Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель: поиск эффективных методов профилактики и снижения уровня агрессивности у дошкольников путем теоретического и практического изучения агрессивности старших дошкольников;
анализ влияния коррекционной программы на снижение уровня детской агрессивности.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) изучить литературу по данному вопросу;
2) проанализировать истоки происхождения агрессивности;
3) определить методы исследования;
4) составить коррекционную программу;
5) провести первичную и вторичную диагностику уровня агрессивности группы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «агрессивного поведения»………………………………………. 5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………... 9
1.3. Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности………………………………………………………………………...13
2. Практическая часть
2.1. Первичная диагностика……………………………………………………. 17
2.2. Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….. 22
2.3. Вторичная диагностика……………………………………………………. 23
2.4. Заключение……………….. ……………………………………………….. 27
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая агрессивность1.docx

— 105.92 Кб (Скачать файл)

Оценочный блок.

Цель: измерение динамики развития и общая оценка проделанной работы на преодоление агрессивного поведения дошкольников.

Методы: методика «Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников».

Рабочий план внедрения психокоррекционной программы.

Этапы работы

Содержание этапов

Сроки выполнения

1. Диагностический

1.Проводится диагностика поведения дошкольников.

2.Определяются индивидуальные проявления агрессивности.

 

2. Работа по созданию установки на психокоррекционный процесс.

1.Обсуждение с воспитателем данных диагностики. Согласование мнений.

2. Определение стратегии индивидуального подхода.

3.Анализ занятий педагогов с целью изучения их возможностей для осуществления психокоррекции.

4. Консультирование воспитателей по применению конкретных психокоррекционных занятий, создание ими соответственной установки у детей.

5.Групповое и индивидуальное консультирование родителей по проблеме детской агрессивности.

6. Разработка серии занятий, которые будут проводиться психологом.

 

3. Проведение активной психокоррекционной работы.

1.Контроль за работой, осуществляемой воспитателем.

2.Контроль за работой, осуществляемой родителями.

3. Проведение самостоятельной коррекционной работы психологом.

 

4. Оценка эффективности коррекционной работы.

1.Проведение повторной диагностики.

2. Обсуждение итогов психокоррекционной работы с воспитателями и родителями.

3. Рекомендации для воспитателей и родителей по осуществлению дальнейшей работы с агрессивным ребенком.

 

 

Настоящая коррекционно –  развивающая программа содержит 10 занятий. На основе диагностики выделяются типы дошкольников. Группа агрессивных детей обособляется для работы с психологом, разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей, а со стороны психолога лишь осуществляется контроль за правильностью выполнения рекомендаций, которые он дал. Группы состоят из 5-6 детей, наиболее целесообразно количество группы равное 6 человекам, т.е. четное число, что связано с тем, чтобы в процессе выполнения некоторых заданий не возникало недоразумений с поиском пары для ребенка. Наряду с агрессивными детьми в группе должен присутствовать и участвовать на равных 1 миролюбивый ребенок. Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут.

Структура занятия выглядит следующим образом:

1.       Ритуал. Цель: настроить группу на работу, создать общность коллектива.

2.      Разминка. Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма.

3.      Основная часть. Цель: преодоление агрессивного поведения.

4.      Рефлексия. Цель: осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.

5.       Релаксация. Цель: снятие напряжения.

6.       Ритуал. Цель: плавно завершить занятие.

В процессе занятия возможно использование специальных приемов, указанных выше, в том случае, если ребенок на занятии будет  проявлять высокую агрессивность. Выбор метода осуществляется индивидуально  для каждого ребенка.

В качестве специальных принципов  при подборе заданий и упражнений выступают следующие:

1.        принцип адекватности – он предполагает соответствие упражнений возрастным и индивидуальным особенностям, а также решаемым задачам.

2.        принцип оптимальности – означает, что в своей системе упражнения в наибольшей степени способны решать поставленную задачу.

3.        принцип системности в подборе и предъявлении упражнений – ориентирован на обособленность и завершенность системы упражнений по каждому блоку решаемых задач.

4.        принцип повторяемости, усложнения и динамики упражнений.

5.        принцип дозировки – определяется иерархией задач.

6.        принцип сочетания основных и фоновых упражнений.

7.       принцип разнообразия упражнений, основанный на смене видов деятельности.

Разработка рекомендаций для родителей и педагогов  основывается на работах Рогова Е.И., Волковой Е., Смирновой Е., Холмогоровой В.

На занятия требуются  следующие материалы: «Волшебная»  палочка; коврик (маты); листы бумаги; две красочные книги (черная и  зеленая); баночки с гуашью, краски, карандаши.

Музыкальное сопровождение:

·                   сирийская народная мелодия, Колыбельная, (спокойная музыка);

·                   «Лезгинка»; «Марш».

  1. Методика диагностического блока

Методика: «Изучение эмоционально – обусловленного поведения дошкольников»

Подготовка исследования: выучить наизусть вопросы и ситуации.

Проведение исследования: сначала за детьми ведется наблюдение в различных видах деятельности. Затем проводят индивидуально две  серии.

Первая серия. Экспериментатор задает ребенку вопросы:

1.       Можно ли смеяться, если твой товарищ упал, почему?

2.       Можно ли обижать животных, почему?

3.       Нужно ли делиться игрушками с другими детьми, почему?

4.       Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого, нужно ли сказать, что виноват ты? Почему?

5.       Можно ли шуметь, когда другие отдыхают, почему?

6.       Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку, почему?

Вторая серия. Ребенку предлагается закончить несколько ситуаций:

1.       Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказала: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играть или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила…..Что ответила Маша? Почему?

2.       Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машинку и стал с ней играть. Тогда Петя … Что сделал Петя? Почему?

3.       Катя и Вера играли пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?

4.       Таня и Оля играли в дочки - матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?

5.       Коля играл в лошадки. Он бегал и кричал: «Но, но, но!». В другой комнате его мама укладывала спать маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла уснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?

6.       Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хороший». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?

7.       Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?

Обработка данных. Анализ результатов наблюдения проводится по следующей схеме:

1.       как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему;

2.       оказывает ли другому помощь, и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенна; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и др.);

3.       проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, в чем это выражается и в каких ситуациях;

4.       замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует;

5.       проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действия выражается забота;

6.       как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче).   

 При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей, в частности, на проявление агрессивного поведения.

 

  1. Конспекты коррекционно – развивающих занятий

Занятие №1

Упражнение №1 «Здоровалки»

Цель: знакомство, вхождение  детей в новую ситуацию, коллектив, создание рабочего настроения.

Ход упражнения: дети встают в круг. Каждый ребенок по кругу  здоровается со всей группой и представляется. Первым представляется психолог. Когда все дети представятся, сходятся к центру и обнимаются вместе.

Упражнение №2 «Курица, цыплята и ястреб»

Цель: пробуждение активности каждого ребенка, мобилизация всех систем организма и психики ребенка.

Ход игры: один из детей изображает курицу, другой ястреба, остальные дети – цыплят. «Цыплята» в сопровождении  «курицы» бегают по комнате и «клюют корм». На условный сигнал вылетает «ястреб» и пытается поймать цыплят, которые  под защитой «курицы» от него увертываются и убегают в «сарай» (очерченное место в углу комнаты). Пойманный  уводится ястребом к себе в другой угол комнаты, и он выбывает из игры.

Продолжительность –3-4 мин.

Упражнение№3 «Общий круг»

Цель: установить контакт  членов группы, сосредоточить внимание детей друг на друга.

Ход игры: психолог (собрав детей  вокруг себя) говорит: «Чтобы я могла вас видеть и чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте на ковер, пожалуйста, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно также каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей».

Желательно, чтоб дети избегали словесных приветствий. Однако, если кто-то захочет что-то сказать другому, психолог не препятствует.

Продолжительность – 3-5 мин.

 

Упражнение №4 Рефлексия.

Цель: подвергнуть детей  к совершению добрых поступков, доведение до осознания чувств от радушного приветствия другого человека.

Ход упражнения: Детям последовательно  задаются вопросы:

1.        Какая книжка вы понравилась больше, черная или зеленая?

2.        В какую из них хотелось бы больше записывать? Почему?

Психолог делает предложение - запоминать хорошие поступки, которые  сделает ребенок, а на следующем  занятии тот, кто больше всего  привнесет в содержание зеленой  книги Добра, тот получит право  быть «Феей (волшебником) сна», которые  появляются в конце занятия.

3.       Вам понравилось здороваться друг с другом в кругу? Почему?

4.       А в другой ситуации можно здороваться так же, как мы сегодня?

5.        Хотелось бы вам это попробовать самим дома или в садике?

Продолжительность – 5-7 мин.

Упражнение №5 «На море»

Цель: снятие психофизиологического  напряжения.

Ход упражнения: Дети ложатся на коврик. Закрывают глаза. И психолог читает:

«Представьте - вы на море. Вы выходите из прохладной, соленой воды, усталые, измученные после долгого  купания. Вам хочется быстрее  прилечь на горячий песок. И вот  вы, наконец, дошли до песка и упали  на него. Тепло песка согревает  все ваше тело. Вам хорошо. Солнце печет прямо в лицо, и вы лежите полностью расслабленные, дышите ровно  и спокойно. Ничего вас не беспокоит». Через 10-15 сек психолог говорит: «А теперь медленно откройте глаза и посмотрите друг на друга».

Все это время играет музыка со звуками моря.

Продолжительность – 3 мин.

Упражнение №6 «Фея (волшебник) сна»

Цель: плавное завершения занятия.

Ход игры: Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом  расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная». К детям подходит девочка с  тоненькой палочкой в руке – это фея (мальчик – волшебник). Фея касается плеча одного из детей палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза), фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой, фея смотрит на них: все спят, она улыбается и уходит. Затем психолог говорит: «Доброе утро!» и все просыпаются.

Продолжительность – 1-2мин.

 

Занятие №2.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте