Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель: поиск эффективных методов профилактики и снижения уровня агрессивности у дошкольников путем теоретического и практического изучения агрессивности старших дошкольников;
анализ влияния коррекционной программы на снижение уровня детской агрессивности.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) изучить литературу по данному вопросу;
2) проанализировать истоки происхождения агрессивности;
3) определить методы исследования;
4) составить коррекционную программу;
5) провести первичную и вторичную диагностику уровня агрессивности группы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «агрессивного поведения»………………………………………. 5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………... 9
1.3. Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности………………………………………………………………………...13
2. Практическая часть
2.1. Первичная диагностика……………………………………………………. 17
2.2. Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….. 22
2.3. Вторичная диагностика……………………………………………………. 23
2.4. Заключение……………….. ……………………………………………….. 27
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая агрессивность1.docx

— 105.92 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство  по образованию

 Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

 

 

 

Факультет психологии                                     Кафедра прикладной психологии

 

 

 

 
 
Курсовая работа  по теме

«Коррекция агрессивного поведения в 

старшем дошкольном возрасте»

 

                   

 

 

Выполнила:  студентка  группы

                                                      ПС – 41 Катаева А.В.

 

                                                             Проверила: 

 

 

 

 

 

 

Пенза, 2012 год

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1.    Теоретическая часть

1.1   Понятие «агрессивного поведения»………………………………………. 5

1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………... 9

1.3. Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности………………………………………………………………………...13

2. Практическая часть

2.1. Первичная диагностика……………………………………………………. 17

    1. Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….. 22

2.3. Вторичная диагностика……………………………………………………. 23

2.4. Заключение……………….. ……………………………………………….. 27

Список литературы………………………………………………………………28

Приложение №1. Коррекционно-развивающая программа

1. Описание коррекционно-развивающей программы

2. Методика диагностического блока

3. Конспекты коррекционно-развивающих занятий

Приложение №2.   Рекомендации родителям и педагогам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой  популярной в мировой психологии. Это реакция психологов на беспрецедентный  рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом первом веке. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению.

В этом возрасте уже существует механизм эмоционального предвосхищения. А проявление чрезмерной агрессивности  свидетельствует о некотором  нарушении, которое может закрепиться  при отсутствии работы с таким  ребенком.

Проверка уровня интеллектуального  развития и готовности шестилеток к  школе показала, что 21% из них имеют  явные признаки тех или иных нервно-психических  отклонений в своем развитии, у 27% выявлен низкий или ниже среднего уровень развития интеллекта и лишь 52% детей в состоянии легко  усвоить программный материал первого  года обучения. Эти дети требуют  особого подхода к себе как  в школе, так и дома. Но для этого  необходимо иметь четкое представление  о возможных психических отклонениях  в развитии детей, уметь их распознавать и организовать психокоррекционную работу. Можно с уверенностью сказать, что тема агрессии в дошкольном возрасте  не потеряет своей актуальности и в будущем, т.к. первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития. И от того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.   

Цель: поиск эффективных методов профилактики и снижения уровня агрессивности у дошкольников путем теоретического и практического изучения агрессивности старших  дошкольников;

анализ влияния коррекционной программы на снижение уровня  детской агрессивности.

Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

  1. изучить литературу по данному вопросу;
  2. проанализировать истоки происхождения агрессивности;
  3. определить    методы   исследования;    

4)       составить коррекционную программу;

5)    провести первичную и вторичную диагностику уровня агрессивности группы.

Объект исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: игровые упражнения коррекционной программы как средство коррекции агрессивного поведения детей в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза: коррекционно-развивающая программа является эффективным средством в коррекции агрессивного поведения детей; после реализации разработанной коррекционно-развивающей программы  уровень агрессивного поведения старших дошкольников снизится.

Методы исследования: беседа, психологический тренинг, игровая терапия, анкетирование воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.Н.); опросник «Узнай себя» (Подласый И.П.); наблюдение (схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.); проективные методики «Несуществующее животное», «Кактус».

Практическое  значение исследования: чем больше знаний и исследований будет накоплено по проблеме детской агрессивности, тем эффективнее будет помощь детям.

Структура курсового  исследования. Работа состоит из введения, двух разделов (теоретической части и практической части), заключения, библиографического списка и приложения.

1. Теоретическая часть

1.1. Понятие «агрессивного поведения»

В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы  и трактовки к определению  сущности агрессивного поведения, его  психологических механизмов. Так, если не сосредотачиваться на деталях  и подойти к вопросу глобально, то можно, как утверждает А.А. Реан, выделить два полярных подхода к феномену агрессии.

