Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа
Цель: поиск эффективных методов профилактики и снижения уровня агрессивности у дошкольников путем теоретического и практического изучения агрессивности старших дошкольников;
анализ влияния коррекционной программы на снижение уровня детской агрессивности.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) изучить литературу по данному вопросу;
2) проанализировать истоки происхождения агрессивности;
3) определить методы исследования;
4) составить коррекционную программу;
5) провести первичную и вторичную диагностику уровня агрессивности группы.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «агрессивного поведения»………………………………………. 5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………... 9
1.3. Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности………………………………………………………………………...13
2. Практическая часть
2.1. Первичная диагностика……………………………………………………. 17
2.2. Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….. 22
2.3. Вторичная диагностика……………………………………………………. 23
2.4. Заключение……………….. ……………………………………………….. 27
Список литературы………………………………………………………………
— тенденцию к разрушению;
— направленность на причинение вреда окружающим людям;
— склонность к насилию (причинению боли).
Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.
При этом выраженную социально-негативную
оценку имеют, прежде всего, те формы
агрессивного поведения, которые «нацелены
на оскорбление или причинение вреда
другому живому существу, не желающему
подобного обращения». Такое агрессивно-асоциальное
поведение непременно включает насилие
— вербальные или физические действия,
причиняющие боль. Оно, как правило,
протекает на фоне негативных эмоций
агрессора (злость, ярость, садистическое
удовольствие, безразличие) и в свою
очередь вызывает негативные переживания
жертвы (страх, унижение). Таким образом,
поведение можно назвать
1) когда имеют место
губительные для жертвы
2) когда нарушены нормы поведения.
Для обуздания стремления насилия любое общество вынуждено принимать специальные меры. Наиболее эффективными из них следует признать национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), позволяющие конкретной личности интегрировать свой агрессивный потенциал и выражать его социально-приемлемыми способами. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например национальных героев или жизнеутверждающих кумиров.
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте
Дошкольный возраст делят на подпериоды: младший дошкольный возраст (3-4); средний дошкольный возраст (4-5); старший дошкольный возраст (5-7). Рамки семьи в дошкольном возрасте раздвигаются до пределов улицы и города. Ребенок открывает мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. У ребенка возникает потребность активного участия во взрослой жизни. На этом этапе ведущим видом деятельности является ролевая игра. Ребенок стремится к еще большей самостоятельности, но на данном этапе эта потребность не может быть реализована. Данное противоречие и способствует развитию игры. В старшем дошкольном возрасте дети находятся на стадии развития игры, на которой моделируют реальные отношения между людьми. В этом возрасте складывается индивидуальная мотивационная система ребенка. Среди устойчивых мотивов начинают выделяться доминирующие мотивы, характеризующие индивидуальность личности. В этом возрасте ребенок сначала приобретает умение оценивать действия других детей, затем свои собственные. На этом же этапе происходит осознание своих чувств, то есть старший дошкольник может выразить свои переживания, вербализируя их. Все эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, но из этого не следует снижение интенсивности эмоциональной жизни ребенка. Ребенок все еще существо импульсивное, но существо управляемое. Запорожец говорил о существовании механизма эмоционального предвосхищения. В раннем детстве аффект – последовательное звено в цепочке событий. В дошкольном возрасте до того, как ребенок начинает действовать, появляется эмоциональный образ, отражающий будущий результат. Следовательно, ребенок знает, хорошо или плохо он поступает.
Эмоциональные реакции в
форме сопротивления или
Следует заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье, а детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя. Если те или другие проявляют, даже просто испытывают агрессию, дети с большой вероятностью будут ее воспроизводить. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих сверстников не только поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции. Выявить эти психологические особенности можно путем сопоставления их с теми же характеристиками дошкольников, которые не проявляют склонности к агрессивному поведению.
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы: все эти формы можно увидеть в группе детского сада.
Вербальная агрессия.
1. Косвенная форма направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб; демонстративного крика, направленного на устранение сверстника; агрессивные фантазии.
2. Прямая форма представляет собой оскорбления или вербальные формы унижения другого. Традиционны такие «детские» формы прямой вербальной агрессии: дразнилки («Ябеда – корябеда», «Жора – обжора»), оскорбления («Жир – трест», «урод»).
Физическая агрессия.
Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия. У некоторых проявляется физическая агрессия как в косвенной, так и в прямой формах.
Об агрессивности нельзя судить по ее внешним проявлениям. Надо выявить мотивы и сопутствующие ей переживания, что необходимо для своевременной диагностики и для разработки коррекционных программ. Очевидно, каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации. Рассмотрев ситуации, мы можем понять направленность агрессивного поведения, его причины и цели. А это может пролить свет на мотивацию. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, Смирнова Е. и Хузеева Г. выделяют:
В большинстве случаев агрессивные действия у детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у некоторых из них агрессивные действия вообще не имеют какой–либо цели и направлены исключительно на причинение вреда. У этих детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение сверстника, и агрессия при этом выступает как самоцель. Такое поведение свидетельствует о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает тревогу. Враждебная агрессия этих детей проявляется:
1. в высокой частоте действий – в течение часа можно наблюдать не менее четырех актов причинения вреда, в то время как у других детей отмечается не более одного;
2. в преобладании физического насилия;
3. в действиях, в стремлении причинить сверстнику физическую боль и страдание.
Эти признаки дают возможность выделить группу повышенной агрессивности. Обычно от общего количества детей их число составляет 15-30 %
1.3. Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности
Существуют различные коррекционные программы, направленные на преодоление агрессивности на разных возрастных этапах. Наиболее разработанными являются программы для подросткового возраста. Примером такой программы может послужить комплексная методика коррекции нарушений поведения у детей, разработанная И.А. Фурмановым, которая включает в себя три взаимосвязанных программы. [16]
Программа «Тренинг модификации поведения» для агрессивных подростков и юношей с асоциальной направленностью поведения. Данная программа состоит из двух блоков:
Программа «Тренинг эффективности
родителей». Она предназначена для
работ с родителями, которые испытывают
трудности в воспитании детей
с нарушениями в поведении. Направленность
тренинга состоит в создании психологических
условий для преодоления
Программа «Тренинг психологической
компетентности педагога». Цель программы
– информирование педагогов об индивидуально-психологических
особенностях личности подростков с
нарушениями поведения и
Безусловной ценностью данной программы является ее интегративность. В ней объединены коррекционно-развивающие приемы и упражнения для самих детей, а так же для окружающих их людей, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности. Это важно учитывать при коррекции агрессивного поведения детей любого возраста. Преимуществом данной программы также является интегративный подход к коррекционной работе с самими детьми, где одними из задач являются отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регуляции своего состояния, формирование моральной позиции.
В качестве примера коррекционно-
Семенака С.И. разрабатывает цикл коррекционно – развивающих занятий, направленных на формирование эмпатии и профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников. Семенака С.И. выделяет в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию – формирование эмпатии.[11] В психологии под эмпатией понимается постижение эмоционального состояния, проникновение, переживание за другого человека, понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Как особые формы эмпатии выделяют: сопереживание – переживание тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой человек, через отождествление с ним; сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
Известный педегог В.А. Сухомлинский дал следующую оценку эмпатии: «Глухой к другим людям – остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…».
С возрастом развивается способность ребенка переживать за другого, что связано с возрастными изменениями у него темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием социального окружения. На ранних этапах психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса – сопереживания, проявляющееся на основе таких механизмов как заражение и идентификация. По мере становления второго компонента сочувствия доминирующую роль начинает играть когнитивные компоненты, знания моральных принципов и социальные ориентации ребенка. На основе этих компонентов у дошкольников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребенка к конкретным поступкам. Л.П.Стрелкова отмечает, что «переход к реальному содействию возможен при расширении круга переживаемых эмоций». Содержание предлагаемых занятий направлено не решение следующих задач: расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»; расширение способности к эмоциональному сопереживанию; развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания; формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков; воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным. [11] Данная программа хороша тем, что в ней очень подробно расписаны занятия по формированию эмпатии, что немаловажно для преодоления агрессивного поведения.
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте