Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель: поиск эффективных методов профилактики и снижения уровня агрессивности у дошкольников путем теоретического и практического изучения агрессивности старших дошкольников;
анализ влияния коррекционной программы на снижение уровня детской агрессивности.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) изучить литературу по данному вопросу;
2) проанализировать истоки происхождения агрессивности;
3) определить методы исследования;
4) составить коррекционную программу;
5) провести первичную и вторичную диагностику уровня агрессивности группы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «агрессивного поведения»………………………………………. 5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………... 9
1.3. Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности………………………………………………………………………...13
2. Практическая часть
2.1. Первичная диагностика……………………………………………………. 17
2.2. Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….. 22
2.3. Вторичная диагностика……………………………………………………. 23
2.4. Заключение……………….. ……………………………………………….. 27
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая агрессивность1.docx

— 105.92 Кб (Скачать файл)

16,5 % - уровень агрессивности выше среднего;

50 % - уровень агрессивности ниже среднего;

33,5 % - низкий уровень агрессивности.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает уровень агрессивности ниже среднего.

3.  Наблюдение (схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)

Цель: оценить степень развитости агрессивности у старших дошкольников.

После подсчета числа детей  по каждому уровню агрессивности  были получены следующие результаты:

1 ребенок имеет уровень агрессивности выше среднего;

2 ребенка имеют средний уровень агрессивности;

3 ребенка имеют уровень  агрессивности ниже среднего.

При переводе в процентное соотношение получились следующие результаты:

16,5 % - уровень агрессивности выше среднего;

33,5 % - средний уровень агрессивности;

50 % - уровень агрессивности ниже среднего.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладают  уровни агрессивности ниже среднего и  средний.

  1. Проективная методика «Кактус»

Цель: определение состояния эмоциональной сферы ребенка, наличие и направление агрессии, ее интенсивность и т.п.

Стимульный материал: лист белой бумаги размера А4, цветные  карандаши.

Инструкция: «На листе  бумаги нарисуй кактус – такой, какой себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Затем рисунки детей собираются и обрабатываются, за каждый показатель рисунку присваивается 1 балл:

1.  Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности;

2.  Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим;

3.  Эгоцентризм – крупный рисунок;

4.  Неуверенность в себе – маленький рисунок;

5.  зависимость – расположенный внизу листа;

6.  Стремление к лидерству – центр листа;

7.  Демонстративность – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм;

8.  Cкpытнocть, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса;

9.  Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы;

10.  Тревога – использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями;

11.  Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов;

12.  Интравертированность – на рисунке изображен один кактус;

13.  Наличие чувства одиночества – дикорастущее, «пустынные кактусы»;

14.  Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения;

15.  Женственность – наличие украшений, мягких линий и форм.

После этого по каждому  ребенку выявляется его уровень  агрессивности:

0-3 балла – низкий уровень  агрессивности;

4-6 балла - уровень агрессивности  ниже среднего;

7-9 баллов – средний  уровень агрессивности;

10-12 балла – уровень  агрессивности выше среднего;

13-15 баллов – высокий  уровень агрессивности.

После подсчета числа детей  по каждому уровню агрессивности  были получены следующие результаты:

2 ребенка имеют средний  уровень агрессивности;

3 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего;

1 ребенок имеют низкий  уровень агрессивности.

При переводе в процентное соотношение получились следующие результаты:

33,5 % - средний уровень агрессивности;

50 % - уровень агрессивности ниже среднего;

16,5 % - низкий уровень агрессивности.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает уровень агрессивности ниже среднего.

 

Вывод

Цель исследования заключалась  в диагностике уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста, разработке коррекционной программы для коррекции агрессивности и проверке эффективности данной программы. В результате проведения всех методик на констатирующем этапе исследования мы получили такие результаты по каждому ученику:

1 ребенок имеет уровень агрессивности выше среднего;

3 ребенка имеют средний уровень агрессивности;

2 ребенка имеют уровень  агрессивности ниже среднего.

Таким образом, было выявлено, что преобладал средний  уровень  агрессивного поведения.

При проведении занятий по коррекционной-развивающей программе мы убедились, что в играх дети не только расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, самостоятельности, настойчивости, а с другой – умению владеть собой и считаться с партнерами, согласовывать свои действия с действиями других игроков.

После проведения всех методик  на контрольном этапе исследования мы получили такие результаты:

2 ребенка имеют средний уровень агрессивности;

4 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего.

Таким образом, было выявлено, что преобладает уровень агрессивности ниже среднего.  

Заключение

Агрессивное поведение –  одна из частных проблем детского коллектива, те или иные формы ее характерны для большинства детей. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему понятен научный интерес к этой проблеме.

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования  людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение  другого как враждебное  (психологический словарь).

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается  в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что  коррекционно-развивающая программа – весьма эффективный способ коррекции отклонений в развитии агрессивного поведения.

Нами была выбрана база исследования, определены задачи и  методы исследования, а также этапы  эксперимента (констатирующий, формирующий  и контрольный).

Цель эксперимента заключалась  в диагностике уровня агрессивного поведения у старших дошкольников, разработке коррекционно-развивающей программы проверке уровня её эффективности.

В результате проведенного нами исследования мы пришли к тому, что после проведения специально разработанных игровых упражнений уровень агрессивного поведения  старших дошкольников понизился.

Эффективность проведенного эксперимента мы подтвердили результатами исследования. Таким образом, гипотеза, которую мы ставили в начале исследования, подтвердилась.

Список литературы

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой.-СПб.: Речь, 2006
  2. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992
  3. Волкова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. №3. 2000. С. 108-111.
  4. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М., 2003
  5. Каменская М.В. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2005
  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Екатеринбург: У- Фактория, 2004.
  7. «Ненасилие»: Программа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста / Под. Ред. Маралова В.Г. – Череповец, 1998
  8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера.- 2000.

 

  1. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков Издательство: Речь, 2006 г.
  2. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М.: Владос.- 2002.
  3. Психологический словарь /Авт.-сост. Корпулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. – Ростов н/Д., 2004.
  4. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / [Запорожец А.В., Неверович А.Д. и др.]. – М., 1986.
  5. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.
  6. Реан А.А.. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. Т. 17. №5. 1996.
  7. Рогов Е.И, настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995
  8. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии №1. 1991
  9. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-8 лет. – М., 2004
  10. Смирнова Е., Хузеева Г. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. №4. 2003.
  11. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения со сверстниками. // Дошкольное воспитание. №8. 2003.
  12. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольники: формирование доброжелательных отношений. Дошкольное воспитание. №9. 2003. С.
  13. Станкин Н.И. Психологические игры // Специалист.-№ 9.-1994.
  14. Стракова В.Л. 300 игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М., 1994
  15. Степанова О.А. и др. Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями: Учеб.пособие для студ. Сред. Пед. Учеб.заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной.-М.: Издательский центр «Академия».-
  16. Строгонова Л. Агрессивный ребенок. Как с ним быть? // Воспитание школьников.-2007.-№ 5.
  17. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция – Минск, 1996
  18. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М.: Академия.- 2003
  19. Хухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением. // Воспитание школьников.- 2002 г.- №10.
  20. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под. Ред. М.И. Буянова. – М., 1995.
  21. Ютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми
  22. Энциклопедия психологических тестов. М., 1997 .

 

Приложение №1

  1. Описание коррекционно – развивающей программы.

Анализ теоретических  подходов и практических исследований различных авторов показывает, что  основными параметрами, контролирующими  агрессивное поведение, являются следующие:

  •   усвоение моральных норм и правил;
  •    развитие эмпатии;
  •   чрезмерная эмоциональная напряженность, не находящая выхода;
  •   социальное окружение (большую роль играют различные семейные факторы);
  •   способность переносить фрустрацию;
  •    умение находить приемлемые способы решения конфликтных ситуаций.

В этой связи выделяются следующая цель и задачи настоящей  коррекционно-развивающей программы.

Цель данной коррекционно – развивающей программы: преодоление агрессивного поведения у средних и старших дошкольников.

Задачами являются следующие положения:

1.      сформировать способность видеть сверстника (его переживания, желания, проблемы), обращать на него внимание;

2.       усвоение детьми моральных норм и правил;

3.      обеспечить ребенку возможности в социально приемлемой форме выразить свою агрессию, обучить его способам такого выражения в реальной жизни;

4.       обучить детей эффективным способам общения.

Настоящая коррекционно –  развивающая программа имеет  следующие блоки.

Диагностический блок.

Цель: выявить признаки агрессивного поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Методы: методика «Изучение эмоционально–обусловленного поведения дошкольников».

Установочный  блок.

Цель: просвещение родителей о проблеме детской агрессивности и необходимости проведения коррекционной работы, с их детьми; установление контакта с самими агрессивными детьми, заинтересовать детей.

Методы: беседа с родителями; частое общение с детьми до проведения психокоррекционной работы; беседа с детьми о содержании занятий, с упором на их яркость и занимательность.

Коррекционный блок.

Цель: преодоление агрессивного поведения дошкольника.

Методы: социально-психологический тренинг; беседа; игровая терапия; рисуночный метод; методы психогимнастики; релаксационный тренинг; специальные методы (игнорирование агрессивных тенденций, нефиксирование на агрессии внимания окружающих, включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового смысла, установление запрета на агрессивное действие, активное разворачивание агрессивных действий).

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте