Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:47, контрольная работа

Краткое описание

1. Характер и его структура. Типология характеров. Формирование и изменения характера.
2. Понятие малой группы и коллектива. Структура и феноменология малых групп. Конформизм и нонконформизм.
3. Педагогика в жизни семьи. Задачи и методы семейного воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ.docx

— 280.16 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

  1. Педагогика в жизни семьи. Задачи и методы семейного воспитания.

 

 

Семья - главный институт воспитания

 

Под институтами воспитания понимаются общественные организации  и структуры, которые призваны оказывать  воспитательное воздействие на личность. Наиболее известные нам институты  воспитания - это семья и школа. Формально на них лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка. Однако фактически в современных  условиях школа и семья не всегда доминируют в воспитательных воздействиях, и их влияние нередко уравновешивается и даже перевешивается воздействиями  многих других социальных институтов, средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и  внесемейных организаций.

 

Тем не менее традиционно  главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребенок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В  ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в  школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

 

Семья может выступать  в качестве как положительного, так  и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи  на личность ребенка состоит в  том, что никто, кроме самых близких  для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится  столько о нем. Семья - это тот  институт, который обеспечивает ребенка  необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать  семья.

 

Воспитательное воздействие  семьи тем не менее ограничено. Оно обычно не выходит за рамки  индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий  жизни. Доверие и страх, уверенность  и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении  в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье.

 

Отношения между людьми в  семье из всех человеческих отношений  бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре типа отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные. Психофизиологические - это отношения биологического родства  и половые отношения. Психологические - включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную  и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение  ролей, материальную зависимость в  семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и  пр. Культурные - это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной  и т.п.), внутри которой данная семья  возникла и существует. Вся эта  сложная система отношений оказывает  влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений  могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании.

 

Совместная жизнь требует  от супругов постоянной готовности к  компромиссу в каждом из названных  видов отношений, умения считаться  с личными интересами и потребностями  партнера, уважать друг друга, находить взаимопонимание друг с другом. Статистика бракоразводных процессов показывает, что самые большие трудности  возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится большая часть  разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до пяти лет. Культура общения предполагает, в свою очередь - взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, доброту.

 

Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные  отношения в семье, а также  социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого  общения, принятие взаимных обязательств по отношению друг к другу, соответствующих  их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п.

 

Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические  нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической  поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность  понимания супругами семейных ролей  мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы  семьи, завышенные требования, предъявляемые  супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование  их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние  дел в семье.

 

Основными путями и способами  практического устранения отрицательного влияния перечисленных факторов на воспитание детей является достижение взаимопонимания и гармонизация личных взаимоотношений супругов. Они  предполагают принятие ими следующих  основных принципов построения взаимоотношений:

 

1. Не ставить перед  собой задачу обязательно переделать  супруга на свой лад. Гораздо  лучше и проще пытаться понять  его как личность, встать на  его точку зрения, найти разумный  компромисс в том, что кажется  непривычным, необычным, вызывающим  протест, но не является существенным  для воспитания детей.

 

2. Искать и всеми возможными  способами укреплять общее во  взглядах, позициях, особенно по  вопросам воспитания.

 

3. При возникновении различий  в подходах, которые неизбежны  в силу того, что люди, вступающие  в брак, это уже сформировавшиеся  личности, прошедшие значительный  жизненный путь, не доводить такие  различия до конфликтов. Возникающие  разногласия обязательно необходимо  обсуждать, заранее допуская право  каждого остаться при своем  мнении, но вместе с тем стремясь  к согласию по как можно  большему числу вопросов. В спорах  и дискуссиях сторон должен  отчетливо проявляться настрой  на компромисс.

 

4. Не стесняться открыто  признавать свои ошибки, сомневаться  в собственной правоте.

 

5. Прежде чем критически  отнестись к своему супругу,  нужно столь же критически  оценить самого себя. Для этого  всегда можно найти достаточно  много веских оснований.

 

6. Считать вполне нормальным  и не испытывать особого разочарования,  если у супруга вдруг обнаружатся  некоторые недостатки, например, отрицательные  черты характера. Они есть у  всех без исключения нормальных  людей.

 

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся  стать для него образцом. Похвала  родителей, с которыми ребенок находится  в дружеских отношениях, обычно более  действенна, чем та, которая получена от холодных и равнодушных родителей. В результате разумного применения поощрений развитие детей как  личностей можно ускорить, сделать  более успешным, чем при использовании  запретов и наказаний.