Первый из них он называет этико-гуманистическим подходом. Здесь агрессия, причинение вреда другому человеку расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности человека. И, соответственно, такое поведение оценивается негативно. В науках о человеке этот подход представлен в гуманистической психологии, экзистенциональной и гуманистической психологии, а так же в базирующихся на их основе педагогических теориях. Христианская концепция тоже должна быть отнесена к этому подходу. Идеи гуманистического подхода к феномену агрессии восходят к традициям христианского учения. Этот подход, признавая относительную свободу личности от среды, признает и возможность социогенетического влияния на развитие как агрессивности, так и позитивной открытости личности. Понимание этой возможности ведет к формулированию этической системы ценностей и принципов жизни, к построению этико-гуманистической системы воспитания и развития личности, к формулированию идеи помогающих отношений и эмпатийного понимания.

Другой подход А.А. Реан называет эволюционно-генетическим. В рамках этого подхода внутривидовая  агрессия расценивается как биологически целесообразная форма поведения, способствующая выживанию и адаптации. Этот подход также объединяет различные концепции, начиная от концепции выживания  вида и психобиологической адаптации  индивида и кончая концепциями социальной адаптации. Не нашедшая выхода агрессия – это плохо, потому что грозит индивиду различными нарушениями. В  это связи обосновывается концепция  катарсиса, который связан с разрядкой  агрессивности на эрзац-объект. Имеется бесчисленное количество работ о разрядке агрессии на различного рода эрзац-объекты: объект агрессии в виде куклы, разрядка в процессе участия в спортивной борьбы, новейшие методы катарсиса, связанные с компьютерными технологиями создания виртуальной реальности. Спорт, как особо ритуализированная форма борьбы, вероятно, действительно способствует разрядке агрессивных импульсов. Но в этом случае, как считает А.А. Реан, речь должна идти о реальной спортивной борьбе в роли участника, а не в роли наблюдателя. А.А. Реан отрицает катарсис через просмотр видеофильмов. Это связанно с тем, что идея кино-видеокатарсиса основана на предположении об идентификации смотрящего с героем-агрессором. Однако то, что идентификация будет именно такой, вовсе не факт. Конкретный человек, в силу сложившейся «Я-концепции», сформировавшейся у него системы отношений личности к действительности, симпатий и антипатий, может идентифицировать себя с разными героями, в том числе и с жертвой. Но о катарсисе в этом случае речи не идет. Вместе с тем, в компьютерных играх вопрос об идентификации решается более однозначно, в определенном смысле даже навязчиво жестоко.

Агрессия как психическая  реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может  быть:

  • собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия);
  • использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия).

Агрессия бывает направлена

    • на внешние объекты (людей или предметы), А. Бандура и Р. Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера;
    • на себя (тело или личность).

Агрессия принимает самые  разнообразные формы:

    • Явные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т. д. Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы.
    • Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Агрессивное влечение может  проявляться через различные  агрессивные аффекты, такие, как (в  порядке усиления интенсивности  и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность  агрессивных аффектов коррелирует  с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание  автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий  на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью  не осознаваться ее хозяином.

Гнев – ситуативная  реакция, и необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация. Если же гнев «выкристализовывается», становится «надситуативным», постоянным переживанием, то это не может считаться нормальным. Длительное действие стрессора в норме ведет к адаптации к нему, тогда как проявление в этом случае агрессивности, высокой тревожности, страхов и других невротических симптомов считается «поломкой» системы саморегуляции.

Агрессия как внутренняя побудительная тенденция — это  неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). Агрессивность как склонность конкретного  человека проявлять эту тенденцию  в форме конкретных внутренних и  внешних действий — индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.

Попытаемся уточнить характер взаимосвязи между агрессией  и агрессивным поведением. Очевидно, что переживание агрессии человеком неоднозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким — тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно  зависит от каких-либо иных факторов. Например, трехлетний ребенок в ходе медицинского обследования уже после  нескольких неприятных процедур может  не только отказываться от осмотра, но и активно сопротивляться действиям  взрослых, выражая злость и даже ярость. Является ли такое поведение  беспомощного малыша агрессивно-враждебным? Ответы на подобные вопросы зависят  от анализа дополнительных личностных и ситуативных факторов, например важности (в том числе опасности) конкретной ситуации для человека, его способности осознавать свое поведение и контролировать свои чувства, целенаправленности поведения, степени причиняемого им вреда.

Мы не можем однозначно определить внутреннюю агрессивную  тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и  характер ее внешних проявлений, т.е. агрессивного поведения. Из сказанного выше можно заключить, что агрессивное  поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные  агрессивные реакции (в форме  краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное  поведение (в форме бездействия  или отказа от чего-либо); активное агрессивное  поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения  можно считать такие его проявления, как:

—      выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте