни руку помощи);

 

б) следование за эмоциями ребенка (не опережай эмоциональный опыт самого ребенка и его способности  к реагированию);

 

в) самотождественность (соответствуй в своем поведении собственным  переживаниям, своей родительской и  человеческой сущности);

 

г) безоценочное отношение  к ребенку (прими ребенка таким, какой он есть);

 

д) стремление почувствовать  то же, что чувствует ребенок (пойми  его).

 

- обладание коммуникативной  способностью, предусматривающей расположение  к людям, доброжелательность, обеспечивающие  успешную реализацию внутреннего  созвучия мыслей и эмоций во  взаимодействии с ребенком;

 

- развитые перцептивные  способности: зоркость, наблюдательность, внимание;

 

- интуиция;

 

- диагностические и прогностические  способности;

 

- эмпатия;

 

- способность к режиссуре;

 

- способность к инструментовке  взаимодействия;

 

- способность к активному  воздействию на другого человека;

 

- развитые личностные  качества: внимание, воображение, логическое  мышление.

 

Педагогическая  техника

 

Владение родителями типовыми приемами, с помощью которых можно "сконструировать" конкретное взаимодействие; средствами самореализации, включающими  овладение своим организмом (саморегуляция), мнемической и пантомимической  выразительностью, управление эмоциями, настроением (снятие избыточного психического напряжения, создание определенного  эмоционального фона взаимодействия), улучшение техники речи.

 

Эффективная технология пошагового продвижения к контакту и взаимопониманию, так называемая методика контактного  взаимодействия, предложенная Д.Б. Филоновым. Суть ее заключается в следующем:

 

1. Доверительное общение  не может быть навязано, оно  должно возникнуть как естественное  желание другой стороны.

 

2. Процесс контактирования  проходит в своем развитии  определенные этапы (стадии). Задержка  или попытка проскочить тот  или иной этап может разрушить  взаимодействие.

 

3. Процесс взаимодействия  должен развиваться последовательно,  а переход в другую стадию  возможен только при наличии  определенных промежуточных результатов.

 

Стадии контактного взаимодействия:

 

- накопление согласия;

 

- поиск совпадающих интересов;

 

- взаимное принятие для  обсуждения личностных качеств  и принципов;

 

- выявление качеств, опасных  для взаимодействия;

 

- реализация способов  индивидуального воздействия и  взаимной адаптации;

 

- согласованное взаимодействие.

 

Техника взаимодействия определяется наличием и развитостью специальных  умений:

 

- умение мобилизовать  другого человека на интенсивное  взаимодействие, умение общаться, налаживать  обратную связь ("считывать"  реакцию собеседника), владеть своим  настроением, голосом, мимикой,  движениями;

 

- эстетическая выразительность  внешнего вида (для ребенка небезразлично,  как выглядят его родители);

 

- способность управлять  эмоциональным состоянием, т.е. способность  к саморегуляции.

 

 

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»