 

Наказание необходимо, но лишь тогда, когда поведение ребенка  изменить другим способом практически  невозможно. Если все же возникает  нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта, наказания, по возможности, должны следовать непосредственно  за заслуживающим их проступком. Наказание  должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может  вызвать у ребенка страх или  озлобленность. Правила социального  поведения, которые навязываются такими чувствами, дети усваивают хуже всего. Наказание более эффективно в  том случае, если проступок ребенка, за который он наказан, разумно ему  объяснен. Установлено, что ребенок  быстрее идет на компромисс, если понимает, почему он должен так поступать. Ребенок, которого часто наказывают или на которого часто кричат, отчуждается  от родителей, становится эмоционально индифферентным, проявляет повышенную агрессивность.

 

В психологически различных  условиях оказываются и несколько  по-разному должны воспитываться  дети, родившиеся первыми и следующими в семье. Установлено, например, что  со своим первенцем родители обращаются иначе, чем с детьми, которые рождаются  позднее. С появлением второго ребенка  привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок  теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени  обычно обращено на младших детей.

 

Братья и сестры по-разному  влияют на воспитание мальчиков и  девочек. Мальчики, у которых есть старшие братья, проявляют больше чисто мужских черт и интересов, чем девочки, имеющие старших  сестер, обнаруживают у себя женские  интересы и черты. Девочки, у которых  есть старшие братья, нередко оказываются  более честолюбивыми и агрессивными, чем те, у кого таких братьев  нет. Они также обладают мужскими чертами характера, имеют более  развитые интеллектуальные способности, чем девочки, которых воспитывали  только старшие сестры.

 

Специфические условия для  воспитания складываются в неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье  отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными. Особенно заметно ощущается разница в  поведении мальчиков и девочек  в семьях без отцов в первые годы жизни. Двухлетние дети, живущие в таких семьях, нередко менее самостоятельны и больше проявляют тревожность и агрессивность, чем дети, у которых были отцы. Поведение девочек, выросших в таких семьях, мало чем отличается от поведения девочек, воспитанных в полных семьях.

 

Для всех членов семьи и  особенно для детей развод является сильным потрясением, нарушающим стабильность. Последствия развода обычно сильнее  сказываются на мальчиках, чем на девочках. После развода родителей  мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные  черты поведения особенно заметны  в течение первых месяцев жизни  после развода, а к двум годам  после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными  отрицательными симптомами наблюдается  в поведении девочек после  развода родителей.

 

Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, Особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушения  душевного равновесия, им обычно недостает  сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз  в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

 

 

Семья как фактор воспитания

 

В Конвенции о правах ребенка  сказано: "Ребенку для полного  и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и  понимания".

 

Семью имеет 91% российских детей, в том числе среди родившихся в 1988 году 2348494 детей; растет вне брака (у незамужних женщин) 13% (304424). Вследствие распада семей ежегодно более  полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей. Все более распространенной становится внебрачная рождаемость: в 1993 г. у незамужних женщин родилось 250,7тыс. детей, или 18,2% всех родившихся. Средний размер российской семьи - 3,2 человека, из них, имеющих  детей до 18 лет - 3.8 человека (23486 тыс. семей). С одним ребенком среди  сельских семей: 2328 тыс., с двумя 2306 тыс., с тремя и более- 1101 тыс.

 

Семья - наиболее естественная среда физического, эмоционального и социального развития личности в важнейших фазах ее первичного становления - физического, эмоционально-интуитивного, речевого - от рождения до 6-7 лет, духовно-нравственного - от 3,6 до 9,5 лет, индивидуально-творческого - от 4,8 до 14 лет.

 

Семья закладывает ведущие  начала индивидуального и коллективного  Я личности (образ Я и образ  мира), гармонию ума, души и воли ребенка, его образ действий и образ  будущего.

 

Общение: Взрослый - Ребенок

 

Какие цели могут определять отношения между взрослыми и  детьми в семье и каковы их психологические  последствия.

 

Стремление строить жизнь  ребенка как свою собственную. Фактическая  реализация такой цели может иметь  те или иные нюансы, принимать разнообразные  формы, но в целом ее можно сформулировать как стремление через успехи ребенка улучшить собственное социальное положение.

 

а) Я буду там же, где  и он, но на ПЕРВОМ месте;

 

б) Пережить жизнь начисто:

 

- форсирование событий,

 

- воплощение себя в  новом, улучшенном виде,

 

- раз мой, значит, уже  лучший.

 

Ребенок не может служить  средством изменения жизненных  обстоятельств взрослых, компенсатором  их неудач и несбывшихся надежд. С момента рождения он представляет собой потенциальную, а затем  вполне реальную личность. Если именно личность ребенка, его психологическое  и социальное становление, развитие и раскрытие творческого потенциала становятся целью родителей, можно  говорить о надежном психологическом  фундаменте отношений между поколениями  в семье.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»