Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель: поиск эффективных методов профилактики и снижения уровня агрессивности у дошкольников путем теоретического и практического изучения агрессивности старших дошкольников;
анализ влияния коррекционной программы на снижение уровня детской агрессивности.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) изучить литературу по данному вопросу;
2) проанализировать истоки происхождения агрессивности;
3) определить методы исследования;
4) составить коррекционную программу;
5) провести первичную и вторичную диагностику уровня агрессивности группы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «агрессивного поведения»………………………………………. 5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………... 9
1.3. Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности………………………………………………………………………...13
2. Практическая часть
2.1. Первичная диагностика……………………………………………………. 17
2.2. Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….. 22
2.3. Вторичная диагностика……………………………………………………. 23
2.4. Заключение……………….. ……………………………………………….. 27
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая агрессивность1.docx

— 105.92 Кб (Скачать файл)

Продолжительность – 2-3 мин.

Упражнение №7 «Фея (волшебник) сна»

Занятие №7

Упражнение №1 «Здоровалки»

Упражнение №2 «Я взрослый»

Цели: способствовать сплочению группы; активизировать речевые высказывания.

Ход упражнения: дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Ведущий дает инструкцию. «Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди вас окружают. Эти люди очень-очень вас любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость или искренность, за честность или за что-нибудь еще? Откройте глаза и расскажите друг другу, какими вы станете, когда вырастете, какие ваши качества будут нравиться окружающим».

Дети по очереди рассказывают о  себе «взрослом», остальные добавляют  «хорошие качества», которыми, по их мнению, будет обладать рассказчик в будущем.

Продолжительность – 10-12 минут.

Упражнение №3 Игра «Мое будущее».

Цель: формировать установку на положительное принятие собственных изменений.

Ход упражнения: дети сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию. «Давайте сегодня заглянем в будущем вы многое смогли. Подумайте, чего вам хочется для себя в будущем. Пусть каждый из вас по очереди скажет группе, только обязательно громким голосом, о своем самом заветном желании. После слов каждого мы будем хором повторять: «В будущем ты сможешь…». И тогда ваше желание непременно сбудется».

Игра продолжается до тех пор, пока у детей не закончатся желания.

Продолжительность – 8-10 минут.

Упражнение №4  «Чувствуем вслух»

Цель: вербализация чувств, их осознание и закрепление.

Ход беседы: дети отвечают по кругу, что  им понравилось и не понравилось  на занятии, почему? Понравилось ли вам то, о чём вы мечтали? Сможете  ли вы осуществить свои заветные желания.

Продолжительность – 6-8 минут.

Упражнение №5 «Отдохнем»

Цель: снятие психоэмоционального  напряжения, вселение уверенности в своих силах.

Дети садятся на ковер, принимают  удобную позу, закрывают глаза. Ведущий  рассказывает им сон, где они видят  себя: любимыми близкими людьми, добрыми, веселыми, сильными, сообразительными, дружными, заботливыми, красивыми и  т.д. Ведущий вселяет уверенность  в их силы, подчеркивает, что дети стали такими благодаря их встречам на занятиях.

Продолжительность – 5-6 минут

Упражнение №6 «Фея (волшебник) сна»

 

Занятие №8

Упражнение №1 «Здоровалки»

Упражнение  №2 «Импульс»

Цель: создать в группе благоприятный эмоциональный фон

Дети сидят в кругу, взявшись за руки. Ведущий посылает сигнал - сжимает  руку сидящему рядом, тот в свою очередь  передает сигнал следующему. Таким  образом сигнал начинает бегать по кругу.

Продолжительность – 2 минуты.

Упражнение №3 «Где мы были – не скажем, а что делали, покажем»

Цель: развитие внимания и сопричастности к партнеру, закрепление умения выражать свои мысли, чувства и понимать чувства и мысли другого.

Ход игры: Дети делятся на подгруппы. Договорившись с помощью  психолога, какое действие каждая группа будет представлять, дети самостоятельно придумывают сюжет и представляют его. Каждая группа прежде, чем разыграть  действо, предваряет его фразой: «Где мы были – не скажем, а что делали покажем». Зрители должны отгадать, что они делают и где находятся. Если задача выполняется, на сцену выходит следующая группа.

Продолжительность – 8-10 минут.

Упражнение №4 Игра «Маленький принц».

Цель: сплочение группы, выработка умения выслушать другого человека.

Дети садятся в круг за столы. Ведущий предлагает представить, что  у каждого из них есть своя планета, и просит ее нарисовать.

Обсуждение по вопросам:

Какого размера эта планета?

Кто на ней живет?

Какой характер у жителей?

Можно ли добраться на эту планету?

Продолжительность – 8-10 минут.

Упражнение №5 Подвижная игра «Тише едешь - дальше будешь»

Цель: снятие психоэмоционального  напряжения

Ход игры: Все игроки становятся с  одной стороны "дороги", водящий - с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит:

- Тише едешь-дальше будешь. Стоп.

Фразу можно произносить как угодно - намеренно затягивая слова, всё предложение, или, например, начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру.  В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать – пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова СТОП водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) - тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.

Продолжительность – 6 минут.

Упражнение № 6 «На море»

Упражнение №7 «Фея (волшебник) сна»

 

Занятие №9

Упражнение №1 «Здоровалки»

Упражнение №2 "Прогулка с компасом"

Цель: формирование у детей чувства  доверия к окружающим. 
Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "турист не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Продолжительность – 10-12 минут.

Упражнение №3 «Слепой и поводырь»

Цель: формирование опыта доверия окружающим.

Ход игры. Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым - ему завязывают глаза. Второй - его поводырем, старающимся  аккуратно и бережно перевести  слепого человека через дорогу с  оживленным движением.

Это «движение» создается заранее, в комнате расставляются стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Задача проводника: аккуратно перевести слепого на другую «сторону шоссе» (где это место, договоритесь заранее), оберегая его от столкновений с различными препятствиями.  
    По окончании — обсуждение: не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого.

Продолжительность – 10 минут.

Упражнение  №4  «Апельсин (или лимон)»

Цель:  овладение навыками саморегуляции и сохранение более ровного эмоционального состояния.

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены  в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается  апельсин, пусть они возьмут его  в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак  и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют,  что они выжали сок) ручка теплая, мягкая, отдыхает…»

Затем апельсин подкатился к левой  руке. И та же процедура выполняется  с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Продолжительность – 5 минут.

Упражнение №5  «Фея (волшебник) сна»

 

Занятие №10 (итоговое)

Упражнение №1 «Здоровалки»

Упражнение №2 «Пилот и  диспетчер»

Цель: формирование чувства доверия  к окружающим, умения ждать, находясь в неизвестности.

Ход игры. Сначала роль пилота будет играть один ребенок, а другой роль диспетчера. Завяжите ему глаза, это означает, что самолет попал в зону плохой видимости. Теперь придется юному пилоту полностью доверить свое благополучие диспетчеру. Необходимо расставить в комнате различные преграды. В центре поставить пилота. Диспетчер должен находиться от него на достаточном расстоянии и управлять действиями самолета «с земли», то есть исключительно словами. Так он может давать пошаговые инструкции типа: «Повернись немного вправо, сделай три небольших шага вперед. Так, еще чуть-чуть продвинься вперед. Стоп» и т. д. Пилот, выполняя указания диспетчера, должен пролететь беспрепятственно по комнате до указанного пункта назначения.

Примечание. Ребенку в процессе игры придется преодолеть свою импульсивность и научиться доверять человеку «на расстоянии», не ощущая рядом «дружеского плеча» и руководствуясь только словесными указаниями.

Продолжительность – 12 минут.

Упражнение №3 «Пойми без слов»

Цель: формирование способности  доходчиво объяснять, стремления быть понятыми, сдержанности.

Ход игры. Водящий задумывает какое-то слово (отвечающее на вопрос «кто?» или «что?»). После этого он должен постараться изобразить то, что это слово обозначает, не проронив ни звука. Можно двигаться, воспроизводя ситуацию, в которой используется данная вещь, или замирать, пытаясь скульптурно изобразить задуманное слово. Единственное, что запрещено в этой игре, так это указывать на сам предмет, даже если он есть поблизости, и произносить слова и звуки. Остальные игроки пытаются угадать изображаемое слово. Когда у них появляется версия о том, что бы это значило, то они сразу произносят свой ответ. Если он неверен, то водящий отрицательно качает головой. Если ответ правильный, то водящий снова может говорить и радостно это демонстрирует, называя вслух загаданное слово и приглашая назвавшего его стать водящим. Если же ответ игрока близок по смыслу, но не совсем точен, то ведущий показывает это с помощью знака, о котором договариваются заранее, например, помахав двумя руками перед собой.

Продолжительность – 10 минут.

Упражнение №4 "Тух-тиби-дух"

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил. 
Ход упражнения. "Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. 
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Продолжительность – 4 минуты.

 

Упражнение №5  «Волшебный сон»

Цель: снятие психофизиологического  напряжения.

Ход упражнения. Ребята, сейчас, когда  я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается новая игра – «Волшебный сон». Вы не заснёте по-настоящему, будете всё слышать, но вы не будете двигаться  и открывать глаза, пока я вам  не разрешу. Внимательно слушайте и  про себя повторяйте мои слова. Шептать  не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глазки. «Волшебный сон» закончится тогда, когда  я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!»  Внимание.  Наступает «Волшебный сон»… (Тихим голосом, замедленно, с  длительными паузами даётся новая  формула общего покоя. Отдельные  формулы внушения повторяются два-три  раза с изменением логического ударения.)

Реснички опускаются… Отдыхают…  засыпают… (два раза)

Глазки закрываются… Шея не напряжена  и расслаблена 

Мы спокойно отдыхаем… (два раза)

Сном волшебным засыпаем… 

Губы чуть приоткрываются… 

Дышится легко… ровно… глубоко…

Всё чудесно расслабляется. (два  раза)

Наши ноги отдыхают… 

Дышится легко… ровно… глубоко….

Ноги тоже отдыхают… 

Длительная пауза. Дети выводятся  из «Волшебного сна»:

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали… 

Громче, быстрее, энергичнее:

Хорошо нам отдыхать!

Их повыше поднимаем.

Но пора уже вставать!

Потянуться! Улыбнуться!

Крепче кулачки сжимаем,

Всем открыть глаза и встать. Продолжительность – 6 минут.

Приложение №2

Рекомендации  родителям и педагогам

Рекомендации родителям

1.       Ежедневно играть с ребенком в ролевые игры или хотя бы в «ролевые беседы» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).

2.       Когда ребенок приходит из детского сада, интересуйтесь, во что играли другие дети, побуждая его приглядываться к играм сверстников и пробовать играть в похожие игры дома.

3.       Ограждать ребенка от просмотра мультфильмов агрессивного содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия.

4.       Обсуждайте с ребенком происходящее на экране, давать свои оценки.

5.       Не проявляйте на глазах у ребенка повышенной эмоциональности и аффективности.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте