Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа
Цель: поиск эффективных методов профилактики и снижения уровня агрессивности у дошкольников путем теоретического и практического изучения агрессивности старших дошкольников;
анализ влияния коррекционной программы на снижение уровня детской агрессивности.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) изучить литературу по данному вопросу;
2) проанализировать истоки происхождения агрессивности;
3) определить методы исследования;
4) составить коррекционную программу;
5) провести первичную и вторичную диагностику уровня агрессивности группы.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «агрессивного поведения»………………………………………. 5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………... 9
1.3. Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности………………………………………………………………………...13
2. Практическая часть
2.1. Первичная диагностика……………………………………………………. 17
2.2. Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….. 22
2.3. Вторичная диагностика……………………………………………………. 23
2.4. Заключение……………….. ……………………………………………….. 27
Список литературы………………………………………………………………
16,5 % - уровень агрессивности выше среднего;
50 % - уровень агрессивности ниже среднего;
33,5 % - низкий уровень агрессивности.
В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает уровень агрессивности ниже среднего.
3. Наблюдение (схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)
Цель: оценить степень развитости агрессивности у старших дошкольников.
После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:
1 ребенок имеет уровень агрессивности выше среднего;
2 ребенка имеют средний уровень агрессивности;
3 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего.
При переводе в процентное соотношение получились следующие результаты:
16,5 % - уровень агрессивности выше среднего;
33,5 % - средний уровень агрессивности;
50 % - уровень агрессивности ниже среднего.
В результате проведения данной методики мы получили, что преобладают уровни агрессивности ниже среднего и средний.
Цель: определение состояния эмоциональной сферы ребенка, наличие и направление агрессии, ее интенсивность и т.п.
Стимульный материал: лист белой бумаги размера А4, цветные карандаши.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, какой себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Затем рисунки детей собираются и обрабатываются, за каждый показатель рисунку присваивается 1 балл:
1. Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности;
2. Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим;
3. Эгоцентризм – крупный рисунок;
4. Неуверенность в себе – маленький рисунок;
5. зависимость – расположенный внизу листа;
6. Стремление к лидерству – центр листа;
7. Демонстративность – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм;
8. Cкpытнocть, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса;
9. Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы;
10. Тревога – использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями;
11. Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов;
12. Интравертированность – на рисунке изображен один кактус;
13. Наличие чувства одиночества – дикорастущее, «пустынные кактусы»;
14. Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения;
15. Женственность – наличие украшений, мягких линий и форм.
После этого по каждому ребенку выявляется его уровень агрессивности:
0-3 балла – низкий уровень агрессивности;
4-6 балла - уровень агрессивности ниже среднего;
7-9 баллов – средний уровень агрессивности;
10-12 балла – уровень агрессивности выше среднего;
13-15 баллов – высокий уровень агрессивности.
После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:
2 ребенка имеют средний уровень агрессивности;
3 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего;
1 ребенок имеют низкий уровень агрессивности.
При переводе в процентное соотношение получились следующие результаты:
33,5 % - средний уровень агрессивности;
50 % - уровень агрессивности ниже среднего;
16,5 % - низкий уровень агрессивности.
В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает уровень агрессивности ниже среднего.
Вывод
Цель исследования заключалась в диагностике уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста, разработке коррекционной программы для коррекции агрессивности и проверке эффективности данной программы. В результате проведения всех методик на констатирующем этапе исследования мы получили такие результаты по каждому ученику:
1 ребенок имеет уровень агрессивности выше среднего;
3 ребенка имеют средний уровень агрессивности;
2 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего.
Таким образом, было выявлено, что преобладал средний уровень агрессивного поведения.
При проведении занятий по коррекционной-развивающей программе мы убедились, что в играх дети не только расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, самостоятельности, настойчивости, а с другой – умению владеть собой и считаться с партнерами, согласовывать свои действия с действиями других игроков.
После проведения всех методик на контрольном этапе исследования мы получили такие результаты:
2 ребенка имеют средний уровень агрессивности;
4 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего.
Таким образом, было выявлено, что преобладает уровень агрессивности ниже среднего.
Заключение
Агрессивное поведение – одна из частных проблем детского коллектива, те или иные формы ее характерны для большинства детей. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему понятен научный интерес к этой проблеме.
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное (психологический словарь).
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что коррекционно-развивающая программа – весьма эффективный способ коррекции отклонений в развитии агрессивного поведения.
Нами была выбрана база исследования, определены задачи и методы исследования, а также этапы эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный).
Цель эксперимента заключалась в диагностике уровня агрессивного поведения у старших дошкольников, разработке коррекционно-развивающей программы проверке уровня её эффективности.
В результате проведенного
нами исследования мы пришли к тому,
что после проведения специально
разработанных игровых
Эффективность проведенного эксперимента мы подтвердили результатами исследования. Таким образом, гипотеза, которую мы ставили в начале исследования, подтвердилась.
Список литературы
Приложение №1
Анализ теоретических подходов и практических исследований различных авторов показывает, что основными параметрами, контролирующими агрессивное поведение, являются следующие:
В этой связи выделяются
следующая цель и задачи настоящей
коррекционно-развивающей
Цель данной коррекционно – развивающей программы: преодоление агрессивного поведения у средних и старших дошкольников.
Задачами являются следующие положения:
1. сформировать способность видеть сверстника (его переживания, желания, проблемы), обращать на него внимание;
2. усвоение детьми моральных норм и правил;
3. обеспечить ребенку возможности в социально приемлемой форме выразить свою агрессию, обучить его способам такого выражения в реальной жизни;
4. обучить детей эффективным способам общения.
Настоящая коррекционно – развивающая программа имеет следующие блоки.
Диагностический блок.
Цель: выявить признаки агрессивного поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Методы: методика «Изучение эмоционально–обусловленного поведения дошкольников».
Установочный блок.
Цель: просвещение родителей о проблеме детской агрессивности и необходимости проведения коррекционной работы, с их детьми; установление контакта с самими агрессивными детьми, заинтересовать детей.
Методы: беседа с родителями; частое общение с детьми до проведения психокоррекционной работы; беседа с детьми о содержании занятий, с упором на их яркость и занимательность.
Коррекционный блок.
Цель: преодоление агрессивного поведения дошкольника.
Методы: социально-психологический тренинг; беседа; игровая терапия; рисуночный метод; методы психогимнастики; релаксационный тренинг; специальные методы (игнорирование агрессивных тенденций, нефиксирование на агрессии внимания окружающих, включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового смысла, установление запрета на агрессивное действие, активное разворачивание агрессивных действий).
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